ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3007/2016 от 24.02.2016 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Олейников А.В. Дело № 33-3007/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 февраля 2016 года г. Волгоград

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего: Малышевой И.А.

судей: Забровского Б.Д., Ривняк Е.В.

при секретаре: Пустовой А.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г.Волгограда в интересах субъекта Российской Федерации – Волгоградской области, а также в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ООО «ГорСпортИнформ», комитету по рекламе администрации Волгограда о признании недействительным разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, демонтаже рекламной конструкции

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью « ГорСпортИнформ»

по апелляционной жалобе комитета по рекламе администрации Волгограда

на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 24 ноября 2015 года, которым постановлено:

«исковые требования прокурора Центрального района г.Волгограда в интересах субъекта Российской Федерации – Волгоградской области, а также в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ООО «ГорСпортИнформ», комитету по рекламе администрации Волгограда о признании недействительным разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, демонтаже рекламной конструкции – удовлетворить.

Признать недействительным разрешение №22402р-0508-13-27 от 31.12.2013 года, выданное департаментом по рекламе администрации Волгограда на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, принадлежащей ООО «ГорСпортИнформ».

Обязать «ГорСпортИнформ» демонтировать рекламную конструкцию в виде щита отдельно стоящей щитовой установки размером 3,00 х 6,00 м, двухсторонней, общей площадью 36,00кв.м., расположена в Центральном районе, ул. Краснознаменская, на откосе при движении к ул. Набережная им. 62-ой Армии, в 12,5 метра до проезда к зданию Речного вокзала (на разделительном острове), в 2,5 метрах от бордюра.»

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Забровского Б.Д., выслушав прокурора Е.Л.Ф. возражавшую против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Центрального района г. Волгограда в интересах субъекта Российской Федерации – Волгоградской области, а также в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «ГорСпортИнформ», комитету по рекламе администрации Волгограда о признании недействительным разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, демонтаже рекламной конструкции

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения. Установлено, что департаментом по рекламе администрации Волгограда 31.12.2013 года выдано разрешение ООО «ГорСпортИнформ» №22402р-0508-13-27 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, сроком действия с 05.08.2013 года по 04.08.2023 года.

Данная рекламная конструкция в виде отдельно стоящей щитовой установки размером 3,00 х 6,00 м, двухсторонней, общей площадью 36,00кв.м., расположена в Центральном районе, ул. Краснознаменская, на откосе при движении к ул. Набережная им. 62-ой Армии, в 12,5 метра до проезда к зданию Речного вокзала (на разделительном острове), в 2,5 метрах от бордюра.

Однако, разрешение выдано с нарушением требований ГОСТа Р 52044-2003, поскольку средства наружной рекламы не должны размещаться на расстоянии менее 5 метров от бордюра, в то время, как указанная рекламная конструкция, принадлежащая ООО «ГорСпортИнформ» установлена на расстоянии 2,5 м. от бордюра. Размещение рекламной конструкции в нарушение требований ГОСТа Р 520044-2003 ухудшает видимость и другие условия безопасности дорожного движения, является фактором отвлекающим водителей и способствует совершению дорожно-транспортных происшествий на дорогах города, а следовательно создает угрозу для жизни, здоровья и имущества неопределенного круга лиц.

Кроме того, п. 5.6 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, которое находится в государственной или муниципальной собственности и на котором на основании договора между соответственно органом государственной власти, органом местного самоуправления и владельцем рекламной конструкции установлена рекламная конструкция, проводится по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Однако в нарушение данной нормы Закона договор аренды земельного участка, на котором расположена рекламная конструкция с ООО «ГорСпортИнформ» заключен без проведения соответствующих торгов.

Полагая, что разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдано с нарушением требований действующего законодательства, просил признать недействительным разрешение № 22402р-0508-13-27 от 31.12.2013 г., выданное департаментом по рекламе администрации Волгограда, на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, принадлежащей ООО «ГорСпортИнформ», обязать «ГорСпортИнформ» демонтировать рекламную конструкцию в виде щита размером 3,00 х 6,00м, 2 стороны, общей площадью 36,00 кв.м., расположенную в Центральном районе, ул. Краснознаменская, на откосе при движении к ул. Набережная им. 62-ой Армии, в 12,5 метра до проезда к зданию Речного вокзала (на разделительном острове) в 2,5 метрах от бордюра.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ООО «ГорСпортИнформ» оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит решение суда отменить, принять новое решения, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение и неправильное применение норм материального права.

В апелляционной жалобе комитет по рекламе администрации Волгограда также оспаривает законность постановленного судом решения, просит его отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права.

В возражениях на апелляционные жалобы прокурор, участвующий в деле К.Д.М., просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, возражений относительно них, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда приходит к следующему.

В соответствии с ч. 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Согласно ч. 9 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В п. 3 ч. 4 статьи 5 названного Федерального закона предусмотрено, что реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.

В силу п. 3 ч. 15 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта является одним из оснований, по которым выносятся решения об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами указанного закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Часть 4 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» устанавливает, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Согласно п. 5 ч. 3 статьи 25 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом, запрещается, в том числе, установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и(или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.

Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены ГОСТ Р 52044-2003, пунктом 6.1 которого предусмотрено, что средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах.

Кроме того, исходя из пункта 6.6 названного ГОСТ Р 52044-2003 расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее указанного в таблице 1.

В таблице 1 к названному пункту указано, что при разрешенной скорости движения на участке автодороги 60 и менее км/ч и площади рекламного объявления от 15 до 18 кв.м., расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее 60 м.

Вышеуказанный ГОСТ признан национальным стандартом со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Применение данного документа осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в частности, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Поскольку требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, то они обязательны к применению при установке и эксплуатации рекламных конструкций.

Несоответствие расположения рекламных конструкций требованиям государственного стандарта создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляет права граждан-участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья. То обстоятельство, что рекламные конструкции установлены с нарушением требований государственного стандарта, само по себе свидетельствует о возникновении угрозы безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 3.10. Правил распространения наружной рекламы, рекламы на муниципальном транспорте и размещения объектов городской наружной информации на территории Волгограда, утвержденных Решением Волгоградской городской Думы от 06.03.2013 N 73/2206, размещение рекламных конструкций в границах придорожной полосы и полосы отвода автомобильной дороги осуществляется в соответствии с настоящими Правилами с особенностями, установленными законодательством об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

Судом первой инстанции установлено, что 31.12.2013 года департаментом по рекламе администрации Волгограда выдано разрешение ООО «ГорСпортИнформ» №22402р-0508-13-27 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, сроком действия с 05.08.2013 года по 04.08.2023 года, в виде отдельно стоящей щитовой установки размером 3,00 х 6,00 м, двухсторонней, общей площадью 36,00 кв.м., расположенной в Центральном районе по ул. Краснознаменская, на откосе при движении к ул. Набережная им. 62-ой Армии, в 12,5 метра до проезда к зданию Речного вокзала (на разделительном острове), в 2,5 метрах от бордюра.

В ходе проведения проверки Центральной районной прокуратурой г. Волгограда выявлено, что разрешение указанной выше рекламной конструкции выдано с нарушением требований ГОСТа Р 520044-2003, поскольку рекламная конструкция расположена на расстоянии 2,5 метра от бордюра ухудшает видимость и другие условия безопасности дорожного движения, является фактором отвлекающим водителей и способствует совершению дорожно-транспортных происшествий. Кроме того, в нарушение п. 5.6 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» договор аренды земельного участка, на котором расположена рекламная конструкция заключен с ООО «ГорСпортИнформ» без проведения соответствующего конкурса.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела копиями заявления № 22402 на получение разрешения на установку рекламной конструкции, разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 31.12.2013 года, актом проверки от 24.11.2015 года и фотоснимками.

Установив указанные обстоятельства, руководствуясь приведенными выше положениям закона, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что разрешение № 22402р-0508-13-27 от 31.12.2013 года, выданное департаментом по рекламе администрации Волгограда на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, принадлежащей ООО «ГорСпортИнформ», не соответствует требованиям ГОСТа Р 520044-2003, в части размещения рекламной конструкции на расстоянии не менее 5 метров от бордюрного камня, а также менее чем в 60 м от дорожного знака, в связи с чем признал его недействительным, а рекламная конструкция в виде отдельно стоящей щитовой установки размером 3,00 х 6,00 м, двухсторонней, общей площадью 36,00 кв.м., расположенная в Центральном районе по ул. Краснознаменская, на откосе при движении к ул. Набережная им. 62-ой Армии, в 12,5 метра до проезда к зданию Речного вокзала (на разделительном острове), в 2,5 метрах от бордюра – подлежит демонтажу.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.

Доводы апелляционных жалоб о том, что требования ГОСТа Р 520044-2003 не являются обязательными к исполнению, поскольку указанный документ не является нормативно-правовым актом, судебной коллегией отклоняются в виду следующего.

Как следует из позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 14.01.2009 N 5-Г08-105, применение указанного ГОСТа при согласовании и выдаче разрешений на размещение наружной рекламы обязательно ввиду отсутствия технических регламентов, определяющих правила установки рекламных конструкций. Установленные данным ГОСТом Р 25044-2003 правила размещения рекламных конструкций направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и являются обязательными для исполнения.

Государственный стандарт Российской Федерации Р 52044-2003 недействующим не признан (определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2015 г. N АКПИ14-1259).

Таким образом, поскольку требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, то они обязательны к применению при установке и эксплуатации рекламных конструкций.

Несоответствие расположения рекламной конструкции требованиям Государственного стандарта образует помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляет права граждан - участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан. То обстоятельство, что рекламная конструкция установлена с нарушением требований Государственного стандарта, свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения.

Иные доводы, изложенные в апелляционных жалобах по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

С учетом этого, судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и норм материального права, влекущих отмену решения суда, также допущено не было.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 24 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «ГорСпортИнформ» и комитета по рекламе администрации Волгограда – без удовлетворения.

Председательствующий- <.......>

Судьи-<.......>

<.......>

<.......>