Председательствующий по делу Дело № 33-301/2019
судья Цыбенова Д.Б. (33-5617/2018)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Погореловой Е.А.
судей краевого суда Подшиваловой Н.С., Волошиной С.Э.
при секретаре Скубиёвой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 29 января 2019 года гражданское дело по иску Администрации городского округа «Город Чита» к Министерству территориального развития Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании субсидии
по апелляционной жалобе Министерства финансов Забайкальского края
на решение Центрального районного суда г. Читы от 17 октября 2018 года, которым постановлено:
Требования администрации городского округа «Город Чита» удовлетворить.
Взыскать с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края и за счет казны Забайкальского края в пользу администрации городского округа «Город Чита» задолженность по невыплаченной в 2016 году части субсидии в размере 13 000 708,81 рублей.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Погореловой Е.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Администрация городского округа «Город Чита» обратилась в суд ссылаясь на положение статьи 3 Закона Забайкальского края от 4 мая 2010 г. № 358-ЗЗК «О статусе административного центра (столицы) Забайкальского края», согласно которому Забайкальским краем предусмотрена поддержка городского округа «Город Чита» в связи с наделением его статусом административного центра (столицы) Забайкальского края. Бюджету городского округа «Город Чита» из бюджета Забайкальского края предоставляется субсидия (далее - субсидия), которая может направляться на софинансирование расходных обязательств городского округа «Город Чита» по решению следующих вопросов местного значения: создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа «Город Чита»; организацию благоустройства и озеленения территории городского округа «Город Чита»; обеспечение условий для развития на территории городского округа «Город Чита» физической культуры и массового спорта, в том числе строительство и реконструкция спортивных объектов в соответствии с соглашениями, заключаемыми с Правительством Забайкальского края. Забайкальский край ежегодно осуществлял финансирование мероприятий по указанному закону. Однако, за 2016 г. у Забайкальского края перед городским округом сложилась задолженность по неисполненным обязательствам. В 2016 году постановлением Правительства Забайкальского края от 15 июля 2016 г. № 321 утверждено Положение о целях и условиях расходования в 2016 году субсидии, предоставляемой бюджету городского округа «Город Чита» в связи со статусом города Читы как административного центра (столицы) Забайкальского края. Статьей 9 Закона Забайкальского края от 29 декабря 2015 г. № 1289-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2016 год» Забайкальский край запланировал на указанные цели 40 777,0 тыс. руб. 12 января 2016 г. справкой-уведомлением № 6 соответствующие лимиты бюджетных ассигнований были доведены Минтерразвитием Забайкальского края до городского округа «Город Чита». 20 декабря 2016 г. справкой-уведомлением № 862 бюджетные ассигнования были уменьшены на 18777,0 тыс. руб. и составили 22000.0 тыс. руб. Фактически из краевого бюджета в 2016 г. поступило 22000.0 тыс. руб. на кредиторскую задолженность 2015 г. и на текущие мероприятия 2016 г. Не исполненными, за счет средств бюджета Забайкальского края по 2016 г. остаются обязательства на общую сумму 13000708,81 руб. по муниципальному контракту № от 21 июля 2016 г. на сумму 7 476 983,50 руб.; по муниципальному контракту № от 03 сентября 2015 г. на сумму 5 523725,31 руб. В соответствии со ст. 12 Бюджетного кодекса РФ, бюджетный год соответствует календарному и оканчивается 31 декабря. Последним днем оплаты принятых на себя расходных обязательств за 2016 г. является день - 31 декабря 2016 г. Следовательно, при общем сроке исковой давности в 3 года (ст. 196 ГК РФ), срок на подачу исковых требований за 2016 год оканчивается 31 декабря 2019 г. Решением Центрального районного суда г. Читы от 15.08.2017 исковые требования администрации городского округа «Город Чита» оставлены без удовлетворения. Определением Центрального районного суда г. Читы от 30.08.2018 решение суда от 01.12.2016 отменено, гражданское дело назначено к пересмотру по новым обстоятельствам. С учетом уточнений представитель Администрации городского округа «Город Чита» ФИО1 просил взыскать с Забайкальского края в лице Министерства Финансов Забайкальского края за счет средств казны Забайкальского края задолженность в размере 13 000 708 руб. 81 коп.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Забайкальского края ФИО2 просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. Ссылаясь на порядок предоставления и расходования субсидий, предоставляемых бюджету Забайкальского края на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, указывает, что на реализацию Закона Забайкальского края от 04 мая 2010 года № 358-ЗЗК «О статусе административного центра (столицы) Забайкальского края» бюджету городского округа «Город Чита» утверждены субсидии на 2016 год в сумме 22 000 000 руб. Согласно отчету об исполнении бюджета Забайкальского края на 2016 год, Министерством территориального развития Забайкальского края направлено субсидий на осуществление городским округом «Город Чита» функций административного центра (столицы) Забайкальского края в размере 22 000 000 руб. Из чего следует, что задолженность ответчика перед бюджетом городского округа «Город Чита» отсутствует, доказательств обратному материалы дела не содержат. Доказательствами по делу подтвержден факт получения бюджетом городского округа «Город Чита» причитающихся ему денежных средств в указанном объеме. Со ссылкой на ведомственную структуру расходов бюджета края указывает, что главным распорядителем средств бюджета Забайкальского края является Министерство территориального развития Забайкальского края. Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края, исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета Забайкальского края. Министерство финансов главным распорядителем средств бюджета Забайкальского края в отношении средств на осуществление городским округом «Город Чита» функций административного центра (столицы) Забайкальского края не является, правоотношениями с истцом не связано, действий, приведших к нарушению его прав, не совершало, соответственно не является оно и надлежащим ответчиком.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Администрации городского округа «Город Чита» считает требования о взыскании с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края, за счет средств казны Забайкальского края задолженности в размере 13 000 708,81 рублей обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В суд апелляционной инстанции Министерство территориального развития, извещенное о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя не направило, о причинах неявки представителя суду не сообщило, об отложении слушания дела не просило.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав представителя Министерства финансов Забайкальского края ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, представителя Администрации городского округа «Город Чита» г. Чита ФИО1, считавшего решение суда законным, судебная коллегия оснований к отмене решение суда первой инстанции не находит по следующим основаниям.
Статьей 3 Закона Забайкальского края от 04.05.2010 № 358-ЗЗК «О статусе административного центра (столицы) Забайкальского края» предусмотрено, что в связи со статусом города Читы как административного центра (столицы) Забайкальского края бюджету городского округа «Город Чита» из бюджета Забайкальского края предоставляется субсидия, которая может направляться на софинансирование расходных обязательств городского округа «Город Чита» по решению следующих вопросов местного значения: создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа «Город Чита»; организация благоустройства и озеленения территории городского округа «Город Чита»; обеспечение условий для развития на территории городского округа «Город Чита» физической культуры и массового спорта, в том числе строительство и реконструкция спортивных объектов в соответствии с соглашениями, заключаемыми с Правительством Забайкальского края.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 15 июля 2016 г. № 321 об утверждении Положения о целях и условиях расходования в 2016 г. субсидии, предоставляемой бюджету городского округа «Город Чита» предусмотрено, что субсидия предоставляется на: организацию благоустройства и озеленения территории городского округа «Город Чита»; обеспечение условий для развития на территории городского округа «Город Чита» физической культуры и массового спорта, в том числе строительство и реконструкцию спортивных объектов в соответствии с соглашениями, заключаемыми с Правительством Забайкальского края.
Условием предоставления субсидии является обеспечение городским округом «Город Чита» финансирования из местного бюджета расходов на указанные в Положении мероприятия в объеме не менее 5 % от размера субсидии.
Для получения субсидии администрация городского округа «Город Чита» представляет в Министерство территориального развития Забайкальского края решение о бюджете городского округа «Город Чита», подтверждающее принятие расходных обязательств в соответствии в объеме не менее 5 процентов от размера субсидии, заявку на финансирование.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 15 июля 2016 г. № 321 утверждено Положение о целях и условиях расходования в 2016 г. субсидии, предоставляемой бюджету городского округа «Город Чита» в связи со статусом города Читы как административного центра (столицы) Забайкальского края (далее - Положение) (л.д. 7-8).
Законом Забайкальского края от 29 декабря 2015 г. № 1289-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» Забайкальский край запланировал на указанные цели 40 777 тыс. рублей.
12 января 2016 г. справкой-уведомлением № 6 соответствующие лимиты бюджетных ассигнований были доведены Министерством территориального развития Забайкальского края до городского округа «Город Чита» (л.д. 10).
20 декабря 2016 года справкой-уведомлением № 862 бюджетные ассигнования были уменьшены на 18 777 тыс. руб. и составили 22 000 тыс. руб.
Фактически из краевого бюджета в 2016 году на кредиторскую задолженность 2015 г. поступило 22 000 тыс. руб., из которых по муниципальному контракту № от 30 апреля 2015 г. МП «ДМРСУ» за счет краевых средств погашено 10 456 598,58 руб. платежными поручениями №, 77362, №, №, №, №, №, 77395, № от 25 июля 2016 г., № от 06 сентября 2016 г.; по муниципальному контракту № от 06 апреля 2015 ООО «Читаэлектромонтаж» за счет краевых средств погашено 5 717 396,80 руб. платежным поручением № от 06 сентября 2016 г.; по муниципальному контракту № от 03 сентября 2015 г. ООО «Энерготехстрой» за счет краевых средств погашено 59 603,20 руб. платежным поручением № от 14 сентября 2016 г.; на текущие расходы - по муниципальному контракту № 0191300010915000061 от 28 декабря 2015 МП «ДМРСУ» за счет краевых средств погашено 766 401,42 руб. платежным поручением № 95085 от 06 сентября 2016 г.; по муниципальному контракту № от 21 июля 2016 г. МП «ДМРСУ» за счет краевых средств погашено 3 976 682,80 руб. платежным поручением № от 30 сентября 2016 г.; по муниципальному контракту № от 29 июня 2016 г. МП «ДМРСУ» за счет краевых средств погашено 1 023 317,20 руб. платежным поручением № от 30 сентября 2016 г.
Не исполненными, за счет средств бюджета Забайкальского края на 2016 г. остаются обязательства на общую сумму 13 000 708,81 руб. по муниципальному контракту № от 21 июля 2016 г. на сумму 7 476 983,50 руб.; муниципальному контракту № от 03 сентября 2015 г. на сумму 5 523725,31 руб.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе рассмотрения дела установлено наличие у ответчика задолженности перед бюджетом городского округа «город Чита» в сумме 13 000 708,81 рублей.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия полагает возможным согласиться.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии такой задолженности перед бюджетом ГО «Город Чита» подлежит отклонению в виду следующего.
Так согласно Закону Забайкальского края от 29 декабря 2015 г. № 1289-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2016 год» Забайкальский край запланировал на реализацию закона Забайкальского края от 04 мая 2010 года № 358-ЗЗК «О статусе административного центра (столицы) Забайкальского края 40 777 тыс. рублей.
26 декабря 2016 года Законом Забайкальского края № 1430-ЗЗК в бюджет Забайкальского края на 2016 год внесены изменения, согласно которым ассигнования в размере 18 777 тыс. руб. с мероприятия по предоставлению субсидии бюджету городского округа «Город Чита» в связи со статусом города как административного центра (столицы) Забайкальского края перемещены на мероприятия по закупке твердого топлива (угля) в целях недопущения срыва текущего отопительного периода.
Вместе с тем, во исполнение указанного Закона администрацией городского округа «Город Чита» в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований были заключены муниципальные контракты на благоустройство и озеленение города, а также ремонт и реконструкцию социальных объектов города на общую сумму 37 000 716, 36 руб., работы по которым подрядными организациями к моменту внесения изменений в Закон Забайкальского края от 29 декабря 2015 г. № 1289-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2016 год», предусматривающий сокращение лимитов бюджетных ассигнований были проведены, выполненные работы приняты, но не профинансированы.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации постановления от 18.07.2018 N 33-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой муниципального образования - городского округа «Город Чита», субъект Российской Федерации не лишен возможности - в исключительных случаях, в частности при нехватке бюджетных средств, - пересмотреть в течение конкретного финансового года в сторону снижения ранее определенный им в законе о бюджете объем бюджетных средств, предназначенных для покрытия органами местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус административного центра (столицы) субъекта Российской Федерации, расходов, объективно обусловленных наличием у него данного публичного статуса. Вместе с тем сокращение софинансирования осуществления органами местного самоуправления функций административного центра (столицы) субъекта Российской Федерации - особенно с учетом того, что расходование предназначенных для обеспечения муниципальных нужд бюджетных средств происходит в том числе через закупку в надлежащей процедуре товаров, работ, услуг у третьих лиц, - может повлечь неблагоприятные последствия для исполнения ими принятых на себя как стороной в соответствующих контрактах обязательств и определенным образом осложнить сбалансированное решение иных вопросов местного значения.
Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации, снижая объем выделенных муниципальному образованию бюджетных средств, должен иметь для этого финансово-экономическое обоснование и, исходя из недопустимости произвольного отказа от принятых на себя обязательств, предпринимать все усилия к тому, чтобы при соблюдении баланса конституционно значимых ценностей, региональных и местных интересов минимизировать возможные негативные последствия своего решения для осуществления прав местного самоуправления. В свою очередь, муниципальное образование, на которое возложены функции административного центра (столицы) субъекта Российской Федерации, во всяком случае не может быть лишено возможности получения причитающихся ему в связи с осуществлением этих функций денежных средств в объеме, который определен законом субъекта Российской Федерации на конец финансового года. При этом фактическое неисполнение субъектом Российской Федерации обязанности предоставить эти денежные средства в указанном объеме не исключает применение мер публично-правового реагирования в связи с нарушением финансово-правовой дисциплины.
Как следует из материалов дела, изменения в Закон Забайкальского края 29 декабря 2015 г. № 1289-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2016 год» о снижении лимитов бюджетных ассигнований на 18 777, 0 тыс. руб. внесены 26 декабря 2016 года, за 4 дня до окончания финансового года. Данное обстоятельство, как следствие, повлекло неблагоприятные последствия для исполнения Администрацией городского округа «Город Чита» принятых на себя как стороной в уже заключенных в 2015 и 2016 годах контрактах обязательств, поскольку в местный бюджет поступила лишь часть денежных средств, причитавшихся данному муниципальному образованию в виде субсидии.
Таким образом, принимая во внимание имеющиеся в материалах дела доказательства, а также позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в вышеуказанном постановлении о том, что завершение финансового года и прекращение действия бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования текущего финансового года само по себе не является основанием для прекращения принятых на себя субъектом Российской Федерации расходных обязательств и не может служить поводом для отказа в обеспечении их принудительного исполнения в рамках существующих судебных процедур, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Администрации городского округа «Город Чита» и взыскал с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края и за счет казны Забайкальского края задолженность по невыплаченной в 2016 году части субсидии в размере 13 000 708,81 рублей.
Отклоняются судебной коллегией и доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство финансов Забайкальского края является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Администрация городского округа «Город Чита» как получатель бюджетных средств имеет право на своевременное их получение и использование в соответствии с утвержденной бюджетной росписью.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось ответчиком Министерством финансов Забайкальского края заявки Министерства территориального развития Забайкальского края о финансировании мероприятий по осуществлению городским округом «Город Чита» функций административного центра (столицы) Забайкальского края на 2016 года, Министерством финансов Забайкальского края удовлетворены в размере 22 000 000, 0 руб.
Таким образом, Министерство территориального развития Забайкальского края не располагает необходимыми для исполнения решения суда финансовыми средствами в размере 13 000 708,81 рублей, поскольку остаток субсидии в указанном размере Министерством финансов Забайкальского края профинансирован не был. Напротив, Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом Забайкальского края, исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета края.
Таким образом, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Оснований предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 17 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи