Докладчик Лысенин Н.П. Дело № 33-2978/2013
Судья Сорокин Ю.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 19 августа 2013 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Димитриевой Л.В. и Комиссаровой Л.К.,
при секретаре судебного заседания Казаковой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики апелляционную жалобу представителя заявителя ФИО1 ФИО2 на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 06 июня 2013 года по гражданскому делу по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике – Чувашии об аннулировании вида на жительство и обязании выдать вид на жительство в Российской Федерации,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике – Чувашии (далее- УФМС РФ по ЧР) от /../ апреля 2013 года об аннулировании выданного ему вида на жительство и возложении обязанности выдать вид на жительство в Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что /../ мая 2013 года он был уведомлен о том, что решением УФМС РФ по ЧР от /../ апреля 2013 года вид на жительство в Российской Федерации ему аннулирован на основании п.п. 4 п. 1 ст. 9 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в виду предоставления о себе заведомо ложных сведений, его вид на жительство был изъят без выдачи акта изъятия, также ему было указано на обязанность выехать из Российской Федерации в течение 15 суток. При этом ему разъяснили, что сообщение ложных сведений выразилось в том, что он фактически не проживает по указанному им месту регистрации в <адрес>. С таким решением он не согласен, полагая, что оно нарушает его право на постоянное проживание в Российской Федерации, право на свободу передвижения, выбор места жительства и места пребывания. Постановка иностранных граждан на миграционный учет носит уведомительный характер. Жилое помещение, в котором он зарегистрирован, предоставлено ему собственником помещения И. по договору найма от /../ октября 2011 года, согласованному с главой сельской администрации, сроком до /../ октября 2016 года. При получении вида на жительство УФМС РФ по ЧР не проинформировало его о том, что возлагает на него обязанность находиться в период действия вида на жительство только в жилом помещении, где он зарегистрирован по месту жительства.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 06 июня 2013 года в удовлетворении заявления ФИО3 об отмене решения УФМС РФ по ЧР об аннулировании вида на жительство и обязании выдать вид на жительство в Российской Федерации отказано. При этом суд исходил из того, что факт сообщения ФИО1 заведомо ложных сведений о месте проживания подтвержден, решение УФМС РФ по ЧР об аннулировании вида на жительство является законным и обоснованным, права заявителя при этом не нарушены.
Не согласившись с решением суда, представитель заявителя ФИО1 ФИО2 обжаловала его в апелляционном порядке на предмет отмены и вынесения по делу нового решения. В жалобе указано, что в соответствии с Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» место жительства иностранного гражданина – жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин зарегистрирован, в связи с чем ФИО1 правильно в сведениях о месте жительства указал адрес места регистрации. Согласно тому же закону обязанность уведомлять о прибытии иностранного гражданина в место пребывания возложена на принимающую сторону. В данном случае принимающей ФИО1 в г. Москве стороной являлась Ж.., которая и уведомляла отделение УФМС в г. Москве по району ... о прибытии его в место пребывания. Отсутствие в информационной базе данных ФМС России сведений о постановке на учет ФИО1 не может быть поставлено ему в вину, поскольку обязанность по введению и выгрузке информации в базу данных АС ЦБДУИГ возложена на сотрудников территориальных органов ФМС России. Заявление, в котором ФИО1 якобы сообщил ложные сведения, было подано им /../ октября 2011 года, по истечении трех дней со дня заключения договора найма в присутствии главы сельской администрации М., а справка сельской администрации о непроживании ФИО1 по месту регистрации дана по истечении полутора лет. Показания свидетелей Л. также не должны приниматься во внимание, поскольку они не свидетельствуют о том, что на момент написания заявления ФИО1 не проживал по указанному им адресу. Закон не предусматривает каких-либо ограничений по срокам проживания в месте пребывания, требований об обязательном проживании в месте регистрации. В бланке заявления имеется лишь одна строка для указания места жительства, без разграничения места регистрации и места фактического пребывания, в связи с чем ФИО1 правильно указал место своей регистрации как место жительства на территории Российской Федерации, ложных сведений он не сообщал.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 апелляционную жалобу поддержала.
Представитель УФМС РФ по Чувашской Республики ФИО4 просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. На основании статьи167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Согласно названному закону вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в
Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 8 названного Федерального закона заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание; вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет, и по окончании срока его действия данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы, либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.
Указанные обстоятельства устанавливаются при решении вопроса о выдаче вида на жительство и являются основаниями для отказа в выдаче вида на жительство. Указанные обстоятельства также могут быть установлены и во время проживания иностранного гражданина на территории Российской Федерации. Решение об аннулировании вида на жительство по данному основанию орган, ведающий вопросами миграции, принимает на основании собственных данных, информации из органов безопасности, органов внутренних дел, налоговых органов, органов социального обеспечения и иных государственных органов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением УФМС РФ по ЧР № 712 от 04 апреля 2012 года гражданину Республики Таджикистан ФИО1 разрешено постоянное проживание в Российской Федерации и оформлен вид на жительство.
Решением УФМС РФ по ЧР от /../ апреля 2013 года вид на жительство был аннулирован на основании п.п. 4 п. 1 ст. 9 Федерального закона № 115-ФЗ в связи с тем, что в своем заявлении о выдаче вида на жительство от /../ октября 2011 года ФИО1 сообщил о себе заведомо ложные сведения в части адреса временного проживания: <адрес>, по которому он был зарегистрирован, но не проживал.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт представления ложных сведений подтверждается сообщением Управления ФСБ России по Чувашской Республике от /../ февраля 2013 года о том, что ФИО1 по указанному адресу не проживает, отсутствием в информационных ресурсах АС ЦБДУИГ ФМС России на момент подачи заявления о выдаче вида на жительство иных сведений о постановке на миграционный учет по месту пребывания либо по месту жительства, определением о возбуждении дела об административном правонарушении от /../ марта 2013 года, сведениями АС ЦБДУГ ФМС России на иностранного гражданина на /../ марта 2013 года, рапортом УУП ОП по Красночетайскому району от /../ марта 2013 года, справкой главы ... сельского поселения от /../ марта 2013 года, объяснениями Л1 и Л2 от 14 марта 2013 года, постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении от /../ апреля 2013 года, объяснениями ФИО1
Судебная коллегия находит выводы суда ошибочными.
Объективной стороной вмененного в вину ФИО1 нарушения, повлекшего аннулирование вида на жительство, является представление им при подаче заявления о выдаче вида на жительство заведомо ложных сведений в связи с чем для оценки обоснованности решения УФМС РФ по ЧР существенным является вопрос, имел ли место факт представления ФИО1 заведомо ложных сведений.
Как установлено судом первой инстанции, в своем заявлении о выдаче вида на жительство от /../ октября 2011 года в пункте № в графе: адрес места временного проживания ФИО1 указал адрес места временного проживания: <адрес>.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», в целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
-место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации – жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
-регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства- фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства;
-место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации – жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
-учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания – фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении гражданина или лица без гражданства в месте пребывания.
Из материалов дела следует, что ФИО1 /../ октября 2011 года был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>; /../ октября 2011 года был заключен договор найма жилого помещения по указанному адресу между его собственником И. и ФИО1, согласованный с администрацией ... сельского поселения Красночетайского района; /../ октября 2011 года ФИО1 было подано заявление о выдаче вида на жительство.
Исходя из содержания графы 22 заявления, согласно которой заявитель должен указать адрес места временного проживания, не содержащей разграничений на адрес места регистрации, адрес места фактического проживания, адрес места временного пребывания, в ней необходимо указать адрес места жительства, которым в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ является жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном данным Федеральным законом, что ФИО1 и было сделано, поскольку он был зарегистрирован по месту жительства в <адрес>.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, принявших оспариваемые решения или совершивших оспариваемые действия (бездействие).
Соответственно, на УФМС России по ЧР лежит обязанность доказать, что указанный ФИО1 адрес не является его местом жительства с момента регистрации /../ октября 2011 года и до момента подачи заявления о выдаче вида на жительство /../ октября 2011 года в том понятии, в каковом оно применяется в целях Федерального закона № 109-ФЗ.
Определение о возбуждении дела об административном правонарушении от /../ марта 2013 года, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от /../ апреля 2013 года, на которые сослался суд первой инстанции, такими доказательствами не являются. В информации УФСБ России по Чувашской Республике доказательства, которые могли бы быть проверены, не приведены.
УФМС России по ЧР положило в основу решения об аннулировании вида на жительство: копию письменного рапорта старшего УУП ОП по Красночетайскому району от /../ марта 2013 года о том, что ФИО1 не проживает по указанному адресу с апреля 2012 года, объяснения Л2., Л1., данных /../ марта 2013 года начальнику ТП в ... МО УФМС России по Чувашской Республике в г. ФИО5, справку администрации ... сельского поселения Красночетайского района Чувашской Республики, выданную указанному же должностному лицу, а также рапорт начальника ТП МО УФМС России по ЧР в г. ФИО5 от /../ марта 2013 года, из которых следует, что ФИО1 по указанному адресу не проживает. Содержание указанных объяснений, рапорта и справки свидетельствует о том, что утверждение о непроживании относится к периоду дачи объяснений, выдачи справки, написанию рапорта, во всяком случае к периоду не ранее апреля 2012 года, а не к периоду подачи ФИО1 заявления о выдаче вида на жительство.
Таким образом, указанными доказательствами факт представления ФИО1 ложных сведений при подаче заявления о выдаче вида на жительство не подтверждается, сам ФИО1 указанный факт также не подтверждает, что свидетельствует о том, что УФМС РФ по ЧР доказательства обоснованности принятого решения не представило.
Последующие обстоятельства проживания (непроживания) ФИО1 по указанному им месту жительства, не могут служить основанием для аннулирования вида на жительство по мотиву представления при подаче заявления о выдаче вида на жительство ложных сведений, и оценке в рамках данного судебного разбирательства не подлежат.
Таким образом, обстоятельства, которые суд первой инстанции посчитал установленными, не доказаны исследованными и приведенными в решении доказательствами, что в силу ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации влечет отмену судебного решения с вынесением нового решения об удовлетворении заявления о признании решения УФМС РФ по ЧР от /../ апреля 2013 года об аннулировании вида на жительство ФИО1 незаконным. Поскольку признание оспариваемого решения незаконным должно влечь восстановление ранее существовавшего права, подлежит удовлетворению и требование о возложении обязанности по выдаче ФИО1 вида на жительство.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 6 июня 2013 года отменить и вынести по делу новое решение.
Признать незаконным решение Управления Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике – Чувашии от /../ апреля 2013 года об аннулировании вида на жительство ФИО1 незаконным.
Обязать Управления Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике – Чувашии выдать ФИО1 вид на жительство в Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи