Дело № 33-302
Стр. 57
Судья Никулина Н.С.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
27 февраля 2014 года
город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бобковой С.А.,
судей Полосухиной Н.А., Пономаревой Е.И.,
при секретаре Маклиной Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе и дополнительной апелляционной жалобе Некоммерческой организации Фонд поддержки «Детской Республики «Поленово» на решение Заокского районного суда Тульской области от 28 октября 2013 года по иску прокурора Заокского района Тульской области к Некоммерческой организации Фонд поддержки «Детской республики «Поленово» о признании незаконными действий по возведению строения «кружкового корпуса» в границах зоны охраны заповедника ФГБУК «Государственный мемориальный историко – художественный и природный музей – заповедник В.Д. Поленова», возложении обязанности по сносу данного строения, по иску третьего лица Управления Министерства культуры Росси по Центральному Федеральному округу к Некоммерческой организации Фонд поддержки «Детской республики «Поленово» о признании незаконными действий по возведению строения «кружкового корпуса» на территории «Государственного мемориального историко – художественного и природного музея – заповедника В.Д. Поленова».
Заслушав доклад судьи Полосухиной Н.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
прокурор Заокского района Тульской области обратился в суд с иском к некоммерческой организации Фонд поддержки «Детской Республики «Поленово» о признании незаконными действий по возведению строения «кружкового корпуса» в границах зоны охраны заповедника ФГБУК «Государственный мемориальный историко – художественный и природный музей – заповедник В.Д. Поленова», возложении обязанности по сносу данного строения.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что границы зоны охраны ФГБУК «Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова» и статус учреждения определены Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 года № 176, решением Исполкома Тульского областного Совета народных депутатов от дата № решением Заокского райисполкома от дата решением Тульского облисполкома от дата № Распоряжением Правительства Российкой Федерации от 05.01.2005 года № 5-р. Схема границ Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова согласована Главкомом охраны памятников культуры РСФСР дата №
Земельный участок с кадастровым № площадью <...> находится в собственности Российской Федерации, входит в территорию Государственного мемориального историко-художественного и природного музея – заповедника В.Д. Поленова и размещен в границах охранной зоны музея заповедника. На территории данного земельного участка расположен детский оздоровительный лагерь «Детская Республика «Поленово». На указанном земельном участке по заказу некоммерческой организации Фонд поддержки «Детской республики «Поленово» возведено строение «кружкового корпуса».
По утверждению истца, при возведении указанного строения нарушены требования ч. 1, ч. 7 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил застройки, благоустройства, содержания и использования заповедной, охранной зон, зон регулирования застройки и охраняемого природного ландшафта Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова, ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В связи с изложенным, ссылаясь на положения ч. 1, ч. 2 ст. 222 ГК Российской Федерации прокурор просил суд признать действия ответчика по возведению строения «кружкового корпуса» на территории охранной зоны Государственного мемориального историко-художественного и природного музея – заповедника В.Д. Поленова незаконными; признать возведенное строение самовольной постройкой и обязать ответчика снести указанное строение.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил основания заявленных требований, и, исключив из оснований иска ссылку на положения ст. 222 ГК Российской Федерации, просил признать действия ответчика по возведению строения «кружкового корпуса» незаконными и возложить на него обязанность по сносу данного строения.
Привлеченное к участию в деле третье лицо – Управление Министерства культуры России по Центральному Федеральному округу заявило самостоятельные исковые требования к ответчику о признании незаконными действий по возведению строения «кружкового корпуса» на территории «Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова».
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что музей-заповедник Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 года № 176 отнесен к объектам культурного наследия федерального значения. Зоны охраны музея-заповедника утверждены решением Исполнительного комитета Тульского областного Совета народных депутатов от дата №
Земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым № площадью <...> входит в территорию музея. Земли в границах установленных территорий государственных музеев – заповедников относятся к землям историко-культурного назначения и находятся в ограниченном гражданском обороте в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 57 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», предусматривающей, что проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а так же хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
Возведение строения «кружкового корпуса» нарушает требования указанных положений закона, в связи с чем истец просит суд признать действия некоммерческой организации «Фонд поддержки «Детской республики Поленово» по возведению строения «кружкового корпуса» незаконными.
В судебном заседании помощник прокурора Заокского района Тульской области Оленина Е.Г. и представитель Управления Министерства культуры России по Центральному Федеральному округу по доверенности ШМС исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Некоммерческой организации Фонд поддержки «Детской Республики «Поленово» по доверенности МЖВ в судебном заседании исковые требования прокурора не признал, просил в иске отказать, ссылаясь на то, что являющееся предметом спора строение не относится к недвижимому имуществу, что подтверждено экспертным исследованием строения от дата в связи с чем требования ст. 222 ГК Российской Федерации не могут быть применены к спорным правоотношениям.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 23.01.2008 года признано право бессрочного пользования ОАО ИЦ на земельный участок с кадастровым № площадью <...> используемый детским лагерем.
По утверждению представителя ответчика, то обстоятельство, что указанный земельный участок расположен в границах охранной зоны музея-заповедника не подтверждено, представленная схема границ музея-заповедника не согласована с Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры, а описание границ зон охраны музея истец не представил.
В судебном заседании представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца -ФГБУК «Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей – заповедник ФИО1» по доверенности ПМС и ПНВ исковые требования прокурора и Управления Министерства культуры России по ЦФО поддержали, просили их удовлетворить, ссылаясь на то, что принадлежащий музею на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым № имеет статус земель особо охраняемых территорий для заповедной зоны.
Земельный участок с кадастровым № площадью <...> входит в территорию музея в границах его заповедной зоны, и используется детским лагерем, поскольку строения, принадлежащие индивидуальному предпринимателю ЗНВ переданы НО Фонд поддержки «Детской Республики «Поленово» по договору аренды.
На земельном участке с кадастровым № ответчиком возведено строение «кружкового корпуса», что является нарушением требований ч. 1, ч. 7 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, противоречит требованиям решения исполкома Тульского областного Совета народных депутатов от дата № разделу II Правил застройки, благоустройства, содержания и использования заповедной, охранной зон, зон регулирования застройки и охраняемого природного ландшафта Государственного мемориального историко-художественного и природного музея – заповедника.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ЗНВ в судебном заседании исковые требования прокурора и Управления Министерства культуры России по ЦФО не признал, просил отказать в иске, ссылаясь на доводы, приведенные ответчиком.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - Администрации муниципального образования СЗ ФГБУ ФКП Р Управления Р ООО ИЦ и Администрации муниципального образования СЗ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 ГПК Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие указанных участвующих в деле лиц.
Решением Заокского районного суда Тульской области от 28 октября 2013 года исковые требования прокурора Заокского района Тульской области и Управления Министерства культуры России к некоммерческой организации Фонд поддержки «Детской Республики «Поленово» по ЦФО удовлетворены.
Действия некоммерческой организации Фонд поддержки «Детской Республики «Поленово» по возведению строения «кружкового корпуса» в границах зоны заповедника ФГБУК «Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник ФИО1», в границах земельного участка с кадастровым № расположенного в селе <адрес> признаны незаконными, на нее возложена обязанность снести строение «кружкового корпуса» в границах зоны заповедника ФГБУК «Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник ФИО1», в границах земельного участка кадастровым № расположенного в селе <адрес>
В апелляционной жалобе и дополнительной апелляционной жалобе представитель некоммерческой организации Фонд поддержки «Детской Республики «Поленово» просит решение отменить, как постановленное с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей некоммерческой организации Фонд поддержки «Детской Республики «Поленово» по доверенности МВА и ПСЮ ЗНВ и его представителя по доверенности ПСЮ представителей Управления Министерства культуры России по Центральному Федеральному округу Администрации муниципального образования СЗ ФГБУ ФКП Р Управления Р ООО ИЦ и Администрации муниципального образования СЗ извещенных о времени и месте рассмотрения дела, выслушав объяснения представителей некоммерческой организации Фонд поддержки «Детской Республики «Поленово» по доверенности МХВ ОБВ и ПВА возражения представителя прокурора Заокского района Тульской области СНВ представителей третьего лица ФГБУК «Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник ФИО1» по доверенностям ПМС и ПНВ обсудив доводы апелляционной, дополнительной апелляционной жалобы и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1. ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Этот вывод мотивирован в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК Российской Федерации, и не противоречит положениям норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции установил, что земельный участок с кадастровым № площадью <...> расположенный по адресу: <адрес> находится в собственности Российской Федерации, расположен на землях особо охраняемых территорий и объектов для заповедной зоны, что следует из свидетельства о государственной регистрации права от дата
Указанный земельный участок находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у Государственного учреждения культуры «Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник ФИО1», что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от дата Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, о чем свидетельствует кадастровый план от дата с установленным видом разрешенного использования: для заповедной зоны, категорией земель: земли особо охраняемых территорий, а так же с установленными координатами его границ.
Как установлено по делу, указанный земельный участок формировался следующим образом.
Постановлением Совета Министров РСФСР от дата № принято решение о расширении территории музея-заповедника ФИО1. Протоколом совещания по вопросу о выводе из заповедной зоны Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника ФИО1 от дата решено считать необходимым вывод с территории музея-заповедника пионерского лагеря и туристской базы Г
Проект зон охраны Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника ФИО1 составлен дата содержит пояснительную записку, в которой указано, что новая (в сравнении с 1983 г.) территория заповедника включает в себя, в числе прочего, мемориальную усадьбу и участки традиционной застройки исторических деревень – Б Пояснительная записка содержит описание границ территории музея-заповедника, зоны охраняемого природного ландшафта, зоны регулирования застройки, охранной зоны. Таким образом, суд установил, что село Б расположено внутри земельного участка, которым владеет музей-заповедник.
Решением Тульского областного Совета народных депутатов от дата № «Об утверждении зон охраны Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника ФИО1, правил застройки, благоустройства, содержания и режима их использования» утверждены границы территории музея-заповедника <...> охранной зоны <...> зон регулирования застройки и охраняемого ландшафта <...> Зона регулирования застройки площадью <...> установлена по границе землепользования исторических деревень: С Т В К К Пунктом 9 указанного решения Заокскому райисполкому поручено выделить в дата участок под пионерский лагерь и турбазу объединения «Гидропроект», расположенные в заповедной зоне и обеспечить их вывод с территории музея-заповедника ФИО1 до дата Указанным решением утверждены Правила застройки, благоустройства, содержания и использования заповедной, охранной зон, зон регулирования застройки и охраняемого природного ландшафта Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника ФИО1, предусматривающие, что:
на территории заповедника – запрет любого нового строительства, не связанного непосредственно с деятельностью заповедника;
на территории охранной зоны – запрет любого нового строительства, не связанного непосредственно с задачами заповедника;
на территории зоны регулирования застройки – все архитектурно-строительные мероприятия, а так же работы по благоустройству проводятся по специально разработанным проектам, согласованным с органами по охране памятников и дирекцией заповедника;
на территории зоны охраняемого ландшафта без согласования с администрацией музея-усадьбы ФИО1 и органами охраны памятников истории, культуры и природы не допускается строительство капитальных хозяйственных, промышленных сооружений, административных и жилых объектов.
Постановлением Главы администрации Тульской области от дата № «О предоставлении земельных участков Государственному историко-художественному и природному музею-заповеднику ФИО1» в постоянное пользование музею-заповеднику для расширения заповедной зоны выделены земли: совхоза «Поленово», Заокского лесхоза, земли запаса, пионерского лагеря и базы отдыха Г (<...> с последующей передислокацией пионерского лагеря и турбазы в установленном порядке); бывшего пионерского лагеря Р исполкома С сельского совета народных депутатов, М карьероуправления, Заокского Д
Постановлением главы Администрации Заокского района Тульской области от дата № принято решение просить главу Администрации Тульской области изъять земельный участок площадью <...> в районе ВС сельской администрации и передать в постоянное пользование НИИ Г для поэтапного строительства П выдать институту Г документ, удостоверяющий право пользования на землю. Акт выбора земельных участков составлен дата
Письмом директора пионерского лагеря ВО Г от дата сообщено о возможности расширения территории заповедника с последующей передислокацией лагеря и турбазы.
Государственным актом от дата подтверждается предоставление Государственному историко-художественному и природному музею-заповедника ФИО1 земельного участка площадью <...> для расширения заповедной зоны в соответствии с планом границ. Ранее площадь заповедной зоны составляла <...> (в дата на основании Постановления Совета народных комиссаров) и увеличена на <...> (в дата по распоряжению Совета Министров РСФСР).
Государственным актом от дата Государственному историко-художественному и природному музею-заповедника ФИО1 предоставлен земельный участок площадью <...> для заповедной зоны. В границах земель, предоставленных по данному государственному акту, указаны земли иных землепользователей – граждане населенных пунктов Б и П
Исходя из изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в результате расширения заповедной зоны музея-заповедника ФИО1 деревня Б стала располагаться внутри заповедной зоны Государственного историко-художественного и природного музея-заповедника ФИО1, сформировавшейся в 1992 году на основании вышеназванного государственного акта от дата с сохранением у жителей дер. Б земель на ранее предоставленных правах.
Данное обстоятельство подтверждается схемой границ Государственного историко-художественного и природного музея-заповедника ФИО1 от дата согласованной с руководителем института С Министерства культуры РСФСР, а так же картой охранных зон музея-заповедника, исследованной в судебном заседании.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 23.01.2008 года признано право постоянного (бессрочного) пользования ОАО ИЦ Л Т фирма О на земельный участок площадью <...> по адресу: <адрес> Право зарегистрировано дата что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №
Земельный участок поставлен на кадастровый учет дата с установлением категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов; вида разрешенного использования: для рекреационного, оздоровительного назначения; площади – <...> а так же координатами границ, что подтверждено кадастровым паспортом земельного участка от дата
Межевание земельного участка проводилось дата ООО Г Заказчиком работ выступило ОАО ИЦ Л Теплоэлектропроект, фирма О правовым основанием для межевания земельного участка послужило решение Арбитражного суда Тульской области от 23.01.2008 года о признании права.
Местоположение земельного участка установлено в дер. <адрес> границы земельного участка согласованы с главой Администрации МО СЗ дата Схемой наложения земельных участков, находящейся в межевом деле, подтверждено расположение земельного участка ОАО ИЦ Л Т фирма О внутри фактической границы села Б
Решением Арбитражного суда Тульской области от 01.09.2009 года отказано в иске ОАО «ИЦ Л Т фирма О о возложении обязанности поставить на кадастровый учет земельный участок по адресу: <адрес>
Постановлением 20 Арбитражного апелляционного суда от 27.11.2009 года указанное решение оставлено без изменения. Постановлением Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 26.02.2010 года указанные судебные акты оставлены без изменения.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 03.05.2011 года право постоянного бессрочного пользования ОАО ИЦ на земельный участок площадью <...> по адресу: Т признано отсутствующим. Постановлением 20 Арбитражного апелляционного суда от 06.11.2011 года указанное решение оставлено без изменения. Постановлением Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 27.10.2011 года указанные судебные акты отменены, в иске ФГУК «Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник ФИО1» отказано.
Границы земельного участка с кадастровым № предоставленного Государственному историко-художественному и природному музею-заповеднику ФИО1 были сформированы и поставлены на кадастровый учет до выполнения указанных работ и признания судом права постоянного (бессрочного) пользования ОАО ИЦ Л Т фирма ОР на земельный участок с кадастровым № что подтверждено кадастровым планом земельного участка от дата
Кадастровое дело земельного участка № содержит межевой план, выполненный дата а так же заключение кадастрового инженера о том, что межевой план подготовлен с целью исправления кадастровой ошибки на основании решения суда от дата Установлено, что площадь фактическая площадь земельного участка № на 198733,31 кв. м больше площади по правоустанавливающим документам – <...>
Кадастровое дело земельного участка № содержит межевой план, а так же план границ земельного участка, предоставленного пионерскому лагерю и базе отдыха ВО Г с указанием смежных землепользователей: совхоза П ЗЛ Кроме этого, кадастровое дело содержит описание местоположения земельного участка: его включение в состав земельного участка № (заповедная зона музея-усадьбы ФИО1 с уточненной площадью <...>).
Некоммерческая организация «Фонд поддержки «Детской Республики Поленово» осуществляет свою деятельность на основании устава от дата
По договору купли – продажи от дата ОАО ИЦ продал индивидуальному предпринимателю ЗНВ недвижимое имущество по адресу: <адрес> в том числе административные корпусы, материальные склады, спальные корпусы, летние павильоны, баскетбольную площадку, дизельную мастерскую, дом начальника лагеря, дом поваров, дом юного натуралиста, дорогу к очистным сооружениям, душевую, изолятор, клуб, эстраду, столовую, сторожку, трансформаторные подстанции. Указанные объекты недвижимости индивидуальный предприниматель ФИО2 по договору арены от дата передал Некоммерческой организации Фонд поддержки «Детской Республики Поленово».
Технический паспорт на имущественный комплекс базы отдыха «Поленово» составлен дата содержит генплан лагеря по состоянию на дата а также планы расположения объектов, используемых детским лагерем.
Актом обследования технического состояния дома творчества от дата № ИП ЗНВ и директор ДОЛ «Детская республика Поленово» ДМЮ установили неудовлетворительное состояние сооружения (нежилое, каркасно-щитовое строение летнего типа).
В соответствии с договором от дата СК С по заказу НО «Фонд поддержки «Детской республики Поленово» приняло обязательство по организации и проведению строительных работ на земельном участке по адресу: Т Техническое описание строения содержит указание на характеристики объекта строительства: дом в 1 этаж, фундамент от заказчика – свайно-винтовой, материалы стен: брус стеновой, вагонка, половой шпунт, плинутс. Размер строения <...>
Актом осмотра территории Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник ФИО1 от дата проведенным главным государственным инспектором Управления Министерства культуры РФ по ЦФО ШМС помощником прокурора Заокского района Тульской области Олениной Е.Г., представителями музея-заповедника ФИО3, ПНВ представителем НО Фонд поддержки «Детской республики Поленово» ДМЮ архитектором Администрации МО СЗ ГАВ установлено, что на территории Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника ФИО1 по адресу: Т возведено строение из бруса размером <...>
Указанное обстоятельство не оспаривал в письменном объяснении директор лагеря НО «Фонд поддержки «Детской Республики Поленово» ДМЮ
Соглашением Администрации муниципального образования СЗ и Государственного учреждения культуры «Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник ФИО1» от дата подтверждается, что на территории охраняемого природного ландшафта администрация осуществляет полномочия по выдаче разрешений на строительство, а так же полномочия при согласовании архитектурных решений жилых построек на территории охраняемого природного ландшафта и регулирования застройки музея.
Из справки Администрации муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области от дата следует, что НО «Фонд поддержки «Детской Республики «Поленово» не обращалась в администрацию по вопросу согласования строительства и реконструкции объекта капитального строительства в <адрес>
Постановлением руководителя Управления Министерства культуры Российской Федерации по ЦФО от дата НО «Фонд поддержки «Детской Республики Поленово» привлечено к административной ответственности по <...> КоАП Российской Федерации, предусматривающей ответственность за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия.
Актом экспертного исследования от дата проведенного экспертом филиала Р по Московской области РМЕ установлено, что строение по адресу: <адрес> Детская Республика «Поленово» является одноэтажным, имеет прямоугольную форму с габаритными размерами 12,02 х 9,01 м; перемещение строения, демонтаж и последующая сборка на новом месте, без использования дополнительных конструкционных и отделочных материалов возможна, строение не является капитальным.
Согласно ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Пунктом 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Оценивая экспертное заключение от дата суд учел, что исследование проведено вне судебного разбирательства, без изучения материалов дела, эксперт не предупреждался об уголовной ответственности по ст. 307 УК Российской Федерации, стороны были лишены возможности предложить вопросы на его разрешение, что определило предмет исследования с учетом субъективного отношения ответчика к характеру спорного правоотношения. Выводы о том, что строение не является объектом недвижимости, заключение не содержит, следовательно, доводы прокурора и Управления Министерства культуры Российской Федерации по ЦФО, изложенные в обоснование исков, исследованное заключение не опровергает.
Проверяя доводы и возражения сторон относительно заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Согласно ст. 94 ЗК Российской Федерации, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
В том числе к землям особо охраняемых территорий относятся земли рекреационного назначения и историко-культурного назначения (ч. 2 ст. 94 ЗК Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 95 ЗК Российской Федерации, к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Согласно ч. 2 ст. 95 ЗК Российской Федерации, в случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима (ч. 4 ст. 94 ЗК Российской Федерации).
На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами (п. 2 ч. 7 ст. 95 ЗК Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 98 ЗК Российской Федерации, к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (ч. 2 ст. 98 ЗК Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 99 ЗК Российской Федерации, к землям историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия.
Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением (ч. 2 ст. 99 ЗК Российской Федерации).
Согласно ч. 4 ст. 99 ЗК Российской Федерации, в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник ФИО1 включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утвержденный
Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 г. № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения».
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В числе объектов культурного наследия в соответствии с данным Федеральным законом указаны памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
В силу ст. 5 этого же Федерального закона земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и этим Федеральным законом.
Согласно части 2 ст. 33 Федерального закона государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя: согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима (п.5); выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ (п. 8); согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ (п. 9).
В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Согласно части 2 указанной статьи, охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 34 Федерального закона).
Порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон установлен «Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 г. № 315 (ред. от 18.05.2011 г.).
Согласно п. 3 указанного положения, проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде.
Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков.
Согласно п. 10, п. 11, п. 12 «Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», режим использования земель и градостроительный регламент в границах:
охранной зоны – устанавливаются с учетом запрещения строительства, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия; ограничения капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений, особенностей деталей и малых архитектурных форм; ограничения хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение размещения рекламы, вывесок, построек и объектов (автостоянок, временных построек, киосков, навесов и т.п.), а также регулирование проведения работ по озеленению;
зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности – устанавливаются с учетом ограничения строительства, необходимого для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе касающегося размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений; ограничения капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;
зоны охраняемого природного ландшафта – устанавливаются с учетом запрещения или ограничения хозяйственной деятельности, строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей в целях сохранения и восстановления композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства.
Согласно п. 29 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности.
Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения, предоставляется по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации и органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утвердившим режим использования земель или градостроительный регламент в границах этой зоны.
Земельный участок, используемый Некоммерческой организацией «Фонд поддержки «Детской республики «Поленово» для организации деятельности лагеря «Детская Республика Поленово», принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ИЦ и расположен по адресу: <адрес> Ранее данный земельный участок использовался ВО Г для организации детского лагеря и туристической базы отдыха со сформированным комплексом строений и сооружений.
Вместе с тем, Постановлением Совета Министров РСФСР в 1990 году, решением Тульского областного Совета народных депутатов в дата Постановлением главы Заокского района Тульской области в дата приняты решения об увеличении заповедной зоны музея ФИО1, в том числе за счет земельного участка площадью <...> используемого ВО Г с последующей передислокацией детского лагеря и туристической базы. Итогом расширения заповедной зоны музея стала выдача в дата музею-заповеднику государственного акта на право пользования земельным участком <...> Границы были установлены в действовавшей на период выделения земли условной системе координат.
Исторические деревни Б и П после расширения границ земельного участка музея-заповедника, оказались внутри заповедной зоны музея, следовательно, на земли данных населенных пунктов распространилось действие решения Тульского областного Совета народных депутатов от дата утвердившего зоны охраны музея и запретившего новое строительство на территории заповедника и охранной зоны, а так же проведение строительных мероприятий и строительства капитальных, хозяйственных, промышленных сооружений без согласования с дирекцией заповедника и администрацией музея-усадьбы соответственно.
Таким образом, учитывая фактическое местоположение данного земельного участка внутри заповедной зоны музея-заповедника, суд признал несостоятельными и противоречащими требованиям федерального законодательства и нормативно – правовым актам, принятым в дата в Тульской области по вопросу охраны территорий музея – заповедника доводы ответчика НО «Фонд поддержки «Детской республики «Поленово» и третьего лица ЗНВ о том, что земельный участок, занимаемый детским лагерем, используемый в соответствии с назначением – для организации отдыха детей, не обременен запретами на возведение новых строений, несмотря на то, что сложившаяся ситуация возникла в связи с невыполнением решений органов государственной власти о выводе из заповедной зоны музея пионерского лагеря и базы отдыха ВО Г (в настоящее время - «Детская республика Поленово»).
Доводы ответчика НО «Фонд поддержки «Детской республики «Поленово» и третьего лица ЗНВ о том, что возведенное строение «кружкового комплекса» является некапитальным, то есть движимым имуществом, не имеют правового значения для рассматриваемого спора, поскольку факт строительства объекта в границах заповедной зоны Государственного мемориального историко-художественный и природного музея-заповедника ФИО1 установлен из имеющихся в материалах дела доказательств, к тому же, не оспаривался сторонами.
Правовое регулирование использования земель заповедника, его охранной зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого ландшафта в силу положений нормативных актов Тульской области, принятых в дата и требований федерального законодательства в настоящее время запрещает любое новое строительство (в том числе размещение рекламы, вывесок, построек, автостоянок, временных построек, киосков, навесов и т.п.) в императивной форме или в форме получения разрешения администрации музея-заповедника, Администрации муниципального образования СЗ или согласования с Министерством культуры Российской Федерации.
Доводы ответчика о законности землепользования и строительства, основанные на состоявшихся ранее судебных постановлениях, суд первой инстанции признал необоснованными, поскольку предметом настоящего судебного разбирательства являются иные правоотношения, соответственно судом подлежали установлению иные юридически значимые обстоятельства.
Возведение ответчиком в границах заповедной зоны Государственного мемориального историко-художественный и природного музея-заповедника ФИО1 строения «кружкового корпуса» без соблюдения установленных указанными выше нормативно-правовыми актами требований, нарушает положения ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», гарантирующей гражданам Российской Федерации сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Согласно ст. 304 ГК Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ст. 305 ГК Российской Федерации, права, предусмотренные статьями 301 - 304 Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Часть 1 статьи 45 ГПК Российской Федерации наделяет прокурора правом на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Федеральный орган охраны объектов культурного наследия, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, имеют право предъявлять иски в суд в случаях нарушения настоящего Федерального закона.
К полномочиям Министерства культуры Российской Федерации относится государственный контроль и надзор за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия; за состоянием объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 5.4.10 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 г. № 590 (ред. от 03.10.2013 г.).
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Заокского района Тульской области и Управления Министерства культуры России по ЦФО о признании незаконными действий некоммерческой организации Фонд поддержки «Детской Республики «Поленово» по возведению строения «кружкового корпуса» в границах зоны заповедника ФГБУК «Государственный мемориальный историко – художественный и природный музей – заповедник ФИО1», в границах земельного участка № в <адрес> поскольку действия ответчика нарушает режим охраны музея-заповедника.
Исходя из положений ст. 12 ГК Российской Федерации, в соответствии с которой защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, установив нарушения требований закона при возведении ответчиком строения «кружкового корпуса», суд нашел подлежащими удовлетворению и требования прокурора о возложении на ответчика обязанности снести данное строение.
Заявление ответчика некоммерческой организации Фонд поддержки «Детской Республики «Поленово» о взыскании судебных расходов в размере <...> суд первой инстанции обоснованно, исходя из положений ч. 1 ст. 98 ГПК Российской Федерации признал не подлежащим удовлетворению, поскольку решение по настоящему делу состоялось не в пользу ответчика.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что судом первой инстанции не установлено, на территории какой конкретно зоны охраны музея расположено являющееся предметом спора строение, нельзя признать состоятельными, поскольку по делу установлен факт его нахождения в границах заповедной зоны Государственного мемориального историко-художественный и природного музея-заповедника ФИО1.
Что касается утверждения ответчика в апелляционной жалобе о том, что земельный участок, находящийся в его пользовании, не входит в земли музея, то они не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения, так как предметом проверки являлся факт нахождения этого земельного участка в зоне охраны объекта культурного наследия.
То обстоятельство, что до настоящего времени не определены зоны охраны ФГБУК «Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник ФИО1» в порядке, установленном «Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 г. № 315, не свидетельствует о том, что эта территория не подлежит охране в соответствии с установленными до его принятиями зонами охраны, на что ссылается в апелляционной жалобе ответчик.
Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции не установлено.
Утверждения в апелляционной жалобе ответчика о том, что по делу фактически разрешен вопрос о правах ЗНВ на являющееся предметом спора строение, в то время как он не был привлечен к участию в деле в качестве ответчика, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку из материалов дела усматривается, что ее возведение осуществлялось на основании договора, заключенного НО «Фонд поддержки «Детской республики Поленово», и на земельном участке, находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании ОАО ИЦ что не оспаривалось в ходе рассмотрения дела ни ответчиком, ни третьим лицом - ЗНВ
Что касается доводов ответчика о нарушении судом первой инстанции требований ГПК Российской Федерации о подведомственности разрешенного спора в связи с его подведомственностью Арбитражному суду, то судебная коллегия приходит к выводу о том, что постановленное по делу решение не затрагивает какие-либо права и законные интересы данной некоммерческой организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что, исходя из положений ст. 22 ГПК Российской Федерации свидетельствует о подведомственности спора суду общей юрисдикции.
По приведенным мотивам судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного по делу решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и дополнительной апелляционной жалобе представителя Некоммерческой организации Фонд поддержки «Детской Республики «Поленово».
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Центрального районного суда г. Тулы от 28 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнительную апелляционную жалобу представителя Некоммерческой организации Фонд поддержки «Детской Республики «Поленово» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи