ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2926/2014 от 26.08.2014 Владимирского областного суда (Владимирская область)

     Дело № 33-2926/2014        Докладчик Завьялов Д.А.

 Судья      Бондаренко А.А.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

 председательствующего     Сергеевой С.М.

 судей           Завьялова Д.А., Гришиной Г.Н.

 при секретаре       Киселёвой Т.А.

 рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 26 августа 2014 года дело по апелляционной жалобе администрации г.Коврова Владимирской области на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 17 июня 2014 года, которым постановлено:

 исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

 Признать недействительными решения учредительной конференции территориального общественного самоуправления №6 «Центральный» муници_пального образования г.Ковров, оформленные протоколом от 14 ноября 2013 года.

 Взыскать с ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере по **** рублей с каждого.

 Заслушав доклад судьи Завьялова Д.А., объяснения ФИО1, возражавшего против отмены решения, судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к комитету территориального общественного самоуправления №6 «Центральный» муниципального образования г.Ковров (далее - КТОС №6) о признании недействительными решений учредитель_ной конференции территориального общественного самоуправления №6 «Цен_тральный» муниципального образования г.Ковров (далее - ТОС), оформленных протоколом от 14 ноября 2013 года.

 Требования истец обосновал тем, что проживает на территории ТОС, но не был допу_щен на данную конференцию, хотя она являлась открытым мероприятием. Как ему стало известно, на конференции отсут_ствовал кворум, так как от проживающих на территории ТОС 12 540 человек, имеющих право участвовать в осуществлении ТОС и достигших 16-летнего воз_раста, при норме представительства 1 делегат от 100 человек было избрано не 42, а 32 делега_та, из которых на конференции присутствовало 29. По имеющейся у него информации большинство жителей, проживающих на территории ТОС, не знало о проведе_нии конференции. Также в протоколе учредительной конференции отсутствуют сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, что является, по его мнению, существенным нарушением правил составления протокола. Поскольку ему не были представлены документы, подтверждающие полномочия делегатов названной конференции, полагал, что допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения конференции, влияющее на волеизъявление её участников.

 В судебном заседании истец и его представитель ФИО7 требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

 Привлеченный к участию в деле в качестве соответчи_ка ФИО6, действующий также в интересах ответчика КТОС №6, как его председатель, исковые требования не признал, ссылаясь на соблюдение в соответствии с требованиями действующего законодательства порядка созыва, подготовки и проведения учредительной конференции, решения которой оспариваются истцом.

 Представитель привлеченной судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика администрации г.Коврова Владимирской области по доверенности ФИО8 полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению по тем же основаниям.

 Привлеченные судом к участию в деле ответчики ФИО9, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и представитель третьего лица на стороне ответчиков Совета народных депутатов г.Коврова Владимирской области будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, об отложении дела не просили.

 Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше.

 В апелляционной жалобе администрация г.Коврова Владимирской области просит решение отменить, как незаконное, вынесенное с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, ссылаясь при этом на те же доводы, что и в суде первой инстанции, в том числе относительно наличия кворума, соблюдения порядка созыва, подготовки и проведения учредительной конференции, решения которой оспариваются истцом.

 Относительно доводов апелляционной жалобы представителем истца ФИО7 представлены возражения.

 Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещались своевременно и в надлежащей форме.

 Ответчики ФИО9, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в суд апелляционной инстанции не явились, об отложении дела не просили.

 Ответчик КТОС №6, третьи лица на стороне ответчиков администрация и Совет народных депутатов г.Коврова Владимирской области в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, об отложении дела не просили.

 С учётом изложенного, в соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся вышеназванных участвующих в деле лиц и их представителей.

 Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 330 ГПК РФ.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, поступивших на неё письменных возражений, заслушав объяснения истца, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327-1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 Гарантированное статьей 130 Конституции РФ право населения соответствующего муниципального образования на самоуправление получило дальнейшее развитие и в других законодательных актах, в том числе в Федеральном законе от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ).

 В силу части 2 статьи 1 названного Федерального закона под местным самоуправлением понимается форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций.

 Положения статьи 27 этого же Федерального закона предусматривают следующее.

 Под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (часть 1).

 ТОС осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов ТОС (часть 2).

 Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории (часть 4).

 Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста (часть 6).

 К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих ТОС, относятся, в том числе установление структуры ТОС, избрание его органов, принятие устава, определение основных направлений деятельности (часть 7).

 Порядок организации и осуществления ТОС определяются нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (часть 11).

 Из материалов дела следует, что во исполнение требований Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 28 июля 2010 года №151 утверждено Положение о ТОС на территории муниципального образования г.Ковров, действующего на период возникновения и рассмотрения настоящего спора судом первой инстанции в редакции решений Совета народных депутатов г.Коврова от 24 ноября 2010 года № 287, от 21 декабря 2011 года № 488, от 29 февраля 2012 года №53.

 Статья 8 названного Положения предусматривает следующее.

 Создание ТОС осуществляется на учредительном собрании (конференции) граждан, организацию которой осуществляет оргкомитет из числа граждан, проживающих на соответствующей территории. О начале деятельности по созданию ТОС оргкомитет письменно уведомляет администрацию г.Коврова. При численности жителей, проживающих на данной территории, более 300 человек проводится конференция (пункты 1,2).

 Оргкомитет не менее чем за 7 дней до учредительного собрания (конференции) извещает граждан данной территории и администрацию г.Коврова о дате месте и времени проведения учредительного собрания (конференции), определяет норму представительства на конференции граждан, организует проведение собрания или сбор подписей по выдвижению делегатов на конференцию, готовит проект повестки дня собрания (конференции) граждан, подготавливает проект устава территориального общественного самоуправления, проводит регистрацию делегатов, прибывших на собрание (конференцию), уполномочивает своего представителя для открытия и ведения собрания (конференции) до избрания его председателя (пункт 3).

 Учредительная конференция правомочна, если в ней принимает участие не менее 2/3 избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Учредительное собрание (конференция) принимает решение об организации и осуществлении ТОС на соответствующей территории; решение об обращении в Ковровский городской Совет народных депутатов по вопросу установления его границы; даёт ему наименование, определяет цели деятельности и вопросы местного значения, в решении которых намерены принимать участие граждане; утверждает устав и избирает его исполнительный орган. Решения учредительного собрания (конференции) принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от присутствующих на учредительном собрании (конференции) жителей (делегатов). Процедура проведения собрания (конференции) отражается в протоколе, в котором указываются: дата и место проведения собрания (конференции) граждан; общее число граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих право принимать участие в собрании (конференции) граждан по вопросам организации и осуществления ТОС; количество граждан (делегатов), принявших участие в работе собрания (конференции) граждан; фамилия, имя, отчество председателя и секретаря собрания (конференции); вопросы, рассмотренные собранием (конференцией) граждан; результаты голосования и принятые решения. Протокол ведется секретарем собрания (конференции), подписывается председательствующим и секретарем собрания (конференции) (пункт 4).

 В заседании собрания (конференции) граждан вправе принимать участие представители органов государственной власти Российской Федерации, государственной власти Владимирской области, органов местного самоуправления г.Коврова по поручению руководителей либо в силу своих должностных обязанностей с правом выступления по вопросам повестки дня собрания (пункт 5).

 Из письменных материалов дела видно, что уведомление об образовании оргкомитета в составе: ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 по созданию ТОС в центральной части г.Коврова, зарегистрировано в администрации г.Коврова 8 октября 2013 года № 1482/01-300-17. Информация о дате и месте проведения учредительной конференции указана в письме председателя оргкомитета на имя главы города о выделении помещения для проведения указанного мероприятия и в приглашениях представителям администрации и другим приглашённым лицам (л.д.117).

 На заседании оргкомитета 29 октября 2013 года было решено провести учредительную конференцию по созданию ТОС в центральной части г.Коврова 14 ноября 2013 года, составить список делегатов по протоколам собраний, обратиться к главе города с просьбой о предоставлении помещения для проведения конференции, направить письменные приглашения на конференцию для представителей администрации, определена норма представительства на конференции граждан - 1 делегат от 100 человек, подготовлены проекты повестки дня конференции граждан и устава ТОС, уполномочен представитель для открытия и ведения собрания (конференции) до избрания его председателя (л.д.5,125). Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Ковровского городского суда Владимирской области от 24 декабря 2013 года (л.д.138-144).

 На заседании организационного комитета 12 ноября 2013 года проведена проверка 39 протоколов, представленных делегатами конференции, на основании которых оргкомитет постановил подтвердить полномочия выбранных делегатов, а срок хранения указанных протоколов определил - до проведения конференции, но не позднее двух месяцев после её окончания (л.д.34).

 То, что учредительная конференция ТОС состоялась 14 ноября 2013 года, установлено городским судом, не оспаривалось ни одним из участвующих в деле лиц. Данное обстоятельство также подтверждается вступившим в законную силу решением Ковровского городского суда Владимирской области от 24 декабря 2013 года (л.д.138-144).

 В протоколе учредительной конференции ТОС от 14 ноября 2013 года, который вёл секретарь конференции, подписанном председательствующим и секретарём конференции, отражена в соответствиями требованиями пункта 4 Положения о ТОС на территории муниципального образования г.Ковров процедура её проведения, в том числе: дата и место проведения, общее число граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих право принимать участие в собрании (конференции) граждан по вопросам организации и осуществления ТОС; количество делегатов, принявших участие в работе конференции; фамилия, имя, отчество председателя и секретаря конференции; вопросы, рассмотренные конференцией; результаты голосования и принятые решения (л.д.7,8,78-82).

 Так, согласно названному протоколу всего жителей на соответствующей территории, имеющих право участвовать в осуществлении ТОС, 12 540 человек. На учредительную конференцию избраны 32 делегата, из них приняли участие 29 делегатов. Данные обстоятельства никем из участвующих в деле лиц не оспаривались.

 Таким образом, с учётом положений части 6 статьи 27 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ, пункта 4 вышеуказанного Положения о ТОС на территории муниципального образования г.Ковров необходимый кворум на учредительной конференции 14 ноября 2013 года имелся (не менее 1/3 жителей соответствующей территории составляет 4180 человек (12 540:3), при норме представительства 1 делегат от 100 человек от этого количества жителей избирается (4180:100), с учётом округления до целого числа, 42 делегата, не менее 2/3 избранных делегатов от 42 составляет 28 делегатов, а в учредительной конференции приняло участие 29 делегатов).

 При таком положении вывод городского суда об отсутствии кворума на учредительной конференции 14 ноября 2013 года является неправильным, несоответствующим изложенным в решении обстоятельствам дела.

 Кроме того, в указанном протоколе, согласно утверждённой учредительной конференцией повестки дня, отражены все принятые в ходе её проведения, открытым голосованием решения, в том числе: об избрании председателя и секретаря учредительной конференции, о создании ТОС, утверждении его границ, наименования, принятия Устава, избрании комитета ТОС и его председателя, об утверждении основных направлений деятельности ТОС. Все решения были приняты единогласно.

 При таких обстоятельствах судебная коллегия, полагая, что само по себе отсутствие в вышеуказанном протоколе сведений о лицах, проводивших подсчёт голосов, не является существенным нарушением и безусловным основанием для удовлетворения заявленных ФИО1 требований, не может согласиться с выводом городского суда, который со ссылкой на подпункт 4 пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации отнёс отсутствие в вышеуказанном протоколе сведений о лицах, проводивших подсчёт голосов, к существенным нарушениям.

 Не может свидетельствовать об имевших место нарушениях порядка созыва учредительной конференции при избрании делегатов, в части оповещения о конференции, нарушения нормы представительства на конференции отсутствие протоколов избрания делегатов на конференцию на период рассмотрения дела судом первой инстанции по заявлению ФИО1, поступившему в суд 25 февраля 2014 года, полномочия которых проверялись, как оргкомитетом 12 ноября 2013 года, определившим срок хранения указанных протоколов до проведения конференции, но не позднее двух месяцев после её окончания (л.д.34), то есть в данном случае до 14 января 2014 года, так и при их регистрации 14 ноября 2013 года на конференции, с приложением соответствующих сведений о делегатах (л.д.82). Поскольку никаких доказательств подобного рода нарушений стороной истца, в соответствии с требованиями статей 12,56 ГПК РФ не было представлено, выводы суда первой инстанции в этой части нельзя признать обоснованными.

 Доказательства, подтверждающие доводы истца о том, что большинство жителей на территории ТОС №6 не знали о проведении конференции и были лишены возможности представить своих кандидатов для избрания в КТОС №6, в материалах дела отсутствуют.

 О несостоятельности выводов городского суда о нарушении прав истца в результате того, что он фактически не был допущен на учредительную конференцию 14 ноября 2013 года со ссылкой на видеозапись, свидетельствует вступившее в законную силу решение Ковровского городского суда Владимирской области от 24 декабря 2013 года (л.д.138-144), которым установлено, что истец присутствовал на названной учредительной конференции. Более того, само по себе присутствие либо отсутствие на упомянутой конференции ФИО10 - не делегата конференции не является юридически значимым обстоятельством для разрешения по существу заявленных истцом требований, так как не могло повлиять на легитимность этой конференции, а также на законность и обоснованность принятых на ней решений и процедуру их принятия.

 Таким образом, судебная коллегия не усматривает нарушений прав и свобод ФИО1 обжалуемыми им решениями учредительной конференции ТОС №6 «Центральный» муниципального образования г.Ковров, оформленных протоколом от 14 октября 2013 года.

 Кроме того, судебная коллегия отмечает, что следствием оспариваемых решений учредительной конференции, содержащихся в протоколе от 14 ноября 2013 года, явились решения Совета народных депутатов г.Коврова №253 от 27 ноября 2013 года «Об установлении границ территории действий КТОС №6 «Центральный», регистрация администрацией г.Коврова Владимирской области 29 ноября 2013 года КТОС №6 «Центральный» на территории муниципального образования г.Ковров и его Устава (л.д.27-33,74).

 С учётом изложенного, поскольку имеют место несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неприменение закона, подлежащего применению, обжалуемое решение подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 требований.

 Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Ковровского городского суда Владимирской области от 17 июня 2014 года отменить.

 Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении искового заявления ФИО1 к комитету территориального общественного самоуправления №6 «Центральный» муниципального образования г.Ковров, ФИО9, ФИО3, ФИО4 ФИО5, ФИО6 о признании недействительными решений учредительной конференции территориального общественного самоуправления №6 «Центральный» муниципального образования г.Ковров от 14 ноября 2013 года - отказать.

 Председательствующий       С.М.Сергеева

 Судьи         Д.А.Завьялов

          Г.Н.Гришина