Судья Хорошилова Ж.В. № 33-297/2015АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего Мелентьевой Ж.Г.
судей Остапенко Д.В., Лопатиной Л.П.
при секретаре Аленевской А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 26 февраля 2015 года дело по апелляционной жалобе представителя Павленко В.Н. – Григоренко В.А. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 3 декабря 2014 года, которым постановлено:
Отказать Павленко Виктории Николаевне в удовлетворении исковых требований о признании решения администрации Петропавловск-Камчатского городского округа об отказе в предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилой площади незаконным, о признании права на получение единовременной субсидии на предоставление жилой площади, о возложении обязанности издать постановление о предоставлении единовременной субсидии.
Заслушав доклад судьи Мелентьевой Ж.Г., объяснения представителя Павленко В.Н. - Григоренко В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Павленко В.Н. обратилась в суд с иском к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным решения администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, изложенного в письме заместителя главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – руководителя Департамента управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Марченко В.М. от 31 июля 2014 года № 01-02-02-01/6392/14 об отказе в предоставлении ей единовременной субсидии на приобретение жилой площади; признать за ней право на получение единовременной субсидии на приобретение жилой площади; обязать ответчика издать постановление о предоставлении ей единовременной субсидии на приобретение жилой площади. В обоснование своих требований Павленко В.Н. указала, что занимает должность советника отдела бухгалтерского учета и отчетности отдела аппарата Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа (должность муниципальной службы главной группы должностей) и имеет стаж муниципальной службы более 14 лет. На основании решения Комиссии по вопросам предоставления муниципальным служащим единовременных субсидий на приобретение жилой площади от 13 декабря 2013 года № 16 она с составом семьи из двух человек поставлена на учет для получения субсидии на приобретение жилой площади. В письме заместителя главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – руководителя Департамента управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Марченко В.М. от 31 июля 2014 года № 01-02-02-01/6392/14 ей было сообщено, что проект постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа «О предоставлении единовременной субсидии Павленко В.Н. на приобретение жилой площади» не прошел процедуру согласования в правовом отделе Аппарата администрации, в связи с чем ответчиком принято решение об отказе в предоставлении ей единовременной субсидии. Не соглашается с выводами ответчика о том, что на каждого члена ее семьи приходится по 19,2 кв. м. общей площади жилого дома <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, на который у нее имеется право собственности на 1/12 доли в праве общей долевой собственности. Ссылаясь на п. 2 ст. 247 ГК РФ, регулирующий владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, указывает, что на нее и сына приходится по 1,6 кв.м. общей площади жилого дома, общей площадью 38,4 кв.м., в том числе жилой площадью 28,5 кв.м. Полагает необоснованными ссылки ответчика на не выделение в натуре принадлежащей ей доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, как на основание для отказа в предоставлении субсидии, поскольку размеры площади приходящиеся на ее долю в праве общей долевой собственности не позволяют осуществить выдел доли в натуре.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции истец Павленко В.Н. участия не принимала. Ее представитель Камгазов А.М. в судебном заседании поддержал исковые требования.
Представитель администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и Департамента управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Иващенко О.Е. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Третье лицо Комиссия по вопросам предоставления муниципальным служащим единовременных субсидий на приобретение жилой площади представителя для участия в судебном заседании не направила.
Рассмотрев дело, суд постановил обжалуемое решение.
Не соглашаясь с таким решением, представитель Павленко В.Н. – Григоренко В.А. в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, считая, что судом неправильно применены нормы материального права, нарушены нормы процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 20 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года № 58 «О муниципальной службе в Камчатском крае» муниципальным служащим в соответствии с уставом муниципального образования может предоставляться дополнительная гарантия в виде права на единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период муниципальной службы.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 67 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа, принятого Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 30 ноября 2011 года № 436-нд, муниципальным служащим в Петропавловск-Камчатском городском округе предоставляется дополнительная гарантия в виде права на единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период муниципальной службы в порядке и на условиях, установленных решением городской Думы.
Городской Думой Петропавловск-Камчатского городского округа 27 июня 2012 года принято Решение № 508-нд «О порядке и условиях предоставления единовременной субсидии муниципальным служащим Петропавловск-Камчатского городского округа на приобретение жилой площади» (далее по тексту Порядок).
В ч. 2 ст. 1 указанного Порядка установлено, что единовременная субсидия на приобретение жилой площади (далее - субсидия) носит целевой характер и предоставляется муниципальному служащему на основании постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - постановление администрации городского округа) один раз за весь период муниципальной службы.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 2 Порядка муниципальный служащий, нуждающийся в жилом помещении, имеет право на получение субсидии при стаже муниципальной службы не менее 10 лет, при этом стаж муниципальной службы непосредственно на должностях муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа должен составлять не менее 5 лет.
В целях реализации Решения № 508-нд от 27 июня 2012 года муниципальный служащий признается нуждающимся в жилом помещении при условии, что он:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составляет менее учетной нормы;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) приобрел в собственность полностью или частично за счет кредитных (заемных) средств жилое помещение, которое находится в ипотеке (залоге) у кредитора (заимодавца).
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений (долей в праве собственности на жилые помещения), расположенных на территории Российской Федерации, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности муниципальному служащему и членам его семьи.
Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 28 февраля 2012 года № 486-нд установлена учетная норма площади жилого помещения при постановке на учет граждан, нуждающихся в получении жилых помещений из расчета на одного человека - 13,0 кв. м и менее общей площади.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 работает в Городской Думе Петропавловск-Камчатского городского округа в должности советника отдела бухгалтерского учета и отчетности отдела аппарата Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа (должность муниципальной службы главной группы должностей) с 4 августа 2003 года, стаж муниципальной службы на 26 сентября 2014 года составляет 18 лет 2 месяца 14 дней. ФИО1 зарегистрирована по месту жительства в г. Петропавловске-Камчатском <адрес>, вместе с сыном ФИО., ДД.ММ.ГГГГ.
Также судом первой инстанции установлено, что ФИО1 является собственником 1/12 доли в праве собственности на указанный жилой дом общеполезной площадью 38,4 кв.м, в том числе жилой площадью 28,5 кв.м. Иного жилого помещения за ФИО1 и ее сыном ФИО на праве собственности не зарегистрировано.
На основании решения Комиссии по вопросам предоставления муниципальным служащим единовременных субсидий на приобретение жилой площади от 13 декабря 2013 года № 16 приказом Департамента управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 14 декабря 2013 года ФИО1 с составом семьи 2 человека (сын ФИО ДД.ММ.ГГГГ) постановлена на учет для получения субсидии на приобретение жилой площади. Отделу учета жилищного фонда указано включить ФИО1 в список муниципальных служащих, поставленных на учет для получения субсидии.
Приказом от 14 июля 2014 года № 12-01-626/14 Департамента управления жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на основании письма правового отдела Аппарата администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 7 июля 2014 года № 02-05/28 об отказе в рассмотрении постановления «О предоставлении единовременной субсидии ФИО1 на приобретение жилой площади» приказ от 14 декабря 2013 года № 12-01-694/13 «О постановке на учет для получения субсидии на приобретение жилой площади ФИО1» был отменен.
В направленном 31 июля 2014 года за № 01-02-02-01/6392/14 в адрес ФИО1 письме Департамент управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа со ссылками на положения ст. 244, п. 2 ст. 252 ГК РФ сообщил, что проект постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа «О предоставлении единовременной субсидии ФИО1 на приобретение жилой площади» не прошел процедуру согласования в Правовом отделе Аппарата администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, поскольку ФИО1 является собственником 1/12 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом <адрес>, а не конкретной его части, ее доля в праве на указанный дом в натуре не выделена, в связи с чем она вправе пользоваться всем жилым помещением, на каждого члена ее семьи приходится по 19,2 кв.м., что превышает учетную норму жилой площади для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда Петропавловск-Камчатского городского округа, установленную из расчета на одного человека – 13,0 кв.м общей площади и менее, в то же время занимаемый семьей истца жилой дом в установленном законом порядке непригодным для проживания не признан.
Отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований в полном объеме заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ни на момент рассмотрения дела, ни на момент отказа Павленко В.Н. в предоставлении единовременной субсидии, выраженного в письме Департамента управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 31 июля 2014 года, оснований для признания ФИО1 нуждающейся в жилом помещении не имеется.
Данный вывод суд обосновал п. 1 ст. 247 ГК РФ, согласно которому владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Поскольку фактически в указанном жилом помещении ФИО1 проживает одна со своим ребенком, остальные дольщики зарегистрированы и проживают отдельно, сведений о том, что между ними имеется спор о порядке пользования данным жилым помещением, либо определен порядок пользования жилым помещением, в соответствии с которыми истцу предоставлена в пользование часть жилого помещения соразмерная ее доли, не представлено, суд пришел к выводу о том, что истцом и членом ее семьи осуществляется владение и пользование всей общей полезной площадью дома <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, находящейся в долевой собственности нескольких собственников, с согласия всех ее участников.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он не соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям законодательства.
При решении вопроса о нуждаемости муниципального служащего в жилом помещении, следует исходить из того, что согласно п. 2 ч. 2 ст. 2 Порядка предоставления единовременной субсидии муниципальным служащим Петропавловск-Камчатского городского округа на приобретение жилой площади муниципальный служащий признается нуждающимся в жилом помещении при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составляет менее учетной нормы.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В силу ч. 2 ст. 5 Порядка предоставления единовременной субсидии муниципальным служащим, к членам семьи муниципального служащего, учитываемым при расчете субсидии, относятся проживающие совместно с ним супруг (супруга), а также несовершеннолетние дети, дети-инвалиды, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, и совместно проживающие с муниципальным служащим его родители.
ФИО1 и ее несовершеннолетний сын имеют постоянную регистрацию и проживают в жилом доме <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, принадлежащего на праве собственности, согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 4 мая 2011 года в виде 1/2 доли в праве долевой собственности, ФИО1, ФИО, ФИО., ФИО Таким образом, истец ФИО1 имеет право на 1/12 долю в праве собственности на указанный дом, общей площадью 38,4 кв. м., жилой 28, 5 кв.м. (л.д. 25).
Несмотря на родство с сособственниками данного жилого дома, они членами семьи ФИО1, в силу приведенных правовых норм, являться не могут, поскольку одной семьей с ней не проживают, а поэтому принадлежащие им на праве собственности доли в праве собственности на жилое помещение при решении вопроса об обеспеченности ФИО1 общей площадью жилого помещения учитываться не должны.
Таким образом, на семью ФИО1, состоящую из 2 человек, приходится 3,2 кв.м от общей площади указанного жилого дома. Другого жилого помещения, в отношении которой ФИО1 или ее сын имели бы право пользования на законных основаниях, как следует из материалов дела, они не имеют.
То обстоятельство, что ФИО1 и ее сын пользуются всей площадью дома <адрес>, находящегося в долевой собственности нескольких собственников, не может свидетельствовать об обеспеченности истца жилой площадью более учетной нормы, установленной для постановки на учет граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, поскольку в п. 2 ч. 2 ст. 2 Порядка предоставления единовременной субсидии муниципальным служащим Петропавловск-Камчатского городского округа изложены конкретные условия определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения для постановки на учет на получение субсидии муниципального служащего.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований ФИО1
Поскольку ФИО1 с декабря 2013 года состояла на учете для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и на стадии решения вопроса о предоставлении ей единовременной субсидии при издании постановления администрации городского округа ей в этом было отказано, то судебная коллегия также полагает возможным удовлетворить требование ФИО1 о возложении на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа обязанности издать постановление, предусмотренное ст. 6 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 27 июня 2012 года № 508-нд.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 3 декабря 2014 года отменить.
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать отказ администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в предоставлении ФИО1 единовременной субсидии на приобретение жилой площади, изложенный в письме заместителя главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – руководителя Департамента управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Марченко В.М. от 31 июля 2014 года № 01-02-02-01/6392/14, незаконным.
Признать за ФИО1 право на получение единовременной субсидии на приобретение жилой площади.
Возложить на администрацию Петропавловск-Камчатского округа обязанность по изданию постановления о предоставлении ФИО1 Виктории Николаевне единовременной субсидии на приобретение жилой площади.
Председательствующий
Судьи