Дело № 33-2992/2014
Апелляционное определение
г. Тюмень 25 июня 2014 года Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Цехмистера И.И. судей Кавка Е.Ю., Косиловой Е.И. при секретаре Попояниной Е.П. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Индивидуального предпринимателя ФИО1
на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 13 марта 2014 года, которым постановлено:
«Исковые требования удовлетворить частично.
Расторгнуть договор купли-продажи товара по образцам <.......> от <.......> года, заключенный между ФИО2 и индивидуальным предпринимателем ФИО1 в отношении телевизора <.......>.
Взыскать с ИП ФИО1 в пользу ФИО2 оплаченные за товар денежные средства в сумме <.......> рублей, неустойку в размере <.......> рублей, компенсацию морального вреда в сумме <.......> рублей, судебные расходы в сумме <.......> рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме <.......> рублей, штраф за несоблюдение требований потребителя в добровольном порядке в сумме <.......> рублей.
В остальной части иска - отказать.
Взыскать с ИП ФИО1 в доход местного бюджета госпошлину в сумме <.......> рублей».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Цехмистера И.И., пояснения истца ФИО2, судебная коллегия,
установила:
Истец ФИО2 обратился в суд с иском к ответчику ИП ФИО1 о расторжении договора купли-продажи товара по образцам, возврате уплаченной за товар суммы, взыскании неустойки, убытков, компенсации морального вреда и расходов на оплату услуг представителя.
Требования мотивированы тем, что <.......> года между ними был заключен договор купли-продажи товара по образцам телевизора <.......> по цене <.......> рублей, указанный товар был передан истцу <.......> года. Вместе с товаром истцу была передана инструкция на товар, которая была предоставлена на английском языке. До <.......> года товар истцом не эксплуатировался, ввиду того, что в доме проводился ремонт. В ходе эксплуатации товара выяснилось, что телевизор не сертифицирован для продажи и эксплуатации на территории РФ, и не способен отображать каналы в вещательных стандартах, используемых в сетях кабельного и эфирного телевидения РФ, не происходит подключение к Интернету. Согласно выводам эксперта бюро технических экспертиз ООО «<.......>» телевизор имеет недостатки, которые имеют производственный характер возникновения. О данном факте истец сообщил ответчику в своем заявлении от <.......>. и потребовал произвести замену товара либо произвести возврат уплаченной за товар суммы, ответчиком требования истца оставлены без внимания, требования не удовлетворены. В связи с чем, истец просит суд расторгнуть договор купли-продажи телевизора, заключенный между истцом и ответчиком <.......>., взыскать с ответчика стоимость товара в размере <.......> рублей, неустойку <.......> рублей, компенсацию морального вреда, которую истец оценивает в <.......> руб., расходы по оплате экспертизы товара - <.......> руб., по оплате услуг представителя - <.......>., по оформлению нотариальной доверенности - <.......> руб., а также просит взыскать с ответчика штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу истца.
Судом по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «<.......>».
Истец в судебное заседание не явился, его представитель в судебном заседании иск поддержал.
Ответчик в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований, поскольку недостатки обнаружены за пределами гарантийного срока. Также указывает, что поставщиком указанного телевизора является ООО «<.......>», являющееся и официальным представителем изготовителя.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, суду представил письменный отзыв на иск, в котором указывает, что ООО «<.......>» не является официальным представителем изготовителя телевизоров <.......>; спорный телевизор был приобретен ИП ФИО1 не с целью его дальнейшей продажи гражданам. При продаже телевизора до ИП ФИО1 была доведена информация о том, что указанный телевизор не локализован для работы в российских кабельных сетях и сервер <.......> является исключительно платным сервером и действует только для США и Канады. Считают, что ИП ФИО1 при продаже товара истцу действовала недобросовестно.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен ответчик.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение.
Судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права.
Ссылается на то, что судом неправомерно сделан вывод, что потребитель может предъявить требования связанные с недостатками товара в течение двух лет с момента продажи, так как договором предусмотрен гарантийный срок в 1 год.
Суд не учел, что в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» требования в отношении технически сложного товара должны быть заявлены в течение 15 дней со дня передачи товара.
Суд не учел, что истец не предъявил (возвратил) продавцу товар с недостатками, лишив его возможности проверить товар.
Ответчик не был уведомлен о проведении экспертизы.
Постановляя решение, суд не рассмотрел вопрос о судьбе спорного товара.
Судом не было рассмотрено ходатайство ответчика о назначении судебной экспертизы по делу.
Судом приняты показания третьего лица, не подтвержденные доказательствами.
Судом необоснованно взыскана компенсация морального вреда, так как истцом не представлено доказательств, причинения ему нравственных и физических страданий.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в судебном заседании нашел подтверждение факт нарушения прав истца как потребителя.
Данные выводы суда мотивированы, основаны на представленных по делу доказательствах, соответствуют требованиям действующего законодательства и обстоятельствам дела, которым судом дана надлежащая правовая оценка, оснований для признания их ошибочными у судебной коллегии не имеется.
Судом установлено, что <.......> между ИП ФИО1 и ФИО2 был заключен договор купли-продажи товара по образцам <.......> (л.д.<.......>) Согласно условиям договора продавец передал в собственность покупателя товар - телевизор <.......> для использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, а покупатель оплатил за товар определенную договором денежную сумму <.......> рублей, что подтверждается товарной накладной и товарным чеком на оплату (л.д. <.......>).
Согласно п. <.......>, <.......> договора продавец обязан передать покупателю товар надлежащего качества. Одновременно с передачей товара передать покупателю гарантийный талон, инструкцию по эксплуатации товара.
Согласно п. <.......> договора продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем инструкции по эксплуатации и хранению товара, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы. Требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены Покупателем, в течение гарантийного срока.
Истцом было обнаружено, что телевизор не сертифицирован для продажи и эксплуатации на территории РФ, и не способен отображать каналы в вещательных стандартах, используемых в сетях кабельного и эфирного телевидения России, о чем при покупке истец предупрежден не был. По данному факту истцом <.......> года, в адрес ответчика было направлено заявление с требованием вернуть уплаченные за товар денежные средства в размере <.......> рублей, либо произвести замену на другой телевизор по выбору истца с компенсацией разницы в стоимости (л.д.<.......>).
Согласно экспертного заключения <.......> от <.......> года, составленного ООО «<.......>» телевизор <.......> серийный номер <.......> имеет недостатки - отсутствует русификация меню, не качественный прием телепередач, нарушена фокусировка изображения, не работает интернет сервис «<.......>». Недостатки имеют производственный характер возникновения (л.д.<.......>).
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.
В соответствии с п. 1 ст. 10 названного закона Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В п. 2 ст. 12 этого же Закона указано, что продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1-4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
Положениями статьи 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" установлено, что потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: нарушение установленных Законом РФ «О защите прав потребителей» сроков устранения недостатков товара.
Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет.
В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 года N 924 "Об утверждении перечня технически сложных товаров" телевизоры отнесены к технически сложным товарам.
В силу п. 5 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
В соответствии со ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; доказательства представляются сторонами.
Между тем, ответчик не представил доказательства продажи товара надлежащего качества, тогда как истцом представлено экспертное заключение ООО «<.......>», которое правомерно было принято судом в качестве доказательства.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что поскольку недостатки товара обнаружены за пределами гарантийного срока, но в пределах двух лет и данные недостатки возникли до передачи товара потребителю, правомерно пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований о расторжении договора купли-продажи товара с возвращением полученной за товар денежной суммы и взысканием неустойки за нарушение срока удовлетворения требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы (ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В силу пункта 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Принимая во внимание обстоятельства, настоящего дела и учитывая требования разумности и справедливости, судебная коллегия считает обоснованным решение суда о взыскании с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда в размере <.......> рублей.
В соответствии с п. 46 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
При этом, по смыслу законодательства о защите прав потребителей, штраф подлежит взысканию во всех случаях вынесения решения по делу в пользу потребителя.
Кроме того, исковые требования истца ответчик в добровольном порядке не удовлетворил.
Таким образом, при удовлетворении судом требований потребителя о взыскании оплаченных за товар денежных средств, неустойки и компенсации морального вреда, суд правомерно взыскал с ответчиков за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя (пункт 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»).
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, сделанные судом в ходе судебного разбирательства, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Судебная коллегия считает, что суд правильно установил фактические обстоятельства дела, предоставленным сторонами доказательствам дал надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального и процессуального права, доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку они не опровергают выводы суда и содержат лишь субъективную оценку установленным по делу обстоятельствам, а также направлены к иному толкованию норм материального и процессуального права, правильно примененных судом.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Тюменского районного суда Тюменской области от 13 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии: 1. 2.