Судья Полупан Г.Ю. Дело № 33-3-9762/2020 (2-1872/2019)
УИД 26RS0029-0l-2019-003046-74
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь | 17 декабря 2020 года |
Судья Ставропольского краевого суда Чернышова Н.И., рассмотрев единолично в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по частной жалобе представителя администрации г.Пятигорска ФИО8
на определение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 11 августа 2020 года
по исковому заявлению заместителя прокурора г.Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Пятигорска, МУ «Управление образования администрации г. Пятигорска», ФИО7 о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей по выполнению определенных действия,
установил:
От представителя администрации г. Пятигорска ФИО2 поступило заявление о рассрочке исполнения решения суда и приостановлении исполнительного производства по следующим основаниям: имущественное положение администрации г. Пятигорска не позволяет исполнить решение суда. Органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края в 2018 году в министерство финансов края предоставлена оперативная информация о потребности в средствах, необходимых для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности учреждений образования, подведомственных органам местного самоуправления. Положительного решения не принято, дана рекомендация решить вопрос за счёт привлечения внебюджетных источников. Неоднократно направлялись обращения на имя Губернатора Ставропольского края, в Правительство Ставропольского края, Министерство образования Ставропольского края, но запрашиваемые денежные средства не выделены. Бюджет города утверждён с предельным дефицитом, необходимых средств недостаточно.
Просила предоставить отсрочку исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ до декабря 2020 года, а также приостановить исполнительное производство №-ИП, возбуждённое на основании исполнительного листа серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ.
От представителя МУ «Управление образования администрации г.Пятигорска» ФИО3 поступило заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда и приостановлении исполнительного производства по аналогичным основаниям.
Представитель ФИО9ФИО10<адрес>ФИО4 в заявлении о предоставлении отсрочки исполнения рушения суда и приостановлении исполнительного производства указал те же основания.
Определением Пятигорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявлений администрации <адрес>, МУ «Управление образования администрации <адрес>» и ФИО11№<адрес> о предоставлении отсрочки исполнения решения суда и приостановления исполнительных производств отказано.
В частной жалобе представитель ответчика администрации <адрес> по доверенности ФИО12 просит отменить определение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В обоснование доводов жалобы приводит те же доводы, что и при обращении в суд с заявлением о предоставлении отсрочки, полагая, что они носят исключительный характер.
Возражений на частную жалобу не поступило.
В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба рассматривается судьей единолично и без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения по доводам частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Порядок рассмотрения обозначенного заявления должника установлен ст. 203.1 ГПК РФ, введенной в действие с 01 октября 2019 года, согласно которой вопрос об отсрочке и рассрочке исполнения решения суда рассматривается судом без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле.
При этом необходимо иметь в виду, что согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09 июля 2019 года N 26 "О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,.. . в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - заявления, подаваемые в суд после принятия итогового судебного акта, рассматриваются в соответствии с процессуальным законодательством, действующим во время их рассмотрения (ч. 3 ст. 1 ГПК РФ).
Согласно ст. 203 ГПК РФ, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии со ст. 434 ГПК РФ, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
По смыслу вышеуказанных правовых норм, основания для отсрочки или рассрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер и являться серьезным препятствием к совершению исполнительных действий. Следует учитывать, что, несмотря на то, что отсрочка или рассрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя.
Установлено и подтверждается материалами дела, что заместитель прокурора г. Пятигорска, обратившись в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ, просил признать бездействие администрации <адрес> и ФИО13№<адрес> в части необеспечения ФИО14№<адрес> круглосуточной охраной объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций за счет средств местного бюджета и неустранения нарушений требований п. 7, 21, 23, 24, 37, 61, 108 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390 "О противопожарном режиме", ст. 83 Федерального закона №-Ф3, "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (утв. Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года N 175), п. 6.1.4 ГОСТ 12.4.026-2001, ГОСТ 12.2.143-2009, ГОСТ 12.1.004 незаконным. Возложить на администрацию <адрес> обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить выделение необходимого дополнительного целевого финансирования в МУ «Управление образования администрации <адрес>» для заключения МБОУ СОШ №<адрес>, расположенным по адресу: <адрес>, договора об осуществлении круглосуточной охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и установки система оповещения и устранить нарушения требований ст. 37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", п. 42 Правил противопожарного режима в РФ, п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, ст.ст. 83, 84 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 36 Правил противопожарного режима в РФ, п. 4 Приложение А; табл. А1 СП 5.13130.2009; п. 55 Правил противопожарного режима в РФ, п. 24 Правил противопожарного режима в РФ, п. 55 Правил противопожарного режима в РФ, выразившихся в следующем: допускается эксплуатация электрических светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) в складском помещении; системы и установки противопожарной защиты и предотвращения пожара находятся в неработоспособном состоянии в кабинетах: математики; истории; подсобном помещении в кабинете биологии; допускается эксплуатация электрических светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) в спортивном зале; допускается эксплуатация электрических светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) в вентиляционной камере; допускается эксплуатация электрических светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) в комнате сторожа; допускается эксплуатация электрических светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) в методическом кабинете; автоматическая установка пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией в помещениях здания установлена с нарушениями требований нормативных документов о пожарной безопасности. - дверь расположенная на эвакуационных путях открывается не по направлению путей эвакуации (второй выход со второго этажа); помещения не оборудованы системами и установками противопожарной защиты (подсобные помещения №, №, расположенные на первом этаже); не обеспечено своевременное проведение проверок источников наружного водоснабжения с составлением соответствующих актов; не предоставлена исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта; не организована проверка наружных пожарных лестниц на кровле здания; направление движения к пожарному резервуару не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения. Возложить на МУ «Управление образования администрации <адрес>» обязанность не позднее 01 месяца с момента поступления бюджетных средств распределить их целевым назначением ФИО15№<адрес>. Обязать №№<адрес> в течение 01 месяца с момента поступления бюджетных денежных средств заключить договор об организации круглосуточной охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и устранить нарушения требований ст. 37 ФЗ от 21 декабря 1994 года N 69- ФЗ "О пожарной безопасности", п. 42 Правил противопожарного режима в РФ, п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, ст.ст. 83, 84 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 36 Правил противопожарного режима в РФ, п. 4 Приложение А; табл. А1 СП 5.13130.2009; п. 55 Правил противопожарного режима в РФ, п. 24 Правил противопожарного режима в РФ, п. 55 Правил противопожарного режима в РФ, выразившихся в следующем: допускается эксплуатация электрических светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) в складском помещении; системы и установки противопожарной защиты и предотвращения пожара находятся в неработоспособном состоянии в кабинетах: математики; истории; подсобном помещении в кабинете биологии; допускается эксплуатация электрических светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) в спортивном зале; допускается эксплуатация электрических светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) в вентиляционной камере; допускается эксплуатация электрических светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) в комнате сторожа; допускается эксплуатация электрических светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) в методическом кабинете; автоматическая установка пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией в помещениях здания установлена с нарушениями требований нормативных документов о пожарной безопасности. - дверь расположенная на эвакуационных путях открывается не по направлению путей эвакуации (второй выход со второго этажа); помещения не оборудованы системами и установками противопожарной защиты (подсобные помещения №1, №2, расположенные на первом этаже); не обеспечено своевременное проведение проверок источников наружного водоснабжения с составлением соответствующих актов; не предоставлена исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта; не организована проверка наружных пожарных лестниц на кровле здания; направление движения к пожарному резервуару не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 05 июля 2019 года исковые требования заместителя прокурора г. Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, МУ «Управление образования администрации <адрес>», ФИО16№<адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей совершить определённые действия удовлетворены частично.
Признано бездействие администрации <адрес> и ФИО17ФИО18<адрес>, в части необеспечения ФИО19№<адрес> круглосуточной охраны объекта (территории) путём привлечения сотрудников охранных организаций за счёт средств местного бюджета и неустранения нарушений требований п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390 "О противопожарном режиме", незаконным, а части признания незаконным их бездействия по несоблюдению пунктов 7, 21, 23, 24, 37, 108 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390 "О противопожарном режиме", ст. 83 Федерального закона №-ФЭ, "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (утв. Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 175), п. 6.1.4 ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-2001, ФИО6ДД.ММ.ГГГГ-2009, ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ отказано.
На администрацию <адрес> возложена обязанность в течение трех месяцев с даты вступления в силу решения суда обеспечить выделение необходимого дополнительного целевого финансирования в МУ «Управление образования администрации <адрес>» для заключения ФИО20№<адрес>, расположенным по адресу: <адрес>, договора об осуществлении круглосуточной охраны объектов (территорий) путём привлечения сотрудников охранных организаций, установки системы оповещения и устранения нарушений требований п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390 "О противопожарном режиме", выразившихся в непредоставлении исполнительной документации на установки и системы противопожарной защиты объекта, а в удовлетворении требования о возложении указанной обязанности обеспечить выделение дополнительного целевого финансирования в срок до ДД.ММ.ГГГГ отказано.
В удовлетворении требования в части возложения на администрацию г. Пятигорска обязанности в срок до 01 сентября 2019 года обеспечить выделение необходимого дополнительного целевого финансирования в МУ «Управление образования администрации <адрес>» для ФИО21№<адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, для установки системы оповещения и устранения нарушения требований ст. 37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", п. 42 Правил противопожарного режима в РФ, п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, ст.ст. 83, 84 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 36 Правил противопожарного режима в РФ, п. 4 Приложение А; табл. А1 СП 5.13130.2009; п. 55 Правил противопожарного режима в РФ, п. 24 Правил противопожарного режима в РФ, п. 55 Правил противопожарного режима в РФ, выразившихся в следующем: допускается эксплуатация электрических светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) в складском помещении; системы и установки противопожарной защиты и предотвращения пожара находятся в неработоспособном состоянии в кабинетах: математики; истории; подсобном помещении в кабинете биологии; допускается эксплуатация электрических светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) в спортивном зале; допускается эксплуатация электрических светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) в вентиляционной камере; допускается эксплуатация электрических светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) в комнате сторожа; допускается эксплуатация электрических светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) в методическом кабинете; автоматическая установка пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией в помещениях здания установлена с нарушениями требований нормативных документов о пожарной безопасности. - дверь расположенная на эвакуационных путях открывается не по направлению путей эвакуации (второй выход со второго этажа); помещения не оборудованы системами и установками противопожарной защиты (подсобные помещения №1, №2, расположенные на первом этаже); не обеспечено своевременное проведение проверок источников наружного водоснабжения с составлением соответствующих актов; не организована проверка наружных пожарных лестниц на кровле здания; направление движения к пожарному резервуару не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, отказано.
На МУ «Управление образования администрации г. Пятигорска» возложена обязанность в течение одного месяца с момента поступления бюджетных средств распределить их целевым назначением ФИО22№<адрес>.
ФИО23№<адрес> обязано в течение трёх месяцев с момента поступления бюджетных денежных средств заключить договор об организации круглосуточной охраны объектов (территорий) путём привлечения сотрудников охранных организаций и устранить нарушения требований п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", а именно: предоставить исполнительную документацию на установки и системы противопожарной защиты объекта, а удовлетворении требования об исполнении указанной обязанности в течение одного месяца отказал.
В удовлетворении требования в части возложения на ФИО24№<адрес> обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ в течение 01 месяца с момента поступления бюджетных денежных средств устранить нарушения требований ст. 37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", п. 42 Правил противопожарного режима в РФ, п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, ст.ст. 83, 84 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 36 Правил противопожарного режима в РФ, п. 4 Приложение А; табл. А1 СП 5.13130.2009; п. 55 Правил противопожарного режима в РФ, п. 24 Правил противопожарного режима в РФ, п. 55 Правил противопожарного режима в РФ, выразившихся в следующем: допускается эксплуатация электрических светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) в складском помещении; системы и установки противопожарной защиты и предотвращения пожара находятся в неработоспособном состоянии в кабинетах: математики; истории; подсобном помещении в кабинете биологии; допускается эксплуатация электрических светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) в спортивном зале; допускается эксплуатация электрических светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) в вентиляционной камере; допускается эксплуатация электрических светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) в комнате сторожа; допускается эксплуатация электрических светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) в методическом кабинете; автоматическая установка пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией в помещениях здания установлена с нарушениями требований нормативных документов о пожарной безопасности. - дверь расположенная на эвакуационных путях открывается не по направлению путей эвакуации (второй выход со второго этажа); помещения не оборудованы системами и установками противопожарной защиты (подсобные помещения №1, №2, расположенные на первом этаже); не обеспечено своевременное проведение проверок источников наружного водоснабжения с составлением соответствующих актов; не организована проверка наружных пожарных лестниц на кровле здания; направление движения к пожарному резервуару не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 23 октября 2019 года решение суда от 05 июля 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации города Пятигорска - без удовлетворения.
Кассационным определением от 13 февраля 2020 года решение суда от 05 июля 2019 года и апелляционное определение от 13 февраля 2020 года оставлены без изменения, кассационная жалоба администрации города Пятигорска без удовлетворения.
Решение суда от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу, но в добровольном порядке администрацией <адрес> решение суда не исполнено.
Отказывая администрации <адрес>, МУ «Управление образования администрации г. Пятигорска», ФИО25№<адрес> в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что указанные в обоснование заявления доводы не могут являться основанием для предоставления отсрочки исполнения судебного решения. При этом суд учитывал не только материальное положение заявителя, но и законные интересы взыскателя.
Основания для отсрочки, рассрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий, поскольку вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а федеральным законом.
Судебная коллегия полагает, что при предоставлении требуемой отсрочки исполнения решения суда теряется смысл судебного постановления, имея в виду гарантии судебной защиты интересов истца, права которого нарушены.
Разрешая заявления в части требования о приостановлении исполнительного производства до вынесения судебного акта и по заявлению о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд исходил из положений ст. ст. 437, 440 ГПК РФ, Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», обоснованно исходил из того, что при отказе в удовлетворении заявления администрации г. Пятигорска, МУ «Управление образования администрации <адрес>», ФИО26№<адрес> о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, оснований к приостановлению исполнительного производства не имеется.
Учитывая необходимость защиты прав обеих сторон, а также требования разумности в части сроков исполнения судебных актов, судебная коллегия считает, что предоставление испрашиваемой отсрочки не отвечает задачам гражданского судопроизводства, установленным ст. 2 ГПК РФ, и нарушает права взыскателя.
Оснований для отмены определения по доводам частной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 330- 334 ГПК РФ, судья
определил:
определение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 11 августа 2020 года оставить без изменения, частную жалобу без удовлетворения.
Судья: Н.И. Чернышова