ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2977/15 от 08.04.2015 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Гладышева Э.А. Дело № 33-2977/15

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 апреля 2015 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе

председательствующего Науменко Л.А.,

судей Александровой Л.А., Тертишниковой Л.А.

при секретаре А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барнаульского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению науки «Институт водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук» о понуждении совершить действия,

по апелляционной жалобе ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук» на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 06 февраля 2015 года.

Заслушав доклад судьи Александровой Л.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Барнаульский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению науки «Институт водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук» о понуждении оборудовать судно «209», аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

В обосновании исковых требований прокурор ссылался на то, что Барнаульской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, принадлежащего ответчику ФГБУН «ИВЭП СО РАН».

Проверкой установлено, что ФГБУН «ИВЭП СО РАН» на праве оперативного управления принадлежит служебно-разъездной теплоход *** который эксплуатируется в акватории озера Телецкое.

На самоходном судне «*** используемом ФГБУН «ИВЭП СО РАН» для перевозки пассажиров (работников Учреждения), производственного инвентаря, выполнения научно-исследовательских работ в нарушение требований законодательства о навигационной деятельности и внутреннем водном транспорте в числе средств навигационного оборудования аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS отсутствует. Эксплуатация транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности судна *** не оснащенного необходимым навигационным оборудованием, представляет угрозу не только жизни и здоровью членов экипажа и пассажирам данного судна, но и угрожает жизни и здоровью других эксплуатантов внутреннего водного транспорта, то есть неопределенному кругу лиц, в случае возникновения транспортного происшествия.

Прокурор С.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по вышеизложенным доводам.

Представитель ответчика ФГБУН «ИВЭП СО РАН» Калашников В.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения вышеуказанного искового заявления, ссылаясь на то, что спорное самоходное судно не является пассажирским, не перевозит опасные грузы, его валовая вместимость составляет 32.5 регистровых тонн. По этой причине на данное средство не распространяется действие Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГ *** «О реализации постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ №623»

Решением Октябрьского районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, иск удовлетворен.

Суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук» оборудовать судно *** идентификационный номер *** аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

В апелляционной жалобе ответчик оспаривает вывод суда о необходимости оборудования самоходного судна *** аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, с учетом Приказа Министерства транспорта РФ от 16.12.2010г.№280.

В обоснование жалобы указано на то, что органом классификации и освидетельствования судов, который осуществляет ФГУ «Российский речной регистр» и его филиалы, теплоход признан годным к плаванию, что подтверждается соответствующим свидетельством о годности судна к плаванию.

По мнению подателя жалобы суд неверно истолковал Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 №623 « Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» и Перечень видов самоходных судов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации, полагая, что разъездной теплоход «209» не является пассажирским судном, не перевозит опасные грузы, его валовая вместимость составляет 32,5 регистровых тонн, поэтому не входит в данный перечень.

Положения пунктов 110 и 111 Технического регламента, применены без учета пункта 117 данного регламента, следовательно судом не принято во внимание тип и размер судна, разряд водного бассейна.

Судом не учтены правила классификации и постройки судов внутреннего плавания РФ от 11.11.2002 №НС-137-р (в редакции распоряжения Минтранса России от 17.01.2012).

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились прокурор С.Ф., представитель ответчика Т.И.., иные лица участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе были извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика поддержавшую доводы жалобы, прокурора полагавшего решение суда правомерным, обсудив доводы жалобы, проверяя законность и обоснованность решения суда в соответствии с п.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации(далее ГПК РФ) в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Судом установлено, что федеральному государственному бюджетному учреждению науки «Институт водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук» на праве оперативного управления принадлежит служебно-разъездной теплоход «209» (идентификационный номер О-2-72702).

В соответствии со свидетельством о годности судна к плаванию, а также свидетельством о классификации, выданными ФАУ «Российский Речной Регистр», теплоход «209» по типу и назначению является разъездным судном проекта РМ-376 ЦКБ Редан, на котором разрешается перевозка организованной группы людей не более 10 человек, включая членов экипажа. Мощность главного двигателя судна составляет 110 кВт, габаритная длина судна – 21,0 м. Согласно свидетельства о классификации судну «209» присвоен класс «О» 2,0 с разрешенным районом плавания оз. Телецкое.

Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Пункт 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет заинтересованному лицу возможность обращения в суд с иском о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем.

Правило названной статьи имеет предупредительное значение и является специальным по отношению к норме, содержащейся в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей такой способ защиты гражданских прав, как пресечение действий, создающих угрозу нарушения права.

Поскольку в статье 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет об опасности причинения вреда, следовательно, вред еще не причинен и поэтому бремя доказывания возможности причинения вреда и необходимости запрещения той или иной деятельности лежит на лице, обратившемся в суд.

Из представленных материалов дела усматривается, что основанием для обращения прокурора в суд явились результаты проведенной Барнаульской транспортной прокуратурой проверки соблюдения законодательства в сфере эксплуатации судов внутреннего водного транспорта ответчиком.

При этом проверкой установлен факт отсутствия аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в числе средств навигационного оборудования теплохода «*** принадлежащего федеральному государственному бюджетному учреждению науки «Институт водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук» на праве оперативного управления.

Правовая обязанность судовладельцев по оснащению самоходных судов внутреннего водного транспорта аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS устанавливается законодательством о навигационной деятельности, а так же законодательством о техническом регулировании.

Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 623 принят Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, который вступил в законную силу 23.02.2012 года.Согласно пункту 110 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта судовое навигационное оборудование и навигационное снабжение должны непрерывно обеспечивать судоводителя достоверной информацией, позволяющей безопасно управлять движением судна в установленных районах и условиях эксплуатации.

Согласно пункту 111 Технического регламента предусмотрено, что в состав средств навигационного оборудования самоходных судов должна входить аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Федеральным законом от 23.04.2012 года №36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» дано понятие маломерного судна, под которым понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором, не должно превышать двенадцать.

Согласно п. 5 Технического регламента к объектам регулирования регламента в числе прочего относятся используемые для целей судоходства самоходные суда с главными двигателями мощностью 55 киловатт и более.

Как верно установлено судом первой инстанции, самоходное судно «209» не является маломерным, а мощность его двигателя составляет 110 кВт, следовательно оно относится к объектам регулирования Технического регламента.

Согласно п.п.3 п.2 ст. 7 Федерального Закона «О навигационной деятельности» от 14 февраля 2009г №22-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает порядок оснащения средствами навигации объектов навигационной деятельности в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» определено, что оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС подлежат в числе прочего судна внутреннего речного и смешанного («река-море») плавания.

В данном случае отсутствие аппаратуры ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS создает потенциальную угрозу безопасности как членов экипажа судна, так и иных лиц, круг которых определить невозможно, в том числе при выполнении научно-исследовательских работ работниками учреждения. Кроме того эксплуатация судна "209" без спутниковой навигации представляет угрозу безопасности водного пространства и может привести к нежелательным последствиям.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчик при совершении вышеуказанной деятельности в соответствии с п. 111 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 623 должен оснастить судно – теплоход *** аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что судно «209» не является пассажирским не перевозит опасные грузы, его валовая вместимость составляет 32,5 регистровых тонн, поэтому не входит в Перечень видов самоходных судов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации, основанием для отмены решения суда не являются.

Министерством транспорта России 17 января 2012г. распоряжением №ИЛ-3-р внесены изменения в распоряжение от 11.11.2002г. №НС-137-р, которым утверждены Правила классификации постройки судов.

Согласно указанному документу в части IV «Электрическое оборудование, средства радиосвязи, навигационное оборудование»: предусмотрено, что для определения состава навигационного оборудования суда подразделяются на 3 категории. Таблицей 23.2.2. предусмотрено, что судовой приемоиндикатор ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS устанавливается только на пассажирские суда и суда перевозящие опасные грузы, независимо от валовой вместимости.

Вместе с тем, в силу части первой статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Федеральный закон от 14 февраля 2009 г. N 22-ФЗ, разграничивая полномочия в сфере навигационной деятельности, относит установление порядка оснащения средствами навигации объектов навигационной деятельности в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов к полномочиям Правительства Российской Федерации (пункт 3 части 2 статьи 7).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 5 июля 2005 г. N 289-О, прямое указание федерального закона на конкретный орган или уровень власти, на который возлагается реализация полномочий, предусмотренных данным федеральным законом, обязывает именно этот орган или уровень власти реализовать предоставленные полномочия. По смыслу приведенной позиции, Правительство Российской Федерации, которое в силу части 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации, действуя в рамках полномочий, делегированных ему федеральным законом, не вправе самостоятельно, на основе собственного решения передавать реализацию этих полномочий или их части другим органам публичной власти.

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти не наделены Федеральным законом от 14 февраля 2009 г. N 22-ФЗ какими-либо полномочиями в сфере навигационной деятельности, а в сфере технического регулирования согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ вправе издавать акты только рекомендательного характера.

Из вышеприведенных законоположений следует, что порядок оснащения транспортных, технических средств и систем, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС устанавливается Правительством РФ.

Таким образом, в соответствии с требованиями п.п.3п.2ст.7 ФЗ « О навигационной деятельности», п.1 Постановления Правительства РФ от 25.08.2008 №641 « Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», п.111 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 №623, аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS должна входить в состав средств навигации теплохода ***

Наличие свидетельства о годности судна к плаванию, выданного ФАУ «Российский Речной Регистр», не опровергает выводы суда о необходимости оснащения судна аппаратурой спутниковой навигации.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.327.1,328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук» на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 06 февраля 2015 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>