ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-29/2018Г от 27.02.2018 Суда Ненецкого автономного округа (Ненецкий автономного округ)

Судья Яровицына Д.А. Строка 200, госпошлина 150 руб.

Докладчик Рожин Н.Н. Дело № 33-29/2018 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нарьян-Мар 27 февраля 2018 г.

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи Селезнева С.С.,

судей Рожина Н.Н., Неустроева А.В.,

при секретаре судебного заседания Чипсановой А.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Глухова В.Е. на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 7 декабря 2017 г., которым постановлено:

исковое заявление Глухова Вадима Евгеньевича к администрации муниципального образования «Тиманский сельсовет» Ненецкого автономного округа о признании незаконным распоряжения оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Рожина Н.Н., объяснения истца Глухова В.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Глухов В.Е. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Тиманский сельсовет» Ненецкого автономного округа (далее по тексту – Администрация МО «Тиманский сельсовет» НАО) о признании незаконным распоряжения главы МО «Тиманский сельсовет» НАО от 25 октября 2017 г. № 142 л/с, которым отменено распоряжение главы МО «Тиманский сельсовет» НАО от 17 октября 2017 г. л/с о назначении ему, как лицу, замещавшему выборные должности местного самоуправления, ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости по той причине, что им в период замещения выборной должности местного самоуправления совершены преступления коррупционной направленности, предусмотренные ч. 2 ст. 286 УК РФ, что является основанием для отказа в указанной доплате.

Истец полагает, что обжалуемое распоряжение является незаконным, нарушающим его права, поскольку аннулированы все правовые последствия, связанные с его судимостью.

Судом вынесено приведенное выше решение, с которым не согласился Глухов В.Е. В апелляционной жалобе он просит решение отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение. Полагает, что имеет право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 6 Закона Ненецкого автономного округа «О гарантиях лицам, замещавшим выборные должности местного самоуправления в Ненецком автономном округе». Указывает, что суд первой инстанции неверно толкует положения ст. 86 УК РФ. Считает, что вступившие в законную силу с 1 января 2015 года дополнения в закон Ненецкого автономного округа «О гарантиях лицам, замещавшим выборные должности местного самоуправления в Ненецком автономном округе», предусматривающие неустановление доплаты к пенсии лицам, совершившим в период замещения выборных должностей преступления коррупционной направленности, распространяются только на тех лиц, которые с 1 января 2015 года приступили к замещению выборной должности местного самоуправления.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного постановления, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25 - ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон о муниципальной службе) муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч. 1 ст. 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23).

В силу ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Приведенные нормативные положения Закона о муниципальной службе направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

Пунктом 11 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п.п. 2, 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На основании ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Раскрывая правовую природу ежемесячных доплат к пенсиям Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить, изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации, муниципальным служащим, лицам, замещавшим должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям (определения от 11 мая 2006 г. № 88-О, от 3 апреля 2007 г. № 332-О-П, от 15 января 2008 г. № 107-О-О и № 108-О-О, от 1 октября 2009 г. № 1060-О-О, от 24 января 2013 г. № 63-О).

Условия, порядок назначения и выплаты муниципальной пенсии лицам, замещающим выборные должности местного самоуправления в Ненецком автономном округе, урегулирован законом Ненецкого автономного округа от 1 июля 2008 г. № 35-ОЗ «О гарантиях лицам, замещающим выборные должности местного самоуправления в Ненецком автономном округе» (далее по тексту - Закон НАО № 35-ОЗ).

Из положений ст.ст. 1, 6 данного закона следует, что главы муниципальных образований имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», в случае отставки по собственному желанию в связи с выходом на страховую пенсию. Ежемесячная доплата к пенсии этим лицам устанавливается при наличии стажа работы на территории Ненецкого автономного округа не менее 12,5 календарных лет, при замещении выборных должностей местного самоуправления более двух лет (в течение одного срока полномочий) - 30 процентов, а в случае замещения выборных должностей местного самоуправления более четырех лет (в течение двух и более сроков полномочий) - 45 процентов ежемесячного денежного содержания лица, замещающего выборную муниципальную должность, с применением районного коэффициента и без учета процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера.

Указанная в настоящей статье доплата к пенсии не устанавливается, если лицами, претендующими на получение доплаты к пенсии, в период замещения выборных должностей местного самоуправления (государственных должностей, должностей государственной гражданской службы, должностей муниципальной службы) были совершены преступления коррупционной направленности, предусмотренные ст.ст.159, 160, 201, 204, 304, 305 и главой 30 УК РФ, за которые они были осуждены вступившим в законную силу приговором суда, а также в отношении которых уголовное преследование за совершение преступлений указанной категории было прекращено по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 24, ст. 25, п. 3 ч. 1 ст. 27, ст. 28 УПК РФ.

В соответствии с порядком выплаты ежемесячной доплаты к пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим выборные должности в органах муниципального образования «Тиманский сельсовет» Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением администрации МО «Тиманский сельсовет» НАО от 11 августа 2011 г. № 53, ежемесячная доплата к пенсии по старости выплачивается в соответствии с Законом НАО № 35-ОЗ.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Глухов В.Е. в периоды с 24 апреля 2001 года по 14 мая 2005 года, с 15 мая 2005 года по 23 октября 2009 года занимал выборную должность главы МО «Тиманский сельсовет» НАО, его полномочия прекращались в связи с вступлением в должность вновь избранного главы муниципального образования.

Вступившим в законную силу приговором Нарьян-Марского городского суда от 14 апреля 2011 года Глухов В.Е. признан виновным в совершении трех преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 286 УК РФ, с назначением по правилам ч. 3 ст. 69 УК РФ наказания в виде штрафа в размере 350 000 рублей в доход государства и взысканием с него в пользу МО «Тиманский сельсовет» имущественного ущерба в размере 1 509 011 рублей 76 копеек.

Из данного приговора следует, что преступления были совершены главой МО «Тиманский сельсовет» НАО Глуховым В.Е. в период с 1 января 2007 года по 1 декабря 2008 года, в результате которых муниципальному образованию причинен ущерб в размере 1 509 011 рублей 76 копеек.

В период с 16 сентября 2014 года по 3 октября 2017 года истец занимал выборную должность главы МО «Коткинский сельсовет» Ненецкого автономного округа, полномочия его прекращены на основании отставки по собственному желанию в связи с выходом на страховую пенсию.

С 4 октября 2017 года истец является получателем страховой пенсии по старости.

12 октября 2017 года Глухов В.Е. обратился к главе МО «Тиманский сельсовет» НАО с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с Законом НАО № 35-ОЗ за периоды замещения им выборной должности главы МО «Тиманский сельсовет» НАО в течение двух сроков полномочий с 24 апреля 2001 года по 14 мая 2005 года, с 15 мая 2005 года по 23 октября 2009 года.

Распоряжением главы МО «Тиманский сельсовет» НАО от 17 октября 2017 г. № 138 л/с Глухову В.Е. установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости в размере 49 332 рублей 48 копеек.

Действие данного распоряжения в порядке самоконтроля отменено распоряжением главы МО «Тиманский сельсовет» НАО от 25 октября 2017 г. л/с в связи с привлечением ФИО1 к уголовной ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности, предусмотренных ч. 2 ст. 286 УК РФ, что в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона НАО -ОЗ является основанием для отказа в установлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости.

Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемое распоряжение об отмене ранее вынесенного распоряжения о назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии является законным и обоснованным, поскольку Глухов В.Е. в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона НАО № 35-ОЗ не имел права на назначение ему ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, так как в период замещения должности главы МО «Тиманский сельсовет» НАО совершил преступления коррупционной направленности, предусмотренные ч. 2 ст. 286 УК РФ.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на оценке представленных суду доказательств, правильном применении норм материального права.

Доводы жалобы о том, что истец имеет право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 6 Закона НАО № 35-ОЗ является несостоятельным по следующим основаниям.

Действующее законодательство и положения ст. 6 Закона НАО № 35-ОЗ, связывают момент назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости и ее выплаты с моментом обращения гражданина, имеющего право на такое обеспечение, то есть назначение доплаты носит заявительный характер, поскольку получение социальной доплаты к пенсии является правом пенсионера-заявителя и реализуется путем предоставления соответствующего заявления в муниципальный орган.

Право Глухова В.Е. в соответствии с Законом НАО № 35-ОЗ на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости возникло только с 4 октября 2017 года, то есть дня, когда ему была назначена страховая пенсия по старости и его отставки по собственному желанию в связи с выходом на страховую пенсию. С заявлением о назначении указанной доплаты истец обратился 12 октября 2017 г. Следовательно, положения Закона НАО № 35-ОЗ распространяются на Глухова В.Е. в редакции от 23 июня 2017 года и обратной силы не имеют (ст. 4 ГК РФ).

С 1 января 2015 года в ч. 1 ст. 6 Закона НАО № 35-ОЗ внесены изменения, предусматривающие основания отказа в назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, которыми в период замещения выборных должностей местного самоуправления были совершены преступления коррупционной направленности, предусмотренные гл. 30 УК РФ, и они были осуждены вступившим в законную силу приговором суда.

Принимая во внимание, что Глуховым В.Е. в период замещения им выборной должности главы муниципального образования с 15 мая 2005 года по 23 октября 2009 года были совершены три преступления <данные изъяты>, по которым он был осужден вступившим в законную силу приговором суда от 14 апреля 2011 г. оснований для назначения ему такой доплаты к пенсии не имелось.

Не имеет правового значения несовершение Глуховым В.Е. преступлений в период его работы главой МО «Тиманский сельсовет» НАО с 2001 года по 2005 год, поскольку положения ч. 1 ст. 6 Закона НАО № 35-ОЗ предусматривают не установление лицам ежемесячной доплаты к страховой пенсии независимо от того в какой из периодов замещения выборных должностей местного самоуправления совершены преступления коррупционной направленности.

Глухов В.Е. не обращался к ответчику с заявлением о назначении ему ежемесячной доплаты к пенсии за период работы главой муниципального образования «Коткинский сельсовет» Ненецкого автономного округа, решение ответчиком по указанному периоду работы Глуховым В.Е. не принималось, поэтому доводы жалобы о праве истца на ежемесячную доплату к страховой пенсии за замещение указанной выборной должности рассмотрению не подлежат.

Погашение у Глухова В.Е. судимостей за совершенные им преступления, не влечет назначение ему ежемесячной доплаты к пенсии, поскольку законодатель субъекта Российской Федерации, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, определил круг лиц, которым ежемесячная доплата к пенсии не устанавливается, что связано с совершением ими в период замещения выборных должностей преступлений коррупционной направленности, за которые они были осуждены приговором суда, а не с наличием у таких лиц судимости, понятие которой содержится в ст. 86 УК РФ.

Довод жалобы о том, что с момента утверждения постановлением администрации МО «Тиманский сельсовет» НАО от 11 августа 2011 г. № 53 порядка выплаты ежемесячной доплаты к пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим выборные должности в органах муниципального образования «Тиманский сельсовет» Ненецкого автономного округа, в указанный порядок не были внесены изменения, которые вносились в Закон НАО № 35-ОЗ, не влечет незаконность обжалуемого распоряжения и решения, поскольку указанный порядок предусматривает выплату ежемесячной доплаты к пенсии по старости в соответствии с Законом НАО № 35-ОЗ.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и не опровергают законность и обоснованность вынесенного судебного решения.

Таким образом, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 7 декабря 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Глухова В.Е. - без удовлетворения.

Председательствующий С.С. Селезнев

Судьи Н.Н. Рожин

А.В. Неустроев