ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2975/18 от 29.11.2018 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Воропаева Н.А. Дело № 33-2975/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 ноября 2018 года г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Забелиной О.А.

судей Герасимовой Л.Н., Букаловой Е.А.

при секретаре Нешитой О.Н.,

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области «ФИО1 дом - интернат для престарелых инвалидов» к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате за предоставление социального обслуживания в стационарной форме,

по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Болховского районного суда Орловской области от 06 сентября 2018 года, которым постановлено:

«Исковое заявление Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области «ФИО1 дом - интернат для престарелых и инвалидов» к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате за предоставление социального обслуживания в стационарной форме, удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области «ФИО1 дом - интернат для престарелых и инвалидов» задолженность по оплате за предоставление социального обслуживания в стационарной форме за период с 01 августа 2015 года по 31 декабря 2015 года в сумме 35768 рублей 15 копеек, за период с 01.01.2016 по 31.07.2016 в сумме 51219 рублей 98 копеек, госпошлину в сумме 2809 рублей 64 копейки».

Заслушав доклад судьи Герасимовой Л.Н., выслушав объяснения ФИО2, поддержавшего жалобу, возражение на жалобу представителя истца по доверенности Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области «ФИО1 дом - интернат для престарелых и инвалидов» по доверенности ФИО3, представителя Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области по доверенности ФИО4, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Орловской области «ФИО1 дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее по тексту - БСУ СО ОО «ФИО1 дом-интернат для престарелых и инвалидов») обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате за предоставление социального обслуживания в стационарной форме.

В обоснование требований указало, что ФИО2 проживает в БСУ СО ОО «ФИО1 дом-интернат для престарелых и инвалидов» на основании путевки от <дата>. <дата> с ним был заключен договор о плате за стационарное обслуживание. В соответствии с пунктом 2.1 договора ФИО2 обязался ежемесячно вносить плату за предоставление социального обслуживания в стационарной форме не превышающем 75 % размера пенсии по старости.

Однако в нарушение условий договора ответчик не произвел оплату за предоставленное социальное обслуживание в стационарной форме за период с 01 августа 2015 года по 31 июля 2016 года.

Просил суд взыскать с ФИО2 в пользу БСУ СО ОО «ФИО1 дом-интернат для престарелых и инвалидов» задолженность по оплате за предоставленное социальной обслуживание в стационарной форме за период с 01 августа 2015 года по 31 декабря 2015 года 35768 рублей 15 копеек, за период с 01 января 2016 года по 31 июля 2016 года 51219 рублей 98 копеек.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе ФИО2 просит об отмене решения, считая его незаконным.

Указывает, что с 01 января 2015 г. плата за его содержание в БСУ СО ОО «ФИО1 дом-интернат для престарелых и инвалидов» должна определяться исходя из условий его индивидуальной программы на основании тарифов на социальные услуги.

Полагает необоснованным взимание с него платы исходя из условий заключенного с ним в <дата> году договора, поскольку его условия истцом не соблюдаются.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее по тексту – ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу, что оно подлежит изменению ввиду неправильного применения норм материального права.

Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления ФИО2 в учреждение социального обслуживания регулировались Федеральным законом от 02 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее по тексту - Федеральный закон от 02 августа 1995 г. № 122-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 02 августа 1995 г. № 122-ФЗ социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало, в том числе, стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования).

Согласно статье 24 Федерального закона от 02 августа 1995 г. № 122-ФЗ порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 02 августа 1995 г. № 122-ФЗ, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 17 апреля 2002 г. № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее по тексту - Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. № 244).

Пунктом 1 указанного Постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.

Во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. № 244 Министерством труда и социального развития Российской Федерации на основании Постановления № 36 от 17 мая 2002 г. (далее по тексту – Постановление № 36 от 17 мая 2002 г.) были утверждены: Положение о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (приложение № 1), а также форма примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (приложение № 2).

В соответствии с Постановлением № 36 от 17 мая 2002 г. стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов государственными и муниципальными стационарными учреждениями социального обслуживания (далее - учреждение) осуществляется за плату (пункт 1). Плата за стационарное обслуживание взимается на основании договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (далее - договор), примерная форма которого предусмотрена приложением № 2 к настоящему Постановлению, заключаемого между гражданами пожилого возраста и инвалидами (далее - граждане) или их законными представителями и учреждениями, в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом настоящего Положения (пункт 2). Договор заключается с гражданами, проживающими в учреждениях, в письменной форме (пункт 3). В разделе договора «Предмет Договора» содержатся основания принятия граждан на стационарное обслуживание, сведения о составе затрат учреждения на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, а также о содержании предоставляемых жилых помещений. Плата за стационарное обслуживание определяется учреждением с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и ежегодно пересматривается (пункт 12). В разделе договора «Сумма платы по Договору и порядок ее внесения» указывается конкретный размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание, определяемый с учетом пункта 12 настоящего Положения, который не может превышать 75 процентов установленного размера пенсии гражданина; форма расчетов по договору по выбору гражданина на основании его заявления (в кассу учреждения или путем безналичного перечисления). Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание устанавливается на основании справки о размере пенсии, выдаваемой органом, осуществляющим пенсионное обеспечение (пункт 13).

Аналогичные положения относительно оплаты стационарного обслуживания в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, в том числе, размера ежемесячной платы и требований к содержанию договора, были предусмотрены Законом Орловской области от 26 апреля 2000 г. № 147-ОЗ «О системе социальной защиты населения в Орловской области» и постановлением Коллегии администрации Орловской области от 22 июля 2005 г. № 121 «О порядке оплаты стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» (действующим на момент поступления ФИО2 в учреждение социального обслуживания).

Федеральный закон от 02 августа 1995 г. № 122-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. № 244 утратили силу с 01 января 2015 г.

С 01 января 2015 г. правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ).

Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ).

Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ).

В силу части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.

Аналогичные положения содержатся в Законе Орловской области от 10 ноября 2014 г. № 1681-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере социальной защиты населения и социального обслуживания граждан в Орловской области» и постановлении Правительства Орловской области от 29 декабря 2014 г. № 441 «Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и Порядка ее взимания на территории Орловской области».

Исходя из приведенных нормативных положений существенным условием договора о предоставлении социальных услуг является стоимость социальных услуг. Действовавшее до 1 января 2015 г. правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг - до 75 процентов установленной ему пенсии.

Вместе с тем Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ в статье 35 предусмотрены переходные положения.

В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 г., а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 г. (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ).

Данной нормой Закона, как следует из ее содержания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан - получателей социальных услуг - в рамках длящихся правоотношений (то есть, возникших до 1 января 2015 г.) с 1 января 2015 г. предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на 31 декабря 2014 г., а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на 31 декабря 2014 г.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО2 находится на стационарном социальном обслуживании в БСУ СО ОО «ФИО1 дом-интернат для престарелых и инвалидов» на основании путевки, выданной 14 июня 2017 года Департаментом социальной политики Орловской области.

<дата> между ФИО2 и ОГУ ФИО1 дом- интернат для престарелых и инвалидов был заключен договор, в соответствии с которым плата за стационарное обслуживание включает затраты на приобретение продуктов питания, мягкого инвентаря, содержание жилых помещений (коммунальные расходы) и не должна превышать 75 % размера пенсии по старости (пункт 1.2).

Указанным договором на ФИО2 была возложена обязанность ежемесячно вносить плату за стационарное обслуживание. Договором также предусмотрено, что в случае изменения размера пенсии проживающего плата за стационарное обслуживание изменяется пропорционально и сохраняется в объёме, не превышающем 75% суммы начисленной пенсии.

Судом установлено, и не оспаривалось ФИО2, что последний за спорный период, несмотря на то, что пользовался услугами стационарного обслуживания (получал питание, обеспечен жилым помещением, пользовался коммунальными услугами (водоснабжение, водоотведение, энергоснабжение, отопление), а также мягким инвентарем), оплату не произвел.

Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что ответчик, являясь получателем услуг по социальному обслуживанию в стационарной форме, не относится к числу граждан, которым такие услуги предоставляются бесплатно, не производит их оплату, пришел к обоснованному выводу о том, что образовавшаяся за период с 01 августа 2015 года по 31 июля 2016 года задолженность подлежит взысканию с ФИО2

Вместе с тем, определяя размер взыскиваемой задолженности, суд согласился с расчетом истца и взыскал ее исходя из размера средней пенсии (75 %), получаемой ответчиком в 2015 и 2016 годах.

Однако с таким расчетом судебная коллегия согласиться не может, поскольку судом первой инстанции не учтено, что сложившиеся у ФИО2 с учреждением социального обслуживания правоотношения являются длящимися, в связи с чем, исходя из переходных положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ размер платы за предоставление ему социальных услуг в стационарной форме должен быть сохранен на условиях, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 г.

В суде апелляционной инстанции представитель БСУ СО ОО «ФИО1 дом-интернат для престарелых и инвалидов» пояснил, что при расчете исковых требований истцом не были учтены переходные положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ. Полагал, что размер платы за спорный период должен быть определен исходя из ее размера по состоянию на 31 декабря 2014 г.

Аналогичную позицию выразила в суде первой инстанции и представитель Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области.

Определяя размер задолженности по оплате за предоставление социального обслуживания в стационарной форме за спорный период, судебная коллегия исходит из того, что на момент поступления ФИО2 в БСУ СО ОО «ФИО1 дом-интернат для престарелых и инвалидов» плата за стационарное обслуживание одного проживающего, которая рассчитана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов», а также постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 35 от 17 мая 2002 г., составляла 2736,24 рублей. Таким образом, размер ежемесячной платы ФИО2, который подлежал указанию в пункте 2.1 заключенного с ним 21 июня 2007 года договора за стационарное обслуживание составлял 1604,94 рубля (75 % от размера его пенсии за июнь 2007 года (без учета ЕДВ), которая составляла 2139,92 рубля, согласно справке ГУ УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) от 22.11.2018).

На 2014 г. размер платы за предоставление социального обслуживания, рассчитанный в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами, составлял 6609 руб. 72 коп. В связи с чем, размер ежемесячной платы ФИО2 за стационарное обслуживание по состоянию на 31 декабря 2014 г., учитывая, что ее размер подлежал изменению при увеличении размера пенсии, составлял 6485 руб. 61 коп. (75 % от размера его пенсии за декабрь 2014 г. (без учета ЕДВ), которая составляла <...> руб. <...> коп., согласно справке ГУ УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) от 22.11.2018).

Поскольку материалами дела подтверждено, что понесенные истцом затраты как на момент поступления ФИО2 в БСУ СО ОО «ФИО1 дом-интернат для престарелых и инвалидов», так и по состоянию на 31 декабря 2014 г. и в спорный период превышают 75 % от его пенсии, судебная коллегия находит несостоятельным довод апелляционной жалобы ФИО2 о том, что истцом не исполняются условия договора.

При таких установленных по делу обстоятельствах, учитывая то, что переходные положения, закрепленные в статье 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ, по сути, предоставляют гарантию получающим социальные услуги гражданам в рамках длящихся правоотношений (возникших до дня вступления в силу указанного закона – до 01 января 2015 г.) сохранить тот размер платы, который был по состоянию на 31 декабря 2014 г., решение суда в части определения размера взысканной с ФИО2 задолженности по оплате за предоставление социального обслуживания в стационарной форме в общей сумме 86988,13 рублей нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит изменению.

С ФИО2 в пользу БСУ СО ОО «ФИО1 дом-интернат для престарелых и инвалидов» подлежит взысканию задолженность по оплате за предоставление социального обслуживания в стационарной форме за период с 01 августа 2015 года по 31 декабря 2015 года в сумме 32428 рублей 05 копеек (6485,61 х5 мес), за период с 01.01.2016 по 31.07.2016 в сумме 45399 рублей 27 копеек (6485,61 х 7 мес.).

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ, изменению также подлежит и решение суда в части размера взысканной с ФИО2 государственной пошлины, который, с учетом частичного удовлетворения заявленных истцом требований, составляет 2532 рубля 82 копейки.

Остальные доводы апелляционной жалобы ФИО2 сводящиеся по существу с несогласием оплачивать услуги по предоставлению ему социального обслуживания в стационарной форме, являются несостоятельными, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем, не влекут отмену судебного решения.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,

определила:

Апелляционную жалобу ФИО2 удовлетворить частично.

Решение Болховского районного суда Орловской области от 06 сентября 2018 года изменить.

Исковые требования Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области «ФИО1 дом-интернат для престарелых и инвалидов» к ФИО2 о взыскании задолженности удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО2 в пользу Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области «ФИО1 дом - интернат для престарелых и инвалидов» задолженность по оплате за предоставление социального обслуживания в стационарной форме за период с 01 августа 2015 года по 31 декабря 2015 года в сумме 32428 рублей 05 копеек, за период с 01.01.2016 по 31.07.2016 в сумме 45399 рублей 27 копеек, расходы по уплате госпошлины в размере сумме 2532 рубля 82 копейки».

Председательствующий

Судьи