ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2943/19 от 04.06.2019 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья – Доильницын А.Ю.

Стр.209г г/п 0 руб.

Докладчик – Романова Н.В.

№33-2943/2019

4 июня 2019 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе

председательствующего Гаркавенко И.В.,

судей Мананниковой Т.А., Романовой Н.В.,

при секретаре Осовской Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 28 ноября 2018 г., которым постановлено:

«исковые требования прокурора Плесецкого района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Плесецкий район», Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – удовлетворить.

Обязать Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области организовать и обеспечить проведение санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке от загрязнения твердыми коммунальными отходами в границах земельного участка с кадастровым , расположенного в выделах <адрес>

Обязать администрацию муниципального образования «Плесецкий район» в срок до 01 января 2019 года обеспечить участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, путем ликвидации несанкционированной свалки, находящейся в границах сельского поселения муниципального образования «<данные изъяты>», в районе <адрес>.

Возложить на Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области обязанность в срок до 01 января 2019 года организовать на территории <данные изъяты> муниципального образования «<данные изъяты>» Плесецкого района Архангельской области деятельность по сбору (в том числе раздельному), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Возложить на администрацию муниципального образования «Плесецкий район» обязанность в срок до 01 января 2019 года обеспечить участие в организации на территории <данные изъяты> муниципального образования «<данные изъяты> Плесецкого района Архангельской области деятельности по сбору (в том числе раздельному), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов».

Заслушав доклад судьи Романовой Н.В., судебная коллегия

установила:

прокурор Плесецкого района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Плесецкий район» и к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления.

В обоснование требований указано, что проведенной прокуратурой проверкой выявлены нарушения природоохранного, лесного законодательства в части размещения несанкционированной свалки на территории лесного фонда <адрес>. Наличие несанкционированной свалки создает угрозу жизни и здоровья граждан, в пожароопасный период создается угроза возгорания промышленных отходов.

В судебном заседании помощник прокурора Плесецкого района Архангельской области Короткова О.С. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчиков, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, письменных возражений относительно заявленных требований не предоставили.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился представитель министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области ФИО1

В поданной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что собственник твердых коммунальных отходов должен самостоятельно заключить договор с региональным оператором на сбор (в том числе раздельный сбор), транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. Считает, что Министерство, его территориальные органы и обособленные подразделения не могут заниматься ликвидацией свалок на территории сельских поселений. Это не предусмотрено действующим законодательством. Тот факт, что на данный момент региональный оператор не приступил к исполнению обязанностей ввиду отсутствия единого тарифа, не имеет значения для данного спора. Указывает, что в соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 4 марта 2014 г. № 92-ПП Министерство является оорганом исполнительной власти Архангельской области и организует оборот ТБО на территории всей области, а не отдельно взятого муниципального образования. Указывает, что исполнить решение в установленный судом срок до 1 января 2019 г. не представляется возможным, так как ликвидировать свалки можно только в бесснежный период. Кроме того, ликвидация свалок происходит путем заключения соответствующих контрактов, которые невозможно заключить до 1 января 2019 г. Просит установить срок исполнения решения до августа 2019 г.

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Плесецкого района Курганович О.Н. считает решение суда законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, заслушав прокурора Подчередниченко О.С., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив решение суда, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Плесецкого района Архангельской области проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории МО «<данные изъяты>» Плесецкого района, в ходе, которой выявлены нарушения природоохранного, лесного законодательства в части размещения несанкционированных свалок на территории лесного фонда в Плесецком районе Архангельской области.

Проверкой установлено, что в районе <адрес> расположена свалка твердых коммунальных отходов <данные изъяты> на земельном участке с кадастровым на территории лесного фонда по адресу: <адрес>

Навалы мусора находятся на землях лесного фонда в выделах <адрес>

Также проверкой установлено, что на территории свалки размещен бытовой мусор, а также отработанные покрышки, металлические емкости от нефтепродуктов, опилок и стружка, древесные отходы. К свалке имеется свободный доступ, дорога, ведущая к свалке, расчищена и имеет свежие следы протекторов шин. Отходы не уплотнены и не изолированы.

Согласно данным из Единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров данный объект не внесен в государственный реестр размещения отходов.

Установить лиц, допустивших размещение указанных отходов, не представилось возможным. В поселке отсутствует организация, занимающаяся вывозом отходов населения, предприятий, социальных объектов, и магазинов. Складирование отходов населением производится на участке с кадастровым Вывоз отходов на свалку происходит стихийно, самими жителями.

Разрешая спор, суд исходил из того, что спорная свалка является несанкционированной, расположена на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, не переданного по договору аренды, а потому подлежит ликвидации исполнительным органом государственной власти субъекта - министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в рамках санитарно - оздоровительных мероприятий очистки леса.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

В силу п. 1 ст. 60.12 Лесного кодекса РФ, леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (п. 3 ст. 60.12 ЛК РФ).

В силу п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны (в том числе, осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

В соответствии с п. п. 3 - 5 ч. 1 ст. 60.3 Лесного кодекса РФ меры санитарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.

Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 г. № 607 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, устанавливающие порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов (далее - Правила).

Согласно п. 14 Правил при использовании лесов не допускается, в том числе загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

Реализацию переданных Российской Федерацией вышеуказанных полномочий на территории Архангельской области осуществляет министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, что следует из Положения о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 4 марта 2014 г. № 92-пп.

В силу подп. 6 п. 8 указанного Положения, министерство уполномочено на осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на лесных участках, находящихся в собственности Архангельской области, в пределах полномочий, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Архангельской области.

Ссылка в жалобе на то, что Министерство организует оборот твердых коммунальных отходов на территории всей области, а не отдельно взятого муниципального образования судебной коллегий не принимается, поскольку Плесецкий район является частью Архангельской области.

Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными, на территории Архангельской области утверждена постановлением Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 г. № 144-пп.

Региональная программа в области обращения с отходами утверждена постановлением Правительства Архангельской области от 12 декабря 2017 г. № 556-пп.

Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ подписано соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области с ООО «<данные изъяты>».

Доводы жалобы о том, что Министерство, его территориальные органы и обособленные подразделения не могут заниматься ликвидацией свалок на территории сельских поселений, судебной коллегией отклоняются в силу следующего.

Как следует из материалов дела, несанкционированная свалка на землях лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, образовалась в связи с отсутствием организации по вывозу отходов из <данные изъяты>.

В силу положений ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами среди прочего относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

На основании ст. 13 данного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пп. 99.6 п. 8 Положения о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 4 марта 2014 г. № 92-пп министерство осуществляет в сфере своего ведения полномочия по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Доводы жалобы о том, что собственник твердых коммунальных отходов должен самостоятельно заключить договор с региональным оператором на сбор (в том числе раздельный сбор), транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, не являются основанием для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, собственник отходов ни в ходе проверки, проведенной прокуратурой Плесецкого района Архангельской области, ни в ходе рассмотрения дела не установлен.

Таким образом, органы публичной власти, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированной свалки на рассматриваемом земельном участке.

Доводы жалобы Министерства об изменении срока, установленного судом для устранения нарушений, до августа 2019 г. судебная коллегия отклоняет, поскольку доказательств в обоснование назначения указанного срока для исполнения решения суда ответчиком суду первой и апелляционной инстанции не представлено.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 28 ноября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – без удовлетворения.

Председательствующий И.В. Гаркавенко

Судьи Т.А. Мананникова

Н.В. Романова