Председательствующий: Ретуева О.Н. 33-2957/2020
2-107/2019
55RS0007-01-2019-006686-71
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда в составе:
председательствующего Цериградских И.В.,
судей областного суда Дзюбенко А.А., Харламовой О.А.,
при секретаре Тимофеевой А.А.
рассмотрела в судебном заседании 30 июня 2020 г. гражданское дело по апелляционным жалобам представителя Администрации г. Омска ФИО1, представителя департамента Г. хозяйства Администрации г. Омска ФИО2 на решение Центрального районного суда г. Омска от <...>, которым постановлено;
«Обязать Администрацию <...> осуществить финансирование проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого <...> фонда капитального ремонта многоквартирных домов в части следующих элементов:
Сеть дежурного освещения мест общего пользования;
Внутридомовых инженерных систем: центральное отопление, трубопровод горячей воды; трубопровод холодной воды.
Ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах: ремонт отмостки, окраска стен.
Ремонт фасада: наружная отделка – штукатурка цоколя, герметизирование стыков.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Взыскать с Администрации г. Омска в пользу ФИО3 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, по оплате услуг эксперта 25 000 рублей».
Заслушав доклад судьи Цериградских И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратился в суд с иском к Администрации г. Омска, департаменту Г. хозяйства Администрации г. Омска о возложении обязанности произвести финансирование проведения капитального ремонта многоквартирного дома. В обоснование требований указал, что он является собственником <...> в г.Омске. Дом сдан в эксплуатацию в 1973 г., находится в неудовлетворительном состоянии – требует капитального ремонта: кровля, ограждающие конструкции, балконы и другие конструктивные элементы, инженерные сети, подвальное помещение и другое.
В соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» межремонтный период – составляет 15-20 лет, дому 46 лет, капитальный ремонт не делался, хотя на момент первой приватизации помещения дому было 20 лет.
Обязанность провести капитальный ремонт возникла у Администрации г. Омска до <...> Дом включен в реестр муниципальной собственности г. Омска в 1991 году. С этого периода по 2007 г. дом находился в хозяйственном ведении муниципальных предприятий жилищного хозяйства г. Омска, в том числе в 2000 г. - в хозяйственном ведении МУП г. Омска «Жилищное хозяйство Советского административного округа». Следовательно, в период с 1992 г. по 2007 г. собственники отдельных помещений дома, в том числе и истец, не вступили в права собственников общего имущества дома, не могли владеть, распоряжаться и пользоваться в полной мере общим имуществом дома, и, соответственно, не могли нести ответственность за техническое состояние общего имущества дома. Неудовлетворительное состояние дома подтверждается техническим отчетом обследования жилого дома по адресу: г. Омск, <...>, подготовленным ООО «Архбюро-91» от <...>
С учетом уточнений просил возложить обязанность на Администрацию г. Омска осуществить финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого <...> в части следующих элементов: ремонт фасада (система водоотвода; герметизация стыков панелей наружных стен; наружная отделка – окраска цоколя), ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома (ремонт отмостки; окраска стен); внутридомовых инженерных систем отопления, горячего и холодного водоснабжения; сети дежурного освещения путем перечисления денежных средств на общий счет Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов О. области, а также взыскать с Администрации г. Омска в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины, по оплате услуг специалиста 25000 рублей.
В судебном заседании истец поддержал уточненные исковые требования, просил иск удовлетворить.
Представитель истца ФИО4 в судебном заседании поддержал исковые требования, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г. Омска ФИО1 в судебном заседании иск не признала, представила отзыв на иск, указала, что многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, периоды проведения капительного ремонта с 2017 по 2043 годы. На момент первой приватизации жилого помещения дом эксплуатировался 17 лет.
Представитель ответчика департамента Г. хозяйства Администрации г. Омска ФИО5 в судебном заседании иск не признала, представила отзыв на иск, полагала, что департамент не являлся нанимателем жилых помещений. Капитальному ремонту на дату первой приватизации жилого помещения подлежали только конструктивные элементы, у которых утрачена степень первоначальных эксплуатационных свойств, истек срок минимальной продолжительности конструктивных элементов и данные виды работ входят в перечень работ, поименованных в статье 166 ЖК РФ.
Представитель третьего лица Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов, извещенный о слушании дела, в судебном заседании участия не принимал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв на иск, согласно которому собственники помещений многоквартирного дома формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора. Во исполнение региональной программы Фонд на основании договора от <...>, акта о приемке выполненных работ от <...> организовал проведение капитального ремонта крыши спорного многоквартирного дома.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Омска ФИО1 просит решение суда отменить. Указывает, что судом не исследовался вопрос, когда многоквартирный дом принят в муниципальную собственность. Указывает, что обязательство у органа местного самоуправления по организации капитального ремонта многоквартирных домов возникает при совокупности обстоятельств: включения до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такого многоквартирного дома в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда, не проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта (за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета), орган местного самоуправления уполномочен на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать, соответственно, от имени муниципального образования в качестве собственника жилого помещения.
Материалы дела не содержат доказательств того, что на дату приватизации первого помещения в многоквартирном доме Администрация г. Омска была уполномочена выступать от имени муниципального образования в качестве собственника жилого помещения. Истцом не представлено доказательств по включению МКД в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда, полагает, что решение суда противоречит статье 190.1 ЖК РФ, того, что доказательств того, что МКД на дату приватизации первого жилого помещения нуждался в капитальном ремонте, истцом не представлено.
Не имеется оснований полагать, что к моменту начала приватизации помещений в МКД истекли минимальные сроки эксплуатации общего имущества МКД, того или иного его элемента. Представленный технический отчет обследования строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, подготовленный ООО «Архбюро-91» в ноябре 2019 г., не позволяет сделать достоверный вывод о состоянии конструктивных элементов на день первой приватизации жилого помещения, вывод основан лишь на предположении, поскольку проведен и составлен только в 2019 году.
Ссылается на неправомерность взыскания с Администрации г. Омска расходов по оплате услуг экспертов ООО «Архбюро-91».
Единственным и правомерным способом проведения капитального ремонта многоквартирного дома является порядок, утвержденный Жилищным кодексом Российской Федерации, которым предусмотрено, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В апелляционной жалобе представитель департамента Г. хозяйства Администрации г. Омска ФИО2 просит решение суда отменить. Приводит доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы представителя Администрации г. Омска ФИО1
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежаще.
Изучив материалы дела, выслушав истца ФИО3, представителя истца ФИО4, представителя ответчика Администрации г. Омска ФИО1, представителя ответчика Департамента Г. хозяйства Администрации г.Омска ФИО2, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО3 на основании регистрационного удостоверения МПТИУНИ г. Омска от <...>, нотариального соглашения от <...> является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на <...>, расположенную в <...> В по <...> в г. Омске (т.1, л.д. 12, 94, 95-97).
Решением внеочередного общего собрания собственников помещений в форме очно-заочного голосования от <...> в многоквартирном <...> В по <...> в г. Омске, оформленным протоколом № <...>, собственниками помещений в указанном доме принято решение о наделении истца ФИО3 полномочиями на обращение в суд с иском к ответчику о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (т.1, л.д. 13-27).
Согласно материалам дела, пятиэтажный многоквартирный <...> В по <...> в г. Омске 1975 года постройки. В материалах инвентарного дела на указанный дом имеется лишь ссылка на решение Горисполкома о вводе в эксплуатацию от <...>№ <...>, само решение в деле отсутствует (т.1, л.д. 200).
Указанный многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории О. области, на 2014 - 2043 годы, утвержденную постановлением Правительства О. области от <...>№ <...>-п.
Согласно указанной программе, плановый период выполнения работ по капитальному ремонту в данном доме - 2017-2019 годы, видами работ определены разработка проектной документации, капитальный ремонт крыши. Следующий плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в указанном многоквартирном доме запланирован на период 2023-2025 годы. Видами работ определены: разработка проектной документации, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа). В период с 2029 по 2031 год - разработка проектной документации, капитальный ремонт фасада.
Из названной программы также следует, что первая приватизация жилого помещения в многоквартирном <...> В по <...> в г. Омске состоялась <...>
В материалах дела содержатся сведения о том, что на основании заключенного <...> между НО «РФКР многоквартирных домов» и ООО «Стройсервис» договора произведен капитальный ремонт крыши многоквартирного дома по вышеуказанному адресу (т.1, л.д. 106-160).
Иные виды работ по капитальному ремонту общего имущества <...> В по <...> в г. Омске не выполнялись (т.1, л.д. 167).
В обоснование заявленных исковых требований истцом ФИО3 представлен в материалы дела подготовленный ООО «Архбюро 91» технический отчет по обследованию строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного <...> В по <...> в г. Омске, в котором приведен перечень дефектов с учетом физического износа конструктивных элементов дома, инженерных систем (т.1, л.д. 31-78).
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции оценив указанный технический отчет по правилам статьи 67 ГПК РФ, принимая во внимание дату первой приватизации жилого помещения в спорном доме, а также год постройки такого дома и дату ввода дома в эксплуатацию, суд пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности по финансированию капитального ремонта в объеме тех элементов здания, фактический срок эксплуатации которых превысил предусмотренные ВСН 58-88 (р) периоды эксплуатации на момент первой приватизации квартир.
С таким выводом суда судебная коллегия соглашается.
Понятие капитального ремонта многоквартирного дома содержится в части 2 статьи 2 Федерального закона от <...> № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», под которым понимается проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов согласно части 3 статьи 15 поименованного Закона относится, в том числе, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), ремонт крыш, ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах, утепление и ремонт фасадов.
Такой перечень работ по капитальному ремонту многоквартирных домов содержится также и в части 1 статьи 166 ЖК РФ.
Как предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
Функции регионального оператора в О. области возложены на некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (далее – Фонд), действующую на основании Устава от <...>№ <...>.
Статья 182 ЖК РФ предусматривает, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Как указано выше, многоквартирный <...> В по <...> в г.Омске включен в региональную программу, утвержденную постановлением Правительства О. области от <...>№ <...>-п.
По правилам части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Собственниками помещений указанного многоквартирного жилого дома формируется фонд капитального ремонта на общем счете.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы о том, что капитальный ремонт дома должен проводиться в соответствии с указанной региональной программой без участия средств местного бюджета, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании материального закона.
Федеральным законом от <...> № 399-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 190.1, устанавливающей особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение такого ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, а в статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» было внесено уточнение в виде отсылки к жилищному законодательству Российской Федерации в части установления порядка проведения капитального ремонта указанных многоквартирных домов бывшим наймодателем.
В соответствии с частью 1 статьи 190.1 ЖК РФ в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 4 статьи 190 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта (ч. 2).
Проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Указанное финансирование производится с учетом способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления средств в объеме, определенном в соответствии с частью 2 настоящей статьи, на счет регионального оператора либо на специальный счет в порядке и на условиях, предусмотренных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ч. 3).
Обязательство бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме не освобождает собственников помещений в многоквартирном доме от уплаты взносов на капитальный ремонт. Средства фонда капитального ремонта, формируемого собственниками помещений в многоквартирном доме, используются на проведение капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта (ч. 4).
Собственники помещений в многоквартирном доме должны быть проинформированы в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, об исполнении бывшим наймодателем обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а также о положениях части 4 настоящей статьи (ч. 5).
Собственники помещений в многоквартирном доме участвуют в принятии работ, выполненных в рамках исполнения обязанности бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта в соответствии с настоящей статьей, в порядке, предусмотренном для принятия работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе подписывать соответствующие акты, определяется решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 6).
С учетом приведенного правового регулирования, принимая во внимание, что <...> В по <...> в г. Омске возведен в 1975 г., капитальный ремонт дома, за исключением крыши дома, не проводился, соответственно, у Администрации <...> как у бывшего наймодателя имеется обязанность по финансированию работ по проведению капитального ремонта, в которых дом нуждался на дату первой приватизации.
Указание подателей жалобы на то, что судом не выяснялся вопрос о дате передачи спорного многоквартирного дома в муниципальную собственность во внимание коллегией судей отклоняется.
Как отмечено выше, первая приватизация жилого помещения в спорном доме произведена <...>
В соответствии со статьей 128 Жилищного кодекса РСФСР (далее по тексту – ЖК РСФСР), действовавшего до <...>, граждане, имеющие в личной собственности жилой дом, квартиру, обязаны обеспечивать его сохранность, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, содержать в порядке придомовую территорию.
Статьей 141 ЖК РСФСР, действовавшей до <...>, была закреплена обязанность наймодателя своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.
По смыслу статьи 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого смещения.
В соответствии со статьей 16 Закона РФ от <...>№ <...> «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Таким образом, по смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещений в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность наймодателем исполнена не была.
В соответствии со статьями 14, 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе и осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Аналогичные полномочия исполнительного органа местного самоуправления - Администрации <...> предусмотрены и пунктом 6 части 1 статьи 9 Решения О. Г. совета от <...>№ <...> «Об Уставе <...>» - к вопросам местного значения муниципального образования <...> относятся: обеспечение проживающих в городе Омске и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно статьи 14 ЖК РФ на органы местного самоуправления возложено осуществление муниципального жилищного контроля, а также утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Статьей 6 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к которым, в том числе, относятся владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью; содержание и использование муниципального жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения Г. поселения.
С учетом изложенного, на основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исключительной компетенцией Администрации <...> как распорядительно-исполнительного органа муниципального образования является обязанность при осуществлении мероприятий по приватизации гражданами занимаемых жилых помещений провести капитальный ремонт многоквартирного дома, в случае его нуждаемости в таком ремонте, вне зависимости от того, какому хозяйствующему субъекту, либо его правопреемнику, принадлежал этот дом раньше.
Спорный многоквартирный дом был принят Администрацией <...>, несмотря на необходимость ремонта конструктивных элементов домостроения, в таком состоянии, каком он был. В этой связи дата первой приватизации квартиры в многоквартирном доме (<...>) не может повлиять на существо оспариваемого судебного акта.
Подлежат отклонению и доводы в апелляционных жалобах о том, что истцом не представлено доказательств включения дома в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от <...>№ <...>-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положения статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации», поскольку проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме предполагает финансовое обеспечение соответствующих расходов за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, законодательное определение механизма реализации соответствующей обязанности бывшего наймодателя предполагает соблюдение принципов правовой определенности, реальности публично-правовых обязательств и целевого использования бюджетных средств. Руководствуясь указанными принципами, а также учитывая переход в частную собственность граждан в порядке приватизации значительного числа жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах государственного и муниципального жилищных фондов, и бессрочный характер самой приватизации, федеральный законодатель связал данную обязанность, в частности, с таким условием, как нуждаемость многоквартирного дома в проведении капитального ремонта до даты приватизации первого жилого помещения в нем, что подтверждается включением этого многоквартирного дома в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату (часть 1 статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Подобный подход, основанный на разграничении публичной по своей правовой природе обязанности бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта нуждающихся в нем многоквартирных домов и возлагаемого на собственников помещений в таких домах бремени содержания принадлежащего им общего имущества, позволяет определить объем бюджетных средств, необходимых для финансирования оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в конкретном многоквартирном доме.
То есть, факт включения многоквартирного дома в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, является доказательством нуждаемости многоквартирного дома в проведении капитального ремонта до даты приватизации первого жилого помещения в нем.
Доказательства наличия таких планов и отсутствия в них многоквартирного дома в материалах дела отсутствуют. Администрацией г. Омска, департаментом Г. хозяйства администрации г. Омска сведения о не включении дома в программу капитального ремонта не представлены, что позволяет прийти к выводу о том, что ответчиком по делу не обеспечена сохранность доказательств, которыми должны устанавливаться юридически значимые обстоятельства по делу.
Вместе с тем, заключением специалиста, представленным истцом, подтверждена нуждаемость дома в капитальном ремонте на дату первой приватизации жилого помещения.
Таким образом, доводы апелляционных жалоб о том, что истцом не доказана нуждаемость дома на момент первой приватизации в капитальном ремонте, подлежат отклонению.
Так, <...> ООО «Архбюро 91» по заказу управляющей компании ООО «Уют - Центр» проведено обследование общего технического состояния конструкций многоквартирного жилого дома по адресу: г. Омск, <...> В, по результатам которого составлен технический отчет (т.1, л.д. 31-78). Данное исследование проведено начальником отдела ООО «Архбюро 91» ФИО6 с привлечением главного инженера проектов ФИО7 (т. 1 л.д. 56).
Из вышеуказанного заключения следует, что специалистами в многоквартирном доме зафиксированы, в том числе, бетонные блоки стен подвала не испытывают перенапряжений, имеются сколы по углам дверных проемов. Плиты перекрытия технического подполья имеют участки оголения арматуры на нижней поверхности глубиной до 0,3 м. и коррозии арматуры; одиночные волосяные трещины в защитном слое по ходу арматуры. Трещины находятся в состоянии стабилизации и отрицательного влияния на прочность плит не оказывают. Наружные кирпичные стены не имеют фактурного слоя из штукатурки, имеется выветривание швов кирпичной кладки (до 20 мм., площадью до 30%). Разрушена цокольная часть стен вследствие естественного износа, размораживания и отсутствия защиты из штукатурного слоя. Техническое состояние стен в целом по зданию оценено как ограниченно - работоспособное. Отмостка полностью утратила свои свойства.
Специалистами в разделе 9 приведен перечень ремонтно-восстановительных работ в конструкциях: бетонные блоки стен подвала – в местах сколов мест прохода коммуникаций и дверных проемов; цокольная часть наружных стен – ремонт поверхности облицовочного слоя кирпича и цементной штукатурки; плиты перекрытия над техническим подпольем – защита от коррозии оголенных мест арматуры, восстановление бетонного защитного слоя, выполнение сплошной профилактической грунтовки; наружные стены - расшивка и восстановление выветренных швов, ремонт изношенных участков, лестницы в подъездах – ремонт лицевых поверхностей и перил; отмостка – восстановление площади финишного покрытия и подстилающих слоев; козырьки над входом в подъезды – стабилизирующая защита поверхности.
Также в заключении содержится перечень ремонтно-восстановительных работ инженерных систем общего пользования: отопление - замена магистралей в техническом подполье, установка оборудования по учету тепла и запорной аппаратуры, замена теплового узла (хомуты, заварка); холодное и горячее водоснабжение, водоотведение - замена магистралей в техническом подполье (коррозия, установка хомутов), электроснабжение – локальный ремонт приборов общего пользования (повреждение изоляции магистральных сетей).
Под капитальным ремонтом объектов капитального строительства в пункте 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В части 1 статьи 166 ЖК РФ содержится перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, который включает в себя, в том числе, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло- газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада.
Виды работ по капитальному ремонту раскрываются и уточняются в содержании Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Законом №185-ФЗ, утвержденных Госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» <...>
В соответствии с данными рекомендациями капитальный ремонт зданий - замена или восстановление отдельных частей или целых конструкций (за исключением полной замены основных конструкций, срок которых определяет срок службы многоквартирного дома в целом) и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением, а также устранение, в необходимых случаях, последствий функционального (морального) износа конструкций и проведения работ по повышению уровня внутреннего благоустройства, т.е. проведение модернизации зданий. Капитальный ремонт предусматривает замену одной, нескольких или всех систем инженерного оборудования, установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), а также приведение в исправное состояние всех конструктивных элементов дома (пункт 1.3).
Рекомендуемый перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, существенно влияющих на условия комфортности и безопасности проживания граждан, приведен в таблице 2.3 Методических рекомендаций и включает в себя, в том числе, ремонт или замену инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, системы отопления, системы электроснабжения, ремонт или замену системы водоотвода (свесы, желоба, разжелобки, лотки) с заменой водосточных труб и изделий (наружных и внутренних); ремонт отмостки; ремонт и восстановление герметизации горизонтальных и вертикальных стыков стеновых панелей крупноблочных и крупнопанельных зданий.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительному и жилищно-коммунальному комплексу от <...>№ <...> (далее - Правила № <...>), определены требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда, в том числе перечни работ, относящихся к текущему ремонту (приложение № <...>), и работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение № <...>).
Согласно пункту 2.4.2 Правил № <...> при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении № <...> к Правилам № <...>.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от <...>№ <...>-ст утвержден ГОСТ Р 56535-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования, в соответствии с пунктом 3.1 которого текущий ремонт - это комплекс работ (услуг), включенных в план работ и проводимых в рамках содержания общего имущества многоквартирного дома, связанных с восстановлением потерявших в процессе эксплуатации функциональную способность частей многоквартирного дома, на аналогичные или иные, улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ не превышает 30% от ремонтируемого имущества.
Согласно пункту 3.13 ГОСТ Р 51929-2014 капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома - это комплекс работ (услуг) по замене и (или) восстановлению (ремонту) потерявших в процессе эксплуатации несущую и (или) функциональную способность конструкций, деталей, систем инженерно-технического обеспечения, отдельных элементов несущих конструкций многоквартирного дома на аналогичные или иные улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ превышает текущий ремонт.
Системно толкуя приведенные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что действующее правовое регулирование предусматривает возможность осуществления в отношении строительных конструкций и иных элементов общего имущества многоквартирного дома как текущего, так и капитального ремонта, разграничивая указанные виды ремонта в зависимости от характера работ и от объема выполненных работ.
В техническом отчете специалистами ООО «Архбюро 91» отмечается, что с учетом состояния конструктивных элементов многоквартирного дома, требуется проведение их капитального ремонта.
Содержание заключения специалиста полностью соответствует положениям статьи 25 Федерального закона от <...> № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Оценивая допустимость заключения специалиста, суд первой инстанции правомерно учел, что его выводы основаны на результатах непосредственного анализа технической документации с осмотром объекта недвижимости, результаты исследования четко и ясно отражены в исследовательской части заключения в форме, свидетельствующей о необходимом и достаточном уровне профессиональных знаний, итоговые выводы сделаны на основе опыта специалиста, научных и практических данных.
Исследовав заключение специалиста, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии заключения и его результатов требованиям ГПК РФ, поскольку оно содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и обоснованный ответ на поставленные вопросы.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что не доверять представленному заключению (техническому отчету с дополнениями к нему) оснований не имеется.
Доводы апелляционных жалоб о том, что выводы специалиста, изложенные в отчете, основаны лишь на предположениях, поскольку осмотр проведен и отчет составлен лишь в 2019 году, подлежат отклонению. Каких-либо мотивированных возражений по представленному отчету сторонами не заявлено. Правом ходатайствовать о проведении по делу судебной экспертизы, стороны не воспользовались. Оценив представленные истцом доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу возможности принять его в качестве допустимого доказательства.
Таким образом, судебная коллегия находит установленным, что на момент передачи квартир в собственность граждан, то есть на момент возникновения долевой собственности, указанный жилой дом требовал капитального ремонта выборочно в части некоторых элементов.
Доводы апелляционных жалоб о том, что не имеется оснований полагать, что к началу приватизации в доме истекли минимальные сроки эксплуатации общего имущества, установленные в приложении к Положению «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р)», утвержденному приказом Госкомархитектуры от <...>№ <...>, подлежат отклонению.
Ведомственные строительные нормы 58-88 (р) являются обязательными для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий. При планировании работ по капитальному ремонту периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемыми приложениями, в которых установлена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации многоквартирных домов, а также отдельных элементов многоквартирных домов, то есть такой срок эксплуатации, по истечении которого необходимо проведение капитального ремонта. Сроки проведения капитального ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться, с учетом рекомендуемых сроков минимальной продолжительности эффективной эксплуатации, их истечение является основанием для оценки стояния конструктивных элементов здания, принятия соответствующих мер к планированию ремонтных работ и устранению имеющихся недостатков, поскольку предполагается, что по истечении данных сроков такие работы необходимы.
Так, согласно положениям Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» продолжительность эксплуатации указанного здания до постановки на капитальный ремонт составляет 15-20 лет (приложение № <...>).
Приложением № <...> к Положению «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р)», утвержденному приказом Госкомархитектуры от <...>№ <...>, действующему в настоящее время, определена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов до проведения капитального ремонта, используемая в указанном выше техническом заключении и применяемая согласно ГОСТ Р 53778-2010 года «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от <...>№ <...>-ст).
Из Приложения № <...> ВСН 58-88 (р) следует, что продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) трубопроводов ГВС по открытой схеме теплоснабжения и ХВС из газовых черных труб (15 лет), центральное отопление открытая схема (15 лет), электрооборудование сети дежурного освещения (10 лет), ремонт отмостки (10 лет), окраска цоколя наружная отделка (3-8 лет), герметизирование стыков панелей наружных стен (8-15 лет).
С учетом представленного отчета специалиста, года возведения здания - 1975 год, периода возникновения долевой собственности - 1992 год, а также параметров, указанных в Приложении № <...> к Положению ВСН 58-88 (р), предусматривающих минимальную продолжительность эксплуатации элементов здания, используемых в представленном техническом заключении путем указания «периодов минимальной продолжительности эксплуатации элементов жилого здания до капитального ремонта» и «фактического срока службы элементов жилого здания», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на ответчика – Администрацию г. Омска подлежит возложению обязанность по финансированию капитального ремонта в объеме тех элементов здания, фактический срок эксплуатации которых превысил предусмотренные ВСН 58-88 (р) периоды эксплуатации на момент первой приватизации квартир, то есть, в данном случае превысил 17 лет, с учетом положений статьи 166 ЖК РФ, во взаимосвязи с статьями 190, 190.1 ЖК РФ.
В указанной связи, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений указанного дома в части следующих элементов: внутридомовых инженерных систем (трубопровод горячей воды; трубопровод холодной воды; центральное отопление (открытая схема); электрооборудование – сеть дежурного освещения); ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах (ремонт отмостки); ремонт фасада (герметизирование стыков наружных стен, штукатурка цоколя).
Вместе с тем, коллегия судей не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части возложения на ответчика обязанности по финансированию работ по окраске стен подвальных помещений.
Так, из материалов дела, в том числе из представленного истцом технического отчета ООО «Архбюро 91», не усматривается необходимость в проведении работ по окраске стен подвальных помещений. Применительно к обстоятельствам настоящего дела капитальный ремонт фасада многоквартирного дома ограничен герметизированием стыков панелей наружных стен штукатурки цоколя; ремонт подвального помещения предполагает выполнение работ по обустройству отмостки многоквартирного дома.
Приложением № <...> к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от <...>№ <...>, определено, что окраска стен включена в перечень работ, относящихся к текущему ремонту.
Из содержания разделов IV и V Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от <...> № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» усматривается, что работы по окраске стен подвала могут быть осуществлены в рамках капитального ремонта фасадов и подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.
Однако принимая во внимание, что проведение каких-либо иных работ, связанных с капитальным ремонтом внутреннего пространства подвального помещения (например, ремонт участков стен подвала) многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Омск, <...> В, не требуется, оснований для возложения на ответчика обязанности по финансированию самих по себе работ по окраске стен подвальных помещений многоквартирного дома не имеется. В отсутствие необходимости выполнения работ, связанных с непосредственным капитальным ремонтом стен подвальных помещений, работы по окраске стен подвальных помещений являются работами текущего ремонта и подлежат осуществлению вне рамок капитального ремонта многоквартирного дома.
С учетом изложенного, постановленное решение суда подлежит отмене в части возложения на ответчика обязанности по финансированию работ по окраске стен в рамках ремонта подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Доводы апелляционных жалоб о том, что расходы по составлению отчета подлежат взысканию с ответчика пропорционально, не основаны на положениях процессуального закона.
<...> за составление технического отчета (заключения специалиста) от ФИО3 принято в кассу ООО «Уют – Центр» 25 000 руб. (т.1, л.д. 29), которые в тот же день были перечислены ООО «Уют – Центр» в ООО «Архбюро 91» в указанной сумме (т.1, л.д.30).
Предметом рассмотренного в настоящем деле иска являлись требования имущественного характера, не подлежащего оценке – о возложении обязанности по проведению капитального ремонта.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в абзаце 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...>№ <...> «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) не подлежат применению при разрешении иска имущественного характера, не подлежащего оценке (например, о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения).
Таким образом, выводы суда о взыскании с Администрации г. Омска в пользу истца расходов по оплате услуг специалиста ООО «Архбюро 91» в полном объеме соответствуют вышеприведенным положениям закона.
Решение суда в остальной части является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от <...> отменить в части возложения на Администрацию г. Омска обязанности осуществить финансирование проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого <...> в части окраски стен подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи