ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-29965/2022 от 21.09.2022 Московского областного суда (Московская область)

Судья Белоусова М.А. Дело <данные изъяты>

Уникальный идентификатор дела

50RS0<данные изъяты>-85

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам М. областного суда в составе: председательствующего судьи Тарханова А.Г.,

судей Колотовкиной Е.Н., Мосиной И.А.,

при помощнике судьи ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> года апелляционную жалобу Министерства социального развития М.<данные изъяты> на решение Красногорского городского суда М.<данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску ФИО к Министерству социального развития М.<данные изъяты> о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи, обязании присвоить льготный статус многодетной семьи, взыскании судебных расходов,

заслушав доклад судьи Колотовкиной Е.Н.,

объяснения истца, представителя ответчика,

УСТАНОВИЛА:

ФИО обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству социального развития М.<данные изъяты> о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи, обязании присвоить льготный статус многодетной семьи, взыскании судебных расходов.

В обоснование иска истец указала, что является матерью троих несовершеннолетних детей, которые совместно с ней проживают на территории М.<данные изъяты>.

<данные изъяты> обратилась к ответчику для получения удостоверения, однако получила отказ по причине отсутствия регистрации несовершеннолетних детей ФИО и ФИО на территории М.<данные изъяты>.

Истец просила признать отказ в выдаче удостоверения незаконным, обязать ответчика присвоить льготный статус многодетной семьи, а также взыскать расходы по уплате государственной пошлины 300 руб.

Истец в судебное заседание суда первой инстанции исковые требования поддержала.

Представитель ответчика иск не признал по доводам, изложенным в отказе.

Решением суда исковые требования ФИО удовлетворены частично.

Суд возложил обязанность на Министерство социального развития М.<данные изъяты> присвоить льготный статус многодетной семьи ФИО.

Взыскал с Министерства социального развития М.<данные изъяты> в пользу ФИО судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В удовлетворении требований о признании незаконным решения Красногорского управления социальной защиты населения Министерства социального развития М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> отказано.

Не согласившись с решением суда, Министерство социального развития М.<данные изъяты> в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Представитель ответчика в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить.

Истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.

Судебная коллегия, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения в обжалуемой части.

Как установлено судом первой инстанции и следует из дела, ФИО является матерью троих несовершеннолетних детей: ФИО<данные изъяты> года рождения, ФИО<данные изъяты> года рождения, ФИО<данные изъяты> года рождения.

ФИО и ее несовершеннолетние дети, проживают на территории М.<данные изъяты> по адресу: М.<данные изъяты>, мкр. Опалиха, б-р Серебряный, <данные изъяты>, где в настоящее время ФИО, ФИО и ФИО<данные изъяты>) зарегистрированы по месту жительства, а ФИО зарегистрирована по месту пребывания до <данные изъяты>. Квартира находится в собственности ФИО

ФИО<данные изъяты> обратилась в Красногорское управление социальной защиты населения с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи.

Решением <данные изъяты> от <данные изъяты> отказано в предоставлении государственной услуги «Присвоение льготного статуса многодетной семье», со ссылкой на З. М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в М.<данные изъяты>» и Порядок присвоения льготного статуса многодетной семье в М.<данные изъяты>, утвержденный постановлением Правительства МО от <данные изъяты> N 822/30, в связи с отсутствием у заявителя права на присвоение льготного статуса.

В ответе Министерства социального развития населения МО <данные изъяты>.41ТГ-106/04 от <данные изъяты> на жалобу истца от <данные изъяты> заявителю разъяснено, что по данным СМЭВ у детей ФИО и ФИО отсутствует регистрация по месту жительства на территории МО.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями З. М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в М.<данные изъяты>», исходил из того, что у истца имеется право на меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством для указанной категории граждан, поскольку вся семья проживает на территории М.<данные изъяты>.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается в силу следующего.

В силу ст. 26.3 Федерального З. от <данные изъяты> N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в п. 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными З., дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными З. о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в частности решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).

Таким образом, вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным З. и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.

З. М.<данные изъяты> от <данные изъяты> N 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в М.<данные изъяты>», устанавливает виды мер социальной поддержки, компенсаций, пособий, в том числе многодетным семьям, проживающим на территории М.<данные изъяты>.

В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса РФ и ст. 2 Закона Российской Федерации от <данные изъяты> N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от <данные изъяты> N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, указал, что регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным З. способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

На основании указанных положений, регистрация не входит в понятие «место жительства», а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

На основании ст. 2 З. многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).

Согласно З. М.<данные изъяты> от <данные изъяты> N 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в М.<данные изъяты>» меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим З., предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством М.<данные изъяты>.

Постановление Правительства МО от <данные изъяты> N 1029/45 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи» устанавливает правила и условия выдачи удостоверения многодетной семьи (далее - удостоверение).

В соответствии с названным Постановлением удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) (далее - ребенок, дети) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения (далее - образовательная организация) и не достигли 23 лет (далее - Заявитель). Удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в М.<данные изъяты>. Многодетной семье выдается одно удостоверение на семью. За получением удостоверения Заявитель обращается в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития М.<данные изъяты> (далее - Подразделение) или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства.

Несмотря на то, что ФИО, ФИО и ФИО<данные изъяты>) зарегистрированы по месту жительства, а ФИО зарегистрирована по месту пребывания до <данные изъяты>. Квартира находится в собственности ФИО, суд пришел к выводу о том, что фактически они проживают по месту регистрации ФИО и несовершеннолетних детей ФИО и ФИО

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку материалами дела подтверждается, что ФИО, и ее несовершеннолетние дети фактически проживают в жилом помещении по адресу: М.<данные изъяты>, мкр. Опалиха, б-р Серебряный, <данные изъяты>.

Само по себе отсутствие у ФИО регистрации по указанному адресу не может лишать истца на получение мер социальной поддержки.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона Российской Федерации от <данные изъяты> N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Из анализа положений статей 2 и 3 названного Федерального З. следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, З. Российской Федерации, конституциями и З. республик в составе Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от <данные изъяты> N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным З. способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 1 З. М.<данные изъяты> N 1/2006-ОЗ действие настоящего З. распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в М.<данные изъяты>.

Таким образом, законодатель субъекта Российской Федерации распространил действие указанного З. на отдельную категорию граждан, имеющих место жительства в М.<данные изъяты>.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку суд первой инстанции, разрешая спор, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, основания для отмены решения суда судебная коллегия не находит.

руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Красногорского городского суда М.<данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития М.<данные изъяты> – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи