ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3-3357/2020260002-01-2019-006846-96 от 02.06.2020 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Федоров О.А. дело № 33-3-3357/2020 26RS0002-01-2019-006846-96

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь 02 июня 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе

председательствующего судьи Меньшова С.В.,

судей Луневой С.П., Ковалевой Ю.В.,

при секретаре Ахтырской С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности ФИО1

на решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 29 января 2020 года по гражданскому делу по иску ФИО2 к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

заслушав доклад судьи Луневой С.П.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что он относился к категории лиц, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать находилась в заключении, сведения об отце отсутствовали. Впервые поступил в детский дом № <адрес> на основании постановления главы <данные изъяты>. Совместно с ним в указанное учреждение определена его сестра - ФИО15 рождения. Указанным постановлением за несовершеннолетними сохранено право на получение жилья в <адрес>. В июне 2005г. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установил отцовство в отношении детей ФИО16 которым присвоена фамилия ФИО17. После установления отцовства, отец - ФИО18 забрал детей из детского дома. Истец обучался в коррекционной школе (школа интернат) в
<адрес> в период с 21.11.2005г. по 05.06.2010г.

Согласно постановлению главы администрации <данные изъяты> 30.11.2007г. и путевки от 05.12.2007г. ФИО19 года рождения, повторно определена в детский дом в связи с тем, что мать несовершеннолетних - ФИО20 лишена родительских прав, отец - ФИО21 находиться в местах лишения свободы. Истец ФИО2 был повторно определен в детский дом на основании постановления администрации <данные изъяты> от 21 марта 2011г. "Об определении в детский дом", прибыв в детский дом на основании акта выявления и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего от 25.02.2011г.

Из справки № от 14.07.2011г., выданной ФКУ ФИО22 следует, что ФИО23 неоднократно судим, приговором <данные изъяты> суда СК от 07.09.2007г. осужден по <данные изъяты> УК РФ, ему назначено наказание лишение свободы сроком на 4 года с отбыванием наказания в колонии строгого режима, находился в местах лишения свободы с 15.07.2007г. по 14.07.2011г.

Решением Минераловодского городского суда СК от 18.04.2011г., ФИО24 лишен родительских прав в отношении ФИО25 года рождения. Требование в отношении несовершеннолетнего ФИО2 не заявлялось по не зависящим от него причинам. После достижения 18-летнего возраста, в июле 2011 года, отец забрал ФИО2 из детского дома, представив справку об освобождении. Данный документ направлен в отдел опеки и попечительства администрации <данные изъяты>.

Истец зарегистрирован до настоящего времени по месту нахождения детского дома: <адрес>

Другого жилья и постоянного места жительства на территории Ставропольского края не имеет.

С марта 2011 года поставлен на учет, как имеющий право на обеспечение жилой площадью в Минераловодском районе, что подтверждается сведениями отдела опеки и попечительства Минераловодского муниципального района СК от 15.03.2011г.

Родной сестре истца - ФИО26 по окончании учебною заведения была приобретена квартира в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Истцу, как лицу, оставшегося без попечения родителей, жилое помещение до настоящего времени не предоставлено.

В октябре 2011 года истец обратился в отдел опеки и попечительства администрации Минераловодского городского округа для постановки на учет для получения жилья, где потребовали представить копию справки об освобождении отца ФИО27., которая ранее, в июле 2011 года направлялась руководством детского дома в отдел опеки и попечительства Минераловодского муниципального района СК. В виду отсутствия справки, документы о постановке на учет не были приняты.

Просит суд обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского каря предоставить ФИО2 по месту жительства, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения.

Обжалуемым решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 29 января 2020 года исковые требования удовлетворены. На министерство имущественных отношений Ставропольского края возложена обязанность предоставить ФИО2 по договору найма благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.

В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности ФИО1 просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывает, что местом жительства ФИО2 является Минераловодский район Ставропольского края, однако в настоящее время в границах указанного района свободные благоустроенные жилые помещения отсутствуют.

В апреле 2019 года организовано проведение аукционов на приобретение жилых помещений в границах города Минеральные Воды Ставропольского края для предоставления детям-сиротам и детям, однако аукционы признаны несостоявшимися, поскольку не было подано ни одной заявки. Считает, что причины, по которым требования до настоящего времени не исполнены, не стоят в прямой зависимости от действий Минимущества. Обращает внимание на то, что суд первой инстанции, принимая решение, обязывающее Минимущество края предоставить истцу жилое помещение, не принял во внимание права иных граждан-получателей социальных гарантий, состоящих на учете для предоставления благоустроенного жилого помещения, заявления которых были зарегистрированы ранее обращения ФИО2

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 п. 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п. 1 названной статьи, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 названной статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Ставропольском крае регламентируется Законом Ставропольского края от 16.03.2006 N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 N 240-п "Об утверждении порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края".

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ года. На момент рождения он имел фамилию ФИО28

Постановлением главы Минераловолской территориальной государственной администрации СК от 14 августа 2001 года несовершеннолетние ФИО29 определены в детский дом, в связи с тем, что их мать находится в заключении, отца нет, записан со слов матери. Пунктом 5.2 данного постановления определено, что по окончании пребывания в детском государственном учреждении указанные несовершеннолетние сохраняют право на получение жилья в г. Минеральные Воды в соответствии с Федеральным законом от 28.03.98 №45-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Жилищный Кодекс РСФСР" (л.д.15).

Решением Минераловодского городского суда СК от 30 ноября 2004 года мать истца ФИО30 была лишена родительских прав в отношении истца и его сестры (л.д.12-13).

17 июня 2005 года ФИО31 был признан отцом истца, последнему присвоена фамилия ФИО32, что подтверждается свидетельством об установлении отцовства (л.д.10). После этого, в этом же году, отец забрал истца из детского дома.

Согласно справке об освобождении ФИО33 в 2007 году был осужден к лишению свободы на 4 года. Также из данной справки усматривается что ранее - 2001 году он был осужден к 7 годам лишения свободы (л.д.14).

15 марта 2011 года отделом опеки и попечительства администрации Минераловодского муниципального района СК составлены справки о том, что у ФИО2 имущества и ценных бумаг не имеется, мать лишена родительских прав, отец находится в местах лишения свободы, поставлен на учет как имеющий право на обеспечение жилой площадью в Минераловодском районе не ниже установленных социальных норм (л.д.18- 19).

Постановлением главы администрации Минераловодского муниципального района СК от 21 марта 2011 года несовершеннолетний истец снова был определен в детский дом. На отдел опеки и попечительства возложена обязанность осуществлять контроль в установленном порядке за реализацией права ФИО2 на обеспечение жилой площадью (л.д.17).

Согласно справке отдела опеки попечительства и по делам несовершеннолетних администрации Минераловодского городского округа от 27 августа 2018 года, ФИО2 обращался в отдел за консультацией по поводу постановки на учет на получение жилья в октябре 2011 года, однако подтвердить факт отсутствия родительского попечения не смог по причине отсутствия документов на отца, который находился в местах лишения свободы (л.д.20).

Из имеющихся в деле доказательств следует, что истец в восьмилетием возрасте был определен в детский дом в связи с отсутствием родительского попечения. Впоследствии мать была лишена родительских прав, отец длительно находился в местах лишения свободы.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО2 по его обращению не был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении, в данном случае не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования о предоставлении вне очереди жилого помещения, поскольку истец предпринимал попытку встать на учет до достижения возраста 23 лет, но она оказалась безуспешной из-за отсутствия всех необходимых документов. Кроме того, действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Как справедливо указано судом первой инстанции, условия и порядок предоставления жилых помещений, установленных федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Данная процедура также может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, судебная коллегия, соглашаясь с судом первой инстанции, приходит к выводу, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди. Данная позиция отражена и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации "Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

При рассмотрении настоящего гражданского дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 29 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи