ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2931/17 от 11.12.2017 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Земскова Н.В. Дело № 33-2931/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 декабря 2017 года г. Иваново

Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе: председательствующего судьи Добыш Т.Ф.,

судей Миллер М.В., Рогожиной Е.В.,

при секретаре Синицыной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Миллер М.В. апелляционную жалобу ФИО1 на решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 28 сентября 2017 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Ивановской области, Федеральному казенному учреждению Объединение исправительных колоний № 11 УФСИН России по Ивановской области о включении периодов работы в стаж службы и выслугу лет, перерасчете пенсии за выслугу лет и выплате единовременного пособия,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд к Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Ивановской области (далее УФСИН России по Ивановской области) и Федеральному казенному учреждению Объединение исправительных колоний № 11 УФСИН России по Ивановской области (далее ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области), в котором с учетом изменений в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), просил: включить в стаж службы и выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении время работы до зачисления на службу в учреждениях и органы уголовно­исполнительной системы с 02.10.1995 г. по 01.04.1996 г. в должности ученика слесаря парасилового цеха Отделения исправительно-трудовых учреждений, с 01.04.1996 г. по 30.08.1996 г. в должности слесаря второго разряда парасилового цеха Объединения исправительно-трудовых учреждений; обязать УФСИН России по Ивановской области произвести ему пенсии за выслугу лет с даты ее назначения с учетом включения в стаж в выслугу лет указанного времени работы; обязать ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области выплатить истцу с учетом включения в стаж в выслугу лет указанного времени работы дополнительно к полученному единовременное пособие в размере пяти окладов денежного содержания. Иск мотивирован тем, что майор внутренней службы ФИО1 уволен с должности дежурного помощника начальника колонии дежурной части отдела безопасности ИК-2 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области 01.02.2016 г. по п. «в» ч. 1 ст. 58 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Выслуга лет по состоянию на 02.02.2016 г. составила: календарная - 19 лет 05 месяцев 00 дней, льготная - 28 лет 01 месяц 16 дней, общая продолжительность службы в учреждениях и органах для выплаты единовременного пособия при увольнении - 19 лет 05 месяцев 00 дней. ФИО1 назначена пенсия за выслугу лет с 03.02.2016 г. При этом в стаж для расчета выслуги лет УФСИН России по Ивановской области не включен период работы с 02.10.1995 г. по 01.04.1996 г. в должности ученика слесаря парасилового цеха Отделения трудовых учреждений, с 01.04.1996 г. по 30.08.1996 г. в должности слесаря второго разряда парасилового цеха Объединения исправительно-трудовых учреждений. Между тем истец исполнял обязанности ученика слесаря, слесаря в паросиловом цехе, который входил в штат Отделения, затем Объединения ИТУ, и вырабатывал пар и горячую воду для нужд ИТУ. Совместно с истцом, как наемным рабочим, трудились осужденные.

Определением Фрунзенского районного суда г.Иваново от 28.07.2017 г. на основании ходатайства истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение Объединение исправительных колоний № 11 УФСИН России по Ивановской области (далее ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области).

Решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 28 сентября 2017 года отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Ивановской области, Федеральному казенному учреждению Объединение исправительных колоний № 11 УФСИН России по Ивановской области о включении периодов работы в стаж службы и выслуги лет, перерасчете пенсии за выслугу лет и выплате единовременного пособия.

Истец ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда от 28 сентября 2017 года отменить и вынести новое решение, которым его исковые требования удовлетворить. Полагает, что суд первой инстанции в нарушении действующих норм материального права не принял во внимание что ОИТУ, ОбИТУ и ОИК-11 п. Талицы ГУИН Минюста России УИН по Ивановской области являлись учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы. Кроме того, ОбИТУ являясь учреждением, исполняющим наказания, участвует в многоцелевом пользовании лесного фонда РФ и дальнейшей переработке древесины в едином технологическом цикле, а, следовательно, ОбИТУ относится к учреждениям с особыми условиями хозяйственной деятельности согласно ч. 3 ст. 6 Закона об органах УИС (в редакции, действовавшей в спорный период). В результате реорганизации учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы на территории Ивановской области и расположенных в с. Талицы Южского района Ивановской области, ОИТУ входит в структуру ФБУ ОИК-11 УФСИН по Ивановской области, что подтверждено вступившими в законную силу решениями арбитражных судов. По мнению истца, ОИТУ и ОбИТУ не могли являться федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, а также не были отнесены к иным организациям уголовно-исполнительной системы решениями Правительства РФ, что следует из ст. 5, ч. 1 ст. 7 Закона об органах УИС и Перечня территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (утв. Приказом Минюста России от 02.11.1998 г. N 155 “О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 года N 904”). Являясь структурным подразделением ОИТУ и ОбИТУ, их паросиловой цех сам по себе не мог являться юридическим лицом и учреждением, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 и его представитель ФИО2 поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение отменить и исковые требования удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика УФСИН России по Ивановской области ФИО3 и представитель ответчика ФКУ ОИК -11 УФСИН России по Ивановской области ФИО4 указали на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просили оставить жалобу без удовлетворения.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены по доводам жалобы обжалуемого судебного постановления.

Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ N 4468-1) закреплено право граждан, работавших в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, на пенсию за выслугу лет, назначаемую при наличии установленного законом стажа службы (выслуги лет).

Согласно п. "г" ч. 1 ст. 11 Закона N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, указанных в ст. 1 данного закона, в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Федеральной службой исполнения наказаний - в отношении сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей.

В соответствии со ст. 1 и п. "а" ст. 13, ст. 18 Закона РФ N 4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается время работы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Согласно ч. 3 ст. 18 Закона РФ N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.

В пункте 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление N 941), установлены периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий.

Абзац 14 п. 1 Постановления Правительства N 941 устанавливает, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются: время работы до зачисления на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в качестве рабочих и служащих в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы, лечебно-профилактических учреждениях и лечебных исправительных учреждениях.

В силу п. п. 3, 4 ст. 18 Закона РФ N 4468-1 время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.

Абзацем 30 пп. "г" п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях: г) один месяц службы за полтора месяца: в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях (кроме указанных в подпункте "в" настоящего пункта), следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным после 20 июля 1992 г.

В соответствии с абзацем 30 подпункта "г" п. 3 Постановления N 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, лицам рядового и начальствующего состава органов уголовно-исполнительной системы, уволенным после 20 июля 1992 года.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 статьи 24 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1) к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники уголовно-исполнительной системы), рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему.

Работники уголовно-исполнительной системы, состоящие в штатах учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы и следственных изоляторов, входящих в уголовно-исполнительную систему, являются персоналом учреждений, исполняющих наказания.

Порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Перечень должностей высшего начальствующего состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и соответствующих этим должностям специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.

Организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством Российской Федерации о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.

Из материалов дела следует, что приказом начальника УФСИН России по Ивановской области от 01.02.2016 г. № 21- ЛС майор внутренней службы ФИО1 на основании рапорта от 27.01.2016 г. уволен с должности дежурного помощника начальника колонии дежурной части отдела безопасности ИК-2 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области по п. «в» ч. 1 ст. 58 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).

Выслуга лет по состоянию на 02.02.2016 г. составила: календарная - 19 лет 05 месяцев 00 дней, льготная - 28 лет 01 месяц 16 дней, общая продолжительность службы в учреждениях и органах для выплаты единовременного пособия при увольнении - 19 лет 05 месяцев 00 дней.

Согласно пенсионному делу № 17/2985, уведомлению УФСИН России по Ивановской области от 18.02.2016 г. № 17/2985 ФИО1 установлена пенсия за выслугу лет в размере 19 593 руб. 58 коп. с 03.02.2016 г.

При этом в выслугу лет для назначения пенсии УФСИН России по Ивановской области не включены периоды работы истца с 02.10.1995 г. по 03.01.1996 г. в должности ученика слесаря парасилового цеха Отделения исправительно-трудовых учреждений УВД Ивоблисполкома; с 04.01.1996 г. по 31.03.1996 г. в должности слесаря второго разряда парасилового цеха Отделения исправительно-трудовых учреждений УВД Ивоблисполкома; с 01.04.1996 г. по 30.08.1996 г. в должности слесаря второго разряда парасилового цеха Объединения исправительно-трудовых учреждений УИН УВД Ивановской области.

Согласно справкам УФСИН по Ивановской области № 38/1/1-7651 от 28.08.2009 г., № 38/ТО/17/3 от 18.05.2017 г. приказом УВД Ивоблисполкома от 01.10.1977 г. № 115 «Головная Талицкая ИТК-2 ОИТУ УВД Ивоблисполкома» реорганизована в «Головное учреждение ОК-3/2 УВД Ивоблисполкома»; приказом УВД Ивоблисполкома от 13.05.1991 г. №196 «Головное учреждение ОК-3/2 УВД Ивоблисполкома» реорганизовано в «Отделение исправительно-трудовых учреждений УВД Ивоблсиполкома»; приказом УИН УВД Ивановской области от 08.04.1996 г. №139 «Отделение исправительно-трудовых учреждений УВД Ивоблсиполкома» реорганизовано в «Объединение исправительно-трудовых учреждений УИН УВД Ивановской области». С сентября 1998 г. уголовно-исполнительная система из МВД России переведена в ведение Минюста России. Приказом УИН Минюста России по Ивановской области от 28.06.2000 г. №367 «Объединение исправительно-трудовых учреждений УИН УВД Ивановской области» реорганизовано в «Объединение исправительных колоний №11 УИН Минюста России по Ивановской области». Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. №1314 уголовно-исполнительная система Минюста России преобразована в Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН России). Приказом ФСИН России от 25.03.2005 г. №175 «Объединение исправительных колоний №11 УИН Минюста России по Ивановской области» переименовано в федеральное государственное учреждение «Объединение исправительных колоний №11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области»; приказом ФСИН России от 21.03.2008 г. № 170 федеральное государственное учреждение «Объединение исправительных колоний №11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области» переименовано в федеральное бюджетное учреждение «Объединение исправительных колоний №11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области».

Суд первой инстанции, оценив в соответствии со ст. ст. 59, 60, 67, 71 ГПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, правильно применил нормы права, регулирующие возникшие правоотношения и определил обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно учел то, что в спорный период времени ФИО1 являлся работником уголовно-исполнительной системы, однако в соответствующих учреждениях по смыслу Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 не работал, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца в части включения спорного периода работы по указанным профессиям в стаж службы и выслуги лет для назначения пенсии.

Обоснованно районный суд счел не соответствующим объективным обстоятельствам дела и довод истца о том, что ОбИТУ являлось учреждением, исполняющим наказание с особыми условиями хозяйственной деятельности.

С учетом системного анализа вышеуказанных норм суд первой инстанции пришел к выводу, что в спорные периоды работы истца ФИО1 Отделение исправительно-трудовых учреждений УВД Ивоблисполкома (ОИТУ) и Объединение исправительно-трудовых учреждений УИН УВД Ивановской области не относились к объединениям с особыми условиями хозяйственной деятельности (осуществляющим заготовку древесины, переработку древесины и иных лесных ресурсов; участвующим в многоцелевом пользовании лесным фондом РФ и дальнейшей переработке древесины в едином технологическом цикле) с правами и обязанностями учреждений, исполняющих наказания, прямо предусмотренными РФ от 21.07.1993 N 5473-1, а представляли собой иные учреждения, имеющие более широкие административно­-распорядительные и организационно-управленческие функции, спецификой которых являлись их своеобразное организационное строение: в их состав входили как исправительно-трудовые колонии, исполняющие наказание в виде лишения свободы; так и другие многочисленные структурные подразделения, созданные для обеспечения непосредственно жизнедеятельности самого объединения, а так же его персонала, в том числе в социальной сфере (например: коммунально-бытовой отдел, бухгалтерия, гараж, пожарная часть, ясли-сад, участок по строительству и ремонту зданий и сооружений, паросиловой цех (в котором работал истец ФИО1), баня-прачечная, хлебопекарня, дом культуры, столовая, подсобное сельское хозяйство и другие), которые не относились к исправительно-трудовым колониям и не обеспечивали жизнедеятельность и трудовую занятость осужденных.

ФИО5 участок (центральная котельная ОИТУ), в котором в спорные периоды работал истец ФИО1 вырабатывал пар и горячую воду для целей деятельности ОИТУ и поселка Талицы, а впоследствии был передан в муниципальную собственность Южского района Ивановской области. В свою очередь районным судом было установлено, что колонии, которые исполняли наказания имели свои котельные и парасиловым участком (центральной котельной ОИТУ) не обслуживались.

Дальнейшая реорганизация Отделения исправительно-трудовых учреждений УВД Ивоблисполкома (ОИТУ) и Объединения исправительно-трудовых учреждений УИН УВД Ивановской области (ОбИТУ), и отнесение их правопреемников после реорганизации к учреждениям, исполняющим наказания и прямо предусмотренным Законом РФ от 21.07.1993 N 5473-1, не влияет на правоотношения сторон, так как в спорные периоды работы истца ОИТУ и ОбИТУ к таким учреждениям не относились.

Судебная коллегия соглашается с указанными вводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие правоотношения, с учетом обстоятельств имеющих значение для дела. Оснований для признания выводов суда первой инстанции неправильными судебной коллегией не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Выводы суда о характере работы ФИО6, ФИО7, ФИО8 и ФИО9 в качестве рабочих и служащих Головного учреждения ОК-3/2 Ивоблисполкома, в том числе в качестве рабочих паросилового цеха, и о том, что факт увольнения истца из органа уголовно-исполнительной системы до ее реформирования влечет за собой отсутствие правовых оснований для включения спорных периодов в его стаж работы и выслугу лет в уголовно-исполнительной системе, а также другие изложенные в обжалуемом решении мотивированы, должным образом отражены в принятом судебном постановлении, основаны на установленных фактических обстоятельствах дела и подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ.

Нарушений районным судом требований ч. 3 ст. 61 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает, так как в материалах гражданского дела не имеется доказательств наличия каких-либо арбитражных дел, в которых участвовали истец и ответчики.

Судебная коллегия отмечает, что в целом, доводы апелляционной жалобы заявителя являлись предметом проверки и исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции и правильно признаны несостоятельными по мотивам, подробно приведенным в оспариваемом решении суда, не согласиться с которыми судебная коллегия оснований не находит, поскольку они фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, и сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции об установленных им обстоятельствах дела, основаны на субъективном восприятии обстоятельств дела.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, разрешив спор, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения вышеуказанных норм закона, и принял решение в пределах заявленных исковых требований.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по правилам ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 28 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи