ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2968/2015 от 21.07.2015 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу

судья Волошина С.Э. дело №33-2968/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Ходюкова Д.С.

и судей краевого суда Карабельского А.А., Толстоброва А.А.

при секретаре Гайгул И.А.

с участием военного прокурора Брянцева А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите <Дата> гражданское дело по иску военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ о возложении обязанности оформить правоустанавливающие документы, произвести государственную регистрацию прав на жилые помещения, предоставить перечень документов,

по апелляционным жалобам представителей ответчиков ФИО1, Т. А.А.

на решение Центрального районного суда г. Читы от <Дата>, которым постановлено:

Обязать Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации оформить правоустанавливающие документы на жилые дома по <адрес>, по <адрес>, расположенных в <адрес><адрес>

Обязать Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации произвести государственную регистрацию прав на жилые помещения в домах по <адрес>, по <адрес>, расположенных в <адрес>.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации представить на межведомственную комиссию Восточного военного округа необходимый перечень документов на жилые дома по <адрес>, по <адрес>, расположенных в <адрес> в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Ходюкова Д.С., судебная коллегия

установила:

Военный прокурор Улан-Удэнского гарнизона обратился в суд с указанным выше иском. Просил обязать Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношении» Министерства обороны РФ: оформить правоустанавливающие документы на жилые дома , произвести государственную регистрацию прав на указанные жилые помещения; представить на межведомственную комиссию Восточного военного округа необходимый перечень документов на жилые дома в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В обоснование своих требований ссылался на то, что жилые дома расположенные по <адрес> и жилой дом расположенный по <адрес> находятся в ненадлежащем техническом состоянии. Данные объекты недвижимого имущества ранее находились на балансе ФГКУ «235 КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации, являлись специализированным жилым фондом военного городка <адрес> и переданы на баланс ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, однако до настоящего времени правоустанавливающие документы на указанные жилые дома не оформлены, государственная регистрация прав на дома не произведена.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

Представитель ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России ФИО1 в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылается что ФГКУ «Сибирское ТУИО» является ненадлежащим ответчиком по делу, управление федеральным имуществом Министерства обороны управляет имуществом, находящемся у Вооруженных Сил на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Кроме того ФГКУ «Сибирское ТУИО» организует учет и контроль за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил. Изложенное указывает, что ФГКУ «Сибирское ТУИО» не обязано оформлять правоустанавливающие документы и производить государственную регистрацию прав на указные в судебном решении дома. При этом в жалобе представитель указывает, что ФГКУ «Сибирское ТУИО» проводит комплекс мер необходимых для оформления технической и правоустанавливающей документации на спорные жилые дома, что свидетельствует об исполнении требований прокурора.

Представитель Минобороны России ФИО2 в апелляционной жалобе также просит решение суда отменить, ссылается, что Министерство обороны Российской Федерации не уполномочено исполнять решение суда, данные обязанности в соответствии с уставом возлагаются на ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России. Не подлежат удовлетворению требования истца о предоставлении документов на Межведомственную комиссию, так как в связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 25.03.2015 № 269 «О внесении изменение в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», указано, что полномочия межведомственной комиссий, созданных на основании Приказа Министерства обороны РФ от 01.09.2014 № 630, возлагаются на межведомственные комиссии, созданные (создаваемые) органами исполнительной власти в субъектах РФ.

В судебное заседания представители ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России и Минобороны России не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, выслушав прокурора Брянцева А.Н. просившего решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.

Прокурор обратился в суд с требованиями обязать Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России оформить правоустанавливающие документы на указанные выше жилые дома, произвести государственную регистрацию прав на данные жилые дома и представить на межведомственную комиссию Восточного военного округа необходимый перечень документов на данные дома.

Удовлетворяя требования прокурора, суд обосновано пришел к выводу, что правоустанавливающие документы на объекты недвижимости ответчиками не оформлены, что свидетельствует о незаконности действий ответчиков.

В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регисрации в едином государственном реестре органами, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав и недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130,131,132 и 164 ГК РФ.

Согласно положений ст. 18 ЖК РФ право собственности иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных ГК РФ, федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, жилые дома расположенных по <адрес> и жилой дом расположенный по <адрес> находятся в ненадлежащем техническом состоянии. Данные объекты недвижимого имущества ранее находились на балансе ФГКУ «235 КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации, являлись специализированным жилым фондом военного городка <адрес> и переданы на баланс ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России.

Согласно Уставу ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России основной целью деятельности учреждения является осуществления в Вооруженных Силах решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранение имущества Вооруженных Сил, управлению, распоряжению имуществом по решениям Министра обороны РФ и Департамента имущественных отношений МО РФ.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Минобороны России реорганизованы путем их присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, с передачей на баланс данных территориальных управлений объектов недвижимого имущества и документации, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

Несмотря на передачу спорных домов от КЭЧ на баланс ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, ответчики до настоящего времени правоустанавливающие документы на указанные жилые дома не оформляют, государственную регистрацию прав на дома в нарушении вышеуказанных норм не производят.

Более того, факт того, что правоустанавливающие документы должно оформить ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России подтверждает в жалобе сам представить ответчика ссылаясь, что ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России уже проводит комплекс мероприятий, необходимых для оформления технической и правоустанавливающей документации на спорные жилые дома, о чем свидетельствует копия заявки для включения указанных жилых домов в государственный контракт, заключенный между Минобороны России и ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».

Таким образом, ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России обязано оформить правоустанавливающие документы на жилые дома находящиеся в их ведении, а доводы жалобы представителя ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России о том, что ФГКУ «Сибирское ТУИО» является ненадлежащим ответчиком, отклоняются за необоснованностью.

Подлежат отклонению и доводы представителя Минобороны России ФИО2 о том, что решение суда подлежит исполнению исключительно только ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России.

Согласно положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, а также постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Согласно ст. 3 Устава ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации. Учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации (пункт 5 Устава). Полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 Устава).

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, поскольку Министерство обороны осуществляет функции учредителя ФГКУ «Сибирское ТУИО» наряду с организацией, которая использует и сохраняет имущество, то Министерство обороны должно также нести обязанность по оформлению своего имущества в соответствии с законом.

Доводы представителя Минобороны России ФИО2 о том, что обязанности по признанию жилого помещения не пригодным для проживания возлагаются на межведомственные комиссии, созданные органами исполнительной власти в субъектах РФ, не обоснованы. В соответствии с Положением о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденного приказом Министра обороны от 01.09.2004 № 630 действие Положения о межведомственной комиссии распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения, закрепленные за Министерством обороны, расположенные на территории Российской Федерации. Судом установлено, что спорные жилые дома закреплены за Министерством обороны Российской Федерации, таким образом, при перечень документов должен предоставляться на межведомственную комиссию Восточного военного округа.

При таком положении дел, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалобы, процессуальных нарушений при рассмотрении дела не установлено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Читы от <Дата> оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России ФИО1 и Минобороны России ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий: Д.С. Ходюков

Судьи: А.А. Карабельский

А.А. Толстобров