ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2926 от 02.09.2015 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33-2926 судья Лискина Т.В. 2015 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 сентября 2015 года г.Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Образцовой С.А.

судей Улыбиной С.А. и Акатьевой Т.Я.

при секретаре судебного заседания Галушкиной О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Твери

по докладу судьи Улыбиной С.А.

дело по апелляционной жалобе ФИО1, поданной его представителем ФИО2, действующим на основании доверенности на решение Московского районного суда города Твери от 12 марта 2015 года, которым с учетом дополнительного решения Московского районного суда города Твери от 03 июня 2015 года постановлено:

«ФИО1 в удовлетворении заявления о признании незаконным действия Управления Федеральной миграционной службы по Тверской области по отказу в принятии ДД.ММ.ГГГГ заявления об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, - отказать.

ФИО1 в удовлетворении требований об обязании Управления Федеральной миграционной службы по Тверской области принять от ФИО1 в установленном порядке к рассмотрению заявление с прилагаемыми документами, в том числе документом об образовании - свидетельством о неполном среднем образовании серии от ДД.ММ.ГГГГ об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом – отказать»

судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным, нарушающим его права и свободы действие Управления Федеральной миграционной службы по Тверской области по отказу в принятии ДД.ММ.ГГГГ его заявления об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, связанного с предоставлением ему документа об образовании - свидетельства о неполном среднем образовании серии от ДД.ММ.ГГГГ, обязании УФМС по Тверской области принять в установленном порядке к рассмотрению его заявления с прилагаемыми документами, в том числе документом об образовании - свидетельством о неполном среднем образовании серии от ДД.ММ.ГГГГ об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

В обоснование заявления указал, что он гражданин Республики Таджикистан, ДД.ММ.ГГГГ обратился в установленном порядке в Управление Федеральной миграционной службы по Тверской области с заявлением для включения его кандидатуры в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В Управлении Федеральной миграционной службы по Тверской области заявление с документами не приняли, отказали в устной форме. ДД.ММ.ГГГГ заявителем было подано в адрес УФМС по Тверской области заявление с просьбой предоставить письменные разъяснения о причине отказа в приеме заявления с документами для участия в указанной программе. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на обращение указано, что заявление с прилагаемыми документами не были приняты у ФИО1 по причине не соответствия уровня образования с Регламентом приема участников Государственной программы по Тверской области, а именно, по причине предоставления свидетельства о неполном среднем образовании серии . Считает данные действия УФМС по Тверской области незаконными, поскольку федеральное законодательство не содержит требований наличия у участника Государственной программы какого-то конкретного уровня образования, а также необходимости предоставления копий гражданско-правовых договоров об оказании образовательных услуг с образовательным учреждением субъекта РФ, в котором реализуется программа. Сотрудники ФМС России при принятии и дальнейшем рассмотрении заявлений об участии в Государственной программе руководствуются приказом Федеральной миграционной службы «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» от 14.05.2012 года № 166. Данный Административный регламент содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления Государственной услуги. Как следует из Регламента приема участников Государственной программы по Тверской области заявление на рассмотрение принимается у соотечественника только при предоставлении документов, подтверждающих уровень начального, среднего и высшего профессионального образования, а также общего среднего образования при наличии стажа трудовой деятельности не менее 1 года по имеющейся специальности (профессии). При этом Регламент в установленном порядке, как нормативный акт не регистрировался и официально не публиковался. Установление дополнительных требований к соотечественникам не входит в полномочия Межведомственной комиссии. Предоставленный вместе с заявлением об участии в Государственной программе, в числе прочих, документ об образовании - свидетельство о неполном среднем образовании серии от ДД.ММ.ГГГГ, с переводом, выполненным на русский язык, засвидетельствованный нотариусом, выдан ему в ДД.ММ.ГГГГ в основной школе <данные изъяты> по окончании неполной средней школы, отвечает требованиям п.п. «д» п. 3 Положения о выдаче свидетельства участника Государственной программы. Отказ в принятии к рассмотрению заявления об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на основании указанных требований Регламента нельзя признать законным, так как они не соответствуют федеральному законодательству. Данные требования Регламента противоречат целям Государственной программы (стимулирование переселения соотечественников), поскольку затрудняют доступ соотечественников, отвечающих установленным требованиям к участию в Государственной программе.

В судебное заседание заявитель ФИО1 не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, воспользовался правом иметь представителя.

Представитель заявителя по доверенности ФИО2 в судебном заседании поддержал заявление в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в заявлении.

Представитель УФМС России по Тверской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против доводов, изложенных в заявлении, считая действия УФМС России по Тверской области при приеме заявления ФИО1 для участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей ДД.ММ.ГГГГ правомерными; поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.

Судом постановлено приведенное выше решение и дополнительное решение.

В апелляционной жалобе и в дополнении к ней представитель ФИО1 – ФИО2, действующий на основании доверенности, просит решение Московского районного суда города Твери от 12 марта 2015 года и дополнительное решение от 03 июня 2015 года отменить и принять новое решение, указывая на то, что суд не принял во внимание доводы заявителя о том, что Регламент приема участников Государственной программы по Тверской области, утвержденный Межведомственной комиссией по оказанию содействия добровольному переселению в Тверскую область соотечественников, проживающих за рубежом от ДД.ММ.ГГГГ противоречит Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Административному регламенту и Государственной региональной программе Тверской области, утвержденной постановлением Правительства Тверской области «О государственной региональной программе Тверской области «Оказания содействия добровольному переселению в Тверскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2015 годы». Также суд не принял во внимание и то, что в соответствии с пунктом 47 Административного регламента отказ в приеме к рассмотрению документов является исчерпывающим и не содержит требований о предоставлении документа конкретного уровня образования. Суду были представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении прав и свобод заявителя, поскольку отказ в приеме документов противоречит пункту 47 Административного регламента. Более того, в нарушении части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд возложил бремя доказывания законности совершения заинтересованным лицом действий на заявителя, ссылаясь на то, что им не представлено доказательств осуществления трудовой деятельности на территории Тверской области более 1 года, что и послужило основанием отказа в приеме документов. Между тем, письменный ответ не содержит указаний о причине отказа в предоставлении государственной услуги. Заявителем оспариваются действия связанные с отказом в приеме документов к рассмотрению, на основании представленного свидетельства о неполном среднем образовании. Заинтересованным лицом не представлено доказательств законности совершенного им действия, поскольку не представлено доказательств того, что Регламент, на который они ссылаются, является нормативным правовым актом. В связи с чем, применение судом положений Регламента недопустимо. Суд первой инстанции не применил нормы Административного регламента, полагая, что отказ на основании требований Регламента является законным. Кроме того, судом нарушен десятидневный срок рассмотрения заявления, установленный частью 1 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы от УФМС России по Тверской области не поступило.

Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя ФИО1, извещенного о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела и доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя ФИО1 – ФИО2, представителей УФМС России по тверской области ФИО3, ФИО4, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.

Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ гражданин Республики Таджикистан ФИО1 обратился в УФМС России по Тверской области с заявлением по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.02.2013 года № 196-р, и прилагаемым пакетом документов, в соответствии с пунктами 3-4 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке выдачи на территории Российской Федерации свидетельства участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» от 15.07.2010 г. № 528, для включения его кандидатуры в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

При подаче заявления на участие в Государственной региональной программе в подтверждение уровня образования гражданином ФИО1 было представлено только свидетельство о неполном среднем образовании серии , что не оспаривается сторонами.

Указанное заявление не было принято к рассмотрению, поскольку уровень образования заявителя не соответствует уровню образования установленного Регламентом приема участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей по Тверской области, утвержденным решением Межведомственной комиссии по оказанию содействия добровольному переселению в Тверскую область соотечественников, проживающих за рубежом от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сообщением УФМС России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-14).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что отказ УФМС в приеме заявления ФИО1 для включения его кандидатуры в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является законным и обоснованным, принятым в рамках полномочий, поскольку уровень образования гражданина ФИО1 не соответствует требованиям Регламента, доказательств осуществления трудовой деятельности на территории Тверской области более 1 года, не представлено.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.

Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года № 1289 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом с целью повышения эффективности реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

В соответствии с главой V Государственной программы решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания, работы и (или) учебы и реализации своих потенциальных трудовых, образовательных, творческих и иных возможностей на территории Российской Федерации.

Решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания. Соотечественник и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в установленном порядке представляют необходимые сведения. Форма заявления об участии в Государственной программе, перечень сведений, которые должны содержаться в нем, и перечень документов, прилагаемых к заявлению, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно главе VIII Государственной программы субъектами Российской Федерации разрабатываются региональные программы переселения, в рамках которых организуется работа с участниками Государственной программы и членами их семей на территориях вселения.

В Тверской области с целью решения проблем обеспечения трудовыми ресурсами потребности экономики для социально-экономического развития области принята Государственная региональная программа «Оказание содействия добровольному переселению в Тверскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2015 года», утвержденная постановлением Правительства Тверской области от 03.06.2014 года № 270-пп и согласованная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 года № 1209-р (далее Региональная программа).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2006 года № 814 «О реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» постановлением Администрации Тверской области № 285-пп от 27 ноября 2006 года при Правительстве Тверской области была создана Межведомственная комиссия по оказанию содействия добровольному переселению в Тверскую область соотечественников, проживающих за рубежом.

Этим же постановлением утверждено Положение о Межведомственной комиссии по оказанию содействия добровольному переселению в Тверскую область соотечественников, проживающих за рубежом.

В соответствии с пунктом 2.2 Положения в функции Межведомственной комиссии в соответствии с возложенными на нее задачами входит, в том числе, утверждение регламента приема участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей по Тверской области и внесения в него изменений.

В соответствии с пунктом 218 Региональной программы в целях минимизации возможных рисков при реализации Программы устанавливаются следующие основные критерии отбора соотечественников для участия в Программе:

а) соотечественники, имеющие разрешение на временное проживание или вид на жительство на территории Тверской области, должны документально подтвердить осуществление трудовой или иной деятельности на территории Тверской области, не запрещенной законодательством Российской Федерации;

б) соотечественники трудоспособного возраста, желающие переселиться на постоянное место жительства в Тверскую область с целью осуществления трудовой деятельности в соответствии с действующим законодательством; получения среднего профессионального и высшего профессионального, включая послевузовское, образования в образовательных организациях, расположенных на территории Тверской области; занятия предпринимательской, сельскохозяйственной деятельностью должны обладать дееспособностью, соответствовать требованиям, установленным Государственной программой.

Решением Межведомственной комиссии по оказанию содействия добровольному переселению в Тверскую область соотечественников, проживающих за рубежом от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден регламент приема участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей по Тверской области, устанавливающий механизм приема участника государственной программы и членов его семьи, а также содействия их временному размещению, предоставлению правового статуса, и обустройству на территории вселения (далее - Регламент).

Согласно абзаца 3 подраздела 2.1 Регламента (с изменениями, утвержденными решением Межведомственной комиссии по оказанию содействия добровольному переселению в Тверскую область соотечественников, проживающих за рубежом от ДД.ММ.ГГГГ 4) соотечественник, постоянно или временно проживающий на законном основании в Российской Федерации представляет в структурное подразделение УФМС России по Тверской области в муниципальных образованиях Тверской области или непосредственно в УФМС России по Тверской области одновременно с заявлением об участии, пакетом документов и трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (услуг) с работодателем (заказчиком) Тверской области. Срок осуществления трудовой деятельности на территории Тверской области не может быть менее 1 года.

В соответствии с пунктом 30 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы России от 14 мая 2012 года № 166 (далее - Административный регламент), при подаче заявления в территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги, соотечественник, проживающий в Российской Федерации, представляет копии документов, в том числе об образовании, о профессиональной подготовке, о стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность соотечественника, и членов его семьи, его профессиональные навыки и умения (если такие документы имеются).

В соответствии с пунктом 47 Административного регламента основаниями для отказа в приеме к рассмотрению документов (в том числе поданных с использованием Единого портала), необходимых для предоставления государственной услуги, являются: нарушение требований к форме и/или содержанию заявления либо к содержанию заявления о замене свидетельства участника Государственной программы; текст заявления или заявления о замене свидетельства участника Государственной программы не поддается прочтению; отсутствие (либо не предъявление) какого-либо из документов, указанных в пунктах 29, 30, 33 или 36 Административного регламента; представленные документы или фотографии не соответствуют требованиям, указанным в пунктах 28, 31 - 34, 36 или 41, 42 Административного регламента; в представленных (в том числе в электронной форме) документах (или их копиях) отсутствуют необходимые печати, не имеется надлежащих подписей; тексты документов написаны неразборчиво; фамилии, имена и отчества (при наличии) физических лиц, адрес их места жительства написаны не полностью; в документах имеются подчистки, приписки, зачеркивания и иные не оговоренные в них исправления; документы (либо электронные файлы, их содержащие) имеют серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание.

Согласно абзаца 4 подраздела 2.1 Регламента заявление на рассмотрение принимается у соотечественника только при предоставлении документов, подтверждающих уровень начального, среднего и высшего профессионального образования, а также общего среднего образования при наличии стажа трудовой деятельности не менее 1 года по имеющейся специальности (профессии).

При установленных судом обстоятельствах и приведенных выше положений правовых норм, учитывая отсутствие у заявителя необходимых документов, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что у УФМС России по Тверской области отсутствовали основания для приема заявления ФИО1 для включения его кандидатуры в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Доводы жалобы о том, что примененные в отношении заявителя положения Регламента противоречат Государственной программе, Государственной региональной программе Тверской области, Административному регламенту, строятся на ошибочном толковании норм права, поскольку из анализа вышеприведенных норм следует, что Регламент лишь конкретизирует порядок приема участников государственной Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, содействия их временному размещению, предоставлению правового статуса и обустройства на территории Тверской области, не противоречит как положениям Государственной программы, Государственной региональной программы Тверской области, так и положениям Административного регламента.

Доводы жалобы о том, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также имеет место недоказанность судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального и процессуального права по существу, как они изложены в жалобе сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, что не может служить основанием для отмены постановленного по делу решения.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены значимые обстоятельства, доказательствам дана надлежащая оценка.

Судебная коллегия не установила нарушения норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену постановленного по делу решения.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Московского районного суда города Твери от 12 марта 2015 года, дополнительное решение от 3 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, поданную его представителем ФИО2, действующим на основании доверенности – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: