Советский районный суд г.Махачкалы
Судья Магомедова Д.М.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июля 2013 г. по делу N 33-2974, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи – Шихгереева Х.И.
судей – Хираева Ш.М., Ашурова А.И.
при секретаре – Каппарове Д.Р.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства труда и социального развития Республики Дагестан на решение судьи Советского районного суда г.Махачкалы от 20 мая 2013 года по делу по иску ФИО1 ича к Министерству труда и социального развития Республики Дагестан о признании действий незаконными и обязании включить в свободный список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилья,
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Республики Дагестан о признании действий незаконными и обязании включить в свободный список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилья, ссылаясь на то, что он является ветераном боевых действий.
С 24 августа 1990 года он состоит на учете для получения жилья. С указанного времени он жилье так и не получил.
Истец в течение длительного периода не мог добиться от администрации муниципального образования «город Махачкала», чтобы они передали его документы в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан, которые должны были в соответствие с Федеральным законом «О ветеранах» от 16 декабря 1994 года с изменениями от 21.12.2009 № 327-ФЗ его включить в свободный список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилья. Наконец в 2012 г. работники администрации муниципального образования «город Махачкала» передали полный пакет документов в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан, однако, по проведенной Министерством труда и социального развития Республики Дагестан проверки учетного дела истца, предоставленного администрацией муниципального образования «город Махачкала», установлено, что учетное дело необходимыми документами не укомплектовано - в деле отсутствует акт проверки жилищных условий на момент постановки на учет, наличие которого предусмотрено Постановлением Правительства Республики Дагестан от 25.12.2007 г. за № 348, в связи с чем, в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья истцу отказано.
Истец считает, что доводы Министерства труда и социального развития Республики Дагестан являются необоснованными. К формированию учетного дела он никакого отношения не имеет, при постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, его условия проверялись, о чем был составлен соответствующий акт, в противном случае, в принятии его семьи на учет было бы отказано. За более чем 22 года нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, его условия ежегодно проверялись, они не только не изменились, а напротив, ухудшились. Соответственно оснований для отказа в предоставлении безвозмездной субсидии у ответчика не имелось.
Решением Советского районного суда г.Махачкалы от 20 мая 2013 года постановлено: «Исковые требования ФИО1 ича к Министерству труда и социального развития Республики Дагестан о признании действий незаконными и обязании включить в свободный список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилья удовлетворить.
Обязать Министерство труда и социального развития Республики Дагестан включить ФИО1 ича в свободный список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилья».
На указанное решение Министром труда и социального развития Республики Дагестан подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене названного решения суда и вынесении нового решения по делу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» и Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, подлежат обеспечению жильем.
Согласно пункту 1 статьи 23.2 Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем инвалидов и ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2007 года № 348 «О форме и Порядке предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов» (далее - Порядок) Министерство труда и социального развития Республики Дагестан определено уполномоченным органом по обеспечению жильем вышеуказанных категорий граждан.
В соответствии с пунктом 3 Порядка администрации муниципальных районов и городских округов представляют в Министерство списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и их учетные дела. Учетное дело гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, должно быть укомплектовано документами, в том числе актом проверки жилищных условий гражданина на момент постановки на учет.
Согласно пункту 6 Порядка Министерство в целях предупреждения нецелевого использования федеральных средств, выделенных на финансирование расходов по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий, проверяет с привлечением управлений социальной защиты населения, полученные от администраций муниципальных районов и городских округов сведения о нуждающихся в улучшении жилищных условий и их учетные дела и формирует сводный (по республике) список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В апреле 2013 года Министерство рассмотрело учетное дело ФИО1, представленное администрацией муниципального образования «город Махачкала». По результатам проверки было установлено, что в нем отсутствует акт проверки жилищных условий гражданина на момент постановки на учет.
В силу изложенного апеллянт полагает, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1
В возражении на апелляционную жалобу ФИО1 простит решение Советского районного суда г.Махачкалы от 20 мая 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства труда и социального развития Республики Дагестан без удовлетворения.
В обоснование указывает, что он является участником боевых действий и в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на меры социальной поддержки, установленные п.4 ч.1 ст.14 указанного Закона, а именно на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, как нуждающийся в улучшении жилищных условий и вставший на учет до 1 января 2005 года, осуществляемое в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В апелляционной жалобе Министерство труда и социального развития Республики Дагестан ссылается на п.3 Порядка предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства РД от 25 декабря 2007 года № 348 (далее - Порядок), из которого следует, что учетное дело гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, должно быть укомплектовано документами, в том числе актом проверки жилищных условий гражданина на момент постановки на учет.
На момент подачи заявления о постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, порядок постановки на учет, как в органах местного самоуправления, так и по месту работы, регламентировался Жилищным Кодексом РСФСР и Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335.
Указанными нормативными актами предусматривалось, что для принятия на учет гражданином подается заявление, которое регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме.
Поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверялось в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме (п.13 Примерных правил).
На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводилось учетное дело, в котором должны были содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет (п.17 Примерных правил).
Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации обеспечивали надлежащее хранение книг, списков очередников и учетных дел граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.18 Примерных правил).
Как следует из вышеприведенных положений обеспечение надлежащего хранения учетных дел граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, было отнесено к компетенции исполкомов местных Советов народных депутатов, предприятий, учреждений и организаций.
В настоящее время в соответствии с ч.1 ст.10 ЖК РФ порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании исследовался вопрос, о том каким образом проводилась проверка его жилищных условий, и какие документы были составлены проведенной проверкой. Без составления акта проверки жилищных условий на момент постановки на учет общественная комиссия по жилищным вопросам вообще бы не рассмотрела его заявление и не внесла предложение о принятии его на учет, так как это противоречило бы установленному порядку.
Письмом отдела по учету, распределению, приватизации и обмену жилой площади Администрации г.Махачкалы от 18 мая 2011 г. № 23 подтверждается, что в некоторых учетных делах граждан, принятых на учет в 90-годы исполкомами райсоветов (администрациями районов) отсутствуют акты обследования жилищных условий.
При сложившейся ситуации доводы Министерства труда и социального развития Республики Дагестан в этой части не состоятельны и противоречат самой сути обеспечения бесплатным жильем ветеранов боевых действий за счет средств федерального бюджета.
Считает, что его вины в том, что в учетном деле, находившемся все это время в администрации г.Махачкалы, отсутствует акт проверки жилищных условий именно на момент постановки на учет, нет. Право на обеспечение жильем по настоящее время у него имеется, и, будучи нуждающимся в улучшении жилищных условий, и не имеющий своего жилья, он вправе претендовать на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилья в соответствии с федеральным законодательством за счет средств федерального бюджета.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Министерства труда и социального развития Республики Дагестан ФИО2, просившего отменить решение суда по доводам указанным в апелляционной жалобе, объяснения истца ФИО1, полагавшего необходимым оставить решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства РД от 25 декабря 2007 года № 348 «О форме и Порядке предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года инвалидам боевых действий и ветеранов боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов», формой предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет инвалидов Великой Отечественной войны, вставших на учет до 1 января 2005 года инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, и других лиц, указанных в данном Постановлении, является предоставление им безвозмездной субсидии на приобретение жилья.
В соответствии с п.2 Порядка предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года инвалидам боевых действий и ветеранов боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов» (далее по тексту Порядок), утвержденного указанным выше постановлением, администрации муниципальных районов и городских округов в двухнедельный срок со дня принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны представляют в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан их учетные дела, оформленные в установленном порядке и согласованные с территориальными органами Министерства труда и социального развития Республики Дагестан - управлениями социальной защиты населения в муниципальных районах и городских округах (далее - управления социальной защиты населения), а также ежегодно, до 1 февраля, - уточненные списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и их учетные дела, оформленные в установленном порядке и согласованные с управлениями социальной защиты населения.
Таким образом, первичный учет указанных лиц осуществляется администрациями муниципальных районов и городских округов, а уполномоченным органом по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определено Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.
Для реализации указанной гарантии ветераны, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, подают заявление в жилищную комиссию местной администрации о включении их в список имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, что и было сделано истцом еще в 1990 г.
Согласно п.13 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 (далее - Примерные правила учета граждан) учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов осуществлялся общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета. Поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме. После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет.
На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет (п.17 Примерных правил).
Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации обеспечивают надлежащее хранение книг, списков очередников и учетных дел граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.18 Примерных правил).
То обстоятельство, что в учетном деле отсутствует акт проверки жилищных условий истца на момент постановки его на учет, не может явиться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку в установленном порядке ФИО1 был включен в список лиц, имеющих право на получение жилья, а его в ненадлежащем оформлении документов со стороны жилищно-бытовой комиссии отсутствует.
Из сообщения отдела по жилищным вопросам администрации г.Махачкалы, следует, что ФИО1 ич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоял в списках очередности ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов с 24 августа 1990 года и его учетное дело было направлено в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.
Из письма начальника отдела по учету, распределению, приватизации и обмену жилой площади администрации г.Махачкалы от 18 мая 2011 года за № 23 также следует, что в некоторых учетных делах граждан, принятых на учет в 90-е годы исполкомами райсоветов (администрациями районов) отсутствуют акты обследования жилищных условия (затерялись или не были составлены). Вместе с тем, учитывая то, что они были в установленном порядке приняты на учет и состоят, как нуждающиеся в жилой площади по настоящее время (подтверждаются актом обследования жилищных условий), просит рассмотреть вопросы выделения денежных средств данным гражданам без актов, составленных при постановке их на учет.
Таким образом, поскольку вина ФИО1 в ненадлежащем оформлении документов со стороны жилищно-бытовой комиссии отсутствует и на момент подачи заявления и по настоящее время истец нуждается в улучшении жилищных условий, довод апелляционной жалобы об отсутствии права у ФИО1 быть включенным в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилья на том основании, что в его учетном деле отсутствует акт проверки жилищных условий на момент постановки на учет, нельзя признать законным и обоснованным.
Приведенные ответчиком в обоснование своей позиции доводы уже рассматривались судьей районного суда, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, правильно установил юридически значимые обстоятельства по делу, выводы суда не противоречат материалам дела, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Махачкалы от 20 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерству труда и социального развития Республики Дагестан - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи