ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3012/2016 от 09.06.2016 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья Мартынюк И.А. стр.178г, г/п 3000 руб.

Докладчик Пыжова И.А. Дело № 33-3012/2016 09 июня 2016 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Кузнецова Ю.И.,

судей Пыжовой И.А., Рудь Т.Н.,

при секретаре Казанковой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 09 июня 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе директора муниципального предприятия «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства поселка Вычегодский» ФИО1 на решение Котласского городского суда Архангельской области от 19 февраля 2016 года, которым постановлено:

«исковое заявление заместителя Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства поселка Вычегодский» о признании пункта 3.2 приказа № *** от *** года незаконным и обязании отменить данный пункт удовлетворить.

Признать пункт 3.2 приказа муниципального предприятия «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства поселка Вычегодский» № *** от *** года «Об оказании услуг по первичному приему документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан, выдаче справок, иных документов» незаконным.

Обязать муниципальное предприятие «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства поселка Вычегодский» отменить пункт 3.2 приказа № *** от *** года «Об оказании услуг по первичному приему документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан, выдаче справок, иных документов».

Взыскать с муниципального предприятия «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства поселка Вычегодский» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Котлас» в размере *** рублей».

Заслушав доклад судьи областного суда Пыжовой И.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Заместитель Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному предприятию «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства поселка Вычегодский» (далее – МП «ПУ ЖКХ пос. Вычегодский») о признании незаконным пункта 3.2 приказа № *** от *** года «Об оказании услуг по первичному приему документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан, выдаче справок, иных документов», понуждении отменить данный пункт приказа.

В обоснование исковых требований указано, что Котласской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации в сфере регистрационного учета граждан по месту жительства в МП «ПУ ЖКХ пос. Вычегодский». Пунктом 3.2 приказа МП «ПУ ЖКХ пос. Вычегодский» № *** от *** года «Об оказании услуг по первичному приему документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан, выдаче справок, иных документов» установлена плата за данные услуги. Поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 и Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС РФ от 11.09.2012 № 288, на управляющие компании возложена обязанность по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, то данная услуга должна оказываться на безвозмездной основе. Установив оспариваемым пунктом приказа № *** от *** года плату за регистрацию по месту жительства, ответчик нарушает право граждан на свободу передвижения.

В судебном заседании прокурор Тюленев С.В. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика МП «ПУ ЖКХ пос. Вычегодский» ФИО2 в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что органами регистрационного учета является территориальный орган федеральной миграционной службы и за ним закреплена обязанность по проведению бесплатного регистрационного учета граждан как прибывающих, так и убывающих. Это государственная деятельность по фиксации сведений о государственной регистрации граждан. В п. 25 Административного регламента указано, что для получения государственной услуги по регистрационному учету гражданин вправе обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, вправе направить документы посредством почты, также вправе заполнить необходимые документы на Едином портале госуслуг. Оказание ответчиком платной услуги по сбору и передаче в УФМС документов не нарушает права граждан, так как является не единственным способом передачи документов. Любой гражданин вправе обратиться непосредственно в миграционный орган за данной услугой, которая будет оказана бесплатно.

Третье лицо УФМС России по Архангельской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило.

Суд вынес указанное решение, с которым не согласился директор муниципального предприятия «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства поселка Вычегодский» ФИО1

В апелляционной жалобе, дополнениях к ней просит решение суда отменить ввиду неправильного применения норм материального права, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в суде первой инстанции. Дополнительно указано, что суд применил Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, в недействующей редакции. Судом дано неверное толкование понятий «прием и передача документов в органы регистрационного учета» и «регистрационный учет», что привело к неверному выводу о незаконности оспариваемого пункта 3.2. Приказа. Также указано, что территориальные органы ФМС осуществляют деятельность по миграционному учету не бесплатно, осуществление данных функций финансируется за счет соответствующего бюджета, и по этой причине для граждан процедура уведомления государства о своем местонахождении либо постоянном проживании является бесплатной. В отличие от территориальных органов ФМС управляющая организация не имеет соответствующего финансирования со стороны государства. Считают необоснованной ссылку суда на Административный регламент, утвержденный приказом Федеральной миграционной службы от 11.09.2012 № 288, поскольку данный регламент не распространяет свое действие на коммерческие организации. Полагает, что затраты на предоставление услуг по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации должны компенсироваться получателем данной услуги. Безвозмездность оказания данной услуги управляющей организацией действующим законодательством не установлена. Принимая решение по делу, суд постановил обязанность коммерческой организации оказывать услуги бесплатно, при этом, поставив в более выгодное положение отделения почтовой связи и интернет-провайдеров, которые взимают плату за эту же услугу.

Изучив материалы дела, заслушав прокурора Бакина И.С., полагавшего доводы апелляционной жалобы необоснованными, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, МП «ПУ ЖКХ пос. Вычегодский» является унитарным предприятием, предметом и основной целью деятельности которого является эксплуатация жилых зданий и сооружений, объектов социальной и инженерной инфраструктуры и благоустройства, находящихся на его балансе, переданных в хозяйственное ведение, переданных на обслуживание на основании договора, осуществление административной и контрольно-распорядительной деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства на территории поселка, производство и реализация тепловой энергии, выполнение работ, производство продукции, оказание услуг для выполнения социально-экономических заказов поселка, удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли (п.п. 1.6, 2.1 Устава).

В соответствии с целями своей деятельности МП «ПУ ЖКХ пос. Вычегодский» организует, в том числе деятельность паспортного стола (п. 2.2 Устава).

Судом установлено, что *** года МП «ПУ ЖКХ пос. Вычегодский» издан приказ № *** «Об оказании услуг по первичному приему документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан, выдаче справок, иных документов».

Пунктом 3.2 данного приказа утверждена стоимость оказываемых гражданам услуг по первичному приему документов для регистрации (снятия с регистрационного учета) граждан, выдаче справок, иных документов согласно приложению к приказу. Приложением к приказу является введенная в действие с *** года калькуляция указанных услуг.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что оспариваемый пункт приказа МП «ПУ ЖКХ пос. Вычегодский» от *** года № *** противоречит нормам действующего законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц, как проживающих на территории пос. Вычегодский, так и лиц, которые будут проживать в дальнейшем.

Судебная коллегия с данными выводами суда согласна.

На основании ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации производятся бесплатно.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее – Правила) и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее – Перечень).

В соответствии с п. 4 данных Правил ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные Перечнем, в том числе собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации (п. 2 Перечня).

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» под государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, понимается деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации в соответствии с п. 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288, являются органами, участвующими в предоставлении данной государственной услуги.

На основании п. 37 Административного регламента регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.

Поскольку сама по себе государственная услуга по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации предоставляется гражданам бесплатно, то и прием, передача документов в органы регистрационного учета, выдача справок и иных документов в связи с предоставлением данной услуги не может осуществляться за плату.

На основании выше изложенного, судебная коллегия считает правильным вывод суда о том, что пункт 3.2 приказа МП «ПУ ЖКХ пос. Вычегодский» от *** года № *** противоречит действующему законодательству и нарушает права граждан в сфере регистрационного учета.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования.

В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке установленных судом фактических обстоятельств дела, иному ошибочному толкованию норм материального права и не являются основанием для отмены решения суда. При этом ошибочное указание в решении суда недействующей редакции Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 на законность правильного по существу решения не влияет.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, изменения, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Котласского городского суда Архангельской области от 19 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу директора муниципального предприятия «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства поселка Вычегодский» ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий Ю.И. Кузнецов

Судьи И.А. Пыжова

Т.Н. Рудь