ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2962/2018 от 08.05.2018 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Степанова Е.В. Дело № <...>

кат.: 164г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Щукина А.Г.,

судей Павловой Е.В., Лозовой Ж.А.,

при секретаре Прокопьевой В.И.

рассмотрела в судебном заседании 08 мая 2018 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Омского районного суда Омской области от <...> по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания жилым и нежилым фондом «Ясная поляна» о защите прав потребителей, которым постановлено: «Исковые требования ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания жилым и нежилым фондом «Ясная поляна» о признании действий (бездействия) по рассмотрению жалобы в части неполноты ответа незаконным, о возложении обязанности предоставить ответ в полном объеме, взыскании морального вреда, взыскании штрафа за несвоевременное исполнение требований потребителя, судебных расходов оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Лозовой Ж.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания жилым и нежилым фондом «Ясная поляна» о защите прав потребителей, указав, что является собственником жилого помещения по адресу: <...>. Управление многоквартирным домом (далее МКД) осуществляет ООО «УК «Ясная поляна (далее УК). <...> истец обратился в УК с письмом, в котором просил разъяснить: производился ли ремонт подъездов в период с 2013 по 2017 гг. и каких именно; чем обусловлено решение УК о непроведении ремонта подъездов в 2013, 2014 и 2017 гг. и проведении ремонта в отдельных подъездах. Полученный им ответ из УК не содержит ответа на второй вопрос. Полагая, что его права потребителя нарушены ответчиком, просил суд признать действия (бездействия) ответчика по рассмотрению жалобы в части полноты ответа незаконными, обязать ответчика предоставить ответы на вопрос: чем обусловлено решение УК о непроведении ремонта подъездов в 2013, 2014, 2017 гг., о проведении ремонта в отдельных подъездах; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей, штраф за несвоевременное исполнение требований потребителя, расходы на оплату услуг представителя в размере 4 000 рублей.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО УК «Ясная поляна» ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, приняв по делу новое решение, в обоснование приводит доводы, изложенные в исковом заявлении, оспаривает выводы суда относительно его полного информирования ответчиком по поставленным в письме вопросам.

Лица, участвующие в деле, о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции извещены надлежаще.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <...>.

Управление многоквартирным домом по вышеуказанному адресу осуществляется ООО «Управляющая компания жилым и нежилым фондом «Ясная поляна» на основании решения общего собрания собственников помещений, проведенного в форме заочного голосования, оформленного протоколом от <...>№ <...>.

Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались.

<...> ФИО1 обратился к ответчику с жалобой, в которой просил разъяснить: производился ли ремонт подъездов в период с 2013 по 2017 гг. и каких именно; чем обусловлено решение УК о непроведении ремонта подъездов в 2013, 2014 и 2017 гг. и проведении ремонта в отдельных подъездах.

<...> ответчиком ФИО1 направлен ответ, в котором сообщалось, что ремонт подъездов МКД по адресу: <...>, производился в 2012 году. В 2013 – 2017 гг. ремонт подъездов не производился. В 2015 году планировался текущий ремонт трех подъездов (подъезды №№ <...>). В 2014 году планировался ремонт двух подъездов. В связи с нормативными требованиями по устранению аварий, поломок общего имущества в 2015 и 2016 гг. денежные средства перенаправлены на ремонт кровли над квартирами №№ <...> а также на реконструкцию разрушившихся дымовентиляционных шахт. Ремонт подъездов будет включен в план текущего ремонта МКД в 2018 году.

Ранее в ответ на заявление истца от <...>№ <...> ответчик письмом от <...> уведомил ФИО1, что косметический ремонт подъездов МКД по адресу: <...><...>, проведен ООО «АСО» в 2012 году, в 2017 году ремонт подъездов данного МКД не планируется, в связи с тем, что денежные средства будут задействованы на ремонт деформационных швов, дымовентиляционных шахт, ремонт кровли и ремонт отмосток.

На обращение истца от <...> письмом от <...> ответчик предоставил ему заверенные копии планов текущего ремонта за период с 2013 по 2016 гг и план мероприятий по подготовке жилого фонда к работе в осенне-зимний период 2017 и 2018 гг в отношении МКД по адресу: <...>

Полагая ответ УК от <...> неполным, истец обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные требования, проанализировав установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку действиями ответчика права истца не нарушаются, обязанности по рассмотрению заявления и предоставлению информации управляющей компанией исполнены в объеме, возложенном на нее действующим законодательством.

В апелляционной жалобе истец выражает несогласие с постановленным решением, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

В соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях её финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях её финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством её размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

Пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от <...>№ <...>, предусмотрены обязанности исполнителя, в том числе по предоставлению потребителю информации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <...>№ <...> утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее по тексту - Стандарт).

В силу п. 2 Стандарта под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

В п. 3 Стандарта установлен перечень видов информации, подлежащей раскрытию управляющей организацией, к которым относится:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Согласно п. 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается, в том числе путем: опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.

В силу п. 8 Стандарта раскрытие управляющей организацией, товариществом и кооперативом информации осуществляется по формам, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Указанные формы должны предусматривать детализацию видов информации, предусмотренных пунктом 3 настоящего документа, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в многоквартирном доме правомочий собственников в полном объеме.

Проанализировав соответствующие положения ЖК РФ, а также Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от <...>№ <...>, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истца, поскольку обязанность по предоставлению собственнику помещений запрашиваемой информации о проведении ремонта подъездов МКД по адресу: <...> исполнена ответчиком в полном объеме.

Из анализа приведенных выше правовых положений следует, что как собственник помещения истец имеет право на получение информации о деятельности управляющей компании. При этом законом на ответчика обязанность по предоставлению информации возложена лишь в вышеуказанном объеме и требование истца о предоставлении ответчиком иной информации, в том числе требование дать разъяснение, по каким критериям осуществлен выбор подъездов, в котором проводился ремонт, нельзя признать правомерным, основанным на положениях Стандарта, так как Стандартом прямо не предусмотрена обязанность управляющей организации давать подобного рода разъяснения.

Сведений о несоблюдении ответчиком Стандарта раскрытия информации в материалах дела не имеется.

На все поданные истцом заявления о предоставлении информации ответчиком даны письменные ответы, что сторонами по делу не оспаривается.

Указание подателя жалобы о том, что правоотношения сторон регулируются п. 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», судебной коллегией отклоняются, поскольку названная норма права регулирует вопросы предоставление потребителю информации о товарах (работах, услугах) на стадии заключения договора, которая обеспечит возможность их правильного выбора потребителем. Вопросы же предоставления собственникам жилых помещений информации о деятельности управляющей компании, исполнении заключенного с ней договора управления и оказываемых услугах, их характере, объеме и стоимости регулируются ЖК РФ и Стандартом.

Судебная коллегия отмечает, что п. 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от <...>№ <...>, устанавливает, что собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе: а) получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен; б) проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы); в) требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.

Однако доказательств создания ответчиком препятствий для участия истца в осуществлении контроля качества услуг и работ в материалах дела не имеется.

Поскольку факт нарушений прав истца как потребителя не нашел своего подтверждения при рассмотрении дела, районный суд обоснованно отказал во взыскании компенсации морального вреда и штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, предусмотренных ст. 15 и п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к выражению несогласия с выводами суда, повторяют позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Омского районного суда Омской области от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: