Судья Федорова И.В. Дело № 33-3019/2014 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Маркелова К.Б.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрела в судебном заседании 26 июня 2014 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» на решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 22 апреля 2014 года, которым исковые требования ФИО3 удовлетворены.
Признано незаконным решение ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об отказе ФИО3 в предоставлении государственной услуги по присвоению статуса малоимущей семьи и назначении государственной социальной помощи.
ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» обязано рассмотреть заявление ФИО3 о признании семьи малоимущей и назначении государственной социальной помощи с <Дата обезличена>.
С ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» в пользу ФИО3 взыскано ... рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Заслушав доклад судьи Захваткина И.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО3 обратилась в суд с иском к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» о признании ее семьи малоимущей и назначении государственной социальной помощи, в назначении которой ей было отказано решением ответчика от <Дата обезличена>.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, указывая о нарушении судом норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились. В связи с надлежащим извещением, принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Судом установлено, что <Дата обезличена> истица обратилась к ответчику с заявлением о признании ее семьи малоимущей и назначении государственной социальной помощи. Состав семьи ... человека: ФИО3, ФИО (муж), ФИО1 (сын) <Дата обезличена>) и ФИО2дочь) <Дата обезличена>.
Как следует из заявления ФИО3, какого-либо имущества и доходов у семьи не имеется.
Решением ответчика № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> было отказано в предоставлении государственной услуги, с указанием на то, что истицей не представлены документы, предусмотренные пунктом 4 «Порядка признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, предоставления им государственной социальной помощи в виде социального пособия и пособия на оплату проезда в общественном транспорте гражданам пожилого возраста», являющегося Приложением № 1 к постановлению Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года № 281, а именно, не представлены сведения о доходах истицы за три последних календарных месяца, доходы ее супруга за <Дата обезличена>, а также не представлена справка управления дошкольного образования, подтверждающая, что ребенок истицы состоит в очереди для определения в дошкольное учреждение.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования о предоставлении документов в силу указанного Порядка, при установленных судом обстоятельствах не носят обязательного характера.
Так, по мнению суда, заявитель указала сведения о своих доходах и об отсутствии доходов супруга, который в <Дата обезличена> освободился из мест лишения свободы, нигде не трудоустроен и трудовой книжки не имеет.
В части предоставления справки из дошкольного учреждения суд указал, что данная справка не имеет отношения к обстоятельствам, подтверждающим доходы граждан, а поэтому ее отсутствие не является основанием для отказа в признании семьи истицы малоимущей.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда и приходит к следующему.
Согласно пункту 4 указанного Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года № 281, для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения государственной социальной помощи гражданин от себя лично (для одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи представляет в ГБУ РК - центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания документы:
- подтверждающие денежные доходы за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, гражданина и всех членов его семьи, которые учитываются при решении вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Федеральным законом от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», в том числе (для гражданина, в составе семьи которого имеются несовершеннолетние дети, родители (родитель) которых совместно не проживают с ними) документ, подтверждающий уплату (неуплату) алиментов (подпункт 4 пункта 4 Порядка)
- справку управления дошкольного образования, подтверждающая, что ребенок на день регистрации заявления и документов состоит в очереди для определения в учреждение дошкольного образования (для неработающих лиц трудоспособного возраста, осуществляющих уход за ребенком в возрасте от 1,5 лет до 3-х лет, у которых отсутствуют доходы в расчетном периоде) (подпункт 5 «е» пункта 4 Порядка).
Из буквального толкования названного Порядка истица должна была представить сведения о доходах, в том числе доходов супруга за <Дата обезличена> и справку из дошкольного учреждения, поскольку ребенок истицы не достиг возраста ... лет.
Необходимость представления этих документов, также вытекает из норм Федерального законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года № 56-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми».
Так, в соответствии со статей 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ, получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 5 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года № 56-РЗ государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом может быть оказана малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину, имеющим по независящим от них причинам среднедушевой доход, определяемый в соответствии с федеральным законодательством, ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми, и иным категориям граждан.
Таким образом, приведенные нормы указывают на обязательное условие для получения мер социальной помощи – это на отсутствие дохода или если его размер ниже величины прожиточного минимума, по причинам, которые не зависят от граждан.
Кроме того, порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
Финансирование расходов, связанных с реализацией с предоставлением государственной социальной помощи малоимущим семьям производится за счет средств республиканского бюджета Республики Коми (глава 3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ и статья 7 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года № 56-РЗ).
Во исполнение норм названных Законов, постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года № 281 утвержден указанный «Порядок признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими…».
Указание в данном Порядке на представление для решения вопросов о признании семьи малоимущей сведений о доходах и представление справки о регистрации ребенка в возрасте до ... лет в дошкольном учреждении, носит обязательный характер, так как данные обстоятельства, которые могут подтверждаться данными документами свидетельствуют о размере доходов и невозможности продолжать трудовую деятельность лицу, осуществляющему уход за ребенком от полутора до трех лет, по той независящей от трудоспособных родителей причине, что ребенок не устроен в дошкольное учреждение.
В соответствии с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу, что при отсутствии сведений о доходах и непредставлении справки о регистрации ребенка истицы, не достигшего возраста ... лет на момент обращения с заявлением к ответчику, в очереди для определения в дошкольное учреждение, отказ ответчика в признании семьи истицы малоимущей и предоставлении мер государственной социальной помощи, является обоснованным.
В связи с этим, решение суд подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных ФИО4 исковых требованиях.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 22 апреля 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО3 о признании незаконным решения ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об отказе ФИО3 в предоставлении государственной услуги по присвоению статуса малоимущей семьи и назначении государственной социальной помощи и о возложении обязанности принять решение о признании семьи малоимущей и назначении государственной социальной помощи, отказать.
Председательствующий
Судьи