ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3023/2017 от 15.05.2017 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело 33-3023/2017

В суде первой инстанции дело слушала судья Федоренко Н.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 мая 2017 года город Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего Сенотрусовой И.В.,

судей Хуснутдиновой И.И., Бузыновской Е.А.,

при секретаре Носаль М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления образования администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края на решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 15 февраля 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению Николаевского-на-Амуре городского прокурора Хабаровского края к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа с.Оремиф Николаевского муниципального района Хабаровского края, Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, Управлению образования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности оснастить здание образовательного учреждения системой видеонаблюдения.

Заслушав доклад судьи Хуснутдиновой И.И., пояснения прокурора Доськовой Т.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

Николаевский-на-Амуре городской прокурор Хабаровского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа с.Оремиф Николаевского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности оснастить здание образовательного учреждения системой видеонаблюдения. В обоснование заявленных требований указал, что Николаевской-на-Амуре городской прокуратурой Хабаровского края проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства по антитеррористической защищенности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с.Оремиф Николаевского муниципального района Хабаровского края, в ходе которой установлено, что образовательное учреждение не оснащено системой видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой, тогда как обязанность по оснащению образовательных учреждений вышеуказанными средствами охраны установлена положениями Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", а также Методическими рекомендациями по подготовке типового паспорта безопасности объектов с массовым пребыванием людей.

Определением суда от 06.02.2017г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края, Управление образования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края.

Решением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 15 февраля 2017 года исковые требования Николаевского-на-Амуре городского прокура Хабаровского края удовлетворены, постановлено:

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа с.Оремиф Николаевского муниципального района Хабаровского края, Администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края, Управление образования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края оснастить здание образовательного учреждения – МБОУ ООШ с.Оремиф системой видеонаблюдения в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель Управления образования администрации Николаевского муниципального района просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что ни Управление образования администрации Николаевского муниципального района, ни Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края не уполномочены законом и не имеют возможности оснастить системой видеонаблюдения образовательное бюджетное учреждение, которое в силу закона самостоятельно отвечает по своим обязательствам.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края просит отменить решение суда в части возложения обязанности на Администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края, Управление образования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края оснастить здание образовательного учреждения – МБОУ ООШ с.Оремиф системой видеонаблюдения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились ответчики, о явке были извещены по правилам ст.113 ГПК РФ, представитель администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, представитель Управление образования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края по заявлению просили о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие, представитель МБОУ ООШ с.Оремиф сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3,5 ст.167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц, уведомленных надлежащим образом и своевременно о месте и времени рассмотрения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В силу п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 названного Федерального закона).

Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Уставом образовательного учреждения, Учреждение является юридическим лицом, некоммерческой организацией, оказывающий услуги по получению гражданами общедоступного и бесплатного общего образования всех уровней. Учредителем учреждения и собственником муниципального имущества является администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края. Функции и полномочия учредителя учреждения от имени Николаевского муниципального района Хабаровского края осуществляет управление образования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края.

В соответствии с Положением об управлении образования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, Управление образования входит в структуру Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, обеспечивающей осуществление полномочий Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края в сфере образования в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п.2 указанного Положения, задачами Управления образования, в том числе являются: создание необходимых условий для реализации прав граждан в области образования, гарантирующих охрану и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников, их социально-правовую защиту; охрана прав несовершеннолетних на территории района.

Факт отсутствия системы видеонаблюдения в МБОУ ООШ с.Оремиф ответчиками не спаривался.

Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пришел к правильному выводу о том, что установление системы видеонаблюдения в дошкольном образовательном учреждении является обязательным, направлено на пресечение преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения. Установив факт отсутствия видеонаблюдения в МБОУ ООШ с.Оремиф, учитывая полномочия ответчиков, обоснованно возложил обязанность по оборудованию системой видеонаблюдения, как на МБОУ ООШ с.Оремиф, так и на Управление образования Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, как лицо, осуществляющее функции и полномочия учредителя МБОУ ООШ с.Оремиф и на Администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края, как орган местного самоуправления, обеспечивающий его финансирование, и обязанный в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма.

Судебная коллегия согласна с указанными выводами. Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные доказательства оценены согласно ст.67 ГПК РФ, спор разрешен в соответствии с требованиями материального и процессуального закона, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы.

Выполнение обязанности по обеспечению МБОУ ООШ с.Оремиф системой видеонаблюдения направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

Отсутствие системы видеонаблюдения в МБОУ ООШ с.Оремиф отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении учащихся и работников учреждения.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 вышеуказанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

В числе первоочередных комплексных мер, направленных на обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности поименовано оснащение объектов с массовым пребыванием граждан системой видеонаблюдения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ответчиков обязанности по оснащению системами видеонаблюдения зданий образовательных учреждений являются необоснованными.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 15 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления образования администрации Николаевского муниципального района – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев.

Председательствующий: И.В. Сенотрусова

Судьи: И.И. Хуснутдинова

Е.А. Бузыновская