ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2967/2014 от 15.07.2014 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

 Судья Клименко Г.А. Дело № 33-2967/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 15 июля 2014 года г. Ханты – Мансийск

 Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:

 председательствующего судьи Шкилёва П.Б.,

 судей Ковалёва А.А., Романовой И.Е.,

 при секретаре Щербина О.А.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа учесть награждение Благодарностью Министерства энергетики Российской Федерации как ведомственного знака отличия в труде и присвоении звания «Ветеран труда»,

 по апелляционной жалобе ответчика на решение Ханты - Мансийского районного суда от 10 апреля 2014 года, которым постановлено:

 «Удовлетворить исковые требования (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа учесть награждение Благодарностью Министерства энергетики Российской Федерации как ведомственного знака отличия в труде и присвоении звания «Ветеран труда».

 Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в присвоении (ФИО)1 звания «Ветеран труда».

 Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить (ФИО)1 звание «Ветеран труда».

 Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу (ФИО)1 денежные средства в сумме 200 рублей в счет возмещения судебных расходов».

 Заслушав доклад судьи Ковалёва А.А., судебная коллегия

 установила:

 (ФИО)1 обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения об отказе учесть награждение Благодарностью Министерства энергетики Российской Федерации, как ведомственного знака отличия в труде, и обязать присвоить звание «Ветеран труда». Требования мотивирует тем, что имеет трудовой стаж более 31 года. 30.08.2011 года приказом Министерства энергетики Российской Федерации №114п истец был награжден Благодарностью этого Министерства за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса. (ФИО)1 обратился с заявлением к ответчику о присвоении звания «Ветеран труда». Ответчиком было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по причине отсутствия указанной Благодарности в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденном постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года №103-п. Истец считает отказ незаконным и просит суд обязать ответчика присвоить ему звание «Ветеран труда».

 Дело рассмотрено в отсутствие сторон, на основании ст. 167 ГПК РФ.

 Судом постановлено изложенное выше решение.

 В апелляционной жалобе Департамент социального развития ХМАО – Югры просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований. Выражает несогласие с решением, считает его незаконным, принятым с существенным нарушением норм материального права. Судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за свой счет. Меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами. У субъектов РФ имеются права самостоятельно определять перечень наград, при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте РФ. Правовые основания для признания за истцом права на присвоение звания «Ветеран труда» отсутствуют, поскольку в Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденном Постановлением Правительства ХМАО – Югры от 06.06.2005 г. № 103-п «Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-мансийского автономного округа – Югры», являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации отсутствует.

 Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

 Как видно из дела, на основании приказа министра энергетики Российской Федерации №114п от 30.08.2011 года (ФИО)1 был награжден Благодарностью Министерства энергетики Российской Федерации за большой личный вклад в развитие топливно-энергетического комплекса и многолетний добросовестный труд.

 (ФИО)1 обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».

 Решением Комиссии Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по присвоению званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (протокол № 42 от 27 декабря 2014 г.) (ФИО)1 в присвоении звания «Ветеран труда» Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отказано, по причине отсутствия Благодарности Министерства энергетики Российской Федерации в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденном постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года №103-п.

 В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (ред. от 16.11.2011) «О ветеранах» ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

 Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Согласно статье 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 г. № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

 Согласно подпункта 2 пункта 4 статьи 1 закона Ханты-Мансийского автономного округа–Югры от 07 ноября 2006 года №115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе–Югре» звание «Ветеран труда» присваивается и выдается соответствующее удостоверение лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет.

 В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

 Исходя из содержания приведенных правовых норм полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда, в силу чего граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение закреплено в пункте 2 части 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах».

 Под установленным частью 2 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (необходимый перечень документов, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда и т.д.) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. «О ветеранах», перечень которых является исчерпывающим.

 Исходя из предмета совместного ведения субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные, по сравнению с федеральными, правовые основания для присвоения звания «Ветеран труда».

 Утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах».

 В     соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. № 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации» Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) является федеральным органом исполнительной власти. В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Министерство энергетики Российской Федерации имеет право учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников, осуществляющих деятельность в установленной сфере.

 Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 11 «О ведомственных наградах Министерства энергетики Российской Федерации, учреждены ведомственные награды Министерства энергетики Российской Федерации, где «Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации» отнесена к ведомственной награде.

 Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истец был в установленном законом порядке награжден ведомственным знаком отличия в труде, каковым является Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации.

 Трудовой стаж истца составляет более 31 года, что подтверждается трудовой книжкой, в связи с чем, как лицо, награжденное ведомственным знаком отличия в труде, (ФИО)1 относится к категории граждан, имеющих право на присвоение звания ветерана труда.

 Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства.

 Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

 Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, на иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.

 Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 Решение Ханты-Мансийского районного суда от 10 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.

 Председательствующий            Шкилёв П.Б.

 Судьи         Ковалёв А.А.

                                     Романова И.Е.