ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3-1140/20 от 03.01.2019 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Ширяев А.С. дело № 33-3-1140/2020

УИД26RS0003-01-2019-004932-62

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 12 февраля 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Минаева Е.В.,

судей: Мирошниченко Д.С., Ситьковой О.Н.,

при секретаре судебного заседания Бабкиной Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации г.Ставрополя по доверенности ФИО1 на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 19 ноября 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО2 к администрации города Ставрополя, КУМИ города Ставрополя о признании постановления незаконным, обязать восстановить нарушенные права,

заслушав доклад судьи Мирошниченко Д.С.,

установила:

ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением (впоследствии уточненным) к администрации г.Ставрополя, КУМИ г. Ставрополя о признании постановления незаконным, обязать восстановить нарушенные права.

В обоснование заявленных требований указала, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ее семья в составе: ФИО2 - жена, ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ рождения) - муж, были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы». Постановлением главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы» семья истца в составе 2 человек (жена - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, муж - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения) признана в качестве участника муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006- 2008 годы». Постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в учетные дела граждан, изменивших состав семей, признанных участниками муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы» в состав семьи истца был включен сын - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и считается состав семьи 3 человека. Постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании молодых семей участниками ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы» семья в составе 3 человек (жена - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, муж - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения) признана участником ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы». Постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в составы молодых семей - участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» из состава семьи исключен муж - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и считается состав семьи 2 человека: истец - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын истца - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения. ДД.ММ.ГГГГ истцом было получено уведомление об исключении ее как молодой семьи из нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе: «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы» на основании Постановления администрации города Ставрополя № 556 «О внесении изменений в приложение к постановлению главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы». Основанием исключения был указан пункт 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ. Истец считает вышеуказанное постановление незаконным, нарушающим конституционное право его семьи на жилище. Полагает, что его семья, нуждающаяся в жилых помещениях, полностью соответствует критериям, определенным ст. 51 Жилищного кодекса РФ. На протяжении десяти лет от ответчика не поступало требования о необходимости представления дополнительных документов, подтверждающих право граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий за пять лет, предшествующей дате подачи заявления. Так, в ДД.ММ.ГГГГ согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ ответчик запросил у истца документы, необходимые для включения его как молодой семьи в список молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ по городу Ставрополю. В перечне не было документов, подтверждающих право граждан стоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий за пять лет, предшествующей дате подаче заявления; а также документов о наличии или отсутствии у совместно зарегистрированных на момент признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий жилых помещений на праве собственности. Все запрошенные ответчиком документы были представлены истцом в срок. На момент принятия решения о включении молодой семьи в подпрограмму «Обеспечение жильем молодой семьи» семья Атаянц отвечала предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты и вправе рассчитывать на получение такой социальной выплаты. Поскольку предоставление и реализация права молодой семьи на жилищные льготы в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодой семьи» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285 носит заявительный характер, то при решении вопроса о предоставлении молодой семье социальных выплат для приобретения жилья из краевого бюджета необходимо исходить именно из даты подачи молодой семьи соответствующего заявления, свидетельствующего о желании реализовать принадлежащее ей право, в органы местного самоуправления. Никаких умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий семья Атаянц не предпринимала. Основанием для отказа в признании семьи Атаянц нуждающихся в жилых помещениях, послужило отсутствие в материалах учетного дела семьи документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (то есть за 5 лет, предшествующих дате подачи заявления). А также отсутствие документов, подтверждающих наличие или отсутствие у совместно зарегистрированных с семьей Атаянц членов жилых помещений на праве собственности. На момент признания семьи Атаянц нуждающейся в улучшении жилищных условий Постановлением главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы» семья истца была зарегистрирована в трехкомнатной <адрес> общей площадью 58,3 кв.м., в которой зарегистрировано 5 человек (истец - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, муж истца - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, мать истца- ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, отец истца - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, брат истца - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения). Ни у одного из зарегистрированных на момент постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье семьи истца не было жилых помещений на праве собственности, а также недвижимого имущества и сделок с ним. Таким образом, по месту регистрации семьи (<адрес> общей площадью 58,3 кв.м.) в 2008 году на каждого члена семьи приходилось менее 12 кв.м.: 58,3кв.м /5 = 11,7 кв.м. В настоящее время семья Атаянц ( 2 человека: истец - ФИО2, сын истца - ФИО4), а также на время принятия оспариваемого постановления (ДД.ММ.ГГГГ), нуждалась и нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку в <адрес> общей площадью 58,3 кв.м. зарегистрированы: истец - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын истца - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, мать истца - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, отец истца - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, брат истца - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения. 58,3кв.м /5 = 11,7 кв.м. С момента постановки на учет семьи истца как нуждающейся в улучшении жилищных условий – ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ - вынесение постановления об исключении молодой семьи истца из нуждающихся в улучшении жилищных условий, ответчику были известны все сведения, касающиеся семьи Атаянц, на которые он ссылается в своем уведомлении. Более того, данные сведения ежегодно проверялись органом местного самоуправления в рамках действующего законодательства. Семья Атаянц регулярно проходила перерегистрацию. В ДД.ММ.ГГГГ согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ в Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя истцом с целью формирования списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату, были предоставлены следующие документы: паспорт гражданина РФ истца, свидетельство о расторжении брака, свидетельство о рождении ребенка, нотариально заверенное соглашение родителей об определении места жительства ребенка (в связи с раздельным проживанием родителей), домовую книгу, правоустанавливающие документы на жилое помещение, в котором истец и члены его семьи постоянно проживают (<адрес> общей площадью 58,3 кв.м).

Просила признать постановление администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приложение к постановлению главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы» в части исключения пункта 3 приложения (заменить пункт 4 на пункт 3) приложения к постановлению, недействительным; признать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с составом семьи из двух человек, включая ее, сына - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050; обязать администрацию города Ставрополя восстановить семью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, составом семьи из двух человек, включая ее, сына - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в списках граждан - участников ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015- 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, за очередным номером, действующим на дату вынесения постановления администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменения в приложение к постановлению главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на период 2006-2008 годы».

Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 19 ноября 2019 года исковые требования удовлетворены.

Суд признал Постановление администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приложение к постановлению главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий доя участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы» в части исключения пункта 3 приложения (заменить пункт 4 на пункт 3) приложения к постановлению, недействительным.

Признал ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с составом семьи из двух человек, включая ее, сына - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050.

Обязал администрацию города Ставрополя, восстановить семью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, составом семьи из двух человек, включая ее, сына - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в списках граждан - участников ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, за очередным номером, действующим на дату вынесения постановления администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменения в приложение к постановлению главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на период 2006-2008 годы».

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации г. Ставрополя по доверенности ФИО1 просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. Считает, что принятое решение является незаконным и необоснованным, в виду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенным в решении суда, фактическим обстоятельствам дела, а также неправильного применения норм материального и процессуального права.

Письменных возражений относительно доводов жалобы не поступило

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лицо, участвующее в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В силу части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции достоверно и правильно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил положения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Таким образом, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов гражданам, нуждающимся в жилище, но не являющимся малоимущими, жилое помещение может быть предоставлено только в том случае, если на возможность предоставления такого помещения этой категории граждан прямо указано в законе.

При этом законодатель вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельная подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285 утверждены правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы, которая является продолжением программы на 2002-2010 годы, и утверждены соответствующие Правила, в которых закреплено право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определены условия его возникновения.

Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципом преемственности, становятся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, а также на 2015-2020 годы.

Одним из обязательных условий участия молодой семьи в подпрограмме является признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий (пп. «б» п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285), под которыми применительно к настоящим Правилам понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285; п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050).

В соответствии с абз. 2 п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Из материалов дела следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ее семья в составе: ФИО2 - жена, ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ рождения) - муж, были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы».

Постановлением главы г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы» семья истца в составе 2 человек (жена - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, муж - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения) признана в качестве участника муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы».

Постановлением администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в учетные дела граждан, изменивших состав семей, признанных участниками муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на 2006-2008 годы» в состав семьи истца был включен сын - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и считается состав семьи 3 человека.

Постановлением администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании молодых семей участниками ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на 2011-2012 годы» семья в составе 3 человек (жена - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, муж - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения) признана участником ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы».

Постановлением администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в составы молодых семей - участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» из состава семьи исключен муж - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и считается состав семьи 2 человека: истец - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын истца - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения.

ДД.ММ.ГГГГ истцом было получено уведомление об исключении ее как молодой семьи из нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе: «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы» на основании Постановления администрации <адрес> «О внесении изменений в приложение к постановлению главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы». Основанием исключения был указан пункт 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а именно: граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Не согласившись с указанными действиями органа местного самоуправления, истец ФИО2 обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходил из того, что на момент подачи заявления истец ФИО2 и ее сын ФИО4 не имели в собственности жилого помещения в г. Ставрополе, жилое помещение по договору социального найма им предоставлено не было, их семья не была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в соответствии с учетной нормы, а уровень обеспеченности жилым помещением не предусматривает необходимости учета жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи в качестве членов семьи собственника жилого помещений, не являющегося членом молодой семьи, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии у администрации г. Ставрополя законных оснований для исключения семьи ФИО2, состоящей из 2 человек, из числа нуждающихся в жилом помещении.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считает их законными и обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и отвечающими требованиям действующего законодательства.

Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Из положений п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: - не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

На основании ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии с решением Ставропольской городской Думы от 30 ноября 2005 года № 184 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения», установлена учетная норма площади жилого помещения в городе Ставрополе в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящуюся на одного гражданина.

Орган местного самоуправления организует работу по проверке содержащихся в этих документах сведений.

На основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ одним из оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях является выявление в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Под утратой гражданином оснований, дающих ему право получить жилье по договору социального найма, может пониматься существенное улучшение материального положения семьи лица, состоящего на учете, поскольку размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, исключает их из категории «малоимущие».

К утрате оснований относится и улучшение жилищных условий (приобретение иного жилья в собственность, выбытие из жилого помещения члена семьи, обмен и т.п.).

Судебная коллегия отмечает, что при рассмотрении заявленных исковых требований по существу суд первой инстанции обоснованно обратил внимание на обстоятельство того, что предоставление мер социальной поддержки молодым семьям в приобретении жилых помещений регулируется специальным нормативным актом (абз. 2 п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050), которым необходимо руководствоваться и который, в отличие от ст. 51 Жилищного кодекса РФ, при определении уровня обеспеченности жилым помещением не предусматривает необходимости учета жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи в качестве членов семьи собственника жилого помещений, не являющегося членом молодой семьи.

Следовательно, поскольку исходя из п. 6, абз. 2 п. 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, в состав семьи Атаянц для целей участия в Подпрограмме входят сама ФИО2 и ее сын ФИО4 то уровень обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения для признания нуждающейся в жилом помещении должен быть определен исходя из размера общей площади жилых помещений, занимаемых указанными членами молодой семьи по договорам социального найма, или жилых помещений принадлежащих им на праве собственности.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на момент признания семьи Атаянц нуждающейся в улучшении жилищных условий Постановлением главы г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы» семья истца была зарегистрирована в трехкомнатной <адрес> общей площадью 58,3 кв.м., в которой зарегистрировано 5 человек (истец - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, муж истца - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, мать истца - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, отец истца - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, брат истца - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения). Ни у одного из зарегистрированных на момент постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье семьи истца не было жилых помещений на праве собственности, а также недвижимого имущества.

В настоящее время семья Атаянц (2 человека: истец - ФИО2, сын истца - ФИО4), а также на время принятия оспариваемого постановления (ДД.ММ.ГГГГ), нуждалась и нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку в <адрес> общей площадью 58,3 кв.м. зарегистрированы: истец - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын истца - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, мать истца- ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, отец истца - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, брат истца - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, при этом площадь квартиры составляет 58,3 кв.м /5=11,7 кв.м.

Как верно указано судом первой инстанции, никаким из структурных подразделений администрации г. Ставрополя не принималось решение об исключении нуждающейся в улучшении жилищных условий семьи Атаянц до ДД.ММ.ГГГГ. Тогда как ФИО2 неоднократно обращалась в администрацию г. Ставрополя и в комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя о сроках социальной выплаты молодой семье из средств бюджета по данной программе. Сведений, что семья Атаянц не имеет права для указанной социальной выплаты, не имеется.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции о незаконности постановления администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приложение к постановлению главы г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий доя участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы» в части исключения пункта 3 приложения (заменить пункт 4 на пункт 3) приложения к постановлению, которым семья истца исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006 - 2008 годы», на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, судебная коллегия признает обоснованным.

Также судебная коллегия отмечает, что при рассмотрении настоящего дела по существу не нашел своего подтверждения факт того, что истец ФИО2 совершала какие-либо умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые бы могли привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Доказательства того, что семья истца действовала недобросовестно, органом местного самоуправления не приведено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствие в учетном деле семьи ФИО2 сведений о наличии у родителей истца в собственности жилых помещений не позволяет в должной степени определить уровень обеспеченности членов семьи общей площадью жилого помещения, исходя из суммарной площади всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи, судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку он основан на неверном толковании норм действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств.

Оснований для иной оценки установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств судебная коллегия не усматривает.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 19 ноября 2019 года – оставить без изменения.

Апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: