ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2981/2015 от 21.07.2015 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-2981-2015

судья Булгаков А. В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Иванова А. В.

судей краевого суда Ануфриевой Н. В.

ФИО1

при секретаре Фофоновой А. Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 21 июля 2015 года гражданское дело по иску ФИО2 к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Новозоринская средняя общеобразовательная школа», администрации муниципального района «Ононский район», Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы при полностью отработанной норме рабочего времени в месяц не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда с начислением на эту сумму районного коэффициента и северной надбавки, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе представителя ответчика – Администрации муниципального района «Ононский район» ФИО3

на решение Ононского районного суда Забайкальского края от <Дата>, которым постановлено исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новозоринская средняя общеобразовательная школа» в пользу ФИО2 недоначисленную и невыплаченную заработную плату с учетом НДФЛ за период с 17 января по <Дата> в размере <данные изъяты> руб.

Обязать администрацию муниципального района «Ононский район», Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края профинансировать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новозоринская средняя общеобразовательная школа» денежными средствами для выплаты вышеуказанной суммы в случае ее недостаточности у муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новозоринская средняя общеобразовательная школа» за счет и в пределах выделяемых на эти цели субвенций.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новозоринская средняя общеобразовательная школа» начиная с <Дата> производить начисление заработной платы ФИО2 при полностью отработанной норме рабочего времени в месяц не ниже установленного в Российской Федерации федеральным законом минимального размера оплаты труда, с начислением на эту сумму районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы (северной надбавки).

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новозоринская средняя общеобразовательная школа» в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новозоринская средняя общеобразовательная школа» в доход бюджета муниципального района «Ононский район» государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Иванова А. В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец обратился с вышеуказанным иском в суд, указывая на то, что работает в МБОУ «Новозоринская СОШ» с <Дата> помощником воспитателя. Размер ее заработной платы с января по <Дата> составлял <данные изъяты> руб. и включал в себя оклад, районный коэффициент 40%, процентную надбавку за непрерывный стаж работы 30%. Просила взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01 января по <Дата> в сумме <данные изъяты> руб., обязать производить начисление заработной платы при полностью отработанной норме рабочего времени в месяц не ниже установленного в РФ минимального размера оплаты труда с начислением на эту сумму районного коэффициента 40% и северной надбавки 30%, взыскать компенсацию морального вреда.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО3 с решением не согласился, просил его отменить. Ссылается на правильное начисление и выплату в соответствующем размере работодателем истцу заработной платы. Судом не применены положения Регионального Соглашения о минимальной заработной плате в Забайкальском крае, которая включает доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях. Районный коэффициент и процентная надбавка не начисляются к размеру минимальной заработной платы, установленной в субъекте Российской Федерации, если заработная плата работников организаций, определенная посредством начисления районного коэффициента и процентной надбавки на размер МРОТ, превышает размер минимальной заработной платы в субъекте. Согласно означенному выше Региональному Соглашению районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях входит в размер минимальной заработной платы. Размер заработной платы истца соответствует Региональному Соглашению. Администрация муниципального района не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку: не является работодателем для истца; не является главным распорядителем денежных средств и не участвует в формировании фонда оплаты труда работников учреждения. Финансирование расходов на оплату труда работников относится к полномочиям органов государственной власти субъекта посредством предоставления субвенций местным бюджетам. Возложенная на администрацию обязанность по финансированию образовательного учреждения является неправомерной, поскольку в соответствии с гражданским законодательством учреждение отвечает самостоятельно по своим обязательствам всем находящимся у него имуществом. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

В судебное заседание не явились истец, представители ответчиков МБОУ «Новозоринская СОШ», администрации МР «Ононский район», не просили об отложении, не заявили об уважительности причин неявки.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО2 работает в МБОУ «Новозоринская СОШ» помощником воспитателя с <Дата>. На ее должностной оклад начисляются надбавка за непрерывный стаж работы – 30% и районный коэффициент – 40%, что следует из представленных копий трудовой книжки, дополнительного соглашения к трудовому договору, приказа, расчетных листов (л.д.4,56-9,10-12).

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил подлежащие применению к правоотношениям сторон нормы материального права (ст.ст.20, 129, 133, 133.1, 146, 148, 237, ТК РФ, Федеральный закон от <Дата> №54-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»), представленным по делу доказательствам дал оценку, соответствующую требованиям ст.67 ГПК РФ и пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании в пользу истца неначисленной и невыплаченной заработной платы, поскольку ответчиком-работодателем нарушены трудовые права истца при начислении и выплате заработной платы.

Нормы трудового законодательства, такие как ст.ст.129, 133, 133.1, 135, 148 ТК РФ допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться на размер заработной платы, составляющий не менее установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.

Устанавливая систему оплаты труда, каждый работодатель должен в равной мере соблюдать как положения ч.3 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации, гарантирующей работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148 данного Кодекса, в том числе положения об оплате труда, осуществляемого в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Установлено, что работодателем не выполнены обязательства по выплате заработной платы истцу в полном объеме, поэтому имелись основания для удовлетворения требований работника.

Доводы представителя Администрации муниципального района в жалобе о применении положений Регионального соглашения «О минимальной заработной плате в Забайкальском крае» от <Дата>, дополнительного соглашения № 30-Д/СГ-2 от <Дата>, не принимаются, поскольку заработная плата работников организаций, расположенных в районах с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

В противном случае иное начисление приведет к умалению прав работников на своевременную и в полном размере выплату заработной платы, на повышенную оплату труда работникам, занятым на работах в местностях с неблагоприятными климатическими условиями. С учетом изложенного, указанный довод апелляционной жалобы, не может быть принят судебной коллегией во внимание.

Суждения суда в этой части судебной коллегии не представляются ошибочными.

Обоснованно указано в жалобе со ссылкой на п.5 ст.123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам самостоятельно и собственник имущества не отвечает по обязательствам такого учреждения.

В то же время, в силу п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от <Дата> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона №273-ФЗ, как и п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от <Дата> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абз.3 п.1 ст.86 БК Российской Федерации).

Из Устава МБОУ «Новозоринская СОШ», представленного судебной коллегии, следует, что функции учредителя и собственника имущества учреждения от имени муниципального района «Ононский район» осуществляет Администрация муниципального района. Источником формирования имущества и денежных средств учреждения являются, в том числе, средства бюджета муниципального района. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета района на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, а также на иные цели.

Согласно ст.6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Таким образом, Администрация муниципального района, вопреки доводам подателя жалобы, является надлежащим ответчиком по делу, является главным распорядителем бюджетных средств, принимает непосредственное участие в формировании фонда оплаты труда.

В силу ст.330 ГПК РФ основаниями для изменения решения суда первой инстанции являются недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (п.2 ч.1). Кроме того, неправильное применение норм материального права (ч.2 ст.330 ГПК РФ) дает суду апелляционной инстанции основание в соответствии с ч.2 ст.327.1 Кодекса проверить решение суда в полном объеме в интересах законности, не ограничиваясь рамками апелляционной жалобы.

Такие нарушения допущены судом первой инстанции, поскольку, правильно возложив на Администрацию муниципального района «Ононского района» обязанность по финансированию денежными средствами для выплаты заработной платы истцу в случае их недостаточности у МБОУ «Новозоринская СОШ», суд не привел мотивов, по которым пришел к выводу о возложении такой обязанности в соответствии с установленным порядком и в пределах субвенций, выделяемых на эти цели. Не имеется в решении ссылок на означенный порядок и норму материального права, согласно которой в данном случае муниципальным образованием осуществляется финансирование бюджетного учреждения за счет субвенций, принимая во внимание финансирование фонда оплаты труда кочегаров за счет местного бюджета.

В этой части решение суда подлежит изменению, с изложением абзаца 3 резолютивной части решения в новой редакции. Следует возложить на Администрацию муниципального района «Ононский район» Забайкальского края обязанность по финансированию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новозоринская средняя общеобразовательная школа» денежными средствами для выплаты указанных в решении сумм заработной платы в случае их недостаточности за счет средств бюджета Муниципального района «Ононский район».

Подлежит исключению из мотивировочной части решения без изменения его резолютивной части, как не повлиявшее на законность и обоснованность судебного акта, указание на ч.12 ст.20 ТК Российской Федерации.

Редакция части 12 статьи 20 ТК Российской Федерации изменена Федеральным законом от <Дата> №55-ФЗ и изложена таким образом, что по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.

В остальной части решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения при отсутствии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК Российской Федерации, для его отмены.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ононского районного суда Забайкальского края от <Дата> изменить в части обязанностей, возложенных на Администрацию муниципального района «Ононский район».

Абзац 3 резолютивной части решения изложить в следующей редакции.

Возложить на Администрацию муниципального района «Ононский район» Забайкальского края обязанность по финансированию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новозоринская средняя общеобразовательная школа» денежными средствами для выплаты вышеуказанных сумм для выплаты заработной платы в случае их недостаточности за счет средств бюджета Муниципального района «Оноский район».

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации муниципального района «Ононский район» ФИО3 – без удовлетворения.

Председательствующий Иванов А. В.

Судья Ануфриева Н. В.

ФИО1