ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2953/2012 от 20.12.2012 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Рогова Н.К. Дело № 33-2953/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи - председательствующего Бурматовой Н.В.,

судей Черновой Н.А., Литвиновой И.В.,

при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 20 декабря 2012 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Уральскому таможенному управлению о возложении обязанности по включению в выслугу лет периода работы для назначения пенсии, о перерасчете размера пенсии, взыскании расходов на оплату услуг представителя,

по апелляционной жалобе Уральского таможенного управления на решение Курганского городского суда Курганской области от 18 октября 2012 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать Уральское таможенное управление Федеральной таможенной службы включить в выслугу лет для назначения пенсии ФИО1 период работы в качестве стажера оперуполномоченного по особо важным делам отдела по борьбе с контрабандой наркотиков в Курганской таможне с <...> по <...>

Обязать Уральское таможенное управление Федеральной таможенной службы произвести ФИО1 перерасчет пенсии по выслуге лет с <...>

Взыскать с Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы в пользу ФИО1 задолженность по пенсии с <...> по <...> в размере <...>. и расходы на услуги представителя <...> руб., всего <...>.».

Заслушав доклад судьи областного суда Бурматовой Н.В., объяснения представителя Уральского таможенного управления ФИО2, ФИО1, его представителя ФИО3, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Курганской таможне, Уральскому таможенному управлению о включении периода работы в выслугу лет для назначения пенсии, перерасчете размера пенсии, взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя, в обоснование иска указывал, что с <...> является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с п. «а» ст. 13 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Считает, что в нарушение действующего законодательства ему не засчитан период службы в Курганской таможне в качестве стажера, в связи с чем был сделан неправильный расчет пенсии. На основании изложенного просил: обязать ответчиков включить период его работы с <...> по <...> в качестве стажера отдела по борьбе с контрабандой наркотиков Курганской таможни в выслугу лет для назначения пенсии; обязать ответчиков произвести перерасчет размера его пенсии с учетом данного периода, взыскать в его пользу с ответчиков расходы на оплату услуг представителя в размере <...> руб..

В ходе рассмотрения дела истец ФИО1 исковые требования уточнил, в окончательном варианте предъявил требования к Уральскому таможенному управлению, от требований к ответчику Курганская таможня отказался, данный отказ принят судом. Дополнил заявленные исковые требования в части взыскания с ответчика недополученной пенсии за период с <...> по <...> включительно в размере <...>..

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Уральского таможенного управления исковые требования не признал, указал, что на дату увольнения истца и назначения ему пенсии период прохождения испытания гражданина, поступающего на службу в таможенные органы, в качестве стажера в период службы в таможенных органах в качестве сотрудников или федеральных государственных служащих этих органов не включался. Постановление Правительства РФ от 19.01.2010 № 17 вступило в силу с 02.02.2010 и к правоотношениям, возникшим до его вступления в силу, не применяется.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Уральское таможенное управление просит решение суда отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что лицо, проходящее испытание при приеме на службу в таможенные органы, не является должностным лицом (сотрудником) таможенного органа, поскольку с ним не заключается контракт о службе, ему не присваивается специальное звание, а трудовые отношения в указанный период регламентируются трудовым законодательством, в связи с чем период прохождения испытания гражданина, поступающего на службу в таможенные органы, в качестве стажера в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 19.01.2010 № 17 ? 02.02.2010, в том числе на дату увольнения истца ФИО1 со службы в таможенных органах, не засчитывался. Считает, что судом неправильно применены нормы Постановления Совета Министров ? Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 и Положения о порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 №103. Также считает, что основания для применения постановления Правительства РФ от 19.01.2010 №17 к правоотношениям, возникшим до его вступления в силу, отсутствуют. Кроме того, указывает, что согласно Федеральному закону от 21.07.1998 №114-ФЗ, Закону Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 и постановлению Правительства РФ от 19.01.2010 № 17 перерасчет выслуги лет для назначения пенсии лицам, которым назначена пенсия за выслугу лет в таможенных органах, не предусмотрен.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель Уральского таможенного управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Истец ФИО1, его представитель с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, считая его законным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела усматривается, что истец ФИО1 приказом Курганской таможни от <...>-к был принят стажером на должность <...> Курганской таможни с <...> испытательным сроком с должностным окладом в размере <...> рублей (л.д. 6, 185).

С <...> приказом от <...>-к истец ФИО1 переведен на службу в Курганской таможне по контракту (л.д. 7, 186).

С <...> приказом Курганской таможни от <...>-к истец был освобожден от должности <...> Курганской таможни и назначен на должность <...> Курганской таможни (л.д. 64).

<...> приказом Курганской таможни от <...>-к ФИО1 был уволен со службы в таможенных органах в соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 48 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию - л.д. 8-9, 26-27).

Выслуга лет в таможенных органах истца ФИО1 на <...> составила: календарная ? <...>, льготная – <...>, общая выслуга лет – <...> (без учета периода работы в качестве стажера ? л.д. 8-9, 29).

С <...> истцу назначена пенсия в размере <...> руб. исходя из <...>% денежного довольствия: должностной оклад – <...> руб., оклад по специальному званию – <...> руб., процентная надбавка за выслугу лет <...>% ? <...> руб., районный коэффициент – <...> руб. (л.д. 49-50).

Приказом Курганской таможни от <...>-к в приказ от <...>-к «Об увольнении ФИО1» были внесены изменения в части, касающейся выслуги лет в таможенных органах, а именно в выслугу лет истца включен период работы в качестве стажера <...> с <...> по <...>, указано п. 1 приказа заменить на: «выслуга лет в таможенных органах ФИО1 на <...> составляет: календарная – <...>, льготная ? <...>; общая выслуга лет – <...>» (л.д. 28).

Письмом начальника Уральского таможенного управления от <...> начальник Курганской таможни был проинформирован о том, что в расчете выслуги лет для назначения пенсии подполковнику таможенной службы ФИО1 период его работы с <...> по <...> в качестве стажера правомерно не учтен в расчете выслуги лет для назначения пенсии, составленного на день увольнения <...>, так как в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитывалось время службы (работы) в таможенных органах только в качестве сотрудников или федеральных государственных служащих этих органов в соответствии с подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 02.02.1998 № 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям» в редакции от 08.08.2003 (л.д. 5, 32-33).

В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий лицам, проходившим службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и имеющим специальные звания, а также лицам, работавшим в таможенных органах Российской Федерации в должностях, по которым предусмотрены специальные (персональные) звания, и уволенным из таможенных органов с правом на получение пенсии (далее именуются - сотрудники таможенных органов), с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации определен Положением об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 №103, а также Инструкцией об организации работы по исчислению выслуги лет сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной таможенной службой России от 20.05.2009 № 910 «Об организации работы по исчислению выслуги лет сотрудникам таможенных органов Российской Федерации», согласно которой расчет выслуги лет для назначения пенсии готовится подразделением кадров по установленной форме в следующих случаях: а) при возникновении у сотрудника выслуги лет, необходимой для назначения пенсии в соответствии со ст.13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»; б) при увольнении сотрудника со службы в таможенных органах.

Расчет выслуги лет и назначение пенсии истцу на дату увольнения <...> произведены в соответствии с ранее действующим законодательством, которое не предусматривало включение в выслугу лет периода работы в качестве стажера, что истцом не оспаривалось.

Постановлением Правительства РФ от 19.01.2010 № 17 внесены изменения в Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 №103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям» и в Положение об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 №43 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и таможенных органов Российской Федерации», в соответствии с которыми в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитывается время службы (работы) в таможенных органах на должностях сотрудников, в том числе в качестве стажеров, или должностях федеральной государственной гражданской службы.

Постановление Правительства РФ от 19.01.2010 № 17 вступило в законную силу 02.02.2010.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца ФИО1 о включении периода его работы в качестве стажера отдела по борьбе с контрабандой наркотиков Курганской таможни с <...> по <...> в выслугу лет и перерасчете размера пенсии с учетом данного периода с <...> по <...>.

Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам закона, в связи с чем доводы ответчика о том, что данные изменения касаются правоотношений, возникших после вступления в силу закона о внесении изменений в Положение, и не подлежат применению к спорным правоотношениям, являются несостоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий.

Таким образом, увеличение денежного довольствия действующим сотрудникам таможенных органов является основанием для пересмотра ранее назначенных пенсий.

Пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае пересмотра ранее назначенной пенсии, связанного с повышением ее размера (при установлении более высокой группы инвалидности, увеличении выслуги лет, начислении надбавки и др.), пенсия в новом размере исчисляется из денежного довольствия, повышенного (проиндексированного) на день пересмотра.

В силу положений пунктов 7.1 и 7.2 Инструкции о порядке пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов Российской Федерации и членов их семей, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25.01.2001 № 85, пенсии лицам, указанным в пункте 1.1, и членам их семей назначаются соответствующими подразделениями пенсионной службы ГТК России.

Лица, указанные в пункте 1.1, и члены их семей с заявлениями о назначении пенсий, пособий и компенсаций обращаются в соответствующее подразделение пенсионной службы ГТК России, а при его отсутствии ? в подразделение кадровой службы таможенного органа по месту постоянного жительства (регистрации).

Пунктом 7.12 Инструкции установлено, что пенсии, назначенные лицам, указанным в пункте 1.1, и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру в следующем порядке:

а) в случае повышения стоимости жизни пенсии, назначенные лицам, указанным в пункте 1.1, повышаются (индексируются) с учетом индекса стоимости жизни за соответствующий период, определяемого компетентным государственным органом, в порядке, размерах и со срока, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации об индексации денежных доходов населения;

б) в случае увеличения денежного довольствия сотрудников таможенных органов подлежат пересмотру также пенсии, назначенные ранее уволенным сотрудникам таможенных органов и членам их семей, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации (повышения) в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, исчисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия сотрудников таможенных органов. При этом, если имеется основание для пересмотра, ранее назначенные им пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия. Минимальные размеры пенсий, а также надбавки к пенсиям и повышения пенсий определяются исходя из минимального размера пенсии по старости, установленного законодательством на день, с которого производится перерасчет им пенсий.

Из анализа указанных положений Инструкции, действовавшей до принятия Инструкции о порядке пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов РФ и их семей, утвержденной Приказом ФТС России от 21.04.2011 № 833, следует, что указанной инструкцией предусмотрен перерасчет размеров пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат в случаях, установленных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 5 Приказа ФТС РФ от 21.04.2011 № 833 так же предусмотрено, что подразделение пенсионной службы регионального таможенного управления обеспечивает своевременное назначение и перерасчет пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организацию их выплат, приостановления (прекращения) выплат, контроль за правильностью выплат.

Представительство интересов истца при рассмотрении дела в суде первой инстанции осуществляла ФИО3 за вознаграждение в размере <...> руб. (договор об оказании юридической помощи от <...> ? л.д. 11, расписка ФИО3 о получении денежных средств в качестве оплаты юридической помощи в сумме <...> руб. – л.д. 176). Руководствуясь ст. ст. 98, 100 Гражданского процессуального кодекса РФ, заявленная к взысканию сумма расходов на оплату услуг представителя в размере <...> руб. снижена судом до <...> руб. с учетом степени сложности и длительности рассмотрения гражданского дела, личного вклада представителя в рассмотрение дела, его участия в судебных заседаниях, а также исходя из принципов разумности и справедливости.

Исходя из изложенного, судебная коллегия находит решение суда соответствующим добытым по делу доказательствам и требованиям закона, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, поэтому не могут служить основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

При вынесении обжалуемого решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства и правильно применены нормы материального и процессуального права. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют материалам дела и требованиям закона, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Курганского городского суда Курганской области от 18 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Уральского таможенного управления ? без удовлетворения.

Судья – председательствующий

Судьи: