ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2942/2022 от 20.09.2022 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Давиденкова Л.А. № 33-2942/2022

10RS0011-01-2022-009960-37

2-5132/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Тарасовой Р.П.,

судей Гудковой Г.В., Курчавовой Н.Л.

при ведении протокола помощником судьи Головановой А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации Петрозаводского городского округа на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 19 июля 2022 года по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора г. Петрозаводска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МОУ «Гимназия имени П.О. Коргана», администрации Петрозаводского городского округа о возложении обязанности произвести определенные действия.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Исполняющий обязанности прокурора города Петрозаводска Кокорев С.В. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Гимназия имени П.О. Коргана», администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что прокуратурой города Петрозаводска проведена проверка, в ходе которой установлены нарушения требований к антитеррористической защищенности объекта - МОУ «Гимназия имени П.О. Коргана», а именно объект не оборудован системой голосового оповещения, не обеспечена охрана объекта сотрудниками частных охранных организаций. По данным фактам и.о. заместителя прокурора г. Петрозаводска 21.02.2022 на имя директора МОУ «Гимназия имени П.О. Коргана» внесено представление об устранении нарушений закона. 22.03.2022 по результатам рассмотрения указанного представления сообщено о том, что устранения данных нарушений требуют значительных финансовых вложений. В адрес Главы администрации Петрозаводского городского округа – председателя комитета социального развития направлялись письма о необходимости оказания содействия в решении вопросов по устранению нарушений антитеррористического законодательства, однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

На основании изложенного, уточнив исковые требования, истец просил незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу обязать администрацию Петрозаводского городского округа обеспечить финансирование следующих работ, необходимых для выполнения требований к антитеррористической защищенности МОУ «Гимназия имени П.О. Коргана» (далее также Гимназия ): по оборудованию объекта системой голосового оповещения в соответствии с подп. «д» п. 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 (далее – Требования); по обеспечению охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций в соответствии с подп. «б» п. 25 Требований.

Обязать МОУ «Гимназия имени П.О. Коргана» после поступления денежных средств на устранение указанных нарушений выполнить следующие работы в МОУ «Гимназия имени П.О. Коргана»: оборудовать объект системой голосового оповещения в соответствии с подп. «д» п. 24 Требований; обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций в соответствии с подп. «б» п. 25 Требований;

Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 19.07.2022 исковые требования удовлетворены частично.

Суд обязал администрацию Петрозаводского городского округа в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование следующих работ, необходимых для выполнения требований к антитеррористической защищенности МОУ «Гимназия » по адресу: (.....):

- По оборудованию объекта системой голосового оповещения в соответствии с подп. «д» п. 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006.

- По обеспечению охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций в соответствии с подп. «б» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006.

Обязал муниципальное образовательное учреждение «Гимназия », расположенное по адресу: (.....), в течение четырех месяцев после поступления денежных средств на устранение нарушений требований к антитеррористической защищенности выполнить следующие действия:

- Оборудовать объект системой голосового оповещения в соответствии с подп. «д» п. 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006.

- Обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций в соответствии с подп. «б» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006.

В остальной части иска отказал.

С решением суда не согласен ответчик администрация Петрозаводского городского округа. В апелляционной жалобе просит его изменить, установив срок для исполнения решения суда не ранее 01.06.2023. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что на исполнение вынесенного судебного решения потребуются денежные средства в размере около 1,65 млн. руб. Указанные денежные средства в бюджет Петрозаводского городского округа ни на 2021 год, ни на 2022 год не заложены. Дополнительных источников финансирования для выполнения требований в сфере противодействия терроризму не выделялось, а уровень муниципального долга в настоящий момент составляет 2171 млн. руб., что исключает возможность исполнения вынесенного решения суда в установленный в нем срок.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации Петрозаводского городского округа Карпова Ж.В.доводы жалобы поддержала.

Прокурор Сафонова Н.В. возражала по доводам апелляционной жалобы, указав, что Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006, были известны ответчику с 2019 года, однако действий по выполнению Требований со стороны ответчика – Администрации Петрозаводского городского округа – не предпринято.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав объяснения представителя Администрации Петрозаводского городского округа Карповой Ж.В., прокурора Сафоновой Н.В., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения.

Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В силу п.п. 2, 15 ч.3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации – п.2 ч.6, ч.7 ст. 28 ФЗ № 273.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации. Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий) Министерства просвещения.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) – п.5 Требований.

Разделом Ш Требований определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий0.

В соответствии с подп. «д» п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оборудование объекта (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении угрозы.

На основании подп. «б» п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012 Свода правил «Общественные здания и сооружения», утвержденных Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112». Требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации (приложение «В» к Своду правил).

К вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий терроризма и экстремизма в границах городского округа.

Утвержденная Президентом РФ 05.10.2009 «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Судом установлено, что прокуратурой г. Петрозаводска проведены проверка исполнения МОУ «Гимназия имени П.О. Коргана» законодательства в сфере противодействия терроризму в части антитеррористической защищенности объекта образовательного учреждения. Проведенной проверкой на объекте установлены нарушения Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006. Нарушения зафиксированы в Акте внеплановой проверки антитеррористической защищенности МОУ «Гимназия имени П.О. Коргана» комиссией, назначенной приказом комитета социального развития администрации Петрозаводского городского округа от 19.05.2021. По данным фактам и.о. заместителя прокурора г.Петрозаводска 21.02.2022 года директору МОУ «Гимназия имени П.О.Коргана» внесено представление об устранении нарушений закона. К настоящему времени не устранены следующие нарушения действующего законодательства: школа не оборудована системой голосового оповещения, не обеспечена охрана объекта сотрудниками частных охранных организаций.

В соответствии с разделом 1 Устава МОУ «Гимназия имени П.О. Коргана», утвержденного постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 25.06.2015 , учреждение является некоммерческой организацией, учредителем и собственником учреждения является Петрозаводский городской округ. Функции и полномочия учредителя и собственника учреждения осуществляет администрация Петрозаводского городского округа. Согласно п.3.3.4 Устава к компетенции учредителя относится организация финансового обеспечения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, по настоящему делу – администрация Петрозаводского городского округа.

Судом также установлено, что МОУ «Гимназия имени П.О. Коргана» обращалось к учредителю – администрации Петрозаводского городского округа - с просьбой выделить финансовые средства на устранение нарушений, однако до настоящего времени финансирование не произведено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что ответчики являются субъектами противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования, на них лежит обязанность исполнения требований нормативно-правовых актов по обеспечению технического укрепления антитеррористической защищенности здания школы, предпринять профилактические меры, направленные на противодействие террористической деятельности.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

По решению суда для исполнения обязанности по финансированию установлен срок для администрации Петрозаводского городского округа три месяца со дня вступления решения в законную силу, для МОУ «Гимназия имени П.О. Коргана» - четыре месяца после поступления денежных средств.

В апелляционной жалобе администрация Петрозаводского городского округа просит определить дату исполнения решения суда не ранее 01.06.2013 года, ссылаясь на невозможность финансирования в 2021, 2022 годах.

Определяя сроки исполнения решения, суд принял во внимание объем мероприятий, которые необходимо осуществить ответчикам, в том числе, подготовку проектной документации, внесение изменений в текущий финансовый год, соблюдение требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», периоды каникул обучающихся в школе.

Судебная коллегия с учетом установленных по делу обстоятельств находит разумным установление сроков исполнения, указанных в решении суда.

Судебная коллегия также отмечает, что при наличии уважительных причин в соответствии со ст. 203 ГПК РФ администрация Петрозаводского городского округа вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства невозможности исполнения в установленные судом сроки.

Выводы суда первой инстанции основаны на выяснении всех обстоятельств по делу, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, постановленное по делу решение является законным и обоснованным.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда в части определения срока исполнения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 19 июля 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения..

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу в Третий Кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи