Судья И.В. Мельников дело № 33- 292/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 января 2015 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е.,
судей: Вороной Н.Л., Степановой М.Г.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МУ «Администрация городского поселения Пойковский» о признании решения жилищно-бытовой комиссии об исключении из списка очередности граждан нуждающихся в жилых помещениях, протокола заседания жилищно-бытовой комиссии, Распоряжения главы городского поселения об утверждении протокола заседания жилищно-бытовой комиссии незаконными и восстановить его в списках лиц, нуждающихся в жилых помещениях, к Департаменту имущественных отношений Нефтеюганского района, Департаменту строительства ХМАО-Югры о признании решения об исключении из Единого списка федерального реестра ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, понуждении включить в Единый список федерального реестра ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и признании права на получение субсидии за счет субвенций из федерального бюджета,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Нефтеюганского районного суда от 30 сентября 2014 года, которым постановлено:
«В иске ФИО1 к МУ «Администрация городского поселения Пойковский» о признании решения жилищно-бытовой комиссии от (дата) об исключении из списка очередности граждан нуждающихся в жилых помещениях, протокола заседания жилищно- бытовой комиссии от вышеуказанной даты, Распоряжения главы администрации городского поселения Пойковский от (дата) № (номер) «Об утверждении протокола заседания жилищно-бытовой комиссии» незаконными и восстановлении в списках лиц, нуждающихся в получении жилья, к Департаменту имущественных отношений Нефтеюганского района, о признании решения об исключении из Единого списка федерального реестра ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий от (дата), к Департаменту строительства ХМАО-Югры о признании решения об исключении из Единого списка федерального реестра ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконными и понуждении включить в Единый список федерального реестра ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и признании права на получение субсидии за счет субвенций из федерального бюджета отказать за необоснованностью исковых требований».
Заслушав доклад судьи Степановой М.Г., объяснения ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика по доверенности ФИО2, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии при Администрации городского поселения Пойковский от (дата) (номер) об исключении из списка очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о восстановлении его в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также признании решения Департамента имущественных и земельных отношений (адрес) от (дата). (номер) об исключении из Единого списка федерального реестра ветеранов, решения главы (адрес) от (дата). (номер) об отказе в выплате субсидии на приобретение жилого помещения в собственность, признании за ним права на получение субсидии, понуждении Департамента строительства ХМАО-Югры включить его в Сводный список граждан, изъявивших желание получить субсидию за счет субвенций из федерального бюджета.
Требования мотивированы тем, что он является ветераном боевых действий, в связи с чем с (дата) года, согласно поданному заявлению, состоял в Едином списке ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до (дата). Однако (дата) им получено уведомление администрации гп. Пойковский об исключении из списка очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно протоколу (номер) от (дата) заседания жилищно-бытовой комиссии администрации гп. Пойковский на основании п.2.ч.1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с утратой оснований.
(дата) Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района проинформировал его, что, в связи со снятием с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, мера государственной поддержки в виде субсидии за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории ХМАО-Югры для приобретения жилых помещений в собственность в соответствии с Постановлением Правительства Ханты- Мансийского автономного округа-Югры от 10.10.2006 № 237-п предоставляться не будет.
Утверждает, что при постановке на учет размер учетной нормы составлял 9 кв.м. жилой площади, согласно Закону ХМАО № 38 «О порядке и условиях предоставления жилища в ХМАО» обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи более учетной нормы - не была установлена. Согласно п.3 ст.23.2 Закона «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в федеральном фонде, определяется по обеспечению жильем граждан, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти.
Поскольку он не воспользовался мерой социальной поддержки, предусмотренной Законом «О ветеранах», решение жилищной комиссии о невозможности предоставления истцу субсидии за счет средств федерального бюджета в рамках Положения ущемляет его права как ветерана боевых действий на получение вышеуказанной субсидии, при этом он претендует только на одну из форм социальной поддержки, предусмотренных Законом «О ветеранах», то вышеуказанные решения являются незаконными.
Просит признать незаконными решение от (дата) жилищно-бытовой комиссии при администрации гп. Пойковский об исключении из списка очередности граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, а также протокол от (дата) заседания жилищно-бытовой комиссии об исключении из списка очередности граждан и Распоряжение администрации городского поселения (дата) об утверждении вышеуказанного протокола.
Истец ФИО1 судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации гп. Пойковский, ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что в связи с признанием (адрес) фенольным и подлежащим сносу, на состав семьи 8 человек (адрес), где истец проживал, были предоставлены 2 квартиры: № (адрес). При этом истец с братом вселились в жилое помещение, расположенное по адресу (адрес), отчуждение которого истец произвел в (дата) году, а в (дата) году на новый состав семьи из 4-человек - <данные изъяты> истец приобрел по ипотеке квартиру, расположенную в (адрес) общей площадью <данные изъяты> с долей в праве на (адрес). Учитывая, что истец, на долю которого приходится более 12 м2 общей площади, перестал быть нуждающимся в улучшении жилищных условий, то в (дата) году он обоснованно был исключен и списка нуждающихся в получении жилья.
В (дата) истец был исключен из списка лиц, нуждающихся в получении жилых помещений, однако в последующем был восстановлен в таком списке.
Представитель ответчика ДИО Нефтеюганского района ФИО5, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку истец, будучи состоящим с списке очередности на получение жилья, улучшил свои жилищные условия.
Представитель ответчика Департамента строительства ХМАО-Югры также в судебное заседание не явился, в возражениях на иск указал, что поскольку истец снят органом местного самоуправления с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, то в силу пп.2 п. 2.8 Положения о порядке и условиях предоставления субсидии в рамках Постановления Правительства ХМАО-Югры от 10.10.2006г. № 237-п был законно исключен из Единого списка на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указывает, что приобретение жилья вставшими на учет до 01.01.2005 года в порядке определенном Законом ХМАО-Югры от 06.07.2005г № 57-оз, Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 10.10.2006 №237-п, гражданами нуждающимся в улучшении жилищных условий, но до получения субсидии, нельзя признать основанием для снятия с учета по правилам пункта 2 части 1 ст.56 ЖК РФ, в виду прямого указания в специальной норме права о том, что указанные граждане снимаются с учета только при получении субсидии, которая в свою очередь может быть использована на погашение ссудной задолженности по полученным банковским кредитам, направленным на приобретение жилья по заключенным договорам при наличии доли собственности в приобретаемом жилом помещении не менее 18 кв.м.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация городского поселения Пойковский просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района в возражениях на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района о времени и месте рассмотрения дела судебной коллегией извещен надлежащим образом посредством телефонограммы.
Департамент строительства ХМАО-Югры о времени и месте рассмотрения дела судебной коллегией извещен надлежащим образом посредством телефонограммы.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истец с (дата). состоял в списках, нуждающихся в получении жилья в пгт. Пойковский на общих основаниях, при этом, являясь ветераном боевых действий, имел право на обеспечение его жильем в соответствии со ст. 16,23.2 Закона РФ «О Ветеранах» и учитывался в указанном статусе в целях обеспечения жильем.
На основании договора купли-продажи жилого помещения (квартиры) от (дата) покупатели ФИО1 переселился из занимаемого жилого помещения с неблагоприятными экологическими характеристиками по адресу: (адрес), (адрес) (адрес). Предметом купли-продажи является жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес) где истцу принадлежала ? доля в праве собственности (л.д. 115-118).
Отчуждение данного жилья истец произвел в (дата) году, а в (дата) году приобрел квартиру, расположенную в (адрес), общей площадью <данные изъяты>, где ему принадлежит <данные изъяты> долей в праве собственности, что подтверждается свидетельством из ЕГРП от (дата) (л.д. 138).
Решением от (дата) жилищно-бытовой комиссии МУ «Администрация гп. Пойковский» истец был исключен из списка очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, что повлекло за собой исключение из единого списка, федерального реестра ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до (дата), согласно решению от (дата) жилищно-бытовой комиссии при администрации Нефтеюганского района (л.д. 122-124).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что в связи с приобретением жилья в размере не ниже нормы предоставления, истец утратил статус нуждающегося, в связи с чем правильно снят с учета по месту жительства и как ветеран боевых действий.
Частью 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В силу ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в том числе и в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст. 16 от 2 января 1995 г. № 5-фз «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного о Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.23.2 Закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 данного Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В соответствии со ст. 7.3 Закона ХМАО-Югры от 06.07.2005 г. № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в ХИАО-Югре» право на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций из федерального бюджета в форме субсидий на приобретение жилых помещений в собственность из расчета 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, имеют категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года на территории автономного округа в том числе и ветераны боевых действий.
Ст. 21 Закона ХМАО-Югры от 06.07.2005 г. № 57-оз граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим принятие на учет, по основаниям, установленным статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. В решении о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, обязательно должны содержаться основания снятия с учета. Решение о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении выдается или направляется гражданину не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано указанным гражданином в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством автономного округа. Граждане, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, до 1 марта 2005 года, снимаются с учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, в соответствии с которыми данные граждане признавались нуждающимися в жилых помещениях. При необходимости снятие с учета осуществляется ежегодно при перерегистрации граждан, состоящих на данном учете.
Из материалов дела следует, что по месту жительства истец состоял на учете в составе семьи 8 человек с (дата). В связи со сносом ветхого жилья в рамках реализации окружной программы по переселению граждан приобрел две (адрес) (<данные изъяты> и (номер) (<данные изъяты> в (адрес), (адрес). Предусмотрено, что покупатели производят оплату квартир за счет собственных средств в размере <данные изъяты>% с рассрочкой платежа на <данные изъяты> лет.
Право собственности на двухкомнатную квартиру зарегистрировано по ? на истца и его брата (ФИО)2.
При таких обстоятельствах на момент приобретения указанного жилья на каждого члена семьи состоящего на учете в составе семьи истца приходилось <данные изъяты> что выше нормы предоставления.
На одного истца <данные изъяты>
Следовательно, основательно сделан вывод об утрате нуждаемости истца и в связи с этим наличия оснований для его снятия с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, и как следствие - исключение из льготного списка участников боевых действий, в том числе и в целях получения субсидии.
Об изменении состава семьи истец в сведения учета не вносил, что следует из материалов дела (книг учета), а также подтверждено самим истцом в суде апелляционной инстанции.
С учетом изложенных обстоятельств ему основательно отказано в иске, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нефтеюганского районного суда от 30.09.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий судья Иванова И.Е.
Судьи: Вороная Н.Л.
Степанова М.Г.