Дело № 33-2971 судья Дзюба Д.В. 2015 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 августа 2015 года город Тверь
Судебная коллегия Тверского областного суда по административным делам
в составе председательствующего Образцовой О.А.
судей Акатьевой Т.Я., Улыбиной С.А.
при секретаре Цховребадзе Г.В.
по докладу судьи Акатьевой Т.Я.
дело по апелляционным жалобам Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на решение Калининского районного суда Тверской области от 29 мая 2015 года, которым постановлено:
«Удовлетворить исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Правительству Тверской области, Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области об обязании установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Лисицкий Бор», предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в охраняемой природной территории регионального значения - территории памятника природы «Лисицкий бор».
Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Лисицкий бор», площадью 78 га, с указание координат с отображением указанных границ на картографических материалах.
Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области после установления и описания границ особо охраняемой природной территории регионального значения -памятника природы «Лисицкий бор» незамедлительно предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков входящих в охраняемой природной территории регионального значения территории памятника природы «Лисицкий бор», для постановки на государственный кадастровый учет границ особо охраняемой природной территории регионального значения - территории памятника природы «Лисицкий бор».
Установить ответчикам Правительству Тверской области и Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области срок исполнения решения суда - три месяца со дня вступления решения в законную силу».
Судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Тверской межрайонный природоохранный прокурор Плеханов Д.Е. в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Правительству Тверской области, Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области об обязании установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Лисицкий Бор», предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в охраняемой природной территории регионального значения -территории памятника природы «Лисицкий бор».
В обоснование заявленных требований указано, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлены нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях. При этом установлено, что на территории Калининского района расположена особо охраняемая природная территория регионального значения - памятник природы «Лисицкий бор». Однако до настоящего времени границы ООО ПТ «Лисицкий бор» не установлены. Отношения в сфере особо охраняемых природных территорий регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ходе проверки выявлен факт отсутствия сведений в государственном кадастре недвижимости о границах памятника природы «Лисицкий бор» как об особо охраняемой природной территории. До настоящего времени границы особо охраняемой природной территории - памятника природы «Лисицкий бор», включающие в себя как границы самого памятника природы «Лисицкий бор», так и охранной зоны, не установлены и не описаны; сведения об указанных границах не внесены в государственный кадастр недвижимости.
Данные обстоятельства способствуют тому, что органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, не предоставляют заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам сведения о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями пользования. При отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов, в частности предоставления земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от установленных требований, нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Обязанность установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Лисицкий бор» с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, а также предоставить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы «Лисицкий бор» возложены на Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.
Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой министру природных ресурсов и экологии Тверской области 28 ноября 2014 года внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений закона.
Из ответа Министерства от 30.12.2014 года за исх.№10577-02 следует, разрабатывается проект перечня ООПТ, подлежащих обследованию и дальнейшей постановке на государственный кадастровый учет в приоритетном порядке с учетом потенциально негативных факторов, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на указанные территории.
Вместе с тем, до настоящего времени меры, направленные на устранение нарушений закона, Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области не приняты, установление границы особо охраняемой территории - памятника природы «Лисицкий бор» в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не представлены и не включены, что является нарушением закона.
Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие обозначенных в натуре границ особо охраняемых природных территорий может повлечь за собой неправомерное занятие и использование территорий расположения природных объектов.
На основании изложенного, природоохранный прокурор просил обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Лисицкий бор», площадью 78 га, с указание координат с отображением указанных границ на картографических материалах; обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области после установления и описания границ особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Лисицкий бор» незамедлительно предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков входящих в охраняемой природной территории регионального значения территории памятника природы «Лисицкий бор», для постановки на государственный кадастровый учет границ особо охраняемой природной территории регионального значения -территории памятника природы «Лисицкий бор».
В судебном заседании помощник Тверского межрайонного природоохранного прокурора - Шилова К.Д., поддержала доводы искового заявления в полном объеме и просила заявление удовлетворить.
Представителя ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области - ФИО1, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, по доводам указанных в отзыве на исковое заявление.
Представитель ответчика Правительство Тверской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Также в материалах дела имеется возражение на исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований Тверского межрайонного природоохранного прокурора.
Представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация МО «Каблуковское сельское поселение», Администрация МО Тверской области «Калининский район», извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются заявления с просьбой провести судебное заседание в отсутствие их представителей.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Тверской области ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения по делу об отказе в удовлетворении заявленных требований, полагая решение незаконным, необоснованным и подлежащим отмене вследствие неправильного применения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает, что, фактически в исковом заявлении прокурор требует завершить процесс создания особо охраняемой природной территории регионального значения, начатый в соответствии с решением Исполнительного комитета Калининского областного совета народных депутатов от 12.02.1982 № 55 «О признании природных объектов государственными памятниками природы местного значения и усиления их охраны» в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Однако для завершения процесса создания особо охраняемой природной территории необходимо проведение комплексного экологического обследования, по результатам которого можно сделать вывод о расположении особо охраняемой территории в естественных границах. В случае если площадь особо охраняемой территории окажется больше, либо меньше площади, указанной в решении суда, исполнение такого решения станет для ответчика невозможным. В решении не указано, в какой доле каждый из ответчиков должен выполнить заявленные требования. Отсутствие конкретных указаний на действия, которые каждый из ответчиков должен совершить в рамках исполнения решения суда влечет за собой возникновение затруднений и неясностей при исполнении данного решения, а также является нарушением положений ст.195 ГПК РФ.
В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области также ставит вопрос об отмене решения суда. Дополнительно к доводам, изложенным в жалобе Правительства Тверской области, указывает на рассмотрение дела с нарушением правил подсудности, поскольку материально-правовых требований относительно земельного участка не заявлено, правила об исключительной подсудности на данный иск не распространяются.
В возражениях на апелляционные жалобы Тверской межрайонный природоохранный прокурор Плеханов Д.Е. указывает на законность и обоснованность решения суда.
В суде апелляционной инстанции прокурор Калько Е.Н. считала решение законным и обоснованным, поддержала доводы возражения на апелляционную жалобу. Полагала возможным увеличить срок исполнения решения суда до шести месяцев.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора Калько Е.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. в, д. ч.1 ст.72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законодательство Российской Федерации об особо охраняемых территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу с п.2,3 ст.26 указанного Федерального закона природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Судом установлено, что памятник природы «Лисицкий бор» признан особо охраняемой природной территорией решением Исполнительного комитета Калининского областного совета народных депутатов от 12.02.1982 № 55 «О признании природных объектов государственными памятниками природы местного значения и усиления их охраны».
Согласно приложению №2 к решению исполкома облсовета от 12.02.82 № 55 памятник природы «Лисицкий бор» представляет собой лесопарковую зону турбазы «Лисицкий бор» площадью 78 га.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 13.01.2015г. №2-кв утвержден перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения, в том числе и памятник природы «Лисицкий бор». Согласно приложению к приказу Министерства от 13.01.2015г. №2-кв Министерство не располагает данными о площади охранной зоны ООПТ.
Статьей 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения, в том числе, о зонах с особыми условиями использования территории, к которым относятся и особо охраняемые природные территории. Состав сведений кадастра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 названного Федерального закона. К таким сведениям, в частности, относятся: описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений.
Вместе с тем, границы особо охраняемой природной территории – памятника природы «Лисицкий бор» не установлены и не описаны. Сведения об указанных границах не внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со ст.13 Закона Тверской области от 02.08.2011 № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области» Правительство Тверской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, природопользования и землепользования создает (образует) особо охраняемые природные территории регионального значения и обеспечивает их охрану, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственное управление и контроль в области организации и функционирования таких территорий, обеспечивает организацию регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Согласно положениям Закона Тверской области от 08.12.2010 № 108-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области» и Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 90-пп установление и описание границ особо охраняемых природных территорий относится к компетенции Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области.
Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (часть 3 статьи 1).
В силу п.3 ч.1 ст.7, ч.7 ст.38 указанного закона уникальной характеристикой земельного участка является местоположение его границ, которое устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При разрешении спора, суд первой инстанции в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, установив, что обязанность, возложенная на упомянутые органы исполнительной власти в силу закона, не исполнена, а отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения с ограничениями режима их использования может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные прокурором Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры требования.
Доводы жалобы относительно того, что до проведения комплексного экологического обследования невозможно определить площадь особо охраняемой территории, противоречат материалам дела и установленным судом обстоятельствам, поскольку площадь памятника природы «Лисицкий бор» установлена решением Исполнительного комитета Калининского областного совета народных депутатов от 12.02.1982 № 55 «О признании природных объектов государственными памятниками природы местного значения и усиления их охраны» и составляет 78 га.
Ссылка на отсутствие в решении суда указаний, в какой доле каждый из ответчиков должен выполнить возложенные на них обязанности, не состоятельна, поскольку вопросы, относящиеся к компетенции каждого из ответчиков, прописаны в нормативных правовых актов, регламентирующих их деятельность.
Доводы жалобы о нарушении судом общих правил территориальной подсудности на законность постановленного решения также не влияют.
Как следует из руководящих разъяснений, содержащихся в п.37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" при наличии нарушений общих правил территориальной подсудности суд апелляционной инстанции вправе отменить постановление суда первой инстанции по основаниям ч.3 ст. 330 ГПК РФ и передать дело в суд первой инстанции, к подсудности которого законом отнесено его рассмотрение, в том случае, если на нарушение правил подсудности указано в апелляционной жалобе и суд апелляционной инстанции установит, что лицо, подавшее жалобу, заявляло в суде первой инстанции ходатайство о неподсудности дела этому суду либо что у этого лица отсутствовала возможность заявить в суде первой инстанции такое ходатайство по причине его не извещения о времени и месте судебного заседания или не привлечения к участию в деле.
Поскольку ответчик, ссылаясь в апелляционной жалобе на вышеуказанное процессуальное нарушение, в суде первой инстанции о неподсудности дела Калининскому районному суду Тверской области не заявлял, несмотря на то, что такой возможностью располагал, оснований для отмены решения суда и передачи дела для рассмотрения в другой суд не имеется.
Учитывая требования закона и установленные обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного решения, так как направлены на иное толкование норм действующего законодательства, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Калининского районного суда Тверской области от 29 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи