ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2958/2021 от 25.03.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

№ 33-2958/2021 (2-1019/2020) председательствующий судья суда 1-й инстанции – Киселевич А.А.

УИД- 91RS0010-01-2020-001543-04 судья-докладчик – Кирюхина М.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 марта 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Кирюхиной М.А.,
судей: Корсаковой Ю.М.,

Белоусовой В.В.,

при секретаре Криничной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску и.о. заместителя прокурора г. Керчи в интересах Гореловой Алины Игоревны к Администрации г. Керчи Республики Крым, третьи лица – управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Керчи Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение

по апелляционной жалобе Администрации г. Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 21 декабря 2020 года,

УСТАНОВИЛА:

И.о. заместителя прокурора города Керчи – Санаров А.Л. в январе 2020 года в интересах Гореловой Алины Игоревны обратился в суд с иском к Администрации г. Керчи Республики Крым, третьи лица – управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Керчи Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение. Иск мотивирован тем, что 5 декабря 2019 года в прокуратуру г. Керчи обратилась Горелова А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющаяся лицом из числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, о нарушении её права на получения жилья. В ходе проверки установлены нарушения со стороны Администрации г. Керчи Республики Крым: Горелова А.И. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением в г. Керчи, которое по настоящее время ей не предоставлено, то есть её право на получение жилья не реализовано.

В возражениях на исковое заявление Администрация г. Керчи Республики Крым (далее – Администрация) просила отказать в удовлетворении исковых требований, мотивируя это тем, что отдельные государственные полномочия ею осуществляются только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации. Предоставление бюджетных средств муниципальным образованиям в Республике Крым осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в пределах субвенции, предусмотренной на указанные цели, и в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании, в порядке и в сроки, предусмотренные соглашениями между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, на основании заявки на перечисленные субвенции, распределение которых устанавливается на очередной финансовый год и плановый период. Также просила учесть обращение Администрации в Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым с предложением о строительстве жилого дома для указанной категории граждан либо выделении достаточных средств.

Решением Керченского городского суда Республики Крым от 21 декабря 2020 года исковые требования и.о. заместителя прокурора г. Керчи удовлетворены. Администрация г. Керчи обязана предоставить Гореловой А.И., 8 июля 999 года рождения, благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.

Не согласившись с данным решением, Администрация обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда отменить как необоснованное, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

В апелляционной жалобе заявитель указывает, что решение суда принято в нарушение норм материального права, дано неверное толкование закону, неправильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела. Судом, по мнению апеллянта, не учтено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году. При этом Администрация отмечает, что бюджетом города Керчи в 2020 году предусмотрены средства для приобретения жилых помещений для вышеуказанной категории граждан в размере 20 млн. рублей, которых крайне недостаточно для обеспечения жилыми помещениями граждан данной категории. О выделении достаточных денежных средств на указанные цели или о строительстве жилого дома для указанной категории граждан Администрация неоднократно обращалась в Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.

Также апеллянт указывает, что судом неверно указано на обязанность Администрации предоставить жилое помещение Гореловой А.И. вне очереди, что не предусмотрено действующим законодательством.

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора г. Керчи указывает на её необоснованность, противоречие действующему законодательству. Также отмечает, что указание в законе на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, само по себе не означает, что такое предоставление должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. Установление порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка детей-сирот – определение перечня документов и органа, в который они должны быть представлены. Также формирование такого списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объёмах финансирования. При этом законом не устанавливается очередность внутри такого списка в качестве условия предоставления жилого помещения данной категории граждан, а отсутствие финансирования не может служить основанием для отказа в обеспечении данной категории граждан жилыми помещениями. Решение Керченского городского суда полагает законным и обоснованным.

В соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ ответчик, третьи лица в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Исходя из указанного, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, заслушав судью-докладчика, пояснения прокурора, которая возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя исковые требования и.о. заместителя прокурора города Керчи, суд первой инстанции исходил из того, что Горелова А.И. является ребенком-сиротой, в соответствующий список лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, включена в 2016 году, однако в нарушение её жилищных прав и законных интересов жилой площадью органом местного самоуправления не обеспечена. Сведения о зарегистрированных за Гореловой А.И. правах в ЕГРН отсутствуют, нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя она не является.

Судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, регулирующие данные правоотношения, нарушений норм процессуального права не допущено.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Горелова А.И. родилась ДД.ММ.ГГГГ, о чем выдано свидетельство о рождении 1-ПА . Отец и мать Гореловой А.И. – ФИО1 и ФИО2 умерли в ДД.ММ.ГГГГ году и ДД.ММ.ГГГГ году соответственно, в связи с чем решением исполнительного комитета Керченского городского совета АР Крым от 22.11.2013 Гореловой А.И. присвоен статус «ребенок-сирота».

Горелова А.И. прописана в <адрес>, <адрес> в <адрес>, который принадлежит её бабушке – ФИО9 Право собственности на данный объект у Гореловой А.И. отсутствует. Иного недвижимого имуществ на праве собственности Горелова А.И. также не имеет, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в ЕГРН соответствующих сведений от 03.09.2018, 28.02.2019. Со слов бабушки, Горелова А.И. проживает в <адрес>.

Постановлением Главы Администрации г. Керчи от 25.02.2016 Горелова А.И. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.

Решением комиссии по жилищным вопросам от 18.12.2019 Гореловой А.И. отказано в предоставлении жилого помещения в связи с тем, что жилое помещение предоставляется в порядке очередности.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Горелова А.И.,ДД.ММ.ГГГГ, имеет статус ребенка-сироты, не имеет закрепленного жилого помещения, ввиду чего органом исполнительной власти по месту жительства должна быть обеспечена жилой площадью в порядке, предусмотренном Федеральный законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц и свои обязательства, установленные Федеральным законом, не исполнило, право на получение жилья компетентными органами не реализовано, чем установлено нарушение прав Гореловой А.И., суд первой инстанции пришел к правильному выводу относительно удовлетворения заявленных исковых требований о возложении обязанности на Администрацию г. Керчи Республики Крым по восстановлению нарушенных прав Гореловой А.И. на получение жилого помещения.

Статьей 109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (абз. 1 п. 1 ст. 8) закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно положениям Закона Республики Крым от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым» в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», путём предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путём сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Положения перечисленных нормативно-правовых актов не содержат указания на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Как отмечал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок, исполнение решения, касающегося предоставления жилого помещения, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. При этом Европейский суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жилье, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно не указал срок исполнения решения суда.

В апелляционной жалобе Администрация г. Керчи указывает, что орган местного самоуправления выполняет полномочия в пределах выделенных финансовых средств, ссылаясь на это положение как на основание для отмены решения суда первой инстанции.

Вместе с тем согласно ст. 11 Закона Республики Крым «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым» общий объем субвенций на осуществление полномочий по предоставлению жилых помещений определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, нормы предоставления жилого помещения, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Указанные субвенции распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.

То есть, законодатель ставит во взаимосвязь количество лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение, и размер субвенций, выделяемых на данные цели муниципальному образованию.

При этом учет лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется путем формирования и ведения соответствующих списков органами местного самоуправления – Администрацией г. Керчи в данном случае.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что Горелова А.И. включена в соответствующий список еще в 2016 году, судебная коллегия приходит к выводу, что при должном отношении к служебной дисциплине и обязанностям, связанным с исполнением решения суда, Администрация г. Керчи имеет объективную возможность исполнить судебное решение в разумный срок.

Таким образом, доводы Администрации г. Керчи относительно необходимости отмены принятого судом решения ввиду недостаточного финансирования признаются несостоятельными, поскольку право Гореловой А.И. на исполнение ответчиком в разумный срок обязанности, возложенной на него решением суда, не может быть поставлено в зависимость исключительно от особенностей того или иного вида финансирования и реализации соответствующих мероприятий.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции указано на внеочередной порядок исполнения решения суда – о предоставлении Гореловой А.И. жилого помещения вне очереди, не может быть принят во внимание, так как противоречит содержанию обжалуемого решения, в котором такое указание отсутствует.

Доводы Администрации о том, что в Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым направлялись обращения о выделении достаточного финансирования для предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, о строительства жилого дома для предоставления жилых помещений для данной категории граждан, отклоняются судебной коллегией, так как не имеют правового значения для разрешения спора.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка им дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм процессуального права судом не допущено, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения состоявшегося судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Керченского городского суда Республики Крым от 21 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Керчи Республики Крым – без удовлетворения.

Председательствующий судья М.А. Кирюхина

Судьи В.В. Белоусова

Ю.М. Корсакова