Судья Матвеев А.В. Дело № 33-2965/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 апреля 2014 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Новиковой Н.В.,
судей Зацепина Е.М., Титовой В.В.,
при секретаре Усачевой К.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителей ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО3 на решение Бийского городского суда Алтайского края от 05 февраля 2014 года по делу по заявлению
ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО3 об оспаривании действий администрации г. Бийска, возложении на администрацию г. Бийска обязанности по совершению действий.
Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
вступившим в законную силу решением Бийского городского суда от ДД.ММ.ГГ семья ФИО4 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» с ДД.ММ.ГГ.
На основании указанного решения администрацией г. Бийска в список участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011-2015 годы по городу Бийску на 2013 год внесены изменения путем включения в него в числе прочих семьи ФИО4 за номером <номер>.
В списке молодых семей - участников названной программы на 2014 год семья ФИО4 числится за номером <номер>.
ДД.ММ.ГГ заявители обратились в администрацию г. Бийска для дачи им разъяснений по изменению очереди семьи ФИО4 в вышеуказанном списке с номера <номер> на <номер>.
Письмом администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГ <номер> заявителям дан ответ о том, что в соответствии с постановлением администрации Алтайского края от 11 июля 2011 года № 356 (в редакции постановлений администрации Алтайского края от 12 сентября 2011 года № 503, от 27 декабря 2011 года № 773, от 12 февраля 2013 года № 66) «Об утверждении порядка формирования списков молодых семей-участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011-2015 годы, орган местного самоуправления формирует список молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, в хронологическом порядке согласно поданным заявлениям на участие в программе. При формировании списка молодых семей - участников программы учитывается следующая очередность молодых семей на получение социальной выплаты: в первую очередь включаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года; во вторую очередь - многодетные молодые семьи, воспитывающие трех и более детей; в третью очередь - молодые семьи, подавшие заявление на участие в программе и признанные участниками программы.
Учитывая, что постановлением администрации Алтайского края от 12 февраля 2013 года № 66 изменен порядок формирования списка, льготы для молодых семей, работающих в бюджетной организации, отменены, а семья заявителей была включена в данный список в числе молодых семей, в которых оба супруга или один из них являются работниками бюджетной сферы, имеют стаж работы в бюджетных организациях не менее пяти лет и продолжают трудовую деятельность в этих организациях, семья заявителей включена в список участников на 2014 год под порядковым номером <номер>.
Не согласившись с полученным ответом, ФИО1, ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО3, обратились в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации г. Бийска по исключению их семьи из льготной очереди, возложении на администрацию г. Бийска обязанности восстановить семью заявителей в льготном списке очередников по обеспечению жилой площадью молодых семей, имеющих преимущественное право на получение социальной выплаты, в которой оба супруга или один из них являются работниками бюджетной организации не менее пяти лет и продолжают свою деятельность в этих организациях.
В обоснование заявленных требований указано, что определением Верховного Суда Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 51-АПГ12-8 признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вынесения настоящего определения абзац 4 раздела II краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением администрации Алтайского края от 29 декабря 2011 года № 590 (в редакции постановления администрации Алтайского края от 27 декабря 2011 года № 773), изложенный в следующей редакции: «Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют многодетные молодые семьи, воспитывающие трех и более детей, и молодые семьи, в которых оба супруга или один из них являются работниками бюджетной организации не менее пяти лет и продолжают свою деятельность в этих организациях». Таким образом, вышеназванная норма признана недействующей с 11 июля 2012 года, тогда как семья ФИО4 включена в состав участников программы с ДД.ММ.ГГ. Постановление администрации Алтайского края от 12 февраля 2013 года № 66 «О внесении изменений в некоторые постановления Администрации края» вступило в силу с момента официального опубликования (опубликовано в Сборнике законодательства Алтайского края, № 202, ч. 1, февраль, 2013, подписано в печать 13 марта 2013 года) и не распространяется на отношения, возникшие до внесения изменений, поэтому со стороны администрации г. Бийска были совершены незаконные действия по исключению семьи ФИО4 из льготной очереди.
Решением Бийского городского суда от 05 февраля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе заявители просят решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на прежние доводы, полагая, что они не получили надлежащей оценки при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя заинтересованного лица – администрации г. Бийска ФИО5, просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» и регламентирования порядка формирования списков молодых семей - участников долгосрочной целевой программы, постановлением администрации Алтайского края от 11 июля 2011 года № 356 утвержден Порядок формирования списков молодых семей - участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011-2015 годы (далее также - Порядок).
Пунктом 2.3 указанного Порядка предусмотрена следующая очередность при формировании списка участников Программы:
в первую очередь в список включаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года;
во вторую очередь - многодетные молодые семьи, воспитывающие трех и более детей;
в третью очередь - молодые семьи, входящие в резервный список на получение социальной выплаты в 2008 году;
в четвертую очередь - молодые семьи, в которых оба супруга или один из них являются работниками бюджетной сферы (устроенные на постоянное место работы в бюджетную организацию), имеют стаж работы в бюджетных организациях не менее пяти лет и продолжают трудовую деятельность в этих организациях;
в пятую очередь - молодые семьи, подавшие заявления на участие в программе и признанные участниками программы.
Определением судебной коллеги по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 51-АПГ12-8 признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вынесения настоящего определения абзац 4 раздела II краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением администрации Алтайского края от 29 декабря 2011 года № 590, изложенный в следующей редакции: «Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют многодетные молодые семьи, воспитывающие трех и более детей, и молодые семьи, в которых оба супруга или один из них являются работниками бюджетной организации не менее пяти лет и продолжают свою деятельность в этих организациях».
Определением судебной коллеги по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2012 года № 51-АПГ12-11 признаны недействующими абзацы 6, 7, 8 и 9 пункта 2.3 Порядка формирования списков молодых семей - участников программы «Обеспечение жильём молодых семей в Алтайском крае» на 2011-2015 годы», утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 11 июля 2011 года № 356, с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании п. 20 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 21 Правил).
Разделом VI Долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением администрации Алтайского края от 29 декабря 2010 года № 590, предусмотрено, что организация реализации программных мероприятий, контроль за их исполнением, а также перечисление средств в бюджеты муниципальных районов и городских округов Алтайского края осуществляется Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края.
Указанное управление формирует заявку на участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на планируемый год.
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края с учетом средств, выделенных на реализацию программы из краевого и местных бюджетов на соответствующий год, на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует сводный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, утверждает его и формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования программы. Заявка представляется в Министерство регионального развития Российской Федерации.
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края организует и проводит конкурсный отбор муниципальных образований края для участия в реализации программы. В пределах лимитов бюджетных средств, выделенных из федерального и краевого бюджетов, Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края распределяет данные средства между муниципальными образованиями края, прошедшими конкурсный отбор. Распределение средств федерального и краевого бюджетов осуществляется пропорционально объему средств, предусмотренных в местных бюджетах в рамках реализации программы на плановый период. По результатам конкурсного отбора Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края заключает соглашения с муниципальными образованиями Алтайского края о реализации мероприятий программы и утверждает списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в планируемом году и списки молодых семей, включенных в резерв для получения социальных выплат в планируемом году.
В соответствии с п. 2.3 Порядка формирования списков молодых семей - участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011-2015 годы орган местного самоуправления Алтайского края: принимает предусмотренные порядком документы и ведет учет проживающих на территории муниципального образования молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующих на получение социальной выплаты за счет средств федерального и краевого бюджетов; организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 2.1 настоящего порядка, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей программы; письменно уведомляет молодую семью о принятом решении в 5-дневный срок; формирует список молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее – «список молодых семей - участников программы»), в хронологическом порядке согласно поданным заявлениям на участие в программе.
Органы местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, представляют в Главное управление списки молодых семей - участников программы по форме согласно приложению 3 к настоящему порядку, сформированные с учетом размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в местном бюджете на соответствующий год на софинансирование мероприятий программы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, - с учетом указанных средств, а также очередности, указанной в пункте 2.3 настоящего порядка (п.2.5 Порядка).
Главное управление на основании поступивших списков формирует сводный список молодых семей - участников программы (далее – «сводный список») и утверждает его. На основании сводного списка с учетом средств, которые планируется выделить на предоставление социальных выплат из бюджета Алтайского края и местных бюджетов на соответствующий год, Главное управление формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования программы. Заявка и сводный список представляются Главным управлением в Министерство регионального развития Российской Федерации (п. 2.6 Порядка).
Главное управление в 20-дневный срок с даты получения предварительных контрольных цифр утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году и молодых семей, включенных в резерв на получение социальных выплат в планируемом году, с учетом размера средств, предусматриваемых в бюджете Алтайского края и местных бюджетах на соответствующий год на предоставление социальных выплат, а также на основании сводного списка. В течение рабочих дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году направляет органам местного самоуправления выписки из сводного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году и молодых семей, включенных в резерв на получение социальных выплат в планируемом году (п. 2.7 Порядка).
Из вышеизложенных положений программ, порядка следует, что органами местного самоуправления списки молодых семей – участников программы формируются ежегодно, на основании данных списков Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края также ежегодно формирует и утверждает сводный список. При этом списки на следующий планируемый год формируются в хронологическом порядке согласно поданным заявлениям, а также с учетом очередности молодых семей.
Поскольку определением судебной коллеги по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 51-АПГ12-8 признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вынесения определения абзац 4 раздела II краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011 - 2015 годы и во исполнение названного судебного акта постановлением администрации Алтайского края от 12 февраля 2013 года № 66 в Порядок формирования списков молодых семей – участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011-2015 годы были внесены соответствующие изменения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вышеуказанные акты должны были учитываться при формировании администрацией г. Бийска списка молодых семей – участников программы на 2014 год.
Учитывая изложенное и то обстоятельство, что на момент формирования списка молодых семей - участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2014 году (по г. Бийску), молодые семьи, в которых оба супруга или один из них являются работниками бюджетной сферы (устроенные на постоянное место работы в бюджетную организацию), имеют стаж работы в бюджетных организациях не менее пяти лет и продолжают трудовую деятельность в этих организациях не подлежали учету при определении очередности формирования указанного списка (в четвертую очередь), городской суд обоснованно пришел к выводу о том, что семья заявителей на законных основаниях была включена в данный список под порядковым номером 174. Доводы жалобы об обратном основаны на неправильном применении вышеприведенных правовых норм.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу заявителей ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО3 на решение Бийского городского суда Алтайского края от 05 февраля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: