Дело № 33-2938 судья Арсеньева Е.Ю. 2015 год
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,
судей Кубаревой Т.В. и Комаровой Ю.В.,
при секретаре Соколовской А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
11 августа 2015 года
по докладу судьи Пойменовой С.Н.
дело по апелляционной жалобе Поляковой Г.И.
на решение Торжокского городского суда Тверской области от 25 мая 2015 г., которым постановлено:
«В удовлетворении заявленных требований Поляковой Г.И. к территориальному отделу социальной защиты населения <адрес> и <адрес>, Министерству социальной защиты населения <адрес> о взыскании денежных средств в счет недоначисленной субсидии, денежной компенсации морального вреда отказать».
Судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Полякова Г.И. обратилась в суд с иском к Территориальному отделу социальной защиты населения <адрес> и <адрес>, Министерству социальной защиты населения <адрес> о взыскании № в счет недоначисленной субсидии, денежной компенсации морального вреда в размере №. Свои требования мотивирует тем, что территориальным отделом социальной защиты населения <адрес> и <адрес> ей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ неправильно исчислена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В судебном заседании истец Полякова Г.И. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Территориальный отдел социальной защиты населения <адрес> и <адрес>, извещенный о времени и месте слушания дела, своего представителя в судебное заседание не направил, просил дело рассмотреть без участия своего представителя.
Ответчик Министерство социальной защиты населения <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, с ходатайством об отложении слушания дела не обращался.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Полякова Г.И. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В жалобе указывает, что при принятии решения судом были нарушены нормы материального права. Постановление Правительства <адрес> № 795-пп от 21 декабря 2012 г. нарушает права одиноких пенсионеров, проживающих в однокомнатных квартирах, поскольку размер субсидии для пенсионеров, проживающих в 2-х и 3-х комнатных квартирах, больше. Непонятно как меняется стоимость жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, суд не учел, что при начислении ей субсидии отделом социальной защиты населения были искажены данные по расходам на оплату коммунальных услуг и данные по пенсии.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Полякова Г.И., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, причин неявки суду не сообщила, с ходатайством об отложении слушания дела не обращалась. На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей ответчиков Министерства социальной защиты населения <адрес> Ковалева А.А. и ТОСЗН <адрес> и <адрес> Быстровой Н.Н., возражавших по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Полякова Г.И. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м., в котором проживает одна.
Полякова Г.И. является ветераном труда, пенсионером, получает пенсию по старости. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец была признана инвалидом № группы, вследствие чего ей в качестве мер социальной поддержки производились денежные выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по заявлениям Поляковой Г.И. ТОСЗН <адрес> и <адрес> назначались и выплачивались субсидии на жилищно-коммунальные услуги.
Статья 159 Жилищного кодекса РФ устанавливает право граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с указанной нормой права субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации.
Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. Право на субсидии имеют, в том числе, собственники жилых помещений.
При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса РФ постановлением Правительства РФ № 761 от 14 декабря 2005 г. утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с которыми размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (пункт 20); размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 21); размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а в случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки (пункт 27); совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (пункт 32).
Согласно пункту 23 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг при среднедушевом доходе семьи равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле: МДДр
С = ССЖКУ х n - ---- х Д,
1 P 100
где: C - размер субсидии (в рублях);
1
ССЖКУ - размер установленного для муниципального
Р образования регионального стандарта стоимости жилищно-
коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной
численности (в рублях);
n - количество лиц, входящих в состав семьи заявителя, определяемых в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил;
МДД - региональный стандарт максимально допустимой доли
Р расходов граждан на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг в совокупном доходе семьи
(в процентах);
Д - совокупный доход семьи (в рублях), исчисленный в порядке,
установленном пунктом 40 настоящих Правил.
В <адрес> во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» приняты и действуют (с изменениями и дополнениями) постановление администрации <адрес> от 06 мая 2006 г. № 91-па «Об утверждении региональных стандартов максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», постановление администрации <адрес> от 06 мая 2006 г. № 92-па «Об утверждении региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», постановление <адрес> № 257-пп от 18 июня 2013 г. «Об утверждении региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2013 г. и о признании утратившим силу постановления <адрес> от 05 июня 2012 г. № 300-пп», постановление <адрес> № 696-пп от 25 декабря 2013 г. «Об утверждении региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2014 г. и о признании утратившим силу постановления Правительства <адрес> от 18 июня 2013 г. № 257-пп», постановление Правительства <адрес> № 75-пп от 17 февраля 2015 г. «Об утверждении региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2015 г. и признании утратившим силу отдельных постановлений Правительства <адрес>».
Отказывая Поляковой Г.И. в удовлетворении требований о взыскании недоначисленной субсидии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд исходил из того, что размер субсидии в спорный период времени исчислен ТОСЗН <адрес> и <адрес> в соответствии с нормами действующего законодательства, ошибок, допущенных при расчете субсидии, повлекших нарушение прав истца, в ходе судебного разбирательства не установлено.
Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и нормам материального права, регулирующим соответствующие правоотношения в спорный период.
Судебная коллегия также находит их правильными.
Как следует из материалов дела, в период ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ среднедушевой доход Поляковой Г.И. превышал прожиточный минимум, установленный в <адрес> для пенсионера, вследствие чего размер субсидии ответчиком определялся по формуле: С = ССЖКУ – Д х 15 %, где С – размер субсидии, ССЖКУ – размер установленного для муниципального образования <адрес> регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одиноко проживающего пенсионера при фактической площади жилого помещения до 33 кв.м., 15 % - региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в процентах для ветеранов труда, Д – среднедушевой доход, что не противоречит пункту 23 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Поляковой Г.И. была назначена субсидия в размере №.
С ДД.ММ.ГГГГ был произведен перерасчет субсидии на основании постановления Правительства <адрес> № 795-пп от ДД.ММ.ГГГГ, которым изменен региональный стандарт нормативной площади жилья на одиноко проживающего пенсионера с № на №, размер субсидии стал составлять №.
Никаких удержаний, вопреки доводам истца, не производилось.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Поляковой Г.И. была назначена субсидия в размере №. При этом во внимание принималось то обстоятельство, что истцу была установлена № группа инвалидности.
С ДД.ММ.ГГГГ был произведен перерасчет субсидии на основании постановления Правительства <адрес> № 257-пп от 18 июня 2013 г., которым изменен региональный стандарт нормативной площади жилья на одиноко проживающего пенсионера с № на №, размер субсидии должен был составлять №, однако, истцу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачивалась субсидия в размере №.
В ДД.ММ.ГГГГ Поляковой Г.И. была выплачена доплата в размере № за № месяца ((№ – №) х 4).
Таким образом, нарушенные права истца на момент рассмотрения дела были восстановлены ответчиком.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Поляковой Г.И. была назначена субсидия в размере №.
С ДД.ММ.ГГГГ был произведен перерасчет субсидии на основании постановления Правительства <адрес> № 696-пп от 25 декабря 2013 г., которым изменен региональный стандарт нормативной площади жилья на одиноко проживающего пенсионера с № на №, размер субсидии стал составлять №.
Никаких удержаний, вопреки доводам истца, не производилось.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Поляковой Г.И. была назначена субсидия в размере № (увеличился прожиточный минимум).
С ДД.ММ.ГГГГ был произведен перерасчет субсидии на основании постановления <адрес> № 316-пп от 01 июля 2014 г., которым изменен региональный стандарт нормативной площади жилья на одиноко проживающего пенсионера с № на №, размер субсидии стал составлять №.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Поляковой Г.И. была назначена субсидия в размере №., однако, размер субсидии должен был составлять №. Ошибка произошла в связи с неправильным введением сведений о доходе.
В ДД.ММ.ГГГГ Поляковой Г.И. была выплачена доплата в размере №. за № месяца ((№ – №) х 4).
Таким образом, нарушенные права истца на момент рассмотрения дела были восстановлены ответчиком.
С учетом изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, никакой задолженности у ТОСЗН <адрес> и <адрес> перед истцом по субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Несогласие в апелляционной жалобе с постановлением Правительства <адрес> № 795-пп от 21 декабря 2012 г., которым изменен региональный стандарт нормативной площади жилья на одиноко проживающего пенсионера с № на №, не может служить основанием для отмены принятого по делу судебного акта, поскольку указанный нормативный правовой акт в установленном законом порядке недействующим не признавался.
Поскольку истцом заявлялись требования имущественного характера о взыскании денежных средств, нарушений прав истца не установлено, то суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.
Разрешая спорные правоотношения, суд правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. В апелляционной жалобе не содержится ссылок на обстоятельства, опровергающие правильные выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Торжокского городского суда Тверской области от 25 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Поляковой Г.И. - без удовлетворения.
Председательствующий С.Н.Пойменова
Судьи Т.В.Кубарева
ФИО1