ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2959/2015 от 12.02.2015 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

  Судья – Качур С.В. дело № 33-2959/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 12 февраля 2015 года г. Краснодар

 Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

 председательствующего Дунюшкиной Н.В.

 судей Палянчук Т.А., Роговой С.В.

 по докладу судьи краевого суда Палянчук Т.А.

 при секретаре Свердловой В.Р.

 слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Центрального района города Сочи < Ф.И.О. >14 на решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 30 октября 2014 года,

 заслушав доклад судьи Палянчук Т.А., судебная коллегия

 У С Т А Н О В И Л А:

 Прокурор Центрального района города Сочи в интересах несовершеннолетней < Ф.И.О. >15 обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа управления по образованию и науки администрации города Сочи от <...> года в постановке на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, и обязании администрацию города Сочи поставить < Ф.И.О. >16, <...> года рождения на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, с даты подачи заявления ее матерью Матвейчук < Ф.И.О. >17.

 В обоснование доводов указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Матвейчук < Ф.И.О. >18 в интересах малолетней < Ф.И.О. >19 о несогласии с отказом управления по образованию и науки администрации города Сочи в постановке на учет как нуждающейся в месте в детском дошкольном образовательном учреждении, в ходе которой установлено, что основанием для принятия данного отказа послужило отсутствие регистрации <...>. Однако, административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», утв. Постановлением администрации города Сочи от 16.07.2013 года № 1557, такое основание, как отсутствие регистрации, не предусмотрено. Кроме того, Матвейчук < Ф.И.О. >20 вместе со своей малолетней дочерью < Ф.И.О. >21 проживает у своей мамы < Ф.И.О. >22, которая является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <...>. Таким образом, считает, что оспариваемый отказ нарушает ее права и охраняемые законом интересы, а так же создает препятствия в осуществлении ею и ее матерью - Матвейчук < Ф.И.О. >23 своих прав и свобод.

 В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении требований.

 Представители Управления по образованию и науке администрации города Сочи в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражали, ссылаясь в обоснование на свои возражения.

 Заинтересованное лицо Матвейчук < Ф.И.О. >24 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания.

 Обжалуемым решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 30 октября 2014 года отказано в удовлетворении заявления прокурора Центрального района г. Сочи в интересах несовершеннолетней < Ф.И.О. >25 о признании незаконным отказа в постановке на учет ребенка, подлежащего обучению по общеообразовательным программам дошкольного образования.

 Не согласившись с указанным решением суда, прокурор Центрального района города Сочи < Ф.И.О. >26 подал апелляционное представление, в котором просит отменить судебный акт, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав прокурора < Ф.И.О. >27, просившего отменить решение суда, судебная коллегия приходит к следующему.

 Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию правовым, социальным государство, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего в том числе обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 1 ст. 1, ст. 7, ст. 18; ч.ч.1 и 2 ст. 19; ч. 1 ст. 21).

 В соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

 Как следует из материалов дела, Матвейчук < Ф.И.О. >28 является матерью < Ф.И.О. >29, <...> года рождения.

 Уведомлением управления по образованию и науке администрации города Сочи от <...> года Матвейчук < Ф.И.О. >30 отказано в постановке на учет в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), ребенка < Ф.И.О. >31, <...> года рождения, по причине отсутствия регистрации <...>.

 Разрешая спор по существу, и отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд первой инстанции правомерно признал данное уведомление законным и обоснованным, в силу следующего.

 В силу пп. 6 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основной общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.

 Согласно ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ установлены требования по организации приема на обучение по основным общеобразовательным программам в соответствии с Правилами приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и правилами приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (п.п. 2 и 3).

 Приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 года № 293 утвержден Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования.

 Согласно данного Порядка Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение дошкольного образования и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (далее - закрепленная территория) (абз. 2 п. 4). Данное положение исполняет требования п.п. 2 и 3 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 В соответствии с п. 3.1 Положения об управлении по образованию и науке администрации города Сочи, утв. Решением Городского Собрания Сочи от 27.03.2014 года № 21, Управление организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

 Постановлением администрации города Сочи от 20.08.2012 года № 1750 утвержден Порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и муниципальных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста города Сочи.

 На основании п. 2.7 данного Порядка предусмотрено, что на учет ставятся дети, которые проживают на территории муниципального образования город-курорт Сочи.

 Исходя из системного толкования вышеприведенных норм закона, право на получение общего образования соответствующего уровня непосредственно связано с местом жительства (пребывания) на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

 В соответствии с п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

 Судом первой инстанции установлено, что Матвейчук < Ф.И.О. >32 зарегистрирована по месту жительства <...>, на территории <...> регистрации по месту пребывания не имеет.

 Согласно Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713, граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.

 Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

 При таких обстоятельствах, поскольку Матвейчук < Ф.И.О. >33 не был подтвержден факт проживания ребенка на территории <...>, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку отказ Управления в постановке на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, был принят в соответствии с нормами действующего законодательства и его полномочиями.

 Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

 Доводы апелляционного представления были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, иному - неправильному толкованию действующего законодательства, и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.

 С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции вынес по делу законное и обоснованное решение.

 Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении настоящего спора, не допущено.

 Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 Решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 30 октября 2014 года - оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Центрального района города Сочи - оставить без удовлетворения.

 Председательствующий -

 Судьи -