Судья: Гладских Е.В. дело № 33-3017/2019
УИД 26RS0035-01-2018-001875-52
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 апреля 2019 года город Ставрополь
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Дубинина А.И.,
судей: Криволаповой Е.А., Шеховцовой Э.А.,
при секретаре судебного заседания: Кузьмичевой Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика – начальника Управления труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района СК ФИО1 на решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 18 декабря 2018 года по иску ФИО2 к Управлению труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края о назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающейся в поддержке семье,
заслушав доклад судьи Криволаповой Е.А.,
установила:
Истец ФИО2 обратилась в суд с иском к ответчику Управлению труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района СК о назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающейся в поддержке семье.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 23.06.2017 она обратилась с заявлением в Управление труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района СК по вопросу назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения после 31.12.2012 третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, однако, Управлением ей было отказано в назначении денежной выплаты, поскольку старшие дети истицы – Я.Г.З., *** г.р., Я.Р.З., *** г.р., были зарегистрированы по месту проживания 21.03.2017, то есть после даты рождения третьего ребенка Я.Р.З., *** г.р., с рождением которого возникло право на получение ежемесячной денежной выплаты. С отказом Управления труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края она не согласилась, поскольку он нарушает права ее детей на социальную защиту и на государственную поддержку семьи, материнства и детства. Просила суд обязать Управление труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края назначить с 23.06.2017 ежемесячную денежную выплату нуждающейся в поддержке семье, состоящей из: ФИО2, *** г.р., ФИО3, *** г.р., Я.Г.З., *** г.р., Я.Р.З., *** г.р., на дату рождения в ней третьего ребенка Я.Р.З., *** г.р.
Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 18 декабря 2018 года исковое заявление ФИО2 к Управлению труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района СК об установлении юридического факта проживания гражданина в пределах Ставропольского края, о назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающейся в поддержке семье - удовлетворены частично. Суд первой инстанции постановил обязать Управление труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района СК назначить ежемесячную денежную выплату нуждающейся в поддержке семье, состоящей из: ФИО2, *** года рождения, ее супруга ФИО3, *** года рождения, их детей Я.Г.З., *** года рождения, Я.Р.З., *** года рождения, Я.Р.З., *** года рождения, начиная с 01.03.2017; отказав при этом, в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Управлению труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района СК об обязании назначить с 23.06.2017 года ежемесячную денежную выплату нуждающейся в поддержке семье, состоящей из: ФИО2, *** года рождения, ФИО3, *** года рождения, Я.Г.З., *** года рождения, Я.Р.З., *** года рождения, на дату рождения в ней третьего ребенка Я.Р.З., *** года рождения.
Не согласившись с вышеуказанным решением суда первой инстанции, представитель ответчика – начальник Управления труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района СК ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в части обязания Управление труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района СК назначить ежемесячную денежную выплату нуждающейся в поддержке семье, состоящей из: ФИО2, *** года рождения, ее супруга ФИО3, *** года рождения, их детей Я.Г.З., *** года рождения, Я.Р.З., *** года рождения, Я.Р.З., *** года рождения, начиная с 01.03.2017. Указывает, что на дату письменного обращения в управление 23.06.2017 семьей заявителя не было соблюдено условие предоставления ежемесячной денежной выплаты о постоянном проживании на территории Ставропольского края старших детей, подтвержденное документами (сведениями), выданными органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо вступившим в законную силу решением суда об установлении данного факта.
В своих письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель истца ФИО2 – ФИО4 просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что решением Шпаковского районного суда от 25.07.2018 года установлен факт постоянного проживания на территории Ставропольского края семьи, состоящей из: ФИО2, *** года рождения, ФИО3, *** года рождения, Я.Г.З., *** года рождения, Я.Р.З., *** года рождения, на дату рождения в ней третьего ребенка Я.Р.З., *** года рождения, указанное решение суда вступило в законную силу 27.08.2018.
Из сопроводительного письма Управления труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края от 03.07.2017 усматривается, что ФИО2 обращалась в Управление 23.06.2017 по вопросу назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения после 31.12.2012 третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, однако истице было отказано в назначении денежной выплаты, поскольку ее старшие дети – Я.Г.З., *** года рождения, Я.Р.З., *** года рождения, были зарегистрированы по месту проживания 21.03.2017 года, то есть после даты рождения третьего ребенка Я.Р.З., *** года рождения, с рождением которого возникло право на получение ежемесячной денежной выплаты.
Удовлетворяя исковые требования ФИО2 о назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающейся в поддержке семье, суд первой инстанции сослался на ст 61 ГПК РФ, поскольку ранее судом установлен факт проживания истицы ее супруга и их несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату, на территории Шпаковского района Ставропольского края на дату рождения в семье третьего ребенка и на Апелляционное определение Верховного суда Российской Федерации от 07.02.2018 N 19-АПГ17-12, абзац четвертый пункта 2 ("наличие регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31.12.2012") постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 N 571 "О мерах но реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13.10.2016 N524 признан не действующим с момента его принятия в той мере, в какой им исключается возможность подтверждения места жительства на территории Ставропольского края иными документами и сведениями, необязательно исходящими от органов регистрационного учета, но позволяющими установить место жительства гражданина для целей данного постановления, суд считает требования истца о назначении и выплате ежемесячной денежной (социальной) выплаты в поддержку семье, назначаемой в случае рождения в ней после 31.12.2012 третьего ребенка, подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на законе.
Согласно Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. п. "ж" и "к" ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч. 2 и 5 ст.76).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ) отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), малоимущих граждан, осуществляемых названными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (пп. 24 п. 2 ст. 26.3).
В соответствии с положениями ст. 26.3.1 поименованного акта органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В п. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" закреплено право субъектов Российской Федерации устанавливать за счет собственных средств дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей.
В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации N 606 от 07.05.2012 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 01.07.2012 нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 606 от 07.05.2012 принято Постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.12.2012 N498-п утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае (Порядок).
В соответствии с пунктом 5 данного Порядка ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается заявителю при соблюдении на дату обращения за такой выплатой, при наличии права на это, при соблюдении следующих условий: наличие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей; постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную выплату; совместное проживание заявителя е третьим или последующим ребенком, с рождением которого возникло права на выплату; среднедушевой доход.
Постановлением Губернатора Ставропольского края от 13.10.2016 N524 "О внесении изменений в постановление Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" пункт 2 дополнен абзацем следующего содержания - "наличие регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31.12.2012". Пункт 5 изложен в новой редакции - "настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением в семье третьего или последующего ребенка в период с 01.01.2013 по 31.12.2017".
Апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации от 07.02.2018 N 19-АПГ17-12, абзац четвертый пункта 2 постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13.10.2016 N524 признан не действующим с момента его принятия в той мере, в какой им исключается возможность подтверждения места жительства на территории Ставропольского края иными документами и сведениями, необязательно исходящими от органов регистрационного учета, но позволяющими установить место жительства гражданина для целей данного постановления.
Постановлением Губернатора Ставропольского края от 23.03.2018 N95 «О внесении изменения в пункт 2 Постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 № 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", внесены изменения в пункт 2 постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 N 571, изложив абзац четвертый в следующей редакции: "постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31.12.2012, подтвержденное документами (сведениями), выданными органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо вступившим в законную силу решением суда об установлении данного факта".
Пункт 3 данного акта отмечает, что настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 13.10.2016.
Таким образом, поскольку судом установлен факт проживания истицы ее супруга и их несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату, на территории Шпаковского района Ставропольского края на дату рождения в семье третьего ребенка, а Апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации от 07.02.2018 N 19-АПГ17-12, абзац четвертый пункта 2 ("наличие регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31.12.2012") постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 N 571 "О мерах но реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13.10.2016 N524 признан не действующим с момента его принятия в той мере, в какой им исключается возможность подтверждения места жительства на территории Ставропольского края иными документами и сведениями, необязательно исходящими от органов регистрационного учета, но позволяющими установить место жительства гражданина для целей данного постановления, суд считает требования истца о назначении и выплате ежемесячной денежной (социальной) выплаты в поддержку семье, назначаемой в случае рождения в ней после 31.12.2012 третьего ребенка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении в этой части исковых требований истицы.
В апелляционной жалобе представитель ответчика не согласен с решением суда первой инстанции в части обязания Управления труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района СК назначить ежемесячную денежную выплату нуждающейся в поддержке семье начиная с 01 марта 2017 года, поскольку ФИО2 в Управление труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края о получении ежемесячной денежной (социальной) выплаты в поддержку семье, назначаемой в случае рождения в ней после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей, обратилась 23.06.2017. Данное право у семьи истицы возникло в связи с рождением третьего ребенка – Я.Р.З., *** года рождения.
Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы, поскольку они основаны на нормах материального права.
Так, в соответствии с и. 6 Порядка осуществления назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.12.2012 N 498-п, ежемесячная денежная выплата назначается со дня рождения третьего или последующих детей, с рождением которых возникло право на данную выплату при условии обращения за ней не позднее трех месяцев от указанной даты и соблюдения на дату обращения с заявлением условий, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка.
На дату письменного обращения в Управление 23 июня 2017 года семьей истицы не было соблюдено условие предоставления ежемесячной денежной выплаты о постоянном проживании на территории Ставропольского края старших детей, подтвержденное документами, выданными органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо вступившим в законную силу решением суда об установлении данного факта.
При обращении заявителя за ежемесячной денежной выплатой по истечении трех месяцев со дня рождения третьего или последующих детей, с рождением которых возникло право на данную выплату, она назначается и выплачивается ему за истекший период, но не более чем за три месяца до месяца, в котором им было подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты, и не ранее даты рождения ребенка, с рождением которого возникло право на указанную выплату.
Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств, датой назначения семье ежемесячной денежной выплаты является 23 июня 2017 года, то есть дата обращения истицы в Управление.
Более того, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований, так как согласно иска истица ФИО2 просила назначить ежемесячную денежную выплату нуждающейся в поддержке семье с 23 июня 2017 года, другой даты она не заявляла, однако суд первой инстанции не обоснованно определил ФИО2 назначить ежемесячную денежную выплату с 01 марта 2017 года.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 18 декабря 2018 года в части удовлетворения исковых требований ФИО2 к Управлению труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района СК об обязании назначить с 01.03.2017 года ежемесячную денежную выплату нуждающейся в поддержке семье, состоящей из: ФИО2, *** года рождения, ФИО3, *** года рождения, Я.Г.З., *** года рождения, Я.Р.З., *** года рождения, на дату рождения в ней третьего ребенка Я.Р.З., *** года рождения – отменить, в этой части принять по делу новое решение. Удовлетворить исковые требования ФИО2 к Управлению труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района СК об обязании назначить с 23.06.2017 года ежемесячную денежную выплату нуждающейся в поддержке семье, состоящей из: ФИО2, *** года рождения, ФИО3, *** года рождения, Я.Г.З., *** года рождения, Я.Р.З., *** года рождения, на дату рождения в ней третьего ребенка Я.Р.З., *** года рождения.
Апелляционную жалобу – удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи: