ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3-1104/2022 от 03.02.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья ФИО3 Дело №(2-1463/2021)

УИД 26RS0-68

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<адрес>

03 февраля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:

председательствующего ФИО2,

судей Берко А.В., ФИО5,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ГУ МЧС России по <адрес>ФИО8

на решение Ессентукского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

по исковому заявлению Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> к ФИО1 о выселении из служебного нежилого помещения, прекращении права пользования и по встречному иску ФИО1 к Главному управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> о признании права на постоянное и бессрочное проживание,

заслушав доклад судьи ФИО2,

УСТАНОВИЛА:

Главное управление министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по СК (далее ГУ МЧС России по СК) обратилось в суд с иском к ФИО1 о выселении из служебного нежилого помещения, прекращении права пользования им, указав, что на балансе Главного управления находится нежилое здание (наименование: пожарное депо), расположенное по адресу: <адрес>, которое является собственностью Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за Главным управлением, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарное депо - это объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещений о пожаре, технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения задач, возложенных на пожарную охрану.

ФИО1 в трудовых отношения с МЧС России не состоит. Помещение, находящееся по адресу: <адрес>, находится в ведении Главного управления МЧС России по <адрес> на праве оперативного управления в соответствии с Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием регистрации данных прав на указанное имущество является приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ ДСП «О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России».

Ответчик самовольно занимает служебное помещение для проживания в нем. В Главном управлении отсутствуют документы, подтверждающие правовое основание для проживания ответчика в служебном помещении.

В соответствии с п.2 ст.23 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ предоставление гражданам для постоянного или временного проживания в нежилых помещениях не допускается.

Спорное помещение не включено в установленном порядке в государственный или муниципальный жилищный фонд, не имеет статус служебного жилого помещения.

Сведениями о предоставлении ответчику помещения Главное управление не располагает. К тому же, ответчик на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в МЧС России не состоит.

Сведений о наличии решения собственника о предоставлении ответчику комнат как служебного жилого помещения, или как общежития, или по договору найма в здании по адресу: <адрес>, не имеется.

Так как ответчик без законных оснований занимает спорное помещение, Главное управление вправе истребовать указанное помещение из его незаконного владения.

Ответчику вручено письмо от ДД.ММ.ГГГГ № ИВ- 197-2834 о досудебном урегулировании спора, с требованием об освобождении занимаемого помещения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказалась от ознакомления с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № ИВ-197-2834, ничем свой отказ не мотивировав.

Просит суд выселить ФИО1 из служебного нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления ей другого жилого помещения; прекратить право пользования ФИО1 служебным нежилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, без предоставления ей другого жилого помещения.

ФИО1 обратилась в суд с встречным иском, в котором указала, что на основании распоряжения Исполнительного комитета Ессентукского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ вселилась в занимаемое помещение как жена пожарного - сотрудника СВПЧ-19 ФИО7 вместе с сыном Евгением, 1982 года рождения. Факт непрерывного длительного проживания подтверждается наличием регистрации по месту жительства, квитанциями об оплате услуг коммунального назначения, иными доказательствами.

Ранее, решением исполнительного комитета Ессентукского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт Государственной комиссии по приёмке в эксплуатацию пожарного депо по <адрес> общей площадью 2643,6 кв.м со встроенным общежитием для малосемейных сотрудников СВПЧ-19 жилой площадью 420,3 кв. м с одновременным присвоением почтового адреса: <адрес>. Указанный документ по своему современному формальному значению представляет собой предусмотренный градостроительным законодательством и законодательством о регистрации прав на недвижимое имущество разрешение на ввод объекта в эксплуатацию - основной правоустанавливающий документ на вновь созданное строение.

В связи с инициированием ответчиком выселения из квартиры, ДД.ММ.ГГГГ получила выписку из Единого государственного реестра недвижимости о характеристиках здания по <адрес> дата является днём, когда впервые узнала о нарушении своих прав. Согласно полученным сведениям, всё здание, включая помещения пожарного депо и 16 жилых помещений квартир, значится как нежилое, а зарегистрированная площадь составляет 2667.9 кв.м и практически соответствует площади, указанной в решении о приёмке в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ - 2643.6 кв.м. Сведения о наличии в здании жилья, в том числе ее квартиры, незаконно исключены. Однако жильё предоставлено не как служебное, что является существенным обстоятельством.

Как следует из содержания указанной выписки, право федеральной собственности на здание зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ согласно записи , а право оперативного управления – ДД.ММ.ГГГГ согласно записи . Однако согласно полученным в июне 2021 года выпискам из ЕГРН в отношении квартир 2-7, 11, 16, в состав всего здания, помимо нежилых помещений входят и жилые помещения квартир, в одной из которых она и проживает.

Согласно ст. 4 ЖК РСФСР, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд». Согласно п.п.1 абз. 1 ст. 5 указанный жилищный фонд включает в себя в том числе «...жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд)». Таким образом, в одном строении совмещены нежилые помещения пожарного депо, с одной стороны, и жилые помещения, с другой стороны, что являлось и является законным, не противоречащим нормам действовавшего жилищного законодательства. При этом помещения пожарного депо не соотносятся с жилыми помещениями, имеют совершенно отдельные входы. Эксплуатация квартир не мешает работе пожарного депо и наоборот.

При этом согласно абзацу 2 ст. 10 ЖК РСФСР, жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фондапредоставляются гражданам в бессрочное пользование.Учитывая правила применения принципа действия актов во времени указанное право сохраняется.

В соответствии со ст. 4 ЖК РСФСР, действовавшего в период предоставления им жилых помещений, находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд.

Таким образом, факт нахождения жилого помещения в нежилом здании не противоречил действовавшему в тот период жилищному законодательству.

В целом вселение являлось законным, проживание - длительным. Имеется регистрация по месту жительства, помещениям присвоен статус жилых в 1984 году, статус служебных местным органом государственной власти не присваивался.

Дополнительным основанием права на проживание является невозможность ее выселения из жилья, даже если бы оно имело статус служебного, поскольку ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, могут состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учёте, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, статья 13 указанного закона дополняет определённый ч.2 ст. 103 ЖК РФ перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.

В соответствии с п.9 ст.108 ЖК РСФСР не подлежали выселению без предоставления другого жилого помещения пенсионеры по старости, и данное положение закреплено и в п.2 ч.2 ст.103 ЖК РФ.

Законность вселения и проживания в квартире подтверждается распоряжением исполнительного комитета Ессентукского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому указанное жильё предоставлено сотрудникам СВПЧ-19 и членам их семей.

Она зарегистрирована по месту жительства в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с изложенным просит суд, признать право ФИО1 на постоянное и бессрочное проживание в <адрес> площадью 47,7 кв.м в <адрес> края с кадастровым номером 26:30:040203:1922 и с кадастровым номером 26:30:040203:1670.

Решением Ессентукского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых и встречных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель ГУ МЧС России по <адрес>ФИО8 просит решение отменить, указала, что спорное помещение не включено в установленном порядке в государственный или муниципальный жилищный фонд, не имеет статус служебного жилого помещения. В Главном управлении отсутствуют документы, подтверждающие вселение ответчика в спорное помещение, которое он занимает самовольно. Сведений о постановке ответчика на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма отсутствуют.

В возражениях на жалобу помощник прокурора <адрес> просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения

В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, ходатайства об отложении судебного заседания в суд апелляционной инстанции не направила, доказательств уважительности причины неявки не представила. От ответчика поступило заявление о рассмотрении дела в её отсутствии.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, материалам дела, не имеется.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, ст. 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.

Частью 3 ст. 104 ЖК РФ предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых (служебных) отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых (служебных) отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно ч.1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 данной статьи и ч.2 ст.102 Кодекса.

Судом установлено, что на балансе Главного управления МЧС России по <адрес> находится нежилое здание (наименование: пожарное депо), расположенное по адресу: <адрес>, которое является собственностью Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за Главным управлением, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

В материалах дела имеется решение исполнительного комитета Ессентукского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден акт Государственной комиссии по приемке в эксплуатацию пожарного депо по <адрес>, общей площадью 2643,6 кв.м., со встроенным общежитием для малосемейных сотрудников СВПЧ-19 жилой площадью 420,3 кв.м., с присвоением почтового адреса: <адрес>.

На основании распоряжения Исполнительного комитета Ессентукского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, в связи со сдачей в эксплуатацию пожарного депо со встроенным общежитием, ФИО1 вселена в жилое помещение в здание по <адрес> как жена пожарного - сотрудника СВПЧ-19 ФИО7 с сыном Евгением, 1982 года рождения.

В силу п. 2.6, 2.9 норм пожарной безопасности (НПБ) 101-95 «Нормы проектирования объектов пожарной охраны», утвержденных Приказом Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ от ДД.ММ.ГГГГ также установлено, что территория пожарного депо подразделяется на производственную, учебно-спортивную и жилую зоны. В жилой зоне размещаются: жилая часть здания пожарного депо или жилой дом.

Согласно ст. 4 ЖК РСФСР, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд.

Статьей 5 ЖК РСФСР установлено, что жилищный фонд включает: жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству. (государственный жилищный фонд).

При таких обстоятельствах, доводы истца о том, что ответчик занимает служебное нежилое помещение, являются несостоятельными.

Вопреки доводам истца о самовольном вселении ответчика в служебное помещение, ФИО1 вселилась в общежитие, расположенное на территории пожарного депо, расположенного по адресу: СК, <адрес> как член семьи сотрудника СВПЧ-19 ФИО7, с сыном ФИО9, что подтверждается материалами дела.

Таким образом, помещения жилой зоны пожарной части предназначены для проживания сотрудников, проходящих службу в данной пожарной части, что обусловлено не только необходимостью обеспечения работников, вступивших в трудовые отношения с организацией, жильем, но и спецификой деятельности пожарного депо.

В силу ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, изложенным в п.43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч.1 ст.51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч.2 ст.52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, определены ст. ст. 108 и 110 ЖК РСФСР.

Как следует из ст. 110 ЖК РСФСР, работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 настоящего Кодекса, могут быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения (ст. 97).

Ст. 107 ЖК РСФСР установлено, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (пункт 6).

Доводы истца о том, что ФИО1 не состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условия опровергается представленной справкой санатория «Дон», согласно которой ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время состоит в списке очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в ФГКУЗ «Санаторий «Дон» войск национальной гвардии.

Судебная коллегия полагает, что само по себе отсутствие ордера, подтверждающего предоставление жилого помещения, также не может свидетельствовать о незаключенности договора найма жилого помещения.

При этом, ненадлежащее оформление договора не свидетельствует об отсутствии права пользования квартирой у истца, поскольку обязанность по правильному оформлению сделки лежала на наймодателе жилого помещения.

При наличии таких обстоятельств, доводы жалобы об отсутствии у ответчика права пользования спорным жилым помещением не принимаются во внимание и не могут служить основанием для отмены судебного акта.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, влекущих отмену постановленного судом решения.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ессентукского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий:

Судьи: