Судья Карматкова Е.В. № 33-38/2017(33-2941/2016)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в со-ставе:
председательствующего Стальмахович О.Н.,
судей Мелентьевой Ж.Г., Остапенко Д.В.
при секретаре Герасимовой К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Кам-чатском 12 января 2017 года гражданское дело по апелляционной жалобе Краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» на реше¬ние Петропав¬ловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 6 октября 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Краевого государствен¬ного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государ¬ственных и социальных пособий» к ФИО2 о взыскании излишне выплаченной суммы мер социальной поддержки в виде регио-нальной социальной доплаты к пенсии в размере <данные изъяты>, госпошлины отказать.
Заслушав доклад судьи Мелентьевой Ж.Г., объяснения представителя Краевого госу¬дарственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государ¬ственных и социальных пособий» ФИО3, поддер-жавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на доводы апелляцион-ной жалобы Чу¬маковой Г.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (далее КГКУ «Центр вы-плат») обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании излишне вы-плаченной суммы меры социальной поддержки. В обоснование заявленных требований указало, что ответчик с 1 января 2010 года являлась получателем региональной социальной доплаты к пенсии как неработающий пенсионер, которая ей была выплачена по 31 марта 2015 года. 10 марта 2015 года от УПФР по г. Петропавловску-Камчатскому поступили сведения, согласно ко-торым ФИО2 являлась трудоустроенной с 29 января 2010 года, а именно ей по договору о приемной семье выплачивается ежемесячная оплата, на которую начисляются страховые взносы в пенсионный фонд и время ухода за ребенком учитывается в трудовой стаж приемного родителя. В связи с чем, права на получение региональной социальной доплаты к пен¬сии как неработающий пенсионер ФИО2 не имела. КГКУ «Центр выплат» просило взыскать с ФИО2 излишне выплаченные суммы региональной социальной доплаты к пенсии за период с 1 января 2010 года по 31 марта 2015 года в размере <данные изъяты>., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 4630 руб. 47 коп.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель КГКУ «Центр выплат» ФИО4 исковые требования поддержала.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, полагая, что трудовую деятельность в спорный период не осу-ществляла.
Представитель третьего лица Департамента социального развития ад-министрации Петропавловск-Камчатского городского округа Демина В.А. заявленные истцом требования считала необоснованными, поскольку полу-чение ответчиком денежного вознаграждения по договору о приемной семье не является трудовой деятельностью.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
Считая решение суда принятым с нарушением норм материального права, в апелляционной жалобе КГКУ «Центр выплат» просит его отменить и принять новое об удовлетворении исковых требований, полагая, что вывод суда первой инстанции о том, что вознаграждение по договору о передаче ребенка на воспитание в приемную семью является мерой социальной под-держки противоречит действующему законодательству. Считает, что Чума-кова Г.М., являясь стороной по договору, выполняла оплачиваемую работу и не имела права получать доплату к пенсии.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность реше¬ния суда в соответствии с требованиями ч.ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ в пре¬де¬лах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия при¬ходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона «О государственной соци-альной помощи» от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ пенсионерам, прожи¬вающим на территории Российской Федерации, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 де-кабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Рос-сийской Федерации», пенсия которым установлена в соответствии с законо-дательством Российской Федерации, и у которых общая сумма материаль¬ного обеспечения меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации, устанавливается региональная социальная доплата к пенсии, определение размера которой входит в компетенцию уполномоченного ор¬гана исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы ука-занная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной до¬платы достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установлен¬ного в данном субъекте Российской Федерации; размеры социальных доплат к пенсии пересматриваются при изменении величины прожиточного мини¬мума пенсионера, при изменении (индексации) размеров денежных выплат, входящих в общую сумму материального обеспечения пенсионера, а также при изменении денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денеж-ных компенсаций. Пересмотр размера региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с настоящей статьей в порядке, опреде-ляемом законом или иными нормативными актами субъекта Россий¬ской Федерации.
Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не вы-плачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в пе¬риод которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсион¬ному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ч. 10 ст. 12.1 Федераль-ного закона).
Пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполне¬нии иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоя¬тель-ств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекра-щение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной до-платы к пенсии производится в порядке, предусмотрен¬ном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страхо¬вых пенсия» (п. 12 ст. 12.1).
В Камчатском крае порядок установления, выплаты и пересмотра раз¬мера региональной социальной доплаты к пенсии был утвержден по¬станов¬лением Правительства Камчатского края от 27 апреля 2010 года N 197-П.
Согласно п. 2.19 указанного Порядка пенсионеры обязаны безотла¬га-тельно извещать о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятель-ности, в период осуществления которой граждане подлежат обя¬зательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обяза-тельном пенсионном страховании в Российской Феде¬рации», о наступ¬лении других обстоятельств, влекущих изменение размера региональной со¬циальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты.
Выплата региональной социальной доплаты к пенсии прекращается в случае трудоустройства, в период которого пенсионер подлежит обя¬затель-ному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Феде¬рации» или если общая сумма материального обеспечения пенсио¬нера, которому установлена региональная социальная доплата к пенсии, достигла величины прожиточ¬ного минимума пенсионера в Камчатском крае, установленного Законом Кам-чатского края «О прожиточном мини¬муме в Камчатском крае» (п. 3.8 Порядка).
Постановлением Правительства Камчатского края от 29 октября 2012 года № 500-П указанный выше Порядок от 27 апреля 2010 года признан утратившим силу и утвержден новый Порядок установления региональной социальной доплаты к пенсии в Камчатском крае.
Согласно п. 1.3 указанного Порядка (в действующей на момент рассмот-рения спора в суде редакции) предоставление региональной соци¬альной до-платы к пенсии осуществляется Министерством социального развития и труда Камчатского края через Краевое государственное ка¬зенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (далее - КГКУ «Центр выплат») и его филиалы, за счет средств краевого бюджета, в том числе за счет средств иных меж¬бюджетных трансфертов, по-ступающих в краевой бюджет из федераль¬ного бюджета.
Основаниями для прекращения предоставления региональной соци¬аль¬ной доплаты к пенсии являются в том числе и превышение размера общей суммы материального обеспечения, определенной в соответ¬ствии с частями 2 и 3 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О госу-дарственной социальной помощи», над величи¬ной прожиточного мини¬мума, установленного в Камчатском крае, а также трудоустройство, в период которого пенсионер подлежит обяза¬тельному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсион¬ном страховании в Российской Федерации» (п. 2.16)
В силу п. 2.21 Порядка пенсионеры обязаны безотлагательно извещать КГКУ «Центр выплат» и его филиалы о поступлении на работу и (или) вы-полнении иной деятельности, в период осуществления которой граж¬дане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответ¬ствии с Феде-ральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенси-онном страховании в Российской Федерации», о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера реги¬ональной социальной до-платы к пенсии или прекращение (продление) ее выплаты, в том числе об из-менении места жительства (места пребыва¬ния), в течение 5 рабочих дней со дня наступле¬ния соответствующих обстоя¬тельств.
Из материалов дела усматривается, что ФИО2 с 1 января 2010 года яв¬лялась получателем региональной социальной доплаты к пенсии как нерабо¬тающий пенсионер. В связи с поступлением 10 марта 2015 года в КГКУ «Центр выплат» сведений из отделения Пенсионного фонда по г. Пет¬ропав-ловску-Камчатскому о том, что ФИО2 с 29 января 2010 года трудо-устроена и на ее лицевой счет застрахованного лица производились страхо¬вые пенсионные отчисления, решением КГКУ «Центр выплат» от 3 апреля 2015 года выплата социальной доплаты к пенсии ФИО2 была приоста-новлена. Указанные страховые пенсионные отчисления произ¬водились из ежемесячного вознаграждения, получаемого ФИО2 по дого¬вору о передаче ребенка на воспитание приемной семье от 29 января 2010 года, заключенному на основании постановления Администрации Пет¬ропав¬ловск-Камчатского городского округа от 29 января 2010 года № 209 о созда¬нии приемной семьи, где ФИО2 и ФИО5 являются при¬ем¬ными родителями несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рожде¬ния. Решением КГКУ «Центр выплат» от 6 мая 2015 года установлена сумма переплаты региональной социальной доплаты к пенсии ФИО2 за период с 1 января 2010 года по 31 марта 2015 года в размере <данные изъяты> как излишне выплаченная ФИО2 в связи с поступлением све-дений, влияющих на право предоставления социальной доплаты к пенсии.
Отказывая КГКУ «Центр выплат» в удовлетворении исковых требова¬ний, суд первой инстанции исходил из того, что вознаграждение приемным родителям является мерой социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей, в связи с чем полагал, что осуществление обя-занностей приемного родителя на возмездной основе на основании заклю-ченного договора о приемной семье нельзя считать выполнением оплачивае-мой работы.
С таким выводом суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 9 Федерального за-кона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного меди¬цинского страхования» от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ видам доходов, осво¬бождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следо¬вательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федера¬ции перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражда¬нам в страховой стаж как периоды работы.
Как следует из лицевого счета застрахованного лица ФИО2 по состоянию на 10 марта 2015 года и письма Пенсионного фонда по г. Петро-павловску-Камчатскому от 21 апреля 2015 года, в период с января 2010 года по март 2015 года страхователем КГУ «Петропавловск-Камчатский», выпла-чивающим ФИО2 вознаграждение по договору о приемной семье, производились отчисления страховых взносов с сумм указанного ежемесяч-ного вознаграждения. Данный период учитывается в трудовой стаж прием-ного родителя (л.д. 43-51, 59, 60).
Из изложенного следует, что ФИО6, являясь стороной договора о приемной семье от 29 января 2010 года и приняв на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемного ребенка за вознаграждение, признается как лицо, выполняющее оплачиваемую работу, в связи с чем выплата региональной социальной доплаты к пенсии ей не положена.
Согласно п. 2.19 Порядка от 27 апреля 2010 года и п. 2.21 действующего на момент рассмотрения спора в суде Порядка установления региональной социальной доплаты к пенсии от 29 октября 2012 года пенсионеры обязаны безотлагательно извещать КГКУ «Центр выплат» о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно п. 2.20 действующего Порядка излишне выплаченные суммы региональной социальной доплаты к пенсии пенсионерам вследствие представления ими документов с недостоверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право получения региональной социальной доплаты к пенсии или на исчисление ее размеров, возмещаются этими пенсионерами добровольно, а в случае спора - взыскиваются в судебном порядке.
Несмотря на то, что ФИО2 не сообщила КГКУ «Центр выплат» об исполнении ею обязанностей приемного родителя на возмездной основе по гражданско-правовому договору, судебная коллегия полагает, что в ее действиях по не сообщению о факте своей работы, признаки недобросовестности отсутствуют, поскольку с учетом общего понимания осуществления работы по трудовому договору, а также исходя из текста договора о приемной семье, нельзя признать, что ФИО2 понимала о том, что выполнение обязанностей приемного родителя является той работой, о которой она обязана была сообщить истцу. При этом доказательств того, что ей при назначении социальной доплаты к пенсии разъяснялось о том, что под работой для целей назначения указанной доплаты следует также понимать выполнение обязанностей приемного родителя на возмездной основе по договору о приемной семье, истцом суду не представлено.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении исковых требований КГКУ «Центр выплат» и указывая в решении, что доказательств, свидетельствующих о виновном сокрытии ФИО2 данных, способных повлиять на право получения ею региональной социальной доплаты к пенсии, истцом не представлено и в материалах дела таковых не имеется, суд не учел следующее.
В п. 2.16 Порядка установления региональной социальной доплаты к пенсии в Камчатском крае от 29 октября 2012 года предусмотрены случаи утраты права на получение региональной социальной доплаты, к которым в числе прочих относится и превышение размера общей суммы материального обеспечения пенсионера, определенной в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», над величиной прожиточного минимума, установленного в Камчатском крае.
Согласно п. 1.4. Порядка при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются все суммы дополнительного материального (социального) обеспечения.
Обязанность гражданина в 10-дневный срок известить орган, выплачи-вающий ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятель¬ств, влекущих за собой прекращение ее выплаты или изменение размера, установлена в п. 2.21 действующего Порядка и п. 2.19 Порядка, действую¬щего при назначении ФИО2 социальной доплаты, а также преду¬смотрена в п. 12 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Как следует из дела, в нем имеются заявления ФИО2, которые свидетельствуют о том, что она неоднократно под роспись предупреждалась о необходимости информировать КГКУ «Центр выплат» обо всех изменениях, влияющих на право получения и размер социальной доплаты и что она предупреждена о том, что социальная доплата к пенсии не будет выплачиваться, если общая сумма материального обеспечения превысит величину прожиточного минимума, установленного в Камчатском крае (л.д. 25, 31,37).
Исходя из имеющихся в материалах дела сведений о перечисленных ФИО2 размерах ежемесячного вознаграждения приемного родителя за период с января 2010 года по март 2015 года, на которые начислялись страховые взносы в пенсионный фонд, и полученной за указанный период региональной социальной доплаты с учетом размера получаемой ответчиком пенсии следует, что размер общей суммы материального обеспечения ФИО2 в указанный период явно превышал размер прожиточного минимума, установленного в Камчатском крае (л.д. 65, 43-51), что не могла не видеть и не знать ФИО2, ежемесячно получая указанные суммы. Однако, зная, что при такой ситуации ей не будет положена выплата социальной доплаты к пенсии, она в течении пяти лет не сообщала КГКУ «Центр выплат» об имеющихся изменениях, влияющих на ее право получать указанную доплату, что свидетельствует о ее недобросовестности.
Указанные обстоятельства суд первой инстанции, несмотря на пояснения представителя истца в судебном заседании, оставил без внимания и должной оценки им не дал, о чем обоснованно указано в апелляционной жалобе.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Учитывая, что ответчик не выполнила свою обязанность и своевременно не сообщила в КГКУ «Центр выплат» о получении ежемесячного вознаграждения по договору о приемной семье, в связи с чем по ее вине образовалась переплата бюджетных средств в размере <данные изъяты>., с нее подлежит взысканию сумма излишне выплаченной региональной социальной доплаты к пенсии, размер которой определен истцом с учетом фактически полученной ФИО2 доплаты за период с 1 января 2010 года по 31 марта 2015 года (л.д. 7).
Кроме того, на основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в пользу истца расходы по государственной пошлине в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327.1-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 6 октября 2016 года отменить и принять по делу новое решение, которым:
Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу Краевого государ-ственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государ-ственных и социальных пособий» излишне выплаченную сумму региональ¬ной социальной доплаты к пенсии в размере <данные изъяты> и расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Председательствующий
Судьи