ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2/2018 от 18.04.2018 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Пшеничная Ж.А. Дело №33-2/2018.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 апреля 2018 года г. Ставрополь

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

судьи-председательствующего Минаева Е.В.,

судей: Киселева Г.В., Медведевой Д.С.

при секретаре судебного заседания Богдановой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае ФИО1, апелляционному представлению прокурора г. Ставрополя Степанова Сергея Николаевича, апелляционному представлению исполняющего обязанности Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Калмыкова М.Н. на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 11 ноября 2016 года

по исковому заявлению прокурора г. Ставрополя С.Н.Степанова в защиту интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации к Администрации г. Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании отсутствующим права аренды на земельные участки, признании договоров аренды земельных участков и соглашений о передаче прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков недействительными (ничтожными) сделками, применении последствий недействительности ничтожных сделок, аннулировании (исключении) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве аренды земельных участков, записи регистрации соглашений о передаче прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков, исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках, истребовании земельных участков из незаконного владения;

по исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора С.А.Белевцева в защиту интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации к ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании сведений о границах земельных участков подлежащими уточнению, а площади - ориентировочной,

заслушав судью-докладчика Киселева Г.В.,

установила:

10 июля 2015 года прокурор г. Ставрополя обратился в Октябрьский районный суд г. Ставрополя с иском к Администрации г. Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ставрополя, ФИО2 о признании недействительным постановления Администрации г. Ставрополя, признании недействительными (ничтожными) сделками договоры аренды, применении последствий недействительности ничтожно сделки в виде прекращения права аренды, аннулировании (исключении) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о регистрации, исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках, истребовании земельных участков, указав, что постановлением Главы г. Ставрополя №793 от 17 марта 2008 года утверждён акт выбора земельного участка ООО «Восход» площадью 7.580 кв.м. по пер. Изыскательскому, 20 и он предоставлен в аренду на 3 года для проектирования и строительства офисного комплекса. Постановлением Администрации г. Ставрополя №1432 от 23 мая 2012 года в соответствии с договором купли-продажи недвижимости от 19 июля 2011 года свидетельством о государственной регистрации права от 01 августа 2011 года № «» ФИО2 предоставлен земельный участок на 3 года площадью 7.580 кв.м. по пер. Изыскательскому, 20 для продолжения строительства офисного комплекса. Постановлением Администрации г. Ставрополя №2107 от 26 июня 2013 года на основании решения Промышленного районного суда г. Ставрополя от 06 марта 2013 года изменён вид разрешённого использования земельного участка по пер. Изыскательскому, 20, предоставленного ФИО2 для продолжения строительства офисного комплекса на использование под усадебные жилые дома. Постановлением Администрации г. Ставрополя №513 от 13 февраля 2014 года земельный участок площадью 7.580 кв.м. с кадастровым номером «» по пер. Изыскательскому, «» в квартале 600, категория земель - земли населённых пунктов, предоставленный в аренду ФИО2 для использования под усадебные жилые дома, разделен на пятнадцать земельных участков. Проверкой, проведенной прокуратурой г. Ставрополя установлено, что местоположение обследуемых земельных участков на местности определено с применением геодезической спутниковой аппаратуры LEICA GS10 заводской номер 2883056, принадлежащий МУП «Земельная палата» (свидетельство о поверке от 19 января 2015 года, действительно до 19 января 2016 года). Определение границ осуществлялось по координатам точек границ крайних земельных участков с кадастровым номером «», указанным в кадастровых выписках на эти земельные участки от 01 марта 2015 года «». Произведён вынос земельных участков кадастровым номером «» в натуру, углы которых закреплены деревянными кольями, конфигурация участков обозначена сигнальными лентами для визуального установления границ всех пятнадцати земельных участков. При помощи геодезической спутниковой аппаратуры определены на местности координаты точек границ лесного фонда (графическая схема подготовлена при помощи программы Maplnfo Professional (версия 11.0.3). Всего определено 3 точки, которые имеют следующие координаты: точка №2, соответствует поворотной точке №19, планшета №9 ГКУ «Ставропольское лесничество». При осмотре установлено, что на 14 земельных участках (кроме участка с кадастровым номером «») имеются деревья. Согласно материалам лесоустройства 1996 года, планшет №9 ГКУ «Ставропольское лесничество», земельные участки с кадастровыми номерами «», частично входят в земли лесного фонда урочища «Русская лесная дача», квартал «», выдел «»; земельный участок с кадастровый номером «» полностью входит в вышеуказанные земли лесного фонда. При помощи программы Maplnfo Professional установлена площадь пересечения с землями лесного фонда следующих участков: земельный участок с кадастровым номером «» - 580 кв.м., земельный участок с кадастровым номером «» - 451,9 кв.м., земельный участок с кадастровым номером «» - 322,1 кв.м., земельный участок с кадастровым номером «» - 212,7 кв.м., земельный участок с кадастровым номером «» - 198,6 кв.м., земельный участок с кадастровым номером «» - 195,8 кв.м., земельный участок с кадастровым номером «» - 191,7 кв.м., земельный участок с кадастровым номером «» - 188 кв.м., земельный участок с кадастровым номером «» - 184,8 кв.м., земельный участок с кадастровым номером «» - 180,5 кв.м., земельный участок с кадастровым номером «» - 177,4 кв.м., земельный участок с кадастровым номером «» - 172,8 кв.м., земельный участок с кадастровым номером «» - 169,7 кв.м., земельный участок с кадастровым номером «» - 165,6 кв.м., земельный участок с кадастровым номером «» - 162 кв.м. Постановление о предоставлении ФИО2 земельных участков по переулку Изыскательскому, «», находящихся на землях лесного фонда, является незаконным, подлежит признанию судом недействительным, и как недействительное, не подлежит применению, в связи с чем в силу положений статей 25, 26 ЗК РФ не может порождать юридических последствий, в том числе, возникновения у ФИО2 права аренды на спорные земельные участки по пер. Изыскательскому «». Внесение в ЕГРП на основании этого постановления записи о регистрации за ним права аренды на спорные участки не свидетельствует о добросовестности приобретения им этого права, и правомерности владения им на правах аренды. Спорный участок, являющийся частью земель лесного фонда Российской Федерацией не отчуждался, выбыл из владения государства помимо воли собственника на основании оспариваемого постановления, принятого должностным лицом неполномочного на распоряжение землями лесного фонда органа местного самоуправления, противоречащего лесному, земельному, гражданскому законодательству, законам №66-ФЗ и №201-ФЗ. В земли других категорий в порядке, установленном законом, не переводился, следовательно, прав по владению и распоряжению этим участком у третьего лица возникнуть не могло. Спорный участок находится в аренде у ФИО2 без надлежащего правового основания. Спорный участок, незаконно выбывший из федеральной собственности помимо воли собственника, подлежит истребованию у ФИО2, как у лица, не приобретшего на него права аренды, и владеющего им без законных оснований. Предоставление земель лесного фонда для использование под усадебное строительство, не соответствуют их целевому назначению и полезным функциям лесов, имеющих категорию защитных, нарушает публичные интересы, в том числе право неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду. О предоставлении земельного участка в аренду ФИО2 и допущенных нарушениях закона в прокуратуре г. Ставрополя стало известно 06 апреля 2015 года в ходе проверки обращения ФИО5 по вопросу законности предоставления земельных участков по пер. Изыскательскому, «» и 1-я Промышленная, «» в г. Ставрополе. Просил суд признать недействительным постановление Администрации г. Ставрополя от 13 февраля 2014 года №513 «О разделе земельного участка по пер. Изыскательскому, «» в квартале «» на пятнадцать земельных участков и предоставлении ФИО2 в аренду земельных участков по переулку Изыскательскому, «» в квартале «». Признать договоры аренды земельных участков №3481-3494 от 14 апреля 2014 года, расположенных по адресу: <...> «» в квартале «», с назначением - земли населённых пунктов, предоставленных в аренду для использование под усадебные жилые дома, имеющие кадастровые номера: «» недействительной (ничтожной) сделкой. Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде прекращения права аренды на земельные участки, расположенные по адресу: <...> «» в квартале «», с назначением - земли населённых пунктов, предоставленных в аренду для использование под усадебные жилые дома, имеющие кадастровые номера:. «». Аннулировать (исключить) в Едином государственном реестре право на недвижимое имущество и сделок с ним записи регистрации от 17 сентября 2014 года за «» о праве аренды земельных участков ФИО2 с кадастровыми номерами «», расположенные по адресу: <...> «», с назначением - земли населённых пунктов, предоставленных в аренду для использование под усадебные жилые дома. Исключить из государственного кадастра недвижимости (снять с кадастрового учёта) сведения о земельных участках с кадастровыми номерами «», расположенные по адресу: <...> «», с назначением - земли населённых пунктов, предоставленных в аренду для использование под усадебные жилые дома (л.д.9-20).

Определением Октябрьского районного суда от 23 июля 2015 года данное гражданское дело передано для рассмотрения в Промышленный районный суд г. Ставрополя (л.д.173-176).

25 декабря 2015 года прокурор г. Ставрополя уточнил субъектный состав лиц, предъявив требования к Администрации г. Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, ФИО2, ФИО3, ФИО4, просил суд признать отсутствующим право аренды ФИО2 на земельные участки с кадастровыми номерами «», расположенные по адресу: <...> «» с назначением - земли населённых пунктов, предоставленных в аренду для использование под усадебные жилые дома. Признать договоры аренды земельных участков, заключенные с ФИО2 №3481-3494 от 14 апреля 2014 года, расположенных по адресу: <...> «» с назначением - земли населённых пунктов, предоставленных в аренду для использование под усадебные жилые дома, имеющие кадастровые номера: «» недействительной (ничтожной) сделкой. Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде прекращения права аренды ФИО2 на земельные участки, расположенные по адресу: <...> «» с назначением - земли населённых пунктов, предоставленных в аренду для использование под усадебные жилые дома, имеющие кадастровые номера: «». Аннулировать (исключить) в Едином государственном реестре право на недвижимое имущество и сделок с ним записи регистрации от 17 сентября 2014 года за «» о праве аренды земельных участков ФИО2 с кадастровыми номерами «», расположенные по адресу: <...> «» с назначением - земли населённых пунктов, предоставленных в аренду для использование под усадебные жилые дома. Исключить из государственного кадастра недвижимости (снять с кадастрового учёта) сведения о земельных участках с кадастровыми номерами «», расположенные по адресу: <...> «» с назначением - земли населённых пунктов, предоставленных в аренду для использование под усадебные жилые дома. Признать соглашения от 25 сентября 2014 года о передаче прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков от 14 апреля 2014 года №3481, №3482, №3483, №3484, №3485, №3486, №3487, №3488, №3489, №3490, №3491, №3492, №3493, №3494, расположенных по пер. Изыскательскому, «», предоставленных в аренду для продолжения строительства усадебных жилых домов ФИО4 категория земель - земли населённых пунктов, имеющих кадастровые номера «» недействительной (ничтожной) сделкой. Признать соглашение от 16 апреля 2015 года о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 14 апреля 2014 года №3480, расположенного по пер. Изыскательскому, «» ФИО3, категория земель - земли населённых пунктов, имеющего кадастровый номер «» недействительной (ничтожной) сделкой. Применить последствия недействительности ничтожных сделок в виде прекращения права аренды ФИО4, ФИО3 на земельные участки, расположенные по адресу: <...> «», с назначением земли населённых пунктов, предоставленных в аренду для использования под усадебные жилые дома, имеющие кадастровые номера: «». Исключить из Единого Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации соглашений о передаче прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков, расположенных по пер. Изыскательскому, «» г. Ставрополя от 30 апреля 2015 года за «»«» за ФИО3, от 10 октября 2014 года за «», 11 декабря 2014 года за «», 10 октября 2014 года за «», 10 октября 2014 года за «», 10 октября 2014 года за «», 10 октября 2014 года за «», 10 октября 2014 года за «», 10 октября 2014 года за «», 10 октября 2014 года за «», 10 октября 2014 года за «», 10 октября 2014 года за «», 10 октября 2014 года за «» октября 2014 года за «», 10 октября 2014 года за «» ФИО4 по земельным участкам, имеющим кадастровые номера: «». Истребовать земельные участки с кадастровыми номерами «», расположенные по адресу: <...> «» с назначением - земли населённых пунктов, предоставленных в аренду для использования под усадебные жилые дома из незаконного владения ФИО4, ФИО3 (том 6 л.д.179-192).

04 февраля 2016 года прокурор г. Ставрополя подал заявление об отказе от требований по иску, поданному 02 июля 2015 года (том 6 л.д.233).

Определением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 04 февраля 2016 года принят отказ прокурора г. Ставрополя от требований о признании недействительным постановления Администрации г. Ставрополя от 13 февраля 2014 года №513 «О разделе земельного участка по переулку Изыскательскому, «» на пятнадцать земельных участков и предоставлении ФИО2 в аренду земельных участков по пер. Изыскательскому, «» г. Ставрополя», производство по гражданскому делу в данной части иска прокурора г. Ставрополя в защиту интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации к Администрации г. Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ставрополя, ФИО2, ФИО3, ФИО4 прекращено. Судом разъяснены последствия прекращения производства по делу, предусмотренные статьями 173 и 221 ГПК РФ, а именно, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (том 6 л.д.234-237).

16 декабря 2015 года Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Промышленный районный суд г. Ставрополя в защиту интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации с иском к Администрации г. Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ставрополя, ФИО2, указав, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО6 о нарушении природоохранного законодательства при предоставлении земельных участков в <...> «». Установлено, что постановлением Главы г. Ставрополя №793 от 17 марта 2008 года утверждён акт выбора земельного участка ООО «Восход» площадью 7.580 кв.м. по пер. Изыскательскому, «». Земельный участок предоставлен в аренду на 3 года для проектирования и строительства офисного комплекса. Постановлением администрации г. Ставрополя №1432 от 23 мая 2012 года ФИО2 предоставлен земельный участок на 3 года площадью 7.580 кв.м. по пер. Изыскательскому, «» для продолжения строительства офисного комплекса. Постановлением администрации г. Ставрополя №2107 от 26 июня 2013 года на основании решения Промышленного районного суда г. Ставрополя от 06 марта 2013 года изменён вид разрешённого использования земельного участка по пер. Изыскательскому, «», предоставленного ФИО2 для продолжения строительства офисного комплекса на использование под усадебные жилые дома. Постановлением администрации г. Ставрополя №513 от 13 февраля 2014 года земельный участок площадью 7 580 кв.м. с кадастровым номером «» по пер. Изыскательскому, «» категория земель - земли населённых пунктов, предоставленный в аренду ФИО2, разделён на пятнадцать земельных участков для использования под усадебные жилые дома: площадью 580 кв.м. с кадастровым номером «»; площадью 500 кв.м. с кадастровыми номерами: «» для использования под усадебные жилые дома. Проверкой с выездом на место 07 апреля 2015 года, проведённой Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Прокуратурой г. Ставрополя, со специалистами определено местоположение обследуемых земельных участков на местности с применением геодезической спутниковой аппаратуры LEICA GS10 заводской номер 2883056, принадлежащий МУП «Земельная палата» (свидетельство о поверке от 19 января 2015 года, действительно до 19 января 2016 года). Определение границ осуществлялось по координатам точек границ крайних земельных участков с кадастровыми номерами «», указанным в кадастровых выписках на эти земельные участки от 01 марта 2015 года «». Произведён вынос земельных участков с кадастровыми номерами «» в натуру, углы которых закреплены деревянными кольями, конфигурация участков обозначена сигнальными лентами для визуального установления границ всех пятнадцати земельных участков. Точка №2, соответствует поворотной точке №19, планшета № 9 ГКУ «Ставропольское лесничество». При помощи геодезической спутниковой аппаратуры определены на местности координаты точек границ лесного фонда. При осмотре установлено, что на 14 земельных участках (кроме участка с кадастровым номером «») имеются деревья. Согласно материалам лесоустройства 1996 года, планшет № 9 ГКУ «Ставропольское лесничество», земельные участки с кадастровыми номерами «», частично входят в земли лесного фонда урочища «Русская лесная дача», квартал 51, выдел 16, а земельный участок с кадастровым номером «» полностью входит в вышеуказанные земли лесного фонда. При помощи программы Maplnfo Professional установлена площадь пересечения с землями лесного фонда следующих участков: земельный участок с кадастровым номером «» - 580 кв.м., земельный участок с кадастровым номером «» - 451,9 кв.м., земельный участок с кадастровым номером «» - 322,1 кв.м., земельный участок с кадастровым номером «» - 212,7 кв.м., земельный участок с кадастровым номером «» - 198,6 кв.м., земельный участок с кадастровым номером «» - 195,8 кв.м., земельный участок с кадастровым номером «» - 191,7 кв.м., земельный участок с кадастровым номером «» - 188 кв.м., земельный участок с кадастровым номером «» - 184,8 кв.м., земельный участок с кадастровым номером «» - 180,5 кв.м., земельный участок с кадастровым номером «» - 177,4 кв.м., земельный участок с кадастровым номером «» - 172,8 кв.м., земельный участок с кадастровым номером «» - 169,7 кв.м., земельный участок с кадастровым номером «» - 165,6 кв.м., земельный участок с кадастровым номером «» - 162 кв.м. На момент осмотра участки не огорожены, в испрашиваемых целях не используется. Границы земель лесного фонда подтверждаются материалами лесоустройства 1996 года, планшетом №9, выкипировкой из планшета №9 Ставропольского лесничества Ставропольского участкового лесничества, проектом организации и развития лесного хозяйства Ставропольского лесхоза (том 3 таксационного описания), а так же вынесенными в натуру в виде граничных лесоустроительных знаков (№№ 18, 19, 20). В соответствии с договором аренды от 01 декабря 2010 года №310 лесной участок общей площадью 2,5 гектара, условный номер «», внесённый в государственный лесной реестр, являющийся частью земельного участка площадью 13.561,0 га с кадастровым номером «», номером учётной записи в государственном лесном реестре 203-2010-09, в пределах земель лесного фонда в квартале 51 (Михайловское) выделах 15, 16, 34 Ставропольского участкового лесничества государственного учреждения «Ставропольское лесничество» передан в аренду ООО «Луч» для осуществления рекреационных целей. Кроме этого, ФГУГТ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» в рамках заключенного 14 февраля 2012 года ФГУ «Рослесресурс» в пользу Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) государственного контракта, проводятся кадастровые работы по Ставропольскому лесничеству Ставропольского края. Пересечение границ земельных участков, расположенных по адресу <...> «», и имеющих указанные кадастровые номера, с границами земель лесного фонда с земельным участком номером «», входящим в состав земельного участка с кадастровым номером (в квартале 51, выделе 16), подтверждается заключением ФГУП «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» №14/630 от 03 декабря 2015 года. Части спорных участков являются землями лесного фонда Российской Федерации, которые не отчуждались, выбыли из владения государства помимо воли собственника на основании постановления, принятого должностным лицом неполномочного на распоряжение землями лесного фонда органа местного самоуправления, противоречащего лесному, земельному, гражданскому законодательству, законам №66-ФЗ и 201-ФЗ; в земли других категорий в порядке, установленном законом, не переводился, следовательно, прав по владению и распоряжению этим участком у третьего лица возникнуть не могло. Предоставление земель лесного фонда для использования под усадебное строительство не соответствуют их целевому назначению и полезным функциям имеющих категорию защитных, нарушает публичные интересы, в том числе права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Непринятие мер по признанию границ земельных участков, предоставленных ФИО2, подлежащих уточнению, а площади ориентировочной, позволяет использовать их в целях, не соответствующих установленному законом целевому назначению и полезным функциям защитных лесов; нарушает публичные интересы, в том числе право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, и приведет к их освоению и уничтожению плодородного слоя и лесных насаждений. Нахождение земельных участков с кадастровыми номерами «» на государственном кадастровом учете препятствует постановки земель лесного фонда на государственный учет. О нахождении земельных участков переданных ФИО2 в границах земель лесного фонда и допущенных нарушениях закона в межрайонной Прокуратуре г. Ставрополя стало известно 07 апреля 2015 года в ходе проверки обращения ФИО6 Таким образом, исковые требования о признании границ земельных участков подлежащими уточнению, а площади ориентировочной, предъявлены прокурором в пределах срока исковой давности. Просил суд признать сведения о границах земельных участков с кадастровыми номерами «» подлежащими уточнению, а площади ориентировочной (том 9 л.д.4-13).

25 февраля 2016 года Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор уточнил субъектный состав лиц, предъявив требования к ФИО2, ФИО3, ФИО4, просил суд признать сведения о границах земельных участков с кадастровыми номерами «» подлежащими уточнению, а площади ориентировочной (том 10 л.д.26-26).

Определением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 30 марта 2016 года объединено гражданское дело №2-1996/16 по исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании сведений о границ земельных участков подлежащими уточнению, а площади - ориентировочной, гражданское дело №2-1044/16 по исковому заявлению Прокурора г. Ставрополя в защиту интерес неопределённого круга лиц и Российской Федерации к Администрации г. Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществ администрации г. Ставрополя, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании отсутствующим права аренды на земельные участки, признании договоров аренды земельных участков и соглашений о передаче прав и обязанностей по договорам арен, земельных участков недействительными (ничтожными) сделками, применен последствий недействительности ничтожных сделок, аннулирован (исключении) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве аренды земельных участков, а также записи регистрации соглашений о передаче прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков, исключении из государственного кадастра недвижимое сведений о земельных участках, истребовании земельных участков незаконного владения, находящиеся в производстве Промышленного районного суда г. Ставрополя, в одно производство для совместного рассмотрения разрешения, объединенному делу присвоен №2-1044/16 (том 8 л.д.133-134).

Обжалуемым решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 11 ноября 2016 года в удовлетворении исковых требований прокурора г. Ставрополя старшего советника юстиции Степанова С.Н. в защиту интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации к Администрации г. Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании отсутствующим право аренды ФИО2 на земельные участки с кадастровыми номерами «», расположенные по адресу: <...> «», с назначением - земли населённых пунктов, предоставленные в аренду для использования под усадебные жилые дома отказано; о признании договоров аренды земельных участков, заключенных с ФИО2, №3481-3494 от 14 апреля 2014 года, расположенных по адресу: <...> «», с назначением - земли населённых пунктов, предоставленных в аренду для использования под усадебные жилые дома, имеющих кадастровые номера: «», недействительными (ничтожными) сделками отказано; о применении последствия недействительности ничтожных сделок в виде прекращения права аренды ФИО2 на земельные участки, расположенные по адресу: <...> «», с назначением - земли населённых пунктов, предоставленные в аренду для использования под усадебные жилые дома, имеющие кадастровые номера: «» отказано; об аннулировании (исключении) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи регистрации от 17 сентября 2014 года за «» о праве аренды земельных участков ФИО2 с кадастровыми номерами «», расположенных по адресу: <...> «», с назначением - земли населённых пунктов, предоставленных в аренду для использования под усадебные жилые дома, отказано; об исключении из государственного кадастра недвижимости (снятии с кадастрового учёта) сведений о земельных участках с кадастровыми номерами «», расположенных по адресу: <...> «», с назначением - земли населённых пунктов, предоставленных в аренду для использования под усадебные жилые дома отказано; о признании соглашения от 25 сентября 2014 года о передаче прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков от 14 апреля 2014 года № 3481, №3482, №3483, №3484, №3485, №3486, №3487, №3488, №3489, №3490, №3491, №3492, №3493, №3494, расположенных по пер. Изыскательскому, «», предоставленных в аренду для продолжения строительства усадебных жилых домов ФИО4, категория земель - земли населённых пунктов, имеющих кадастровые номера «», недействительными (ничтожными) сделками отказано; о признании соглашения от 16 апреля 2015 года о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 14 апреля 2014 года №3480, расположенного по пер. Изыскательскому, 20/1 г. Ставрополя, в квартале 600, ФИО3, категория земель - земли населённых пунктов, имеющего кадастровый номер «», недействительной (ничтожной) сделкой отказано; о применении последствия недействительности ничтожных сделок в виде прекращения права аренды ФИО4, ФИО3 на земельные участки, расположенные по адресу: <...> «», с назначением земли населённых пунктов, предоставленные в аренду для использования под усадебные жилые дома, имеющие кадастровые номера: «» отказано; об исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации соглашений о передаче прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков, расположенных по пер. Изыскательскому, «» г. Ставрополя, от 30 апреля 2015 года за «» за ФИО3 10 октября 2014 года за «», 11 декабря 2014 года за «», 10 октября 2014 года за «», 10 октября 2014 года за «», 10 октября 2014 года за «», 10 октября 2014 года за «» 10 октября 2014 года за «», 10 октября 2014 года за «», 10 октября 2014 года за «», 10 октября 2014 года за «», 10 октября 2014 года за «», 10 октября 2014 года за «», 10 октября 2014 года за «», 10 октября 2014 года за «» за ФИО4 по земельным участкам, имеющим кадастровые номера: «» отказано; об истребовании земельных участков с кадастровыми номерами «», расположенных по адресу: <...> «», с назначением - земли населённых пунктов, предоставленных в аренду для использования под усадебные жилые дома, из незаконного владения К.А.ИБ., ФИО3 отказано. В удовлетворении исковых требований Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора старшего советника юстиции Белевцева С.А. в защиту интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации к ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании сведений о границах земельных участков с кадастровыми номерами «» подлежащими уточнению, а площади - ориентировочной отказано. С Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае в пользу АНО бюро независимых экспертиз «РИТМ» взысканы расходы по проведению по гражданскому делу №2-1044/16 судебной землеустроительной экспертизы в размере 203.000 рублей. Отменены обеспечительные меры, принятые определением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 10 июля 2015 года по первоначальному иску прокурора г. Ставрополя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации к Администрации г. Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, ФИО2 о признании недействительным постановления, признании договора аренды земельного участка недействительным, применении последствий недействительности ничтожной сделки, исключении из государственного кадастра недвижимости и истребовании земельных участков, в виде запрета ФИО2 осуществлять строительство на земельных участках, расположенных по адресу: <...> «», а также совершать иные гражданско-правовые сделки с указанными земельными участками; Администрации г. Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя принимать распоряжения, постановления по указанным земельным участкам, договора аренды; Комитету градостроительства администрации г. Ставрополя выдавать разрешения на строительство по данным земельным участкам; Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю регистрировать все виды гражданско-правовых сделок по указанным земельным участкам (том 12 л.д.55-123).

В апелляционной жалобе руководитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае ФИО1 просит решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 11 ноября 2016 года отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требования Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры и прокуратуры г. Ставрополя удовлетворить, указав, что земельный участок, с назначением: земли лесного фонда общей площадью 98.991.519 кв.м., с кадастровым номером «» находится в реестре федерального имущества и является федеральной собственностью. В ходе проверки, проведённой 07 апреля 2015 года Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой и прокуратурой г. Ставрополя произведено обследование земельных участков с кадастровыми номерами «», по результатам которого определено местоположение обследуемых земельных участков на местности с применением геодезической спутниковой аппаратуры LEICA GS10, заводской номер 2883056 и установлена площадь пересечения с землями лесного фонда указанных земельных участков. В заключении судебной землеустроительной экспертизы №045/16 от 20 сентября 2016 года эксперты ФИО7 и ФИО8 пришли к выводу о том, что установить пересечение и площадь пересечения границ указанных земельных участков с границами земельного участка с кадастровым номером «» «Русская лесная дача», квартал «», исходя из материалов лесоустройства 1996 года, планшета №9 ГКУ «Ставропольское лесничество» невозможно. Судом не принято во внимание, что необходимым условием для установления наличия или отсутствия факта пересечения границ земель лесного фонда с границами спорных земельных участков является определение фактических границ лесного участка с кадастровыми номером «» на местности, что в соответствии с заключением №045/16 проведено не было. При даче пояснений о проведенной судебной экспертизы эксперты ФИО8, ФИО7 пояснили, что при проведении судебной землеустроительной экспертизы материалы лесоустройства 1996 года планшета №9 ГКУ «Ставропольское лесничество» квартала 51, выдел 16 не использовались. При проведении экспертизы №045/16 экспертами на местности был обнаружен и идентифицирован лесохозяйственный знак, как поворотная точка №18. Вместе с тем, координаты поворотной точки №18 в соответствии с материалами лесоустройства 1996 года, планшет №9 ГКУ «Ставропольское лесничество», квартал 51, выдел 16 установлены не были, при этом, материалы лесоустройства содержат данные о поворотных точка №18, №19, №20. Сделанный судом вывод основан на личных предположениях, поскольку в ходе проведённой судебной землеустроительной экспертизы экспертами координаты поворотных точек, указанных в планшете №9 ГКУ «Ставропольское лесничество», квартал 51, выдел 16 на местности установлены не были. Согласно ч.3 ст.1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года №221-ФЗ, государственный кадастровый учёт земельного участка подтверждает лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав и не порождает в отношении него прав и обязанностей. Сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определённой категории. В случае двойного учёта одного земельного участка подтверждением отнесения такого участка к землям лесного фонда является альбом картографических материалов о пересечении земель лесного фонда с землями иных категорий, сформированный в ходе выполнения работ по землеустройству и землепользованию в рамках государственных контрактов по постановке земель лесного фонда на государственный кадастровый учёт. ФГУП «РОСЛЕСИНФОРГ» филиал ФГБУ «РОСЛЕСИНФОРГ» «Воронежлеспроект» в рамках заключенного 14 февраля 2012 года ФГУ «Рослесресурс» в пользу Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) государственного контракта проводятся кадастровые работы по Ставропольскому лесничеству Ставропольского края. В материалы дела представлено заключение №14/630 от 03 декабря 2015 года, подготовленное ФГБУ «РОСЛЕСИНФОРГ» филиал ФГБУ «РОСЛЕСИНФОРГ» «Воронежлеспроект», в котором выявлено пересечение спорных земельных 15 земельных участков с земельным участком с кадастровым номером «», указаны конкретные площади пересечения земельных участков, а также координаты поворотных точек границы пересекаемой части земельных участков. При этом, указанные пересечения так же были установлены экспертами при проведении судебной экспертизы №045/16. Судом представленному доказательству оценке дана не была. Судом не дана оценка заключению специалиста от 27 октября 2016 года, представленному Территориальным управлением, в котором указаны недостатки и нарушения допустимые экспертами ФИО7 и ФИО8 при проведении судебной землеустроительной экспертизы. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года №283 является Федеральное агентство лесного хозяйства. В материалы дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о согласовании генерального плана, схемы территориального планирования г. Ставрополя с Федеральным агентством лесного хозяйства. Границы муниципального образования г. Ставрополя не внесены в государственный кадастр недвижимости (том 12 л.д.193-203).

В апелляционном представлении прокурор г. Ставрополя С.Н.Степанов просит решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 11 ноября 2016 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска, указав, что судом в основу решения положено заключение судебной землеустроительной экспертизы, назначенной судом и проведенной экспертами АНО БНЭ «РИТМ» ФИО8 и ФИО7 Вместе с тем, в судебном заседании 11 ноября 2016 года в ходе допроса экспертов установлено, что при производстве экспертизы не использовался планшет №9 Ставропольского лесничества, имеющийся в материалах гражданского дела, фактические границы лесного фонда не устанавливались. При оценке заключения экспертизы судом необоснованно сделан вывод о том, что экспертами объективно и однозначно установлено, что границы спорных земельных участков не пересекают границы кадастровых кварталов, в которых расположены земельные участки, входящие в состав единого землепользования с кадастровым номером «», при этом выводы экспертов изложенные в заключение и при даче пояснений в судебном заседании указанных суждений не содержат. В ответах на поставленные судом вопросы экспертами указано, что при производстве экспертизы установить пересечения спорных участков с землями лесного фонда и их площадь не представляется возможным и не содержит выводов об отсутствии таких пересечений. При оценке акта обследования от 07 апреля 2015 года суд пришёл к необоснованному выводу о его недостоверности, так как совпадение точек №1, №2, №3, установленных при обследовании с точками №18, №19, №20 планшета №9 Ставропольского лесничества установлено с расхождением в горизонтальных положениях с материалами лесоустройства, при том, что согласно акту от 07 апреля 2015 года в ходе обследования установлено соответствие только одной точки - №2 поворотной точке №19 планшета №9 Ставропольского лесничества без расхождений с материалами лесоустройства. Суд необоснованно сделал вывод о том, что иск подан ненадлежащим лицом, так как спорные земельные участки выбыли из владения органа местного самоуправления с его ведома, а не против воли собственника. Вместе с тем, спорный земельный участок является частью земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности. Спорный участок Российской Федерацией не отчуждался, в муниципальную собственность не передавался, выбыл из владения собственника помимо его воли в результате действий органа местного самоуправления, не имеющего полномочий по распоряжению землями лесного фонда. В решении суда отсутствует оценка имеющегося в материалах дела заключения Воронежлеспроекта от 03 декабря 2015 года, которое подтверждает доводы истцов о пересечении земель лесного фонда со спорными земельными участками. Судом неверно истолкованы разъяснения положения п.52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29 апреля. 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», и необоснованно сделан вывод о взаимоисключающем характере требований о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим и об истребовании его из незаконного владения, кроме того, в исковом заявлении прокурор города требует признать отсутствующим права аренды, а не собственности (том 13 л.д.1-8).

В апелляционном представлении исполняющий обязанности Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора М.Н.Калмыков просит решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 11 ноября 2016 года отменить, принять по делу новое решение, указав, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой при обращении в суд с данным иском приобщён акт обследования от 07 апреля 2015 года указанных земельных участков и границ лесного фонда - земельного участка с кадастровым номером «». В ходе проведения осмотра участков специалистами определены на местности координаты точек границ крайних земельных участков с кадастровыми номерами «», в соответствии с кадастровыми выписками на эти земельные участки. При помощи геодезической спутниковой аппаратуры определены на местности координаты точек границ лесного фонда, которые установлены в соответствии с материалами лесоустройства и имеют следующие координаты: 1) х - 477683,10, у - 1311525,43; 2) х - 477547,55, у - 1311529,97; 3) х - 477375,57, у - 1311616,59. Точка №2, соответствует поворотной точке №19 планшета №9 ГКУ «Ставропольское лесничество». Кроме того, установлен факт несанкционированного переноса указанного столба вглубь леса, что зафиксировано в акте и в фото-таблице к акту. Судом сделан вывод о том, что определённые 07 апреля 2015 года комиссией на местности точки под номерами 1, 2, 3, являются поворотными точками Планшета №9 и соответствуют точкам планшета с №18, №19, №20. Указанный вывод противоречит акту обследования, пояснениям представителя ГКУ «Ставропольское лесничество» ФИО9, пояснениям экспертов. Судом при сопоставлении комиссионного акта обследования от 07 апреля 2015 года и материалов лесоустройства проведено сравнение между мерами длин (румбы и градусы) граничных столбов №18, №19, №20 Планшета №9 и координат точек №1, №2, №3, описанных в акте обследования от 07 апреля 2015 года, что недопустимо, так как в акте описана только точка №19 Планшета №9, установленная на местности. Начальником отдела земельных участков ФГБУ ФКП «Росреестра» по СК ФИО10 указано, что планшеты лесничества координат не имеют, указанные в них сведения пересчёту в современную систему координат не подлежат. Судом не дана надлежащая оценка выводам, указанным в заключении специалиста отдела землеустроительных работ ГУП СК «Ставрополькрайимущество» об указании в акте обследования от 07 апреля 2015 года граничных столбов №18, №19, №20, описанных в материалах лесоустройства, Планшет №9, при этом в акте установлены координаты только точки №19 Планшета №9, которая в последующем зафиксирована при помощи геодезической аппаратуры. Судом не дана оценка заключению №14/630 от 03 декабря 2015 года, подготовленному филиалом ФГБУ «РОСЛЕСИНФОРГ» «Воронежлеспроект», в котором указано о наличии пересечений спорных 15 земельных участков с землями лесного фонда (земельный участок с кадастровым номером «», подтверждающем факт пересечения и площадь пересечения спорных земельных участков и границ лесного фонда. Границы земель лесного фонда Ставропольского лесничества подтверждаются материалами лесоустройства 1996 года, планшетом №9, выкопировкой из планшета №9 Ставропольского лесничества Ставропольского участкового лесничества, проектом организации и развития лесного хозяйства Ставропольского лесхоза, вынесенными в натуру лесоустроительными знаками, материалами лесоустройства 1996 года, Планшет №9 ГКУ «Ставропольское лесничество», свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 11 марта 2004 года серия «». Земли лесного фонда Ставропольского лесничества поставлены на государственный кадастровый учёт с кадастровым номером «», учёт осуществлен в установленном законодательством порядке до вступления в силу Закона о кадастре, являются федеральной собственностью. Судом не дана оценка договору аренды от 01 декабря 2010 года №310 лесного участка общей площадью 2,5 га., с условным номером «», внесённым в государственный лесной реестр, являющегося частью земельного участка площадью 13561,0 га с кадастровым номером «», номером учётной записи в государственном лесном реестре 203-2010-09, в пределах земель лесного фонда в квартале 51 (Михайловское) выделах 15, 16, 34 Ставропольского участкового лесничества государственного учреждения «Ставропольское лесничество» переданного в аренду ООО «Луч» для осуществления рекреационных целей. Указанный в договоре лесной участок расположен на территории, являющейся предметом спора заявленных исковых требований межрайонного прокурора по данному гражданскому делу. Выводы суда построены на заключении экспертов АНО БНЭ «РИТМ» №045/16 от 20 сентября 2016 года, при этом судом не принято во внимание, что для установления наличия или отсутствия факта пересечения границ земель лесного фонда с границами спорных земельных участков с кадастровыми номерами «», необходимо определение фактических границ лесного фонда - земельного участка с кадастровыми номером «» на местности, что при проведении экспертизы выполнено не было по причине невозможности установления на местности границ земель лесного фонда - земельного участка с кадастровыми номером «». В судебном заседании эксперт ФИО7 пояснила, что уточнение местоположения границ лесного участка с кадастровым номером «» не требовалось, согласно сведениям государственного кадастра недвижимости границы лесного участка с кадастровым номером «» не установлены в соответствии с действующим законодательством. При этом экспертом сделан вывод об отсутствии пересечений границ лесного фонда - фактически не установленных на местности при проведении экспертизы, с границами указанных 15 земельных участков. При проведении землеустроительной экспертизы экспертами ФИО8 и ФИО7 материалы лесоустройства 1996 года, Планшет №9 ГКУ «Ставропольское лесничество» не использовались, фактические границы лесного фонда не установлены. Необходимым условиям для определения границ земельного участка с кадастровым номером «» является определение координат лесохозяйственных знаков в соответствии с материалами лесоустройства 1996 года, планшет №9 ГКУ «Ставропольское лесничество», квартал 51, выдел 16. Земельный участок с кадастровым номером «» является участком лесного фонда в составе единого землепользования земель лесного фонда с кадастровым номером «». Сведения, внесённые в государственный кадастр недвижимости о земельном участке с кадастровым номером «», являются временными, регистрация права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок не произведена. Судом не дана оценка заключению экспертизы от 20 сентября 2016 года №045/16 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами «», в котором экспертами установлена площадь пересечения указанных участков с землями лесного фонда, составляющая по участку с кадастровым номером «» 470 кв.м., по участку с кадастровым номером «» - 87 кв.м., что также противоречит итоговому выводу экспертизы о невозможности установления пересечения границ спорных 15 участков с границами земель лесного фонда. Судом сделан вывод об отсутствии пересечений границ спорных 15 земельных участков с границами земель лесного фонда в связи с тем, что Законом Ставропольского края от 04 октября 2004 года №84-кз «Об установлении границ муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края» установлены границы муниципального образования г. Ставрополя Ставропольского края. Судом не учтены требования статей 7, 8, ч.2 ст.83, 84 ЗК РФ, ст.24 ГрК РФ, отсутствие согласования границ г. Ставрополя федеральным органом исполнительной власти, отсутствие согласованной схемы территориального планирования г. Ставрополя. Границы муниципального образования г. Ставрополя в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не внесены в государственный кадастр недвижимости. Постановлением Правительства Ставропольского края от 25 сентября 2015 года №416-П «О создании государственного заказника краевого значения «Русский лес» создан государственный природный заказник краевого значения, утверждены границы заказника и его функциональные зоны, положение о природном заказнике, границы памятников природы «Курган Лохматый», «ФИО11 источник в Русской лесной даче». Площадь заказника «Русский лес» составляет 8.312,51 га., в том числе: лесной фонд - 6.774,67 га, включенный в природоохранную зону, земли сельскохозяйственного назначения - 633,62 га, включенные в границы зоны ограниченного природопользования, и земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в частной собственности и впервые включенные в границы заказника - 904,22 га, отнесённые к зоне рекреационного использования заказника. Территории урочища «Русская лесная дача», переданные Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в аренду гражданам и юридическим лицам, в территорию заказника не включались, при рассмотрении данного спора такой территорией является лесной участок, переданный в аренду ООО «Луч». При прекращении договорных отношений в отношении лесного участка, переданного в аренду, он может быть включен в территорию заказника путем корректировки его границ. В связи с изложенным, сопоставление границ государственного природного заказника краевого значения «Русский лес» и границ указанных земельных участков, имеющими пересечения с границами арендованного лесного участка, является необоснованным и не относится к предмету рассмотрения заявленных исковых требований прокурора. Судом сделан вывод о том, что органами прокуратуры факт пересечения земель лесного фонда с указанными земельными участками должен был быть установлен в ходе проведения проверки в 2011 году. Прокуратурой в 2011 году проверка проводилась по факту строительства объекта литер «Б» на землях лесного фонда, проверка по факту пересечения земельного участка с землями лесного фонда не проводилась, что подтверждается материалами проверки Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры 2011 года. О нахождении земельных участков переданных ФИО2 в границах земель лесного фонда и допущенных нарушениях закона в межрайонной прокуратуре стало известно только 07 апреля 2015 года в ходе проверки доводов обращения ФИО6 Исковые требования о признании границ земельных участков подлежащими уточнению, а площади ориентировочной, предъявлены прокурором в пределах срока исковой давности (том 13 л.д.12-19).

Возражений относительно доводов апелляционной жалобы и апелляционных представлений не поступило.

Исследовав материалы гражданского дела №2-1044/16, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе и апелляционных представлениях, заслушав процессуального истца прокурора Ледовскую Н.В., поддержавшую доводы апелляционных представлений, представителя третьего лица ГКУ «Ставропольское лесничество» по доверенности ФИО9, полагавшего, что решение суда подлежит отмене, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и апелляционных представлений, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда нет.

Как следует из искового заявления прокурора г. Ставрополя, процессуальный истец просил суд признать отсутствующим право аренды ФИО2 на земельные участки с кадастровыми номерами «» по адресу: <...> «». Признать договоры аренды земельных участков №3481-3494 от 14 апреля 2014 года недействительной (ничтожной) сделкой. Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде прекращения права аренды ФИО2 Аннулировать (исключить) в Едином государственном реестре право на недвижимое имущество и сделок с ним записи регистрации от 17 сентября 2014 года о праве аренды земельных участков ФИО2 Исключить из государственного кадастра недвижимости (снять с кадастрового учёта) сведения о данных земельных участках. Признать соглашения от 25 сентября 2014 года о передаче прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков от 14 апреля 2014 года №3481-3494 недействительной (ничтожной) сделкой. Признать соглашение от 16 апреля 2015 года о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 14 апреля 2014 года №3480 ФИО3 Применить последствия недействительности ничтожных сделок в виде прекращения права аренды ФИО4, ФИО3 Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации соглашений о передаче прав и обязанностей по договорам аренды от 30 апреля 2015 года ФИО4 Истребовать земельные участки из незаконного владения ФИО4, ФИО3 (том 6 л.д.179-192).

Процессуальный истец отказался от требований по иску, поданному 02 июля 2015 года (том 6 л.д.233).

Отказ прокурора г. Ставрополя от требований о признании недействительным постановления Администрации г. Ставрополя от 13 февраля 2014 года №513 «О разделе земельного участка по переулку Изыскательскому, 20 в квартале 600 на пятнадцать земельных участков и предоставлении ФИО2 в аренду земельных участков по пер. Изыскательскому, «» г. Ставрополя» принят судом, производство по делу в данной части иска прекращено (том 6 л.д.234-237).

В обоснование заявленных требований процессуальный истец сослался на положения ст.12, п.1 ст.13, ст.209, п.1 ст.302 ГК РФ, ст.17 ЗК РФ, 6, 7, 12, 102 ЛК РФ, п.2 ст.9 ФЗ «О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации» №201-ФЗ от 04 декабря 2006 года, части 7 и 9 ст.38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от 24 июля 2007 года, указав, что спорный земельный участок, являющийся частью земель лесного фонда Российской Федерации не отчуждался. Выбыл из владения государства помимо воли собственника. Спорный участок находится в аренде у ФИО2 без надлежащего правового основания. Границы земель лесного фонда подтверждаются материалами лесоустройства 1996 года, планшетом №9, выкопировкой из планшета №9 Ставропольского лесничества, проектом организации и развития лесного хозяйства Ставропольского лесхоза, вынесенными в натуру в виде граничных лесоустроительных знаков (№18-20).

Как следует из искового заявления Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, процессуальный истец просил суд признать сведения о границах земельных участков с кадастровыми номерами «» подлежащими уточнению, а площади ориентировочной (том 10 л.д.26-26).

Процессуальный истец в обоснование заявленных требований сослался на положения ст.209, п.1 ст.302 ГК РФ, ст.17 ЗК РФ12, 102 ЛК РФ, п.2 ст.9 ФЗ «О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации» №201-ФЗ от 04 декабря 2006 года, части 7 и 9 ст.38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от 24 июля 2007 года, разъяснения. Содержащиеся в п.57 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров связанных с защитой права собственности и других вещных прав», указав, что части спорных участков являются землями лесного фонда Российской Федерации, которые не отчуждались, выбыли из владения государства помимо воли собственника. Предоставление земель лесного фонда для использования под усадебное строительство не соответствует их целевому назначению и полезным функциям, имеющим категорию защитных.

Как следует из положений ст.606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Статьей 608 ГК РФ предусмотрено, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Положениями ст.609 ГК РФ предусмотрено, что договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме (п.1). Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (п.2).

Из положений ЗК РФ следует, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; (п.3 ч.1 ст.39.1). Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок двадцать лет в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства; (п.3 ч.8 ст.39.8). К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (ч.1 ст.101).

Как следует из разъяснений, содержащихся в п.52 Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

В соответствии с положениями п.1 ст.302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Из разъяснений, содержащихся в п.52 Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»36. В соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения. Положениями Закона Ставропольского края «О порядке установления границ муниципальных образований Ставропольского края» от 04июля2003года №24-кз установлено, что Настоящий Закон Ставропольского края (далее - Закон) определяет порядок установления границ муниципальных образований на территории Ставропольского края, полномочия органов государственной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края по данному вопросу (ст.1). Границы муниципальных образований устанавливаются в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.3). Граница муниципального образования устанавливается законом Ставропольского края, содержащим описание границы муниципального образования. Граница муниципального образования считается установленной со дня вступления в силу соответствующего закона Ставропольского края (ст.5).

Законом Ставропольского края«Об установлении границы муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края» от 04октября2004года №84-кз установлена граница муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края согласно приложению.

В Приложении к Закону Ставропольского края «Об установлении границы муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края» «Описание границы муниципального образования города Ставрополя ставропольского края» произведено от левой стороны схематической и идет по ходу часовой стрелки с учетом прилегающих территорий смежных муниципальных образований Деминского, Верхнерусского, Надеждинского, Татарского сельсоветов, станицы Новомарьевской, города Михайловска Шпаковского района и прилегающей территории Грачевского района. Описание границы муниципального образования города Ставрополя произведено от точки 1, расположенной на стыке границ муниципальных образований города Ставрополя, Татарского сельсовета и станицы Новомарьевской Шпаковского района.

Материалы дела свидетельствуют о следующем. Согласно письма Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 28 января 2008 года №05-17 в адрес ООО «Восход» рассмотрены материалы выбора земельного участка и предварительного места размещения офисного комплекса в <...>. Участок, запрашиваемый к размещению объекта, расположен на землях Промышленного административного района г. Ставрополя, площадь земельного участка составляет 7 575,0 кв.м. Принимая во внимание, что земельный участок не относится к категории особо охраняемых природных территорий, объекты водопользования и недропользования, а также зеленые насаждения на указанной территории отсутствуют, намечаемая деятельность не окажет существенного на окружающую природную среду. Постановлением Главы г. Ставрополя от 17 марта 2008 года №793 утверждён акт выбора земельного участка ООО «Восход» площадью 7580 кв.м. по пер. Изыскательскому, «». 07 мая 2008 года составлено землеустроительное дело в отношении земельного участка с кадастровым номером «». Земельный участок предоставлен в аренду сроком на 3 года для проектирования и строительства офисного комплекса. 19 июля 2011 года между ООО «Восход» (Продавец) и маслюк Д.С.) (Покупатель) заключены договоры купли-продажи недвижимости: офисного здания с инвентарным номером 50296, литер «В» общей площадью застройки 122,00 кв.м. с кадастровым (условным номером) «», 6% готовности; административно-диспетчерского комплекса с инвентарным номером 50296, литер «А» общей площадью застройки 124,80 кв.м. с кадастровым (условным номером) «», 6% готовности по адресу: <...> «». Постановлением Администрации г. Ставрополя от 23 мая 2012 года №1432 ФИО2 предоставлен в аренду земельный участок площадью 7580 кв.м. по пер. Изыскательскому. «» для продолжения строительства офисного комплекса, сроком на 3 года. 06 июля 2012 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя (Арендодатель) и ФИО2 (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка №789. Вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 06 марта 2013 года требования ФИО2 удовлетворены. Пункты 2.1 и 3.3 договора аренды земельного участка по пер. Изыскательскому, «» г. Ставрополя №789 от 06 июля 2012 года признаны ничтожными. Признать незаконными действия Администрации г. Ставрополя, выразившиеся в отказе в предоставлении муниципальной услуги «Изменение вида разрешённого использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования» в отношении земельного участка с кадастровым номером «» площадью 7 580 кв.м. для продолжения строительства офисного комплекса по пер. Изыскательскому, «» в квартале «» г. Ставрополя. Администрацию г. Ставрополя обязана подготовить в месячный срок решение об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером «» площадью 7 580 кв.м. по пер. Изыскательскому, «» в квартале «» г. Ставрополя с «Для продолжения строительства офисного комплекса» на «Для размещения усадебных жилых домов». Постановлением Администрации г. Ставрополя от 26 июня 2013 года №2107 на основании решения Промышленного районного суда г. Ставрополя от 06 марта 2013 года изменён вид разрешенного использования земельного участка на использование под усадебные жилые дома. Постановлением Администрации г. Ставрополя от 13 февраля 2014 года №513 земельный участок площадью 7580 кв.м. с кадастровым номером «» по пер. Изыскательскому. «» в квартале 600, категория земель - земли населённых пунктов, предоставленный в аренду для использования под усадебные жилые дома разделён на 15 земельных участков, площадью 580 кв.м. (с кадастровым номером «» ), 500 кв.м. (с кадастровыми номерами «» ). Земельным участками присвоены почтовые адреса. Указанные земельные участки предоставлены ФИО12 в аренду сроком на 10 лет для использования под усадебный жилой дом. «»апреля 2014 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя (Арендодатель) и ФИО2 (Арендатор) заключены договоры аренды земельных участков №3480-3494).

В качестве доказательства обоснованности заявленных исковых требований представлен Акт обследования земельного участка, расположенного по адресу: <...> «», согласно которому земельные участки с кадастровыми номерами «» частично входят в земли лесного фонда урочища «Русская лесная дача», квартал 51, выдел 16, земельный участок с кадастровым номером «» полностью входят в указанные земли лесного фонда.

Как следует из заключения судебной землеустроительной экспертизы, №045/16 от 20 сентября 2016 года, выполненного экспертами ФИО7, ФИО8 АНО «БНЭ «РИТМ», границы земельных участков с кадастровыми номерами «», расположенные по адресу: г. Ставрополь. Пер. Изыскательский, «» с назначением: земли населённых пунктов, не пересекают границы земельного участка с кадастровым номером «» «Русская лесная дача», квартал 51, выдел 16 в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости. Установить пересечение границ исходя из материалов лесоустройства 1996 года, планшет №9 ГКУ «Ставропольское лесничество» не представляет возможным. Фактическое местоположение земельных участков с кадастровыми номерами «» соответствует сведениям государственного кадастра недвижимости.

Доказательств расположения земельных участков с кадастровыми номерами «» по адресу: <...> «» на землях лесного фонда процессуальными истцами не представлено.

Кроме того, как следует из положений п.3 ст.14 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21декабря2004года №172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года №280-ФЗ), в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 года.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в Определении от 21 сентября 2017 года №1793-О для преодоления противоречивого толкования указанного законоположения в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 04 декабря 2006 года №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7). Кроме того, в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 года (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года №280-ФЗ).

Как следует из правовой позиции Европейского Суда по правам человека, изложенной в постановлении от 06 декабря 2011 года №7097/10 по делу «Гладышева против России», любое вмешательство в собственность должно не только быть законным и иметь законную цель, но и удовлетворять требованиям пропорциональности. Должен быть установлен справедливый баланс между потребностями, вытекающими из общих интересов общества, и необходимостью защиты основных прав человека. Необходимый баланс не будет достигнут, если заинтересованное лицо несет индивидуальное и чрезмерное бремя. Кроме того, именно государство обладает исключительной компетенцией по определению условий и процедур, в порядке которых оно отчуждает свои активы лицам, которые, как оно считает, имеют на это право, а также обладает исключительной компетенцией по осуществлению надзора за соблюдением этих условий. Риск совершения ошибки органом государственной власти должно нести государство, и эти ошибки не должны исправляться за счет заинтересованного лица.

Применительно к вышеизложенному доводы апелляционной жалобы, апелляционных представлений удовлетворению не подлежат.

Определением судебной коллегии по гражданским делам от 11 апреля 2017 года по ходатайству представителя третьего лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае по доверенности ФИО13 по делу была назначена повторная судебная землеустроительная экспертиза. Производство экспертизы поручено экспертам ФБУ «Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы» Министерства юстиции Российской Федерации.

Оплата за проведение экспертизы истцами, третьим лицом, заявившим требование о её проведении произведена не была.

Определением судебной коллегии по гражданским делам от 02 апреля 2018 года в связи с неисполнением определения судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 08 ноября 2017 года ФБУ «Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы» Министерства юстиции Российской Федерации обязано возвратить без исполнения указное гражданское дело.

В соответствии с положениями ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно положений ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч.1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч.2). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч.3).

С учётом приведённых норм закона, суд первой инстанции при рассмотрении заявленных исковых требований обоснованно принял во внимание те доказательства, которые были представлены сторонами при рассмотрении данного гражданского дела, и вынес законное и обоснованное решение.

Выводы суда первой инстанции о пропуске срока исковой давности судебная коллегия также считает законным и обоснованным.

По мнению судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае ФИО1, апелляционного представления прокурора г. Ставрополя С.Н.Степанова, апелляционного представления исполняющего обязанности Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора М.Н. Калмыкова направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 11 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае ФИО1, апелляционное представлению прокурора г. Ставрополя С.Н.Степанова, апелляционное представление исполняющего обязанности Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора М.Н. Калмыкова без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Судьи: