Судья: Мартиросян С.В. Дело № 33-30134/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Цуркан Л.С.,
судей Мизюлина Е.В., Черных И.Н.,
при секретаре Конюховой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 октября 2018 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Подольского городского суда Московской области от 02 августа 2018 года по делу
по иску Шукурова А.М.О. к Министерству социального развития Московской области об обязании выдать социальную карту жителя Московской области,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения истца, его представителя, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Шукуров А.М.О. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области об обязании выдать социальную карту жителя Московской области.
Свои требования мотивировал тем, что 09.04.2013 года ему исполнилось 60 лет. Она является иностранным гражданином (республика Азербайджан), ему в соответствии со ст.8 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначена пенсия бессрочно, а также региональная доплата к пенсии до 05.12.2022 года. Также ему была выдана социальная карта жителя Московской области с сроком действия до апреля 2019 года, однако в настоящее время она заблокирована. Истец обратился с заявлением к ответчику о выдаче социальный карты жителя Московской области, поскольку предусмотренная указанная мера социальной поддержки в соответствии с Законом Московской области от 23.03.2006 г. N 36/2006-ОЗ распространяется на иностранных граждан. Однако ему было отказано с указанием причины: отказ заявителя от предоставления государственной услуги. Истец считает отказ незаконным, поскольку он не отказывался от указанной услуги, получает пенсию по старости и в силу ст.14 указанного закона имеет право на предоставление данной меры социальной поддержки.
Представитель ответчика просили отказать в удовлетворении иска.
Решением Подольского городского суда от 02.08.2018г. иск удовлетворен.
Министерство социального развития Московской области обратилось с апелляционной жалобой на указанное судебное постановление, просили решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, исходя из следующего.
Судом установлено, что Шукуров А.М.О., <данные изъяты>, зарегистрирован по адресу: <данные изъяты> (л.д. 7), имеет вид на жительства сроком до 05 декабря 2022 года (л.д. 7 оборот).
С 2013 года истец является получателем пенсии по старости (л.д. 8) и состоит на учете в ГУ-ГУ ПФ РФ №4 по городу Москве и Московской области (л.д. 10).
Решением Подольского городского суда от 18 марта 2014 года суд обязал Подольское городское Управление социальной защиты населения Московской области выдать Шукурову Астану Муса Оглы социальную карту жителя Московской области (л.д. 11).
Истец в исковом заявлении указал, что ему была выдана социальная карта жителя Московской области со сроком действия до апреля 2019 года, однако в настоящее время она заблокирована.
Истец обратился с заявлением к ответчику о выдаче социальный карты жителя Московской области, однако в выдачи социальной карты ему было отказано, причиной отказа в выдаче социальной карты жителя Московской области (л.д. 13), является «отказ заявителя от предоставления государственной услуги».
Из объяснений истца, представителя ответчика усматривается, что Шукуров А.М.О. от предоставления государственной услуги - выдачи социальной карты жителя Московской области не отказывался.
Представитель ответчика также пояснил, что причиной отказа является то обстоятельство, что Шукуров А.М.О. не является гражданином Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования суд исходил из того, что поскольку истец получает пенсию по старости, а статьей 1.1 Закона Московской области от 23.03.2006 N 36/2006- ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» предусмотрено, что действие настоящего Закона распространяется также на иностранных граждан, имеющих место жительства в Московской области, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации, то в соответствии с указанным законом истец имеет право на обеспечение социальной картой жителя Московской области.
Судебная коллегия соглашается с решением об удовлетворении иска, исходя из следующего.
Предоставление мер социальной поддержки в Московской области предусмотрено Законом Московской области от 23.03.2006 г. N 36/2006-03 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области".
Согласно п.28 ст.1 указанного закона, меры социальной поддержки устанавливаются, в том числе, для лиц, получающих пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением лиц, указанных в пункте 33 настоящей статьи (лица, получающие пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что с 09.04.2013 года истец, являясь гражданином Азербайджана, получает пенсию по старости (л.д. 8) и состоит на учете в ГУ-ГУ ПФ РФ №4 по городу Москве и Московской области, что подтверждается представленной справкой ГУ-ГУ ПФ РФ №4 по городу Москве и Московской области (л.д.10).
В соответствии с под. 1 п.1 ст.14 Закона Московской области от 23.03.2006 г. N 36/2006-03, лицам, указанным в пункте 28 статьи 1 настоящего Закона, получающим пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляются следующие меры социальной поддержки: бесплатный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам по социальной карте жителя Московской области.
В силу ст.1.1 указанного закона, настоящий Закон распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в Московской области, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Таким образом, поскольку выплата пенсии установлена законодательством Российской Федерации, а меры социальной поддержки лиц, получающих пенсии в соответствии с законодательством РФ и проживающих в Московской области предусмотрены Законом Московской области от 23.03.2006 г. N 36/2006-03, то данный закон распространяется на иностранных граждан, имеющих место жительство в Московской области.
Пунктом 8.1.1 Положения о социальной карте жителя Московской области", утвержденного Постановлением Правительства МО от 30.08.2005 N 600/31, предусмотрено, что для получения социальной карты получатель социальной поддержки обращается в территориальное структурное подразделение или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с анкетой-заявкой на предоставление ему социальной карты, одновременно предъявляет паспорт (иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации), документы о праве на социальную поддержку и цветную фотографию размером 3 на 4 сантиметра. Если в документе, удостоверяющем личность, отсутствуют сведения о месте жительства, получателю социальной поддержки необходимо документально подтвердить наличие места жительства в Московской области.
Истец является гражданином республики Азербайджан, его правой статус регламентируется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", ст.1 которого предусмотрено, что настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Согласно ст.4 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 8 указанного закона предусмотрено, что в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство.
Согласно п.3 ст.8 закона вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
Как следует из материалов дела, истцу 05.02.2013 года выдан вид на жительство, согласно которого, истец зарегистрирован по месту жительства до 05.12.2017 года по адресу: Московская область, г.Подольск, ул.Веллинга, д.14, кВ.132. Следующая запись о регистрации по месту жительства определена до 05.12.2022 года (л.д. 6-7).
Статьёй 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (в ред. от 28.13.2013 года) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено понятие места жительства - это жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. В этой же статье определено понятие места пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Согласно п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 г. N 713, место жительства удостоверяется отметкой регистрационных органов в паспорте о регистрации по месту жительства либо выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста.
Таким образом, основным условием предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Московской области является наличие места жительства в Московской области, удостоверенное отметкой регистрационных органов в паспорте о регистрации по месту жительства.
Место жительства иностранных граждан указывается в документе - вид на жительство иностранного гражданина.
Поскольку пунктом 8.1.1 Положения о социальной карте жителя Московской области", утвержденного Постановлением Правительства МО от 30.08.2005 N 600/31, предусмотрено, что для получения социальной карты получатель социальной поддержки предъявляет паспорт (иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации), а если в документе, удостоверяющем личность, отсутствуют сведения о месте жительства, получателю социальной поддержки необходимо документально подтвердить наличие места жительства в Московской области, то есть, отсутствует требование об обязательном предоставлении паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства в Московской области, то с учетом предоставления истцом сведений о месте его жительства в Московской области, содержащихся в виде на жительство, дает ему право в соответствии с Законом Московской области от 23.03.2006 г. N 36/2006-03 на предоставление меры социальной поддержки в виде получения социальной карты жителя Московской области на период его проживания и на срок действия карты.
С учетом системного толкования приведенных выше норм, анализа установленных по делу обстоятельств, в соответствии с которыми истец является пенсионером, получающим пенсию по старости, проживает в Московской области, зарегистрирован по указанному выше адресу в данном субъекте РФ по месту жительства, право на реализацию спорной меры социальной поддержки истцу должно быть гарантировано по месту его жительства, т.е. на территории Московской области.
Таким образом, суд первой инстанции правильно возложил обязанность по выдачи истицу социальной карты жителя Московской области на Министерство социального развития Московской области.
Обоснованные доводы апелляционной жалобы о том, что суд не правильно сослался на п.22 ст.1 Законом Московской области от 23.03.2006 г. N 36/2006-03, которым предусмотрены меры социальной поддержки инвалидов, которым истец не является, не влияют на правильное принятое решение об удовлетворении иска, поскольку в силу вышеизложенного, истец являясь пенсионером, получающим пенсию по старости, имеет право на предоставление ему вышеуказанной меры социальной поддержки.
Доводы жалобы о том, что истец, получаю пенсию в Российской Федерации, являясь гражданином иностранного государстве, не имеет право на получение социальной карты жителя Московской области, основаны на неправильном толковании и применении норм Закона Московской области от 23.03.2006 г. N 36/2006-03, поскольку п.1.1 данного закона предусмотрено, что он распространяется на иностранных граждан, социальная поддержка которым установлена законодательствам РФ, не разделяя на федеральное законодательство или законодательство субъектов РФ, в то время как под. 1 п.1 ст.14 (меры социальной поддержки лиц, получающих пенсии в соответствии с законодательством РФ) Закона Московской области от 23.03.2006 г. N 36/2006-03 предусмотрено, что лицам указанным в п.28 ст.1 (получающие пенсии), предоставляются меры социальной поддержки по социальной карте жителя Московской области.
Другие доводы апелляционной жалобы, основаны на неправильном толковании и примени норм материального права, направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56, 67 ГПК РФ, в связи с чем, не являются основанием для отмены законного и обоснованного решения суда, в соответствии со ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Подольского городского суда Московской области от 02 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи