Судья Метелкин Е.В. дело N 33-29720/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 сентября 2017 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.,
судей Сидорова В.В., Суслова К.К.,
по докладу судьи краевого суда Цехомской Е.В.,
при секретаре Власенко В.А.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Войтенко < Ф.И.О. >1 и представителя ФИО4 < Ф.И.О. >2, Кисляк < Ф.И.О. >3, ФИО3 < Ф.И.О. >4, Войтенко Ф.И.О. 5 на основании доверенностей Тереза Е.Б. на решение Темрюкского районного суда от 22 июня 2017 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 обратились в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» (далее по тексту ФКУ «Ространсмодернизация»), ОАО «Российские железные дороги» об устранении препятствий в пользовании земельным участком и сносе самовольно возведенного строения.
В обоснование требований указано, что истцы являются земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> В 2015 г. истцы обнаружили, что на части принадлежащего им земельного участка без согласия собственников ведется строительство дороги. В связи с чем, ФИО1 и другие лишены возможности пользоваться земельным участком по назначению. Заказчик строительства автомобильной дороги является ФКУ «Ространсмодернизация».
В связи с чем, истцы просят суд обязать ФКУ «Ространсмодернизация» не чинить препятствий в пользовании земельным участком истцам путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, посредством проведения работ по рекультивации поврежденной части земельного участка с удалением всех незаконно возведенных сооружений, построек, расположенных по адресу: Темрюкский район, ЗАО Агрофирма «Южная»; признать строение (сооружение) - автомобильную дорогу незаконно возведенной и возложить обязанность на ФКУ «Ространсмодернизация» снести самовольно возведенное строение - автомобильную дорогу, а так же пост охраны и шлагбаум, расположенные по адресу: Темрюкский район ЗАО Агрофирма «Южная»; восстановить почвенно-плодородной слой, нарушенный при строительстве самовольно возведенного строения - автомобильной дороги, в пределах границ земельного участка истцов.
Решением Темрюкского районного суда от 22 июня 2017 г. в удовлетворении требований истцов отказано.
В апелляционной жалобе истцы выражают несогласие с принятым решением суда и просят его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывают, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Заслушав представителя ФИО4, ФИО2, ФИО3, ФИО1 на основании доверенностей Тереза Е.Б., настаивавшую на удовлетворении апелляционной жалобы, представителя УК «Трансюжстрой» на основании доверенности ФИО5, полагавшую решение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Из материалов дела следует, что ФИО4, ФИО1, ФИО2 и ФИО3 являются собственниками земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м., <...>
Судом установлено, что на части земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м. расположена автомобильная дорога.
Строительство технологической автомобильной дороги от ст. Вышестеблиевской до пересечения с автодорогой Тамань-Волна осуществлено ООО УК «Трансюжстрой» в период с мая 2015 г. по март 2016 г. Окончание строительных работ подтверждается актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией N 3/16 от 16 марта 2016 г. Строительные работы по объекту велись ООО УК «Трансюжстрой» на основании заключенного с ОАО «РЖД» договора субподряда N 252/ОКЭДКРС/15 от 29 июля 2015 г. на выполнение работ по строительству подходов к транспортному переходу через Керченский пролив в части строительства объектов железнодорожной инфраструктуры в рамках инвестиционного проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань» в части строительства железнодорожной составляющей, а также дополнительного соглашения к нему N 1 от 29 июля 2015 г.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848, а также Уставом, утвержденным распоряжением Министерства транспорта РФ от 20 мая 2011 г. N ИЛ-55-р, ФКУ «Ространсмодернизация» является государственным заказчиком по реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань».
В рамках реализации проекта ФКУ «Ространсмодернизация» осуществляет строительство объектов железнодорожного транспорта – железнодорожного подхода к транспортному переходу через Керченский пролив.
В целях реализации проекта 1 июля 2015 г. принят Федеральный закон N 221-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи со строительством, с реконструкцией объектов транспортной инфраструктуры федерального и регионального значения, предназначенных для обеспечения транспортного сообщения между Таманским и Керченским полуостровами, и объектов инженерной инфраструктуры федерального и регионального значения на Таманском и Керченском полуостровах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 6 ноября 2014 г. N 2215-р «Об определении ОАО «Российские железные дороги» единственным исполнителем осуществляемой ФКУ «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» закупки работ по строительству подходов к транспортному переходу через Керченский пролив» ФКУ «Ространсмодернизация» заключены государственные контракты с ОАО «РЖД» от 15 декабря 2014 г. N РТМ-121/14 и от 11 августа 2015 г. N РТМ-072/15 на разработку рабочей документации и строительство объекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», согласно которым осуществлялось разработка рабочей документации и строительство объектов железнодорожной инфраструктуры в рамках инвестиционного проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань» в части строительства железнодорожной составляющей <...>
Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее по тексту Росжелдор) от 1 сентября 2015 г. N ВЧ-35-р «Об утверждении проекта документации по планировке территории (проекта планировки территории, проекта межевания территории) для строительства объектов железнодорожного транспорта, создаваемых в рамках реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань» утверждена граница полосы отвода железной дороги по проекту.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
В силу пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Согласно пунктам 3 – 5 статьи 279 Гражданского кодекса РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации; 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд предусмотрен главой VII.1 Земельного кодекса РФ.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 56.2 Земельного кодекса РФ, в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения изъятие земельных участков для государственных осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Согласно пункту 1 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации выдало ФКУ «Ространсмодернизация» разрешение на строительство объекта капитального строительства «Создание сухогрузного района морского порта Тамань» от 28 декабря 2015 г. N 00-00-0512-2015МС.
Распоряжением Росжелдора от 12 апреля 2016 г. N ВЧ-29-р предусмотрено изъятие путем выкупа для нужд Российской Федерации 71 земельного участка, расположенных в Темрюкском районе Краснодарского края и одного объекта капитального строительства. Распоряжение опубликовано в газете Темрюкского района «Тамань» N 15 (10627). Копия распоряжения Росжелдора, а также уведомление об изъятии земельного участка направлены 23 апреля 2016 г. в адрес истцов.
Распоряжением Росжелдора от 22 сентября 2016 N ЕЛ-97-р было принято решение о корректировке документации по планировке территории (проекта планировки территории, проекта межевания территории) для строительства объектов железнодорожного транспорта, создаваемых в рамках реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», в связи с изменениями параметров станции «Тамань-Пассажирская».
Распоряжением Росжелдора от 26 декабря 2016 г. N ВЧ-130-р «Об утверждении откорректированной документации по планировке территории (проекта планировки территории, проекта межевания территории) для строительства объектов железнодорожного транспорта, создаваемых в рамках реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», утверждена документация по планировке территории для строительства объектов железнодорожного транспорта. Исходя из утвержденной документации по планировке территории часть земельного участка с кадастровым номером <...>, принадлежащего истцам на праве собственности, площадью <...> кв.м. попадает в проектируемые границы полосы отвода железной дороги.
В связи с принятием нового распоряжения об утверждении откорректированной документации по планировке территории ФКУ «Ростраисмодернизация» письмом N ИГ-05/262 обратилась с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных нужд.
Распоряжением Росжелдора от 31 марта 2017 г. N ВЧ-15-р принято решение об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации 63 земельных участков, расположенных в земельном массиве <...>, в том числе части земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:643, принадлежащего истцам.
Указанное распоряжение Росжелдора опубликовано в газете Темрюкского района «Тамань» N 13 (10676). Письмами от 10 апреля 2017 г. NN ИМ-35/2166-ИС, ИМ-35/2155-ИС, ИМ-35/2182-ИС, ИМ-35/2168-ИС Росжелдор направил истцам уведомления об изъятии части земельного участка с приложением копии распоряжения от 31 марта 2017 г. N ВЧ-15-р, что подтверждается уведомлениями, почтовой описью, почтовыми квитанциями.
ФКУ «Ростраисмодернизация» в адрес истцов были направлены письма от 19 апреля 2017 г. NN ИГ-05/912/4, ИГ-05/908/5, ИГ-05/908/6, ИГ-05/908/7 о предоставлении документов для заключения соглашения об изъятии земельного участка.
Согласно пункту 9 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ переход прав на земельные участки, подлежащие изъятию, а также образование из таких земельных участков новых земельных участков не влечет за собой необходимость принятия нового решения об изъятии земельных участков.
В соответствии с пунктом 13 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.
Таким образом, судом установлено, что самовольное занятие части земельного участка с кадастровым номером <...> путем строительства технологической автомобильной дороги на части земельного участка, принадлежащего истцам, произведено ООО УК «Трансюжстрой», а не ответчиками по делу.
В тоже время, в настоящее время имеется принятое в соответствии со статьей 56.6 Земельного кодекса РФ уполномоченным органом исполнительной власти решение об изъятии земельного участка истцов для государственных нужд, которое направлено истцам и действия ФКУ «Ростраисмодернизация» направлены на подготовку соглашения об изъятии земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 56.9 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд должно содержать размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые земельные участки.
В свою очередь пунктом 9 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения.
Учитывая, что технологическая автомобильная дорога уже возведена, а часть земельного участка с кадастровым номером <...>, принадлежащего истцам на праве собственности включена в проектируемые границы полосы отвода железной дороги, создаваемой в рамках реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», а по распоряжению Росжелдора от 31 марта 2017 г. N ВЧ-15-р осуществляются мероприятия по изъятию части земельного участка с кадастровым номером <...>, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований истцов следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Темрюкского районного суда от 22 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Войтенко < Ф.И.О. >1 и представителя ФИО4 < Ф.И.О. >2, Кисляк < Ф.И.О. >3, ФИО3 < Ф.И.О. >4, Войтенко < Ф.И.О. >5 на основании доверенностей Тереза Е.Б. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда: