ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2933/19 от 16.05.2019 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33-2933/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Хабаровск 16 мая 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Т.А.Разуваевой

судей В.А.Галенко, Г.И.Федоровой

при секретаре Е.В.Павловой

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исакова Ю.В. к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании приказов, заключения о результатах служебной проверки незаконными и необоснованными, взыскании компенсации морального вреда, невыплаченной суммы квартальной премии по апелляционной жалобе Исакова Ю.В. на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 08 февраля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Федоровой Г.И., пояснения представителей Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО Макарова А.А. и Подлубного А.Л., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Исаков Ю.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании приказов, заключения о результатах служебной проверки незаконными и необоснованными, взыскании компенсации морального вреда, невыплаченной суммы квартальной премии. В обоснование исковых требований указал, что на основании приказа Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от 06.05.2016г. № 261/Л с 10.05.2016г. был назначен на должность федеральной государственной гражданской службы - <данные изъяты>, с ним 06.05.2016г. был заключен служебный контракт № 09 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

08.06.2018г. председателем комиссии Управления Гулящук М.С. до его сведения было доведено уведомление о том, что на основании приказа Управления от 07.06.2018г. № 309 "О проведении служебной проверки" проводится служебная проверка по факту, изложенному в служебной записке от 01.06.2018г. №05/63 начальника отдела правового обеспечения и аналитической работы Макарова А.А. 29.06.2018г. он подал письменное объяснение руководителю, в котором изложил свои доводы о безосновательности назначения и проведения служебной проверки. Заключение служебной проверки было утверждено 06.07.2018 года исполняющей обязанности руководителя управления Лопатиной Е.Г., не имеющей доверенности на право утверждения заключения служебных проверок. С приказом Управления от 11.07.2018 года № 324/Л "О наложении дисциплинарного взыскания на Исакова Ю.В." он был ознакомлен 06.08.2018г. В этот приказ в связи с допущенной технической ошибкой приказом Управления от 30.08.2018 года №402/Л было внесено изменение. Считает, что приказ Управления от 11.07.2018г. №324/Л «О наложении дисциплинарного взыскания на Исакова Ю.В.» является незаконным и необоснованным, подлежащим отмене, поскольку он на основании должностного регламента заместителя начальника отдела правового обеспечения и аналитической работы обязан был осуществлять подготовку исковых заявлений, заявлений и иных документов для обращения от имени Управления в арбитражные суды и суды общей юрисдикции, представлять по доверенности интересы Управления в арбитражных судах, судах общей юрисдикции, федеральных органах государственной власти, их территориальных органах. В силу должностных обязанностей он вправе и обязан был самостоятельно принимать решения исходя из возложенных на него функций и должностных обязанностей, а также функций, возложенных на отдел правового обеспечения и аналитической работы, в том числе по защите интересов Управления в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, в иных органах государственной власти. В связи с окончанием 31.12.2017 года срока действия предыдущей доверенности, выданной ему Управлением, ему было выдано от имени Управления два оригинала доверенности № 1 от 10.01.2018 года, на основании одного из которых с разрешения представителя нанимателя в целях защиты интересов Управления он подал 30.01.2018 года от имени Управления заявление в Арбитражный суд Хабаровского края о признании незаконным бездействия, выраженного в нарушении Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и о признании незаконным решения от 20.10.2017 года Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области. Решением Арбитражного суда Хабаровского края по делу № А73-1240/2018 в удовлетворении требований Управления было отказано. С таким решением соглашаться было нельзя, его необходимо было обжаловать не позднее 10.05.2018 года, в связи с чем он от имени Управления 07.05.2018 года подал апелляционную жалобу на указанное решение в Шестой арбитражный апелляционный суд. Начальник отдела правового обеспечения и аналитической работы Управления Макаров А.А. знал о судебном процессе и решении Арбитражного суда Хабаровского края, но вместо того, чтобы принять меры для продолжения судебной защиты имущественных интересов Управления, он принял иные меры, которые привели к изданию приказа Управления № 72 от 06.04.2018 года "Об отзыве доверенности № 1 от 10.01.2018 года, выданной Исакову Ю.В.", не соответствующего Федеральному закону от 27.07.2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". На основании п. 3 приказа Управления № 72 от 06.04.2018 года он передал по акту начальнику отдела правового обеспечения и аналитической работы Макарову А.А. оригинал неиспользуемой им доверенности № 1 от 10.01.2018 года для хранения в номенклатурном деле. До его сведения не доводился приказ Управления о передаче начальнику отдела правового обеспечения и аналитической работы Макарову А.А. второго оригинала доверенности № 1 от 10.01.2018 года, который он использовал для защиты интересов Управления в арбитражных судах всех инстанций. При этом доверенность от 10.01.2018 года в нарушение положений ст. 188, ст. 189 ГК РФ не была отменена, он не был извещен о том, что доверенность отменена по состоянию на 07.05.2018 года, в связи с чем у него были основания считать, что указанная доверенность не отменена, что обязывало и уполномочивало его защищать интересы Управления. Начальник отдела правового обеспечения и аналитической работы Макаров А.А. не давал ему указаний на отзыв одного из двух оригиналов выданной ему Управлением, но не используемой им доверенности №1 от 10.01.2018 года для хранения его в номенклатурном деле, в котором с 10.01.2018 года хранилась ксерокопия одного из оригиналов этой доверенности, которую он не использовал. Отзыв одного из оригиналов доверенности для хранения в номенклатурном деле не противоречит закону, но не является отменой доверенности, о чем доверенное лицо должно быть извещено. В его должностные обязанности входило ведение претензионной и исковой работы, представление по доверенности интересов Управления в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

Кроме этого указал, что в нарушение ст. 192 ТК РФ в приказе Управления от 11.07.2018 года № 324/Л о привлечении его к дисциплинарной ответственности не указано, какой пункт должностных обязанностей и предоставленных полномочий его должностного регламента от 10.05.2016 года он нарушил, и какие полномочия не имел, как при наложении дисциплинарного взыскания была учтена тяжесть совершенного дисциплинарного проступка и обстоятельства, при которых он был якобы совершен. В материалах проведенной служебной проверки не имеется доказательств ненадлежащего исполнения им должностных обязанностей, так как он действовал на основании должностного регламента в интересах и для защиты интересов Управления. При отсутствии его вины у ответчика не имеется оснований для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Неправомерными действиями ответчика путем издания приказов Управления от 07.06.2018 года № 309 "О проведении служебной проверки", от 11.07.2018 года № 324/Л "О наложении дисциплинарного взыскания на Исакова Ю.В.", проведением служебной проверки 06.07.2018 года ему был причинен моральный вред.

Просил суд признать незаконными и необоснованными приказы Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от 11.07.2018 года № 324/Л "О наложении дисциплинарного взыскания на Исакова Ю.В.", от 07.06.2018 год № 309 "О проведении служебной проверки", заключение от 06.07.2018 года "О результатах служебной проверки", взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

В ходе рассмотрения дела от Исакова Ю.В. поступило заявление об увеличении исковых требований, в котором указано, что в приказе Управления Россельхознадора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от 05.03.2012 № 35 «О материальном стимулировании», в пункте 13 Приложения № 4 к этому приказу установлено, что гражданскому служащему может быть отказано в премировании за дисциплинарное взыскание. В связи с наложением и объявлением ему дисциплинарного взыскания приказом Управления от 11.07.2018 года №324/Л ему не выплачена квартальная премия по итогам работы за 3 квартал 2018 года, за период рабочих дней с 06 августа по 25 сентября 2018 года, что по его расчётам составляет 32 242 рубля 54 копейки. Просил суд дополнительно к исковым требованиям, изложенным в исковом заявлении от 06.11.2018 года, рассмотреть требование о взыскании с ответчика невыплаченной суммы квартальной премии по итогам работы за 3 квартал 2018 года в размере 32 242 рубля 54 копейки.

Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 08 февраля 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней Исаков Ю.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность, исковые требования удовлетворить. Указывает, что его нарушенные права судом не защищены, дело по существу не рассмотрено, доказательств выводов суда в материалах дела не представлено. Предметом исследования и установления юридических фактов как оснований его иска к ответчику должны были быть следующие обстоятельства: содержание раздела 5 «Должностных обязанностей» его должностного регламента, необходимость представлять по доверенности интересы Управления в судах, обстоятельство отмены или действия выданной ему доверенности. Полагает, что судом допущена ошибка на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, у ответчика не уточнены фактические обстоятельства дела, не истребованы доказательства. Доказательств того, что руководителем Управления принято решение о нецелесообразности обжалования решения Арбитражного суда, суду не представлено. Указывает, что никаких вступивших в законную силу решений Арбитражного суда с его участием и с участием ответчика не имеется. Лопатина Е.Г., исполняющая обязанности руководителя Управления в соответствии с приказом руководителя Управления Олейникова М.В. от 29.06.2018г. №299/Л, не имела полномочий утверждать заключение служебной проверки, проведенной в отношении него. Действие выданной ему доверенности до настоящего момента не прекращено, что является достоверным юридическим фактом, который не опровергнут судом и ответчиком.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Макаров А.А. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Указывает на то, что о наличии у истца второго экземпляра доверенности никто не знал, так как он не сообщил о его наличии и не сдал его на хранение в номенклатурном деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.

В соответствии со статьей 57 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Статьей 58 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания, предусматривающий, что до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Согласно статье 59 указанного Федерального закона служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Судом установлено и из материалов дела следует, что приказом и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Лопатиной Е.Г. от 06.05.2016 года № 261/Л Исаков Ю.В. назначен на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела правового обеспечения и аналитической работы с 10.05.2016 года, ранее замещал должность заместителя начальника отдела правового обеспечения на период отпуска по уходу за ребенком ФИО1 до достижения им возраста трех лет.

Согласно приказу руководителя Управления № 432/Л от 19.09.2018 года, служебный контракт с Исаковым Ю.В. расторгнут, последний был освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела правового обеспечения и аналитической работы и уволен с государственной гражданской службы 25.09.2018 года по инициативе федерального государственного гражданского служащего (п. 3 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), основание - личное заявление Исакова Ю.В. от 11.09.2018 года.

10.01.2018 года руководителем Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Олейниковым М.В. на имя Исакова Ю.В. была выдана доверенность № 1 на представление интересов Управления, в том числе во всех инстанциях федеральных судов.

30.01.2018 года Исаковым Ю.В. на основании доверенности № 1 от 10.01.2018 года от имени Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области в Арбитражный суд Хабаровского края было подано заявление о признании незаконным бездействия, выраженного в нарушении Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и о признании незаконным решения 20.10.2017 межрегионального территориального органа, осуществляющего публичные полномочия.

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 09.04.2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.

06.04.2018 года в соответствии с приказом руководителя Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Олейникова М.В. от 06.04.2018 года № 72 доверенность от имени Управления за № 1 от 10.01.2018 года, выданная заместителю начальника отдела правового обеспечения и аналитической работы Исакову Ю.В., отозвана. В п. 3 указанного приказа содержится указание передать заместителю начальника отдела правового обеспечения и аналитической работы Исакову Ю.В. оригинал находящейся у него доверенности начальнику отдела правового обеспечения и аналитической работы Макарову А.А. для хранения в номенклатурном деле.

Согласно указанному приказу, руководителем Управления был отозван не экземпляр доверенности, а сама доверенность № 1 от 10.01.2018 года.

09.04.2018 года Исаков Ю.В. ознакомился с приказом от 06.04.2018 года № 72 об отзыве доверенности, что подтверждается листом ознакомления и истцом не оспаривается.

В соответствии с актом от 10.04.2018 года, заместитель начальника отдела правового обеспечения и аналитической работы Исаков Ю.В. передал, а начальник отдела правового обеспечения и аналитической работы Макаров А.А. получил для хранения в номенклатурном деле оригинал доверенности № 1 от 10.01.2018 года, выданной Управлением Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области заместителю начальника отдела правового обеспечения и аналитической работы Исакову Ю.В. для представления интересов Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.

11.04.2018 года и.о. руководителя Управления Лопатина Е.Г. обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о выдаче заверенных копий решения Арбитражного суда по делу № А73-1240/2018, копии судебного акта получены 20.04.2018 года Исаковым Ю.В., в Управление Россельхознадзора в соответствии с инструкцией по делопроизводству не переданы.

В соответствии со служебной запиской начальника отдела государственной службы, спецработы и делопроизводства № 06.2/372 от 26.11.2018 года, решение Арбитражного суда Хабаровского края по делу А73-1240/2018 в период с 20.04.2018 года по 17.05.2018 года в Управление Россельхознадзора не поступало и в регистрационных данных не значится.

Судом установлено, что 07.05.2018 года Исаков Ю.В. самостоятельно, без поручения непосредственного руководителя в лице начальника отдела и руководителя Управления на основании отозванной доверенности № 1 от 10.01.2018 года от имени Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, не имея надлежащих полномочий, подал в Шестой арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.04.2018 года по делу № А73-1240/2018, которая 14.06.2018 года определением Шестого арбитражного апелляционного суда была оставлена без рассмотрения.

01.06.2018 года начальник отдела правового обеспечения и аналитической работы Управления Россельхознадзора Макаров А.А. подал на имя руководителя Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области служебную записку № 05/63, в которой указал на то, что заместитель начальника указанного отдела Исаков Ю.В., проигнорировав приказ руководителя Управления от 06.04.2018 года, не имея надлежащих полномочий, по отозванной доверенности подал апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.04.2018 года по делу № А73-1240/2018 от имени Управления. Макаров А.А. просил провести в отношении Исакова Ю.В. служебную проверку.

05.06.2018 года руководителем Управления Россельхознадзора в Шестой арбитражный апелляционный суд направлено письмо № 05/3001, в котором указано, что доверенность № 1 от 10.01.2018 года у Исакова Ю.В. отозвана, апелляционная жалоба подана по отозванной доверенности, просили считать апелляционную жалобу недействительной.

14.06.2018 года согласно материалам дела и аудиозаписи, Шестым арбитражным апелляционным судом представленная Исаковым Ю.В. доверенность № 1 от 10.01.2018 года не была принята в качестве подтверждения его полномочий в связи с ее отзывом, Исаков Ю.В. не был допущен в судебное заседание в качестве представителя Управления.

Арбитражным судом Хабаровского края 14.06.2018 года, 19.08.2018 года истцу было отказано в ознакомлении с делом № А73-1240/2018 и снятии копий с материалов дела, поскольку представленная доверенность от 10.01.2018 года отозвана Управлением.

Приказом руководителя Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Олейникова М.В. от 07.06.2018 года № 309 "О проведении служебной проверки" в соответствии с ч. 1 ст. 59 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с целью установления обстоятельств и вины государственного служащего Управления Россиельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области в совершении дисциплинарного проступка для решения вопроса о привлечении его к дисциплинарной ответственности по факту, изложенному в служебной записке начальника отдела правового обеспечения и аналитической работы Управления Макарова А.А. от 01.06.2018 года № 05/63 назначено проведение служебной проверки в отношении государственного гражданского служащего Управления Исакова Ю.В., по факту, изложенному в служебной записке начальника отдела правового обеспечения и аналитической работы Макарова А.А. от 01.06.2018 года № 05/63, утверждена комиссия по проведению служебной проверки в составе Гулящук М.С., Смоквиной Т.О., Нартова Г.В., установлен срок предоставления заключения по результатам служебной проверки - до 06.07.2018 года.

Согласно заключению служебной проверки "О результатах служебной проверки" от 06.07.2018 года, установлено, что по состоянию на 04.07.2018 года сотрудникам Управления в 2018 году выдана 121 доверенность для представления интересов Управления. Доверенности изготавливаются в двух оригинальных экземплярах. Сотрудникам Управления выдается один экземпляр доверенности для представления интересов Управления, второй экземпляр доверенности постоянно хранится в номенклатурном деле отдела правового обеспечения и аналитической работы № 05-11. Оба экземпляра доверенности подписываются доверенным лицом и заверяются подписью руководителя и печатью Управления. Проект доверенности на имя заместителя начальника отдела правового обеспечения и аналитической работы Исакова Ю.В. подготовлен им самостоятельно, с начальником отдела согласован не был, количество изготовленных Исаковым Ю.В. и подписанных руководителем Управления экземпляров оригиналов доверенности неизвестно; экземпляр оригинала доверенности на имя Исакова Ю.В., согласованный с начальником отдела правового обеспечения и аналитической работы Макаровым А.А., в номенклатурном деле отдела № 05-11 отсутствует, также служебной проверкой установлено, что приказом руководителя Управления Росельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от 06.04.2018 года № 72 "Об отзыве доверенности № 1 от 10.01.2018 выданной Исакову Ю.В.", у последнего указанная доверенность отозвана, о чем Исаков Ю.В. ознакомлен под роспись 09.04.2018 года. В ходе служебной проверки установлено, что вопрос о необходимости подачи жалобы на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.04.2018 года по делу А73-1240/2018 Исаковым Ю.В. не был согласован с начальником отдела правового обеспечения и аналитической работы и руководителем Управления. При этом комиссия в заключении о результатах служебной проверки, указав на п. 1.6, п. 1.11, п. 3.1, п. 5.2, п. 5.3 должностного регламента заместителя начальника отдела правового обеспечения и аналитической работы, пришла к выводу о том, что в действиях заместителя начальника отдела правового обеспечения и аналитической работы Управления Исакова Ю.В. выявлены признаки дисциплинарного проступка, то есть недобросовестного исполнения должностных обязанностей, выразившегося в подписании и подаче апелляционной жалобы от имени Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.04.2018 года по делу № А73-1240/2018, не имея на то надлежащих полномочий, без указания на совершение данных действий руководителем Управления, за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в ненадлежащем исполнении гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, выразившегося в подписании и подаче апелляционной жалобы от имени Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.04.2018 года по делу № А73-1240/2018 не имея на то надлежащих полномочий, без указания на совершение данных действий руководителем Управления заместитель начальника отдела правового обеспечения и аналитической работы Исаков Ю.В. заслуживает применения дисциплинарного взыскания.

В соответствии с приказом и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Лопатиной Е.Г. от 11.07.2018 года № 324/Л "О наложении дисциплинарного взыскания на Исакова Ю.В." Исакову Ю.В., замещающему должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника правового обеспечения и аналитической работы, объявлено замечание за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в ненадлежащем исполнении гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, а именно в подписании и подаче апелляционной жалобы от имени Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.04.2018 по делу № А73-1240/2018 без указания на совершение данных действий руководителем Управления, не имея на то надлежащих полномочий.

С указанным приказом Исаков Ю.В. был ознакомлен 06.08.2018 года под роспись.

Приказом и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Лопатиной Е.Г. от 30.08.2018 года № 402/Л в связи с допущенной технической ошибкой было внесено изменение в приказ от 11.07.2018 года № 324/Л, а именно в строке "основание" слова "заключение по результатам проведения служебной проверки от 16 апреля 2018 года" заменены словами "заключение по результатам служебной проверки от 06 июля 2018 года". С указанным приказом Исаков Ю.В. был ознакомлен 31.08.2018 года.

В решении суд указал, что отсутствие в оспариваемом приказе указания на конкретные вменяемые истцу нарушения служебных обязанностей не свидетельствует о незаконности приказа, поскольку все нарушения служебных обязанностей, послужившие поводом к применению взыскания в виде замечания, изложены в заключении служебной проверки, проведенной в соответствие требованиями статьи 59 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" и в установленный законом срок, которое в приказе указано как основание для наложения взыскания.

В заключении служебной проверки от 06.07.2018 указано, что комиссией по проведению служебной проверки были изучены документы, касающиеся ненадлежащего исполнения заместителем начальника отдела правового обеспечения и аналитической работы Исаковым Ю.В. поручений руководителя, и как следствие неисполнение своих должностных обязанностей, в результате чего указанные обстоятельства совершения дисциплинарного проступка нашли свое подтверждение.

На основании установленного суд пришел к выводу, что Исаков Ю.В. с учетом тяжести совершенного проступка, а также обстоятельств, при которых проступок был совершен, обоснованно был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания, которое является наименее строгим видом дисциплинарного взыскания из предусмотренных Федеральным законом "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".

Доводы истца, о том, что у него были основания считать, что доверенность не отменена, что обязывало и уполномочивало его защищать интересы Управления путем подачи апелляционной жалобы без соответствующего распоряжения руководителя Управления, начальника отдела, поскольку данная обязанность возложена на него должностным регламентом, положением об отделе, положением об управлении, суд признал ошибочными, так как апелляционная жалоба подается в суд от лица Управления, представлять интересы которого без доверенности может только руководитель Управления и только руководитель Управления устанавливает должностные обязанности работников Управления, выдает доверенности, издает приказы ненормативного характера по вопросам, закрепленной сферы деятельности (п. 14, п. 14.3, п. 14.6, п. 15 Положения об управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, утв. приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15.04.2013 года № 163). Должностной регламент заместителя начальника отдела правового обеспечения и аналитической работы Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области не уполномочивает Исакова Ю.В. на самостоятельное принятие решений от имени Управления, напротив, в соответствии с пунктами 1.6, 1.11, 3.3, 5.2, п. 5.3 предполагает непосредственное подчинение руководителю отдела, руководство в деятельности приказами, распоряжениями, нормативными и иными актами Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, обязанность исполнять поручения соответствующих руководителей, отданных в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, безусловного выполнения приказов, распоряжений и поручений начальника отдела и руководителя Управления Россельхознадзора.

Доводы Исакова Ю.В. о том, что он согласно пункту 7.1 должностного регламента вправе и обязан был самостоятельно принимать решения, исходя из возложенных на него функций и должностных обязанностей, а также функций, возложенных на отдел правового обеспечения и аналитически работы судом отклонены по следующим основаниям.

Суд пришел к правильному выводу, что подготовку исковых заявлений, заявлений и иных документов для обращения от имени Управления в арбитражные суды и суды общей юрисдикции Исаков Ю.В. вправе был осуществлять при наличии непосредственного поручения начальника отдела и руководителя Управления. Обязанность Исакова Ю.В. представлять интересы Управления в судах является обязанностью представлять интересы Управления по доверенности, однако как было установлено в ходе служебной проверки и установлено Шестым арбитражным апелляционным судом, Исаков Ю.В. не имел полномочий на подачу жалобы в связи с отзывом доверенности руководителем Управления.

Довод истца о том, что заключение служебной проверки было утверждено и.о. руководителя Управления Лопатиной Е.Г., не имеющей доверенности на право утверждения заключений служебных проверок, суд счел необоснованным, поскольку Лопатина Е.Г. 06.07.2018 года являлась исполняющей обязанности руководителя Управления в соответствии с приказом руководителя Управления Олейникова М.В. от 29.06.2018 года № 299/л.

Судом установлено, что 14.06.2018 года, во время проведения служебной проверки в отношении Исакова Ю.В., последний продолжал участвовать в судебных делах Управления Россельхознадзора на основании отозванной доверенности № 1 от 10.01.2018 года, что подтверждается пояснением сторон, аудиозаписью судебного заседания Шестого арбитражного апелляционного суда.

14.06.2018 года согласно материалам дела и аудиозаписи, Шестым арбитражным апелляционным судом представленная Исаковым Ю.В. доверенность № 1 от 10.01.2018 года не была принята в качестве подтверждения его полномочий в связи с ее отзывом, Исаков Ю.В. не был допущен в судебное заседание в качестве представителя Управления.

При рассмотрении дела установлено, что Арбитражным судом Хабаровского края 14.06.2018 года, 19.08.2018 года истцу было отказано в ознакомлении с делом № А73-1240/2018 и снятии копий с материалов дела, поскольку представленная доверенность от 10.01.2018 года отозвана Управлением.

Доводы истца о том, что заключение служебной проверки не содержит объяснений и.о. руководителя Управления, руководителя Управления, в связи с чем не может быть обоснованным и законным, судом отклонены, поскольку положения Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" обязывает комиссию истребовать письменное объяснение только от гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка (ч. 1 ст. 58, ч. 8 ст. 59), истребование письменных объяснений от представителя нанимателя законом не предусмотрено.

Судом установлено, что сроки и порядок проведения служебной проверки, привлечения Исакова Ю.В. к дисциплинарной ответственности, применения дисциплинарного взыскания, ответчиком соблюдены.

Учитывая вышеизложенное, в удовлетворении требования Исакова Ю.В. о признании незаконными и необоснованными заключения служебной проверки от 06.07.2018, приказа от 11.07.2018 № 324/Л «О наложении дисциплинарного взыскания на Исакова Ю.В.» судом обоснованно отказано.

Порядок выплаты премии государственным гражданским служащим Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области установлен Положением "О порядке выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий, а также о порядке выплаты премий по результатам работы", утв. приказом Управления Россельхознадзора от 05.03.2012 года № 35.

В соответствии с пунктом 12 Положения о порядке выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий, а также о порядке выплаты премий по результатам работы, утв. приказом Управления Россельхознадзора от 05.03.2012 года № 35, при определении размера премии гражданскому служащему Управления руководителем может быть отказано в премировании за: ненадлежащее качество работы с документами и выполнения поручений руководителей; ненадлежащее исполнение работником должностных обязанностей, закрепленных должностным регламентом или должностной инструкцией; невыполнение приказов и распоряжений руководителя Управления, иные причины, признанные руководителем Управления нарушением трудовой дисциплины и неисполнением должностных обязанностей.

В связи с тем, что Исаков Ю.В. в соответствии с приказом от 11.07.2018 года № 324/Л был привлечен к дисциплинарной ответственности, отказ в премировании не противоречит действующему Положению о порядке выплаты премий, о чем правильно указано в решении суда.

Поскольку требование о взыскании компенсации морального вреда является производным от основных исковых требований, в удовлетворении которых отказано, оснований для взыскания компенсации морального вреда у суда не имелось.

Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к переоценке доказательств и основаны на субъективном толковании правовых норм, в связи с чем основаниями к отмене решения суда служить не могут.

При таком положении решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 08 февраля 2019 года по гражданскому делу по иску Исакова Ю.В. к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании приказов, заключения о результатах служебной проверки незаконными и необоснованными, взыскании компенсации морального вреда, невыплаченной суммы квартальной премии оставить без изменения, а апелляционную жалобу Исакова Ю.В. - без удовлетворения.

Настоящее апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий: Т.А.Разуваева

Судьи: В.А.Галенко

Г.И.Федорова