ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-294/19 от 27.02.2019 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Судья Абидов М.Г. 33-294/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 февраля 2019 года г. Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

Председательствующего Кучукова О.М.

Судей: Мисхожева М.Б. и Бейтуганова А.З.

при секретаре Абазове Э.А.

с участием представителя Отделения пенсионного фонда РФ по КБР Богатырёвой Э.А.

по докладу судьи Бейтуганова А.З.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда РФ по КБР на решение Зольского районного суда КБР от 18 декабря 2018 года по гражданскому делу по иску Маремшаовой Зухры Ильясовны к Управлению ПФР ГУ-ОПФР по КБР в Зольском районе, ГБУЗ «Центральная районная больница» г.п. Залукокоаже, о признании действия работодателя по исчислению льготного стажа работы неправомерными, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,

установила:

Маремшаова З.И. обратилась в суд с иском к Управлению ПФР ГУ-ОПФР по КБР в Зольском районе, ГБУЗ «Центральная районная больница» г.п. Залукокоаже, в котором просит признать действия работодателя ГБУЗ «Центральная районная больница» г.п. Залукокоаже по составлению отчетов, необходимых для исчисления стажа медицинских работников, направляемых в Управление ПФР неправомерными и необоснованными; обязать Управление ПФР ГУ-ОПФР по КБР в Зольском районе назначить с 21 августа 1991 года по настоящее время досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения в Пенсионный фонд, то есть с 01 февраля 2018 года, как работающему в медицинском учреждении, находящемся в сельской местности, так как стаж истицы в льготном исчислении составляет свыше 26 лет к моменту обращения в Пенсионный фонд.

Исковые требования мотивированы тем, что 01 февраля 2018 года она подала ответчику заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости со дня возникновения у нее права на назначение льготной пенсии.

Решением ответчика ей было отказано, в ее специальный стаж не включены периоды работы: с 10.05.1994г по 31.01.1995г, с 19.06.1995г по 21.04.1998г, с 07.05.2002г. по 17.02.2005г. - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком по приказу;

с 26.04.1994г. по 09.05.1994г., с 28.05.1995г. по 18.06.1995г., с 11.03.2002г. по 06.05.2002г. – нет начислений.

В связи с чем, страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на дату обращения, по мнению ответчика, составляет 23 года 10 месяцев 06 дней, а специальный стаж составляет 21 год 07 месяцев 18 дней.

Между тем, условием для назначения пенсии является наличие не менее 30-ти лет смешанного стажа.

С данным отказом Маремшаова З.И. не согласна, поскольку полагает, что стаж ее работы в Зольской ЦРБ с 01 марта 2005 года по 30 июня 2012 года включается в специальный стаж не в льготном исчислении, не как работа в сельской местности -1 год как 1 год 3 месяца, а в календарном исчислении как работа в городе, в связи с поступлением из Зольской ЦРБ в ПФР отчетов, в которых отмечена работа в городе в указанный период.

Пенсионный фонд должен был включить в специальный стаж, с применением льготного порядка исчисления, работу за весь период ее трудовой деятельности с 1991 года (спец. стаж более 25лет) на момент обращения в ПФР (Маремшаова З.И. по настоящее время работает в ЦРБ), по 01 февраля 2018 года (в соотношении 1 год работы за 1 год и 3 мес.).

Управление Пенсионного фонда и работодатель ошибаются, относя территорию п.Залукокоаже к «городу» при исчислении специального стажа работы с 2005 по 2012 г.г. в Зольской ЦРБ, так как в законе Кабардино-Балкарской Республики от 27 февраля 2005 г. N 12-Р3 "Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики" (с изменениями от 30 января, 28 июля 2006 г., 17 июня, 4 октября 2007 г., 16 октября 2008 г.), в ст.7 записано, что: населенные пункты, находящиеся на территории Кабардино-Балкарской Республика подразделяются на городские и сельские.

К городским населенным пунктам относятся города и поселки.

К сельским населенным пунктам относятся поселки, села, станицы, хутора.

От того, что п. Залукокоаже получил статус городского поселения с 2005 года, факт нахождения больницы в сельской местности не изменился, поэтому это не дает право работодателю и Пенсионному фонду исчислять специальный стаж как за работу в городе.

Таким образом, работа до указанной даты и работа после следующего изменения статуса поселка в больнице в Залукокоаже, должна засчитываться в льготном исчислении как за работу в сельской местности.

Таким образом, стаж работы Маремшаовой З.И., на соответствующих видах работ, с 21 августа 1991 года по 01 февраля 2018 г., составляет к моменту обращения в ПФ за назначением льготной пенсии, за небольшими исключениями, 6 лет 2 месяца и 26 дней, указанные в заключении ПФР, не 21 год 07 месяцев 18 дней, а свыше 25 лет необходимого стажа.

Стаж Маремшаовой З.И. с 21 августа 1991 года по 01 февраля 2018 г., как фельдшера-лаборанта работающей в сельской местности, без применения коэффициента 1.3, без льготного исчисления, составляет около 27 лет.

Если из этого стажа исключить 6 лет 2 месяца и 26 дней, не засчитанных комиссией ПФР, то календарный стаж Маремшаовой З.И. составляет 20 лет 3 мес. 04 дня и после применения к этому стажу коэффициента 1.3, ее льготный стаж составляет выслугу свыше 26 лет на соответствующих видах работ, при необходимых 25 годах стажа в льготном исчислении, для назначения досрочной страховой пенсии по старости согласно п.20 п.1 ст.30 Федерального закона РФ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В судебном заседании истица и ее представитель в полном объеме поддержали исковые требования и просили их удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ОПФР - Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ по КБР - Шериев А.А. исковые требования не признал.

Представитель ответчика - ГБУЗ «Центральная районная больница» г.п. Залукокоаже, Бженикова И.М. не возражала против удовлетворения исковых требований.

Решением Зольского районного суда КБР от 18 декабря 2018 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным решением, Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда РФ по КБР подало на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить его, приняв по делу новое решение, отказать в удовлетворении требований в полном объеме. А также взыскать с Маремшаовой З.И. расходы по оплате государственной пошлины, понесенные при подаче апелляционной жалобы в размере 3000 рублей.

Так, в решении УПФР ГУ-ОПФР по КБР в Зольском районе от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в назначении (перерасчете) пенсии и других социальных выплат отражено, что периоды работы с 21.08.1991г. по 31.12.1993г., с 01.01.1994 по 25.04.1994г., с 01.02.1995г. по 27.05.1995г., с 22.04.1998г. по 31.10.1999г., с 01.11.1999г. по 31.10.2001г., с 01.11.2001г. по 10.03.2002г., с 18.02.2005г. по 28.02.2005г. и с 01.07.2012г. по 31.12.2016г. были включены Маремшаовой З.И. в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении с учетом сельской местности (1 год - как 1 год и 3 месяца) и лишь период с 01.03.2005г. по 30.06.2012г. был включен в страховой стаж дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в календарном исчислении.

Судом первой инстанции установлено, что от того, что п. Залукокоаже получил статус городского поселения с 2005г., факт нахождения больницы в сельской местности не изменился, поэтому это не дает право работодателю и Пенсионному фонду исчислять специальный стаж как за работу в городе и период работы Маремшаовой З.И. с 01.03.2005г. по 30.06.2012г. должен засчитываться в льготном исчислении как работа в сельской местности.

При этом, по мнению апеллянта, судом не было учтено, что с учетом удовлетворенных истцу судом требований возникает ситуация, при которой весь стаж работы Маремшаовой З.И. протекал в сельской местности.

В решении УПФР ГУ-ОПФР по КБР в Зольском районе от ДД.ММ.ГГГГ. зафиксировано, что представленные документы Маремшаовой З.И. подтверждают наличие страхового стажа на соответствующих видах работ - «свыше 26 лет к моменту обращения в ПФР». Вместе с тем, при подсчете данного стажа применялось исчисление периодов работы в сельской местности 1 года работы - как 1 год и 3 месяца с учетом того, что рабочая деятельность осуществлялась истцом, как в сельской местности, так и в городе (так называемый смешанный стаж).

При этом в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, может быть засчитан период работы в сельской местности до 1 ноября 1999 г. (абзац 7 пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).

Таким образом, после 1 ноября 1999 г. льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников допустимо только при наличии смешанного стажа, то есть при выполнении соответствующей работы и в городе, и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке).

Автор жалобы утверждает, что стаж на соответствующих видах работ Маремшаовой З.И. должен исчисляться в календарном порядке (без применения территориального коэффициента) и на дату обращения в ПФР составить 20 лет 11 месяцев 27 дней.

Между тем, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения необходимо отработать не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа.

Тем самым, основания для назначения досрочной страховой пенсии по старости с 01.02.2018г. отсутствуют.

В возражениях на жалобу Маремшаова З.И., утверждая, что ее доводы направлены на иную оценку представленных доказательств, иное толкование норм права, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, просит решение оставить без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участников судебного заседания, Судебная коллегия, приходит к следующему.

Разрешая настоящий спор и удовлетворяя заявленные истцом требования, суд, руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Правилами и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 г. пришёл к выводу, что вся работа в больнице в Залукокоаже должна засчитываться истцу в льготном исчислении как за работу в сельской местности.

Судебная коллегия с указанными выводами суда согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно абзацам 1 и 4 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Положения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда РФ.

Исходя из Положения о ГУ-Отделении Пенсионного фонда РФ по КБР (далее Отделение), утвержденного постановлением правления Пенсионного фонда России от 27 декабря 2000г. №169, правом назначения пенсии и, соответственно, перерасчета ее размера обладает лишь это Отделение, являющееся юридическим лицом. Нанерерасчета ее размера обладает лишь это Отделение, яфляющееся юридическим лицом. ехода с одной пенсии на другую в соответствиипротив, в соответствии с Положением об управлении Пенсионного фонда РФ Отделения Пенсионного фонда РФ по КБР, утвержденного тем же постановлением ПФР, отделение осуществляет свою деятельность и через свои структурные подразделения – Управления Пенсионного фонда в районах республики, не обладающие, естественно, статусом юридического лица, которым указанные полномочия не делегированы.

Таким образом, территориальным органом Пенсионного фонда РФ по КБР, в том смысле, который ему придается в упомянутых нормативных правовых актах, на территории КБР и, соответственно, субъектом материального правоотношения в вопросах назначения пенсии и перерасчета ее размера является Отделение.

В силу части 20 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" решения об установлении или об отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

Из системного толкования приведённых норм права следует, что у истицы могло бы возникнуть право на судебную защиту по заявленному ею иску, лишь в том случае, когда уполномоченным на то Отделением, было бы принято решение об отказе ей в назначении пенсии, а оспариваемые действия работодателя являлись бы юридически значимыми для разрешения названного вопроса.

Вместе с тем в материалах дела не представлено и судом не установлено, что Отделением в отношении Маремшаовой З.И. было принято решение об отказе в назначении её пенсии.

Представленное же в материалах дела решение Управления ПФР ГУ-ОПФР по КБР в Зольском районе об отказе в назначении Маремшаовой З.И. досрочной страховой пенсии, таковым не является, поскольку в силу приведённых норм материального права, правом назначения пенсии обладает лишь Отделение.

Утверждения представителя Отделения, о том, что принимая решение об отказе в назначении Маремшаовой З.И. пенсии, Управление по Зольскому району, действовало от имени Отделения, отклоняется Судебной коллегией по тому основанию, что из содержания, представленного в материалах дела решения от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Управление ПФР ГУ-ОПФР по КБР в Зольском районе, принимая названное решение, действовало от своего имени.

При таких данных, по мнению Судебной коллегии, у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленного иска, как в части требований адресованных работодателю, так и в части требований адресованных Отделению, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене, а с учётом установленных по делу обстоятельств, в иске надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

определила:

Решение Зольского районного суда КБР от 18 декабря 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Маремшаовой Зухры Ильясовны к ГБУЗ «Центральная районная больница» г.п. Залукокоаже о признании действий работодателя ГБУЗ «Центральная районная больница» г.п. Залукокоаже по составлению отчетов, необходимых для исчисления стажа медицинских работников, направляемых в Управление ПФР неправомерными и необоснованными, к Государственному учреждению - Отделение ПФР по КБР в лице Управления Государственного учреждения - Отделение ПФР по КБР в Зольском районе о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения в Пенсионный фонд, то есть с 01 февраля 2018 года, как работающему в медицинском учреждении, находящемся в сельской местности - отказать.

Председательствующий О.М. Кучуков

Судьи: М.Б. Мисхожев

А.З. Бейтуганов