ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-29249/2021 от 29.09.2021 Московского областного суда (Московская область)

Судья Колчина М.В. Дело № 33-29249/2021

Уникальный идентификатор дела

50RS0014-01-2021-000778-24

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Немовой Т.А.,

судей Рыбкина М.И., Петруниной М.В.,

при помощнике судьи Коноваловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 сентября 2021 г. апелляционную жалобу ФИО1 на решение Ивантеевского городского суда Московской области от 10 июня 2021 г. по делу по иску ФИО1 к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору о восстановлении на работе, возложении обязанности обеспечить возможность замещения должности главной группы должностей категории «руководители», компенсации морального вреда,

заслушав доклад судьи Рыбкина М.И.,

объяснения истца, представителя ответчика,

заключение помощника прокурора Козловой О.А.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) о восстановлении на работе, возложении обязанности обеспечить возможность замещения должности главной группы должностей категории «руководители», компенсации морального вреда, указав, что 19 мая 2021 г. она принята ответчиком на работу на должность главного бухгалтера. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. № 1830 предельная численность работников центрального аппарата Ростехнадзора была сокращена, новое штатное расписание введено в действие с 1 января 2021 г. приказом Ростехнадзора от 28 декабря 2020 г. № 858/лс. В Управлении экономики, финансов и государственных программ (далее - Управление) произошло перераспределение курируемых отделов между заместителями начальника Управления, при этом фактического сокращения должностей главной группы категории «руководители» не произошло: 5 единиц до сокращения, 5 единиц - после. Во вступившем в силу штатном расписании было изменено наименование замещаемой истцом должности, а именно исключена приставка «заместитель главного бухгалтера». Должностные обязанности истца с 1 января 2021 г. не изменились, за исключением перечня курируемых отделов, но изменение состава курируемых отделов произошло также и в должностных обязанностях других заместителей начальников Управления, при этом организационно-штатные мероприятия в отношении них не проводились. Изменение наименования должности было реализовано путем сокращения старой должности с двойным наименованием «заместитель начальника Управления экономики, финансов и государственных программ - заместитель главного бухгалтера» и введения новой должности «заместитель начальника Управления экономики, финансов и государственных программ». В Управлении на момент вручения истцу уведомления 11 января 2021 г. имелись 2 вакантные должности главной группы должностей категории «руководители»: начальник Управления экономики, финансов и государственных программ и заместитель начальника Управления экономики, финансов и государственных программ. Однако истцу данные должности для замещения не предлагались. 10 февраля 2021 г. на должность начальника Управления экономики, финансов и государственных программ был принят специалист, до этого не работавший в Ростехнадзоре. 16 февраля 2021 г. должность заместителя начальника Управления экономики, финансов и государственных программ была замещена путем перевода на нее специалиста с сокращенной должности начальника отдела (ведущая группа должностей категории «специалисты»). 20 февраля 2021 г. и 22 марта 2021 г. истцу были предложены для замещения должности начальника отдела - ведущая группа должностей категории «специалисты». От данных должностей истец отказалась в связи с тем, что должности не соответствуют категории и группе, в которую включалась замещаемая должность. Замещение должности начальника отдела фактически является понижением истца в должности без законных оснований. Приказом Ростехнадзора от 22 марта 2021 г. № 290/лс служебный контракт с истцом расторгнут 23 марта 2021 г. истец освобождена от занимаемой должности федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника Управления экономики, финансов и государственных программ - заместителя главного бухгалтера, уволена с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы. Полагая свое увольнение незаконным, истец просила восстановить ее в занимаемой должности, обязать ответчика обеспечить возможность замещения должности главной группы должностей категории «руководители», взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

Решением Ивантеевского городского суда Московской области от 10 июня 2021 г. в удовлетворении иска ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора, полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующему.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 г. за N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Этим требованиям решение суда не отвечает.

Судом установлено, что 19 мая 2020 г. между сторонами заключен служебный контракт о прохождении истцом федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации № 53, в соответствии с которым ФИО1 была принята на работу в Ростехнадзор на должность заместителя начальника Управления экономики, финансов и государственных программ - заместителя главного бухгалтера.

Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. № 1829 «О структуре центральных аппаратов федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации» № 1830 «Об оптимизации структуры и численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации» далее - Постановление № 1830) произведено изменение структуры и численности штата государственных гражданских служащих центрального аппарата Ростехнадзора.

Согласно пункту 1 Постановления № 1830 Ростехнадзору с 1 января 2021 г. надлежало сократить предельную численность федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

Во исполнение Постановления №-4830 новая структура и штатное расписание Ростехнадзора введены в действие с 1 января 2021 г. приказами Ростехнадзора от 28 декабря 2020 г. № 857/лс и № 858/лс соответственно, согласно которым занимаемая истцом должность сокращена.

11 января 2021 г. ФИО1 получено уведомление о сокращении занимаемой ею должности.

20 февраля 2021 г. истцом получено уведомление с предложением занять вакантную должность начальника отдела администрирования доходов бюджета Управления экономики, финансов и государственных программ.

22 марта 2021 г. истцом получено уведомление с предложением занять вакантную должность начальника отдела финансирования и мониторинга бюджетных расходов Управления экономики, финансов и государственных программ, а также вакантную должность начальника отдела администрирования доходов бюджета Управления экономики, финансов и государственных программ.

22 марта 2021 г. приказом № 290/21 с истцом расторгнут служебный контракт в связи с сокращением занимаемой должности.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении иска ФИО1, суд исходил из вывода о том, что процедура увольнения истца соблюдена в полном объеме, в связи с чем увольнение истца 22 марта 2021 г. следует признать законным.

Довод ФИО1 о том, что ей не были предложены все имеющиеся вакансии, судом признан несостоятельным со ссылкой на то, что имеющиеся вакантные должности были до даты увольнения ФИО1 заняты другими сотрудниками, также подлежавшими сокращению, в связи с чем оснований возлагать на работодателя обязанность предлагать сокращаемому работнику должность, предложенную иному работнику и давшему на нее согласие, не отвечает принципу сохранения трудовых правоотношений и продолжения работником осуществления трудовой функции, в связи с чем не может свидетельствовать о нарушении Ростехнадзором установленной законом процедуры увольнения по указанному выше основанию.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда основанными на неправильном применении норм материального права.

Согласно части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа регламентированы статьей 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ.

Согласно статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;

2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы (часть 1).

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2).

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 5).

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона (часть 6).

Из системного толкования статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

Из материалов дела следует, что на момент сокращения должности истца в Ростехнадзоре имелись 2 вакантные должности главной группы должностей категории «руководители»: начальник Управления экономики, финансов и государственных программ и заместитель начальника Управления экономики, финансов и государственных программ.

Данные должности истцу предложены не были.

Представитель ответчика в заседании судебной коллегии подтвердила, что уровень квалификации истца, ее профессиональное образование, стаж гражданской службы и работы (службы) по специальности, направление подготовки соответствовали указанным вакантным должностям, однако данные вакантные должности не были предложены истцу, поскольку были предложены иным лицам, которые дали свое согласие на их замещение.

Вместе с тем статьей 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ не предусмотрено, что имеющаяся на момент сокращения вакантная должность не должна быть предложена работнику, чья должность подложит сокращению, в случае, если такая вакантная должность была предложена иному лицу, который дал согласие на ее замещение.

В пункте 4 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 9 декабря 2020 г., разъяснено, что к гарантиям прав работников при принятии работодателем решения о сокращении численности или штата работников организации относится установленная Трудовым кодексом Российской Федерации обязанность работодателя предложить работнику, должность которого подлежит сокращению, все имеющиеся у работодателя в данной местности вакантные должности, соответствующие квалификации работника, а также вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу. Данная обязанность работодателя императивно установлена нормами трудового законодательства, которые работодатель должен соблюдать. Являясь элементом правового механизма увольнения по сокращению численности или штата работников, указанная гарантия (наряду с установленным законом порядком увольнения работника) направлена против возможного произвольного увольнения работников в случае принятия работодателем решения о сокращении численности или штата работников организации. Обязанность работодателя предлагать работнику вакантные должности, отвечающие названным требованиям, означает, что работодателем работнику должны быть предложены все имеющиеся у работодателя в штатном расписании вакантные должности как на день предупреждения работника о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата работников, так и образовавшиеся в течение периода времени с начала проведения работодателем организационно-штатных мероприятий (предупреждения работника об увольнении) по день увольнения работника включительно. При этом работодатель обязан предлагать все имеющиеся вакантные должности всем сокращаемым работникам, в противном случае нарушается один из основных принципов правового регулирования трудовых отношений – принцип равенства прав и возможностей работников, закрепленный в статье 2 ТК РФ, и запрет на дискриминацию в сфере труда. Неисполнение работодателем такой обязанности в случае спора о законности увольнения работника с работы по названному основанию влечет признание судом увольнения незаконным.

Данные разъяснения в силу части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации в полной мере применимы к порядку увольнения гражданского служащего в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы, поскольку Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ иное не предусмотрено.

Согласно части 3 статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ в течение срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе (часть 3).

Частью 4 статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ предусмотрено, что преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Представитель Ростехнадзора пояснила, что имеющиеся на момент сокращения должности истца вакантные должности главной группы должностей категории «руководители»: начальник Управления экономики, финансов и государственных программ и заместитель начальника Управления экономики, финансов и государственных программ были предложены лицам, имеющим лучшую профессиональную подготовку по сравнению с истцом.

Однако в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность указанного довода ответчика.

Из материалов дела следует, что внеочередная аттестация гражданских служащих не проводилась, преимущественное право на замещение вакантных должностей начальника Управления экономики, финансов и государственных программ и заместителя начальника Управления экономики, финансов и государственных программ между претендентами на эти должности не выяснялось.

Более того, как указала истец и не оспаривалось ответчиком, 10 февраля 2021 г. на должность начальника Управления экономики, финансов и государственных программ был принят специалист, до этого не работавший в Ростехнадзоре; 16 февраля 2021 г. должность заместителя начальника Управления экономики, финансов и государственных программ была замещена путем перевода на нее специалиста с сокращенной должности начальника отдела, относящейся к нижестоящим категориям и группам должностей – ведущей группе должностей категории «специалисты».

В силу пункта 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе.

Согласно части 1 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Учитывая, что при увольнении ФИО1 в связи с сокращением занимаемой должности ответчиком был нарушен предусмотренный статьей 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ порядок увольнения, поскольку истцу не были предложены все имеющиеся вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая ею должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки, а при принятии решения о замещении вакантных должностей иными специалистами не проверялось наличие преимущественного права истца на их замещение, судебная коллегия находит увольнение ФИО1 незаконным, что влечет восстановление истца на прежней работе.

Согласно части 16 статьи 70 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ в случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о взыскании в пользу гражданского служащего денежной компенсации причиненного ему морального вреда. Размер этой компенсации определяется судом.

Установив нарушение порядка увольнения ФИО1, судебная коллегия с учетом степени причиненных истцу нравственных страданий, вины работодателя и требований разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании с пользу истца компенсации морального вреда в размере 20 000 руб.

Требование ФИО1 о возложении на ответчика обязанности обеспечить возможность замещения должности главной группы должностей категории «руководители» удовлетворению не подлежит, поскольку такой способ защиты права ни Трудовым кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не предусмотрен.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ивантеевского городского суда Московской области от 10 июня 2021 г. отменить.

Принять по делу новое решение.

Иск ФИО1 к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору о восстановлении на работе, возложении обязанности обеспечить возможность замещения должности главной группы должностей категории «руководители», компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Восстановить ФИО1 на работе в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору в должности заместителя начальника Управления экономики, финансов и государственных программ – заместителя главного бухгалтера Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с 24 марта 2021 г.

Взыскать с Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.

В удовлетворении иска ФИО1 к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору о возложении обязанности обеспечить возможность замещения должности главной группы должностей категории «руководители», компенсации морального вреда в размере, превышающем взысканную сумму, отказать.

Апелляционную жалобу ФИО1 удовлетворить частично.

Председательствующий

Судьи