БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
33-2959/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Белгород 14 июля 2015 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Безуха А.Н.,
судей Филипчук С.А., Герцева А.И.,
при секретаре Павловой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Правительству Российской Федерации, ОАО <данные изъяты> о признании права на денежные вклады в порядке наследования по завещанию, обязании восстановить конституционное право владеть, пользоваться и распоряжаться денежными вкладами
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 26 февраля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Филипчук С.А., объяснения ФИО1, поддержавшего жалобу, судебная коллегия
установила:
ФИО1 инициировал судебное разбирательство, обратившись в Октябрьский районный суд города Белгорода с иском к Правительству Российской Федерации, ОАО «<данные изъяты> о признании права на денежные вклады в порядке наследования по завещанию, возложении на ответчиков обязанности восстановить конституционное право владеть, пользоваться и распоряжаться денежными вкладами. В обоснование иска указал, что на имя его матери, Т., до ДД.ММ.ГГГГ года в <данные изъяты> были открыты счета: №ДД.ММ.ГГГГ года Т. умерла. Являясь наследником по завещанию на денежные средства, хранящиеся на указанных счетах, ФИО1 просил суд взыскать с Правительства РФ указанные денежные средства, проиндексированные в соответствии с ростом потребительских цен, всего в <данные изъяты> рубля.
Решением суда в иске отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым его иск удовлетворить. В обоснование своего требования ссылается на нарушение судом первой инстанции Конституции РФ, международных соглашений, подписанных Российской Федерацией.
Проверив материалы дела по доводам, приведенным в жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
В связи с экономическими процессами, начавшимися в СССР в 1991 году и в целях частичной компенсации обесценивания сбережений граждан, находившихся во вкладах в Сберегательном банке Российской Федерации на 1 января 1992 г., а также на основании пунктов 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1598 "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации" Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2297 "О единовременных компенсациях вкладчикам Сберегательного банка Российской Федерации, имевшим вклады на 1 января 1992 г." Сберегательному банку Российской Федерации поручено произвести начисление единовременных компенсаций по вкладам граждан Российской Федерации и приравненных к ним лиц в указанном банке в 3-кратном размере их вкладов по состоянию на 1 января 1992 г.
Выплату указанных компенсаций произвести вкладчикам - пенсионерам и инвалидам начиная с 1 февраля 1994 г., а остальным вкладчикам - начиная с 1 июля 1994 г.
Федеральный закон от 10.05.1995 N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" установил обязательства Российской Федерации по восстановлению и обеспечению сохранности ценности денежных сбережений граждан Российской Федерации. Данным Федеральным законом государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств:
на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации (ранее Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР; Российский республиканский банк Сбербанка СССР; Сбербанк РСФСР) в период до 20 июня 1991 года;
на вклады в организации государственного страхования Российской Федерации (ранее организации государственного страхования СССР, действовавшие на территории РСФСР; организации государственного страхования РСФСР) по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 года;
в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 года;
(далее для целей настоящего Федерального закона - гарантированные сбережения граждан).
Указанным Федеральным законом установлено, что гарантированные сбережения граждан Российской Федерации, помещенные во вкладах в Сберегательном банке Российской Федерации в период до 20 июня 1991 года, являются государственным внутренним долгом Российской Федерации и государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности данных денежных сбережений, отнесенных к внутреннему государственному долгу, обеспеченному государственной собственностью и всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства Российской Федерации, и что гарантированные сбережения граждан подлежат переводу в долговые обязательства Российской Федерации.
В статье 12 названного Федерального закона предусмотрено, что порядок перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации, их виды, условия и формы их обслуживания и порядок определения долговой стоимости устанавливаются федеральными законами.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 11.05.2006 N 133-О (пункт 4) отметил, что "надлежащие условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до принятия указанного Федерального закона и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающие предоставление соответствующих средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов, создает Федеральный закон о федеральном бюджете".
По поводу права граждан на восстановление и обеспечение сохранности ценности их денежных сбережений, приобретенного на основе публично-правового обязательства Российской Федерации Конституционный суд Российской Федерации в своих определениях (от 21.12.2000 N 261-О; от 11.04.2006 N 133-О; от 17.10.2006 N 478-О; от 21.10.2008 N 726-О-О; от 25.12.2008 N 1073-О-О) неоднократно указывал, что такое право "может быть признано реализованным в полном объеме (а указанное обязательство - прекращенным) федеральными законами, которыми регулировалось бы предоставление соответствующих материальных гарантий, а также предусматривался бы такой механизм реализации данного права, который позволяет государству фактически исполнить добровольно взятое на себя обязательство".
Таким образом, в отличие от конкретного имущественного долга, вытекающего из гражданских обязательственных правоотношений, который в определенные сроки может быть востребован кредитором, объем и сроки погашения государственного долга, вытекающего из добровольно взятого на себя государством публично-правового обязательства на восстановление денежных сбережений по вкладам граждан, определяется в законах или подзаконных актах Российской Федерации. Право граждан на востребование долга в виде компенсаций по их вкладам, являющихся гарантированными сбережениями, возникает только с принятием федерального закона о бюджете на соответствующий год.
Федеральным законом от 10.05.1995 N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" не предусмотрена индексация вкладов граждан в соответствии с индексом потребительских цен, взятых за период, определяемых самим вкладчиком или его наследниками.
При таком положении исковые требования об индексации сбережений в соответствии с ростом потребительских цен являются незаконными и правильно отклонены судом первой инстанции.
Обоснованной судебная коллегия признает ссылку в решении на то обстоятельство, что Российская Федерация гарантирует восстановление сбережений гражданам Российской Федерации.
Ссылка в жалобе на нарушение права собственности истца на денежные средства, причитающиеся ему в порядке наследования по завещанию, несостоятельна.
В статье 1 Закона о сбережениях государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сумм, размещенных в Сберегательном банке до 20 июня 1991 г. Закон относит гарантированные сбережения к внутреннему государственному долгу, обеспеченному государственной собственностью и активами, находящимися в распоряжении Правительства Российской Федерации. В соответствии с положениями этого Закона указанные сбережения подлежат переводу в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами. Ценность соответствующих долговых обязательств приравнивается к покупательной способности национальной валюты в 1990 г. Статья 12 упомянутого Закона предусматривает, что порядок перевода гарантированных сбережений граждан устанавливается соответствующими федеральными законами.
Нарушения действующего законодательства, регулирующего восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сумм, размещенных в Сберегательном банке до 20 июня 1991 г., при рассмотрении дела не установлено, а истцом не указано.
Оснований к отмене решения не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 26 февраля 2015 года по делу по иску ФИО1 к Правительству Российской Федерации, ОАО <данные изъяты> о признании права на денежные вклады в порядке наследования по завещанию, обязании восстановить конституционное право владеть, пользоваться и распоряжаться денежными вкладами оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи