Судья Клименко Г.А. Дело № (номер)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 июля 2014 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Юрьева И.М.
судей: Шкилёва П.Б., Романовой И.Е.
при секретаре О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску О. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным отказа учесть награждение Благодарностью Министерства энергетики Российской Федерации как ведомственного знака отличия в труде и присвоении звания «Ветеран труда»,
по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09 апреля 2014 года, которым постановлено:
«Требования О. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным отказа учесть награждение Благодарностью Министерства энергетики Российской Федерации как ведомственного знака отличия в труде и присвоении звания " Ветеран труда", удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты- Мансийского автономного округа-Югры учесть награждение Благодарностью Министерства энергетики Российской Федерации как ведомственного знака отличия в труде О..
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры присвоить О. звание «Ветеран труда».
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пользу О. 200 рублей в счет возмещения судебных расходов».
Заслушав доклад судьи Романовой И.Е., судебная коллегия
установила:
О. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее-Департамент социального развития ХМАО-Югры, Департамент) о признании незаконным отказа учесть награждение Благодарностью Министерства энергетики Российской Федерации как ведомственного знака отличия в труде и присвоении звания «Ветеран труда». В обоснование иска указал, что имеет требуемый трудовой стаж и является получателем пенсии. 23.07.2008 года приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 1п он был награжден Благодарностью Министерства энергетики Российской Федерации. В связи с чем, он обратился с заявлением к ответчику, о присвоении звания «Ветеран труда». 24.02.2014 года письмом № 15-исх-2724 Департамента ему в этом было отказано по причине отсутствия Благодарности Министерства энергетики Российской Федерации в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденном постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года №103-п. Истец считает отказ незаконным и просил суд обязать ответчика присвоить ему звание «Ветеран труда».
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на не согласие с выводом суда о незаконном ограничении законодателем ХМАО-Югры определенными видами ведомственных знаков отличия в труде возможности присвоения этого звания. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации. В связи с чем, считает, что у субъектов Российской Федерации имеются права самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации. Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» в ХМАО-Югре, утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 № 103-п, следовательно, отсутствуют правовые основания для признания за истцом права на присвоение звания «Ветеран труда» в ХМАО-Югре.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ч. 1 ст. 327.1. ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, истец О. имеет общий трудовой стаж 37 лет (л.д.26).
Приказом № 1п от 23 июля 2008 года Министерства энергетики Российской Федерации истцу объявлена Благодарность за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса, за большой личный вклад в развитие топливно-энергетического комплекса, многолетний, добросовестный труд и в связи с профессиональным праздником - Днем работников нефтяной и газовой промышленности (л.д.12-13).
Комиссией Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по присвоению звания «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» (протокол (номер) от 18.02.2014) О. отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации не включены в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06.06.2005 г. № 103-п (л.д.11).
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона №184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Закон «О ветеранах», устанавливающий общие основания присвоения звания «Ветеран труда», относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона №5-ФЗ определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах», несмотря на то, что субъект Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации несет расходные обязательства по отношению к ветеранам труда.
Кроме того, по смыслу пункта 4 статьи 7 Закона «О ветеранах» под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 Закона «О ветеранах», перечень которых является исчерпывающим.
Таким образом, исходя из изложенного, субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству.
В соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.06.2000г. № 26 «Об учреждении почетных званий, нагрудных знаков и почетной грамоты» Благодарность учреждена как ведомственный знак отличия.
В настоящее время в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 14 июля 2008 года №11 Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации также отнесена к ведомственным наградам, то есть является ведомственным знаком отличия в труде.
Удовлетворяя исковые требования О., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что законодатель субъекта Российской Федерации, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда, что Благодарность Министерства энергетики РФ является ведомственной наградой за отличия в труде, истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», как лицо, награжденное ведомственной наградой в установленном законом порядке.
Полно установив фактические обстоятельства дела, исследовав доказательства, предоставленные сторонами, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная правовая оценка. Нарушений судом норм материального или процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда законно, оснований для его отмены доводы апелляционной жалобы не содержат.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - без удовлетворения.
Председательствующий: Юрьев И.М.
Судьи: Шкилёв П.Б.
Романова И.Е.