ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-29/19 от 14.01.2019 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Тарасова Л.А. Дело № 33-29 /2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Басковой Г.Б.

судей Бачинской Н.Ю., Маренниковой М.В.

при секретаре Степановой О.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле

дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ярославле на решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 3 октября 2018 года, которым постановлено:

Признать решение начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ярославле № 135/18 от 09.06.2018 г. в отношении ФИО1 недействительным.

Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Ярославле включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п.6 ч. 1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях», период прохождения военной службы по призыву с 10.08.1984 г. по 26.08.1986г.

Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Ярославле с 01.06.2018 г. возобновить ФИО1 выплату ранее назначенной пенсии.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Ярославле в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Заслушав доклад судьи Бачинской Н.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Решением пенсионного органа №135/18 от 20.04.2018 г. ФИО1 с 6.01.2018 г. по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" была назначена досрочная страховая пенсия. Специальный стаж работы в районах Крайнего Севера составил 8 лет 2 месяца 16 дней (для возраста 57 лет 4 месяца требуется 8 лет).

Решением начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ярославле №135/18 от 9.06.2018 г. принято новое решение, которым из специального стажа был исключен период прохождения военной службы с 10.08.1984 по 26.08.1986 на должностях офицерского состава, т. к. постановлением Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Северу, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» служба на должностях офицерского состава не предусмотрена; решение от 20.04.2018 № 135/18 о назначении пенсии ФИО1 признано недействительным, выплата пенсии с 1.06.2018 г. прекращена в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Специальный стаж составил 6 лет 1 мес. 29 дней при требуемом в возрасте 57 лет 4 месяца - 8 лет.

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ярославле о признании незаконным решения вышеуказанного решения, включении периода прохождения действительной военной службы по призыву с 10.08.1984 г. по 26.08.1986 г. в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на уменьшение установленного возраста выхода на пенсию и возобновлении выплаты пенсии со дня прекращения - с 1.06.2018 г., взыскании судебных расходов по оплате госпошлины.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, обсудив их, заслушав в поддержание доводов жалобы представителей ГУ УПФ РФ в г. Ярославле по доверенностям ФИО2, ФИО3, возражения ФИО1, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене постановленного судом решения.

С выводом суда о включении в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п.6 ч. 1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях», периода прохождения военной службы по призыву с 10.08.1984 г. по 26.08.1986 г. и возобновлении выплаты пенсии, судебная коллегия согласиться не может.

Доводы жалобы о том, что действовавшее как в спорный период, так и в настоящее время законодательство не предусматривает включение службы в армии на должностях офицерского состава в северный стаж, заслуживают внимания.

Федеральный законодатель в пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, определил условия назначения страховой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста лицам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе закрепил минимальную продолжительность стажа работы в указанных районах, согласно которых страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года (часть 2).

Признавая незаконным решение пенсионного органа в оспариваемой части и включая службу в армии в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд руководствовался Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", Постановлением Совета Министров СССР от 04 апреля 1961 года N 286"Об исчислении непрерывного стажа работы уволенным в запас или в отставку офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы, а также лицам начальствующего и рядового состава органов МВД РСФСР, проходившим службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и поступившим на работу в этих районах и местностях", Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях", Законом СССР от 12 октября 1967 г. «О всеобщей воинской обязанности», позволяющими включить службу в армии в северный стаж.

По мнению судебной коллегии выводы суда в указанной части основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Согласно ст. 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Как следует из дела, ФИО1 в период с 10.08.1984 г. по 26.08.1986 проходил действительную срочную военную службу в ВС СССР по призыву в звании старшего лейтенанта в войсковой части , расположенной в <адрес>, относящемуся к районам Крайнего Севера.

Стажа работы в особых условиях труда, как до призыва на военную службу, так и после ФИО1 не имел.

На службу в ВС СССР призывался Красноперекопским ГВК г. Ярославля.

Решением пенсионного органа от 9.06.2018 г. №135/18 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера - 8 лет. Пенсионным органом в специальный стаж истца засчитаны периоды работы в районах Крайнего Севера продолжительностью 6 лет 1 мес. 29 дней.

В северный стаж работы истца не засчитан период действительной срочной военной службы в ВС СССР по призыву в звании старшего лейтенанта в войсковой части с 10.08.1984 г. по 26.08.1986 г.

В период службы истца действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", который право на пенсию по старости на льготных условиях за работу в районах Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не предусматривал.

Указанный закон утратил силу в связи с принятием Закона СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР".

С 1 марта 1960 года введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (далее - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года), который в пп. "д" п. 5 предусмотрел для лиц, прибывших в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, и заключивших срочный трудовой договор о работе в этих районах возможность исчисления одного года работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности. Иных льгот в области пенсионного обеспечения данным Указом предусмотрено не было.

Таким образом, приведенным Указом был предусмотрен только льготный порядок исчисления стажа работы в районах РКС и МКС по срочному трудовому договору.

С 01 января 1968 года введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года N 1908-У11 "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (далее - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года N 1908-У11), которым в п. 2 предусмотрено право рабочих и служащих, проработавших в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, на пенсии по старости мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.

Во исполнение статьи 60 Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" принято Постановление Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, которое утвердило Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (далее - Положение от 03 августа 1972 года N 590).

В соответствии с пп. "д" п. 16 названного Положения от 03 августа 1972 года N 590 право на пенсию по старости на льготных условиях имели рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Анализ приведенных норм действовавшего в период возникновения спорных правоотношений законодательства свидетельствует о том, что как Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года N 1908-У11, так и Положение от 03 августа 1972 года N 590 предусматривали право на пенсию по старости на льготных условиях рабочим и служащим, проработавшим не менее 15 календарных лет в РКС либо не менее 20 календарных лет в МКС, мужчинам - по достижении 55 лет, а женщинам - по достижении 50 лет. Дополнительно к названным требованиям Положение от 03 августа 1972 года N 590 установило требование к необходимому стажу работы: не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет - для женщин. При этом, назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже ни одним нормативным актом предусмотрено не было.

Исходя из того, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года была предусмотрена только возможность кратного исчислении стажа работы в РКС и МКС по срочному трудовому договору, то, следовательно, той категории лиц, которая предусмотрена Постановлением Совета Министров СССР от 04 апреля 1961 года N 286, время их непрерывной службы в РКС и МКС, подлежало зачету в непрерывный стаж работы, если они поступили на работу в этих районах и местностях по срочному трудовому договору не позднее трех месяцев после увольнения в запас или в отставку.

Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" было установлено, что солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Право на зачет времени действительной срочной военной службы в ВС СССР по призыву офицерам в стаж работы, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже, ни Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года, ни Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года предусмотрено не было.

Назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже впервые было предусмотрено статьей 14 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1), в соответствии с которой пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется правило, установленное частью второй настоящей статьи.

К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона.

Согласно статье 90 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.

При этом, указанным Законом включение в требуемую продолжительность северного стажа периодов военной службы, проходившей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не предусматривалось.

В связи с принятием Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", после чего утратил силу Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1, издано постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, утвердившее Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила от 11 июля 2002 года N 516), которые регулируют порядок подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

В соответствии с п. 4 Правил от 11 июля 2002 года N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Согласно п. 2 этих же Правил при досрочном назначении трудовой пенсии по старости производится суммирование работ с вредными и тяжелыми условиями труда. К периодам работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется суммирование работ, предусмотренных в ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях".

В силу положений пп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.

В соответствии с правовой позицией, изложенной пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", утратившего силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", которое действует в настоящее время, предусмотрено, что, решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.

Ныне действующий с 01 января 2015 года Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", нормы которого приведены выше, также не предусматривает права на зачет в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, независимо от того, где проходила данная служба.

Приведенными правовыми нормами установлено, что при определении стажа для назначения пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к указанной работе приравнивается определенная трудовая деятельность, дающая право на пенсию в связи с особыми условиями труда. Возможности включения в специальный стаж срочной действительной военной службы на офицерских должностях, ни нормы законодательства, действовавшего в период службы истца, ни нормы действующего в настоящее время пенсионного законодательства не предусматривают.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что решение законодателя не включать периоды прохождения военной и приравненной к ней службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (в настоящее время страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 23 декабря 2014 года N 2781-О, от 16 июля 2015 года N 1640-О, от 28 января 2016 г. N 48-О и др.).

Учитывая изложенное, период действительной срочной военной службы в ВС СССР по призыву в звании старшего лейтенанта в войсковой части с 10.08.1984 г. по 26.08.1986 г. не подлежит включению в специальный стаж в районах Крайнего Севера.

Позицию истца о том, что Постановление Совета Министров СССР от 4.04.1961 г. № 286, Положение о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 1985 г. № 240 позволяют включить службу в ВС СССР в северный стаж, судебная коллегия отклоняет, как основанную на ошибочном их толковании.

Положение о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 18 марта 1985 г. N 240, в статьях 56, 67 позволяет включить время нахождения лиц офицерского состава на действительной военной службе в Вооруженных Силах СССР в общий трудовой стаж, а также в непрерывный трудовой стаж и стаж работы по специальности в соответствии с действующим законодательством. Если служба проходила в районах Крайнего Севера и в местностях приравненных к в районам Крайнего Севера, то лицам офицерского состава уволенным в запас или отставку из воинских частей и поступившим на работу в этих районах и местностях не позднее трех месяцев после увольнения, время их службы засчитывается в непрерывный трудовой стаж для получения надбавки к заработной плате и других льгот, установленных для рабочих и служащих в работу в РКС и МКС.

В спорный период времени льготы рабочих и служащих за работу в РКС и МКС были определены Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" и от 26.09.1967 N 1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", ст. 251 КЗоТ РСФСР, которые регулировали вопросы доплат, надбавок к заработной плате, дополнительных отпусков, оплаты проезда к месту отпуска и обратно, обеспечение жилой площадью, кратного исчисления стажа 1 года работы на Севере как один год и 6 месяцам и иных льгот, не предусматривающих включение в северный стаж службы в армии на офицерских должностях.

Постановление Совета Министров СССР от 4.04.1961 г. № 286 также предусматривает возможность включение службы в армии при вышеприведенных условиях в непрерывный стаж работы, дающий право на получение льгот, не связанных с пенсионным обеспечением.

По изложенным мотивам оснований для включения службы в ВС СССР в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п.6 ч. 1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях», у суда не имелось.

На дату обращения в пенсионный орган специальный стаж истца в районах Крайнего Севера - 6 лет 1 мес. 29 дней включенных органом Пенсионного фонда РФ, что недостаточно для снижения пенсионного возраста. Следовательно, права на досрочную страховую пенсию истец не имеет, в связи с чем решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в иске.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 3 октября 2018 г. отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи