Судья – Новикова О.Б. Дело № 33 – 3026/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 21 февраля 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.В.,
судей Бурковской Е.А., Лисовского А.М.,
при секретаре Нагорной А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к администрации Волгограда о понуждении к установке индивидуальных приборов учета
по апелляционной жалобе ответчика администрации Волгограда
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 08 августа 2017 года, которым иск Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области – удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Поповой Е.В., выслушав представителя истца Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области – ФИО1, третье лицо – ФИО2, возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее Инспекция) обратилась в суд с иском к администрации Волгограда о возложении обязанности установить индивидуальные приборы учета поставляемых коммунальных услуг.
В обоснование иска указала, что в соответствии с приказом Инспекции от 28 марта 2016 г. № 314 в отношении администрации Волгограда была проведена проверка, в том числе за соблюдением обязательных требований к оснащению жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности администрации, приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов.
По результатам проверки установлено, что в нарушение требований ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», документы, подтверждающие оснащение жилых помещений <адрес>, собственником которого является администрация Волгограда, отсутствуют.
Указанное нарушение зафиксировано в акте проверки от 18 мая 2016 г. № <...>.
Администрации Волгограда выдано предписание от 18 мая 2016 г. № <...> с требованием в срок до 15 сентября 2016 г. оснастить жилые помещения <адрес> индивидуальными приборами учета и ввести их в эксплуатацию сроком до 31 января 2017 г.
До настоящего времени документы, свидетельствующие об оснащении жилых помещений <адрес> исполнении предписания Инспекции от 18 мая 2016 г. № <...> не представлены.
Поскольку администрацией Волгограда нарушается законодательство Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффектвности, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан, проживающих в помещениях, отнесенных к муниципальному фонду, просила с учетом изменений к иску обязать администрацию Волгограда в течении 15 дней с момента вступления в законную силу решения по делу оснастить жилые помещения <адрес>, индивидуальными приборами учета используемой горячей и холодной воды, электрической энергии, тепловой энергии и природного газа, ввести данные приборы учета в эксплуатацию.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Оспаривая законность и обоснованность принятого решения, ответчик администрация Волгограда обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить. Указывает, что финансирование мероприятий по установке индивидуальных приборов учета в муниципальных жилых зданиях Дзержинского района Волгограда запланировано на 2020 год, установка прибора учета газа в обязательном порядке не требуется, кроме того самостоятельная установка нанимателем приборов учета не противоречит действующему законодательству.
Возражая против доводов апелляционной жалобы, истец Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области, третье лицо ФИО2 просили решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1 постановления Правительства Волгоградской области от 25 июля 2013 года № 348-п «О региональном государственном жилищном надзоре на территории Волгоградской области», государственный жилищный надзор осуществляется Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области, а также органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, наделенными соответствующими полномочиями законом Волгоградской области.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного жилого помещения.
Согласно п. 9 ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Как установлено судом апелляционной инстанции, жилые помещения <адрес>, относятся к муниципальной собственности.
В соответствии с приказом Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 28 марта 2016 г. № <...> в отношении администрации Волгограда была проведена проверка, в том числе за соблюдением обязательных требований к оснащению жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов.
По результатам проверки установлено, что в нарушение требований ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», документы, подтверждающие оснащение жилых помещений квартир <адрес> собственником которого является администрация Волгограда, не представлены, что отражено в акте проверки органом государственного надзора юридического лица № <...> от 18 мая 2016 г.
Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области в отношении администрации Волгограда выдано предписание от 18 мая 2016 г. № <...> с требованием в срок до 15 сентября 2016 г. оснастить жилые помещения <адрес> индивидуальными приборами учета, исходя из степени из благоустройства, и ввести их в эксплуатацию сроком до 31 января 2017 г.
Решением Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области № <...> от 21 сентября 2016 г. срок выполнения указанного предписания продлен до 31 января 2017 г.
Решением Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области № <...> от 14 февраля 2017 г. ходатайство администрации Дзержинского района Волгограда от 01 февраля 2017 г. о продлении срока исполнения предписания № <...> от 18 мая 2016 г. оставлено без рассмотрения, срок не продлен.
Указанные обстоятельства следуют из материалов дела и сторонами не оспариваются.
Обращаясь в суд с иском, Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области указала, что до настоящего времени документы, свидетельствующие об оснащении жилых помещений <адрес> и исполнении предписания Инспекции от 18 мая 2016 г. № <...>, администрацией Волгограда, не представлены.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции, установив, что собственником жилых помещений <адрес>, является администрация Волгограда, с учетом приведенных выше положений закона возложил на ответчика обязанность установить индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения, электрической энергии, тепловой энергии и природного газа, а также ввести данные приборы учета в эксплуатацию в принадлежащем ему жилом помещении в течении 15 дней с момента вступления в законную силу решения.
Судебная коллегия с выводами суда в части возложения на администрацию Волгограда как собственника жилого помещения обязанности установить и ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения, электрической энергии, тепловой энергии соглашается, поскольку они согласуются с положениями п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Доводы апелляционной жалобы о том, что установка индивидуальных приборов учета в муниципальных жилых помещениях Дзержинского района Волгограда в рамках муниципальной программы запланирована на 2020 год, как и доводы о возможности самостоятельной установки нанимателем индивидуальных приборов учета не являются основанием для отмены решения суда, поскольку указанные обстоятельства не могут служить основанием для освобождения собственника жилого помещения от возложенной на него законом обязанности.
Также несостоятельна ссылка ответчика на п. 9 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий обязанность ресурсоснабжающих организаций по установке, замене и эксплуатации приборов учета. Данное положение закона не исключает обязанности собственника по обеспечению оснащения жилого помещения приборами учета, а устанавливает лишь порядок установки приборов учета и ввода в эксплуатацию.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную в ходе разбирательства в районном суде, и не могут являться основаниями к отмене судебного решения в указанной части, поскольку не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Однако, проверяя доводы апелляционной жалобы в части возложения обязанности по установке прибора учета природного газа, судебная коллегия находит их заслуживающими внимания.
Согласно п. 5.1 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2015 года собственники объектов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Вместе с тем данная обязанность не распространяется на собственников жилых домов и помещений в многоквартирном доме, отапливаемых без использования газоиспользующего оборудования (п. 5.2 ст. 13 указанной статьи).
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 26 октября 2017 г. № 2405-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО на нарушение ее конституционных прав пунктом 5.2 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пунктом 16 статьи 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» законоположения, освобождающие собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов от обязанности по их оснащению приборами учета используемого природного газа в случаях, когда указанные объекты недвижимости отапливаются без использования газоиспользующего оборудования отвечают целям энергосбережения и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права пользователей и собственников жилых домов и помещений в многоквартирном доме, отапливаемых без использования газоиспользующего оборудования.
Поскольку стороной истца не представлено доказательств того, что <адрес>, отапливается с использованием газоиспользующего оборудования, оснований для возложения на администрацию Волгограда обязанности установить и ввести в эксплуатацию прибор учета природного газа не имеется.
На основании изложенного, решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворения требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 08 августа 2017 года – отменить в части удовлетворения иска Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к администрации Волгограда о понуждении к установке индивидуальных приборов учета природного газа и введению данных приборов учета в эксплуатацию, принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении указанных требований отказать.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Волгограда от 08 августа 2017 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации Волгограда – без удовлетворения.
Председательствующий:
Подписи: