ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-297/2015 от 26.02.2015 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Хорошилова Ж.В. № 33-297/2015АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ    Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в со­ставе:

 председательствующего Мелентьевой Ж.Г.

 судей Остапенко Д.В., Лопатиной Л.П.

 при секретаре Аленевской А.С.

 рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Кам­чатском 26 февраля 2015 года   дело по апелляционной жалобе представителя Павленко В.Н. – Григоренко В.А. на решение Петропавловск-Камчат­ского го­родского суда Камчатского края от 3 декабря 2014 года, которым по­ста­нов­лено:

 Отказать Павленко Виктории Николаевне в удовлетворении исковых требований о признании решения администрации Пе­тропавловск-Камчатского городского округа об отказе в предос­тавлении единовременной субсидии на приобретение жилой площади незаконным, о признании права на получение едино­временной субсидии на предоставление жилой площади, о воз­ложении обязанности издать постановление о предоставлении единовременной субсидии.

 Заслушав доклад судьи Мелентьевой Ж.Г., объяснения представителя Павленко В.Н. - Григоренко В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, су­деб­ная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Павленко В.Н. обратилась в суд с иском к администрации Петропав­ловск-Камчатского городского округа о признании незаконным решения ад­министрации Петропавловск-Камчатского городского округа, изложенного в письме заместителя главы администрации Петропавловск-Камчатского го­родского округа – руководителя Департамента управления жилищным фон­дом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Мар­ченко В.М. от 31 июля 2014 года № 01-02-02-01/6392/14 об отказе в предос­тавлении ей единовременной субсидии на приобретение жилой площади; признать за ней право на получение единовременной субсидии на приобре­тение жилой площади; обязать ответчика издать постановление о предостав­лении ей единовременной субсидии на приобретение жилой площади. В обоснование своих требований Павленко В.Н. указала, что занимает долж­ность советника отдела бухгалтерского учета и отчетности отдела аппа­рата Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа (долж­ность муниципальной службы главной группы должностей) и имеет стаж му­ници­пальной службы более 14 лет. На основании решения Комиссии по во­просам предоставления муниципальным служащим единовременных субси­дий на приобретение жилой площади от 13 декабря 2013 года № 16 она с составом семьи из двух человек поставлена на учет для получения субсидии на приоб­ретение жилой площади. В письме заместителя главы администра­ции Петро­павловск-Камчатского городского округа – руководителя Депар­тамента управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Кам­чатского городского округа Марченко В.М. от 31 июля 2014 года № 01-02-02-01/6392/14 ей было сообщено, что проект постановления адми­нистрации Пе­тропавловск-Камчатского городского округа «О предоставле­нии единовре­менной субсидии Павленко В.Н. на приобретение жилой пло­щади» не про­шел процедуру согласования в правовом отделе Аппарата ад­министрации, в связи с чем ответчиком принято решение об отказе в предос­тавлении ей еди­новременной субсидии. Не соглашается с выводами ответчика о том, что на каждого члена ее семьи приходится по 19,2 кв. м. общей площади жилого дома <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, на кото­рый у нее имеется право собственности на 1/12 доли в праве общей долевой собственности. Ссылаясь на п. 2 ст. 247 ГК РФ, регулирующий владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, указывает, что на нее и сына приходится по 1,6 кв.м. общей площади жилого дома, об­щей площадью 38,4 кв.м., в том числе жилой площадью 28,5 кв.м. Полагает необоснован­ными ссылки ответчика на не выделение в натуре принадлежа­щей ей доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, как на ос­нование для отказа в предоставлении субсидии, поскольку размеры площади прихо­дящиеся на ее долю в праве общей долевой собственности не позволяют осуществить выдел доли в натуре.

 При рассмотрении дела в суде первой инстанции истец Павленко В.Н. участия не принимала. Ее представитель Камгазов А.М. в судебном заседа­нии поддержал исковые требования.

 Представитель администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и Департамента управления жилищным фондом администрации Пе­тропавловск-Камчатского городского округа Иващенко О.Е. полагала иско­вые требования не подлежащими удовлетворению.

 Третье лицо Комиссия по вопросам предоставления муниципальным служащим единовременных субсидий на приобретение жилой площади представителя для участия в судебном заседании не направила.

 Рассмотрев дело, суд постано­вил обжалуемое решение.

 Не соглашаясь с таким решением, представитель Павленко В.Н. – Гри­горенко В.А. в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, считая, что судом неправильно применены нормы материального права, нарушены нормы процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, не со­ответст­вуют обстоятельствам дела.

 Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность реше­ния, судебная коллегия при­ходит к сле­дующим выводам.

 В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправиль­ное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуаль­ного права.

 Согласно п. 3 ч. 1 ст. 20 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года № 58 «О муниципальной службе в Камчатском крае» муниципальным служа­щим в соответствии с уставом муниципального образования может предос­тавляться дополнительная гарантия в виде права на единовременную субси­дию на приобретение жилой площади один раз за весь период муниципаль­ной службы.

 В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 67 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа, принятого Решением Городской Думы Петропав­ловск-Камчатского городского округа от 30 ноября 2011 года № 436-нд, муници­пальным служащим в Петропавловск-Камчатском городском округе предос­тавляется дополнительная гарантия в виде права на единовременную субси­дию на приобретение жилой площади один раз за весь период муниципаль­ной службы в порядке и на условиях, установленных решением городской Думы.

 Городской Думой Петропавловск-Камчатского городского округа 27 июня 2012 года принято Решение № 508-нд «О порядке и условиях предос­тавления единовременной субсидии муниципальным служащим Петропав­ловск-Камчатского городского округа на приобретение жилой площади» (да­лее по тексту Порядок).

 В ч. 2 ст. 1 указанного Порядка установлено, что единовременная суб­сидия на приобретение жилой площади (далее - субсидия) носит целевой ха­рактер и предоставляется муниципальному служащему на основании поста­новления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - постановление администрации городского округа) один раз за весь период муниципальной службы.

 Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 2 Порядка муниципальный служащий, нуждаю­щийся в жилом помещении, имеет право на получение субсидии при стаже муниципальной службы не менее 10 лет, при этом стаж муниципаль­ной службы непосредственно на должностях муниципальной службы в орга­нах местного самоуправления городского округа должен составлять не менее 5 лет.

 В целях реализации Решения № 508-нд от 27 июня 2012 года муници­пальный служащий признается нуждающимся в жилом помещении при усло­вии, что он:

 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социаль­ного найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом се­мьи собственника жилого помещения;

 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору соци­ального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составляет менее учетной нормы;

 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

 4) приобрел в собственность полностью или частично за счет кредит­ных (заемных) средств жилое помещение, которое находится в ипотеке (за­логе) у кредитора (заимодавца).

 Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого поме­щения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех жилых по­мещений (долей в праве собственности на жилые помещения), расположен­ных на территории Российской Федерации, занимаемых по договорам соци­ального найма и (или) принадлежащих на праве собственности муниципаль­ному служащему и членам его семьи.

 Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 28 февраля 2012 года № 486-нд установлена учетная норма пло­щади жилого помещения при постановке на учет граждан, нуждающихся в получении жилых помещений из расчета на одного человека - 13,0 кв. м и менее общей площади.

 При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено и под­тверждается материалами дела, что ФИО1 работает в Городской Думе Петропавловск-Камчат­ского городского округа в должности советника отдела бухгалтерского учета и отчетности отдела аппарата Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа (должность муниципальной службы главной группы должностей) с 4 августа 2003 года, стаж муници­пальной службы на 26 сен­тября 2014 года составляет 18 лет 2 месяца 14 дней. ФИО1 зарегист­рирована по месту жительства в г. Петропавловске-Камчатском <адрес>, вместе с сыном ФИО., ДД.ММ.ГГГГ.

 Также судом первой инстанции установлено, что ФИО1 явля­ется собственником 1/12 доли в праве собственности на указанный жилой дом общеполезной площадью 38,4 кв.м, в том числе жилой площадью 28,5 кв.м. Иного жилого помещения за ФИО1 и ее сыном ФИО на праве собственности не зарегистрировано.

 На основании решения Комиссии по вопросам предоставления муни­ципальным служащим единовременных субсидий на приобретение жилой площади от 13 декабря 2013 года № 16 приказом Департамента управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 14 декабря 2013 года ФИО1 с составом семьи 2 человека (сын ФИО ДД.ММ.ГГГГ) постановлена на учет для полу­чения субсидии на приобретение жилой площади. Отделу учета жилищного фонда указано включить ФИО1 в список муниципальных служащих, поставленных на учет для получения субсидии.

 Приказом от 14 июля 2014 года № 12-01-626/14 Департамента управ­ления жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского город­ского округа на основании письма правового отдела Аппарата администра­ции Петропавловск-Камчатского городского округа от 7 июля 2014 года № 02-05/28 об отказе в рассмотрении постановления «О предоставлении едино­временной субсидии ФИО1 на приобретение жилой площади» при­каз от 14 декабря 2013 года № 12-01-694/13 «О постановке на учет для полу­чения субсидии на приобретение жилой площади ФИО1» был отме­нен.

 В направленном 31 июля 2014 года за № 01-02-02-01/6392/14 в адрес ФИО1 письме Департамент управления жилищным фондом админи­страции Петропавловск-Камчатского городского округа со ссылками на по­ложения ст. 244, п. 2 ст. 252 ГК РФ сообщил, что проект постановления ад­министра­ции Петропавловск-Камчатского городского округа «О предостав­лении еди­новременной субсидии ФИО1 на приобретение жилой площади» не прошел процедуру согласования в Правовом отделе Аппарата администра­ции Петропавловск-Камчатского городского округа, поскольку ФИО1 является собственником 1/12 доли в праве общей долевой собственно­сти на жилой дом <адрес>, а не конкретной его части, ее доля в праве на указанный дом в натуре не выделена, в связи с чем она вправе пользоваться всем жилым помещением, на каждого члена ее семьи приходится по 19,2 кв.м., что превышает учетную норму жилой пло­щади для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда Петропавловск-Кам­чатского городского округа, установленную из расчета на одного человека – 13,0 кв.м общей площади и менее, в то же время занимаемый семьей истца жилой дом в установленном законом порядке непригодным для проживания не признан.

 Отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований в полном объ­еме заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ни на момент рассмотрения дела, ни на момент отказа Пав­ленко В.Н. в предоставлении единовре­менной субсидии, выраженного в письме Департамента управления жилищ­ным фондом администрации Петро­пав­ловск-Камчатского городского округа от 31 июля 2014 года, оснований для признания ФИО1 нуждающейся в жилом помещении не имеется.

 Данный вывод суд обосновал п. 1 ст. 247 ГК РФ, согласно которому владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении со­гласия - в порядке, устанавливаемом судом.

 Поскольку фактически в указанном жилом помещении ФИО1 прожи­вает одна со своим ребенком, остальные дольщики зарегистрированы и про­живают отдельно, сведений о том, что между ними имеется спор о по­рядке пользования данным жилым помещением, либо определен порядок пользо­вания жилым помещением, в соответствии с которыми истцу предос­тавлена в пользование часть жилого помещения соразмерная ее доли, не представ­лено, суд пришел к выводу о том, что истцом и членом ее семьи осуществля­ется владение и пользование всей общей полезной площадью дома <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, находя­щейся в долевой собственности нескольких собственников, с согласия всех ее участников.

 Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой ин­станции, поскольку он не соответствует установленным по делу обстоя­тель­ствам и требованиям законодательства.

 При решении вопроса о нуждаемости муниципального служащего в жилом помещении, следует исходить из того, что согласно п. 2 ч. 2 ст. 2 По­рядка предоставле­ния единовременной субсидии муниципальным служащим Петропавловск-Камчатского городского округа на приобретение жилой пло­щади муници­пальный служащий признается нуждающимся в жилом поме­щении при усло­вии, что он является нанимателем жилого помещения по до­говору социаль­ного найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом се­мьи собственника жилого помещения при условии, что общая пло­щадь жи­лого помещения на одного члена семьи составляет менее учетной нормы.

 В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жи­лого помещения относятся проживающие совместно с данным собственни­ком в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и ро­дители данного собственника.

 В силу ч. 2 ст. 5 Порядка предоставления единовременной субсидии муниципальным служащим, к членам семьи муниципального служащего, учитываемым при расчете субсидии, относятся проживающие совместно с ним супруг (супруга), а также несовершеннолетние дети, дети-инвалиды, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, и совместно проживающие с муниципальным слу­жащим его родители.

 ФИО1 и ее несовершеннолетний сын имеют постоянную реги­страцию и проживают в жилом доме <адрес> в г. Пе­тропавловске-Камчат­ском, принадлежащего на праве собственности, со­гласно свидетельству о праве на наследство по закону от 4 мая 2011 года в виде 1/2 доли в праве долевой собственности, ФИО1, ФИО, ФИО., ФИО Таким образом, истец ФИО1 имеет право на 1/12 долю в праве собственности на указанный дом, общей площа­дью 38,4 кв. м., жилой 28, 5 кв.м. (л.д. 25).

 Несмотря на родство с сособственниками данного жилого дома, они членами семьи ФИО1, в силу приведенных правовых норм, являться не могут, поскольку одной семьей с ней не проживают, а поэтому принадле­жащие им на праве собственности доли в праве собственности на жилое по­мещение при решении вопроса об обеспе­ченности ФИО1 общей площадью жилого помещения учитываться не должны.

 Таким образом, на семью ФИО1, состоящую из 2 человек, приходится 3,2 кв.м от общей площади указанного жилого дома. Другого жилого помещения, в отношении которой ФИО1 или ее сын имели бы право пользования на законных основаниях, как следует из материалов дела, они не имеют.

 То обстоятельство, что ФИО1 и ее сын пользуются всей пло­щадью дома <адрес>, находящегося в долевой собствен­ности нескольких собственников, не может свидетельствовать об обеспечен­ности истца жилой площадью более учетной нормы, установленной для по­становки на учет граждан, нуждаю­щихся в получении жилых помещений, поскольку в п. 2 ч. 2 ст. 2 Порядка предоставле­ния единовременной субсидии муниципальным служащим Петропавловск-Камчатского городского округа изложены конкретные условия определения уровня обеспеченности общей площадью жилого поме­щения для постановки на учет на получение субсидии муниципального служащего.

 При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с принятием по делу но­вого решения об удовлетворении исковых требований ФИО1

 Поскольку ФИО1 с декабря 2013 года состояла на учете для получения единовременной субсидии на при­обретение жилого помещения и на стадии решения вопроса о предоставлении ей единовременной субсидии при издании постановления администрации городского округа ей в этом было отказано, то судебная коллегия также полагает возможным удовлетво­рить требование ФИО1 о возложении на администрацию Пе­тропав­ловск-Камчатского городского округа обязанности издать постановле­ние, предусмотренное ст. 6 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчат­ского городского округа от 27 июня 2012 года № 508-нд.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 3 декабря 2014 года отменить.

 Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

 Признать отказ администрации Петропавловск-Камчатского город­ского округа в предоставлении ФИО1 единовре­менной субсидии на приобретение жилой площади, изложенный в письме заместителя главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – руководителя Департа­мента управления жилищным фондом адми­нистрации Петропавловск-Кам­чатского городского округа Марченко В.М. от 31 июля 2014 года № 01-02-02-01/6392/14, незаконным.

 Признать за ФИО1 право на получение единовременной субсидии на приобретение жилой площади.

 Возложить на администрацию Петропавловск-Камчатского округа обязанность по изданию постановления о предоставлении ФИО1 Викто­рии Николаевне единовре­менной субсидии на приобретение жилой площади.

 Председательствующий

 Судьи