ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3031/12 от 25.09.2012 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Ихсанов И.В.         Дело № 33-3031/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Рябова Д.В.,

судей Долгополовой Ю.В. и Пономаревой А.В.,

при секретаре Батуевой А.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 25 сентября 2012 года апелляционную жалобу ФИО1 на решение Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 4 июля 2012 года, которым исковые требования ФИО1 к ООО «Региональная Управляющая Компания», ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» и ОАО «Газпром межрегионгаз Ижевск» о перерасчете платы за коммунальные услуги оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики ФИО9, объяснения представителя ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» ФИО4, действующей на основании доверенности, изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «Региональная Управляющая Компания», ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» и ОАО «Газпром межрегионгаз Ижевск» о перерасчете платы за коммунальные услуги. В обоснование иска указала, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ она является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Бывший собственник квартиры ФИО5 освободил указанное жилое помещение ДД.ММ.ГГГГ, но с регистрационного учета не снялся, в связи с чем, истец вынуждена была нести дополнительные расходы по оплате коммунальных платежей. Решением Первомайского районного суда г. Ижевска от 24.10.2011г. ФИО5 был признан утратившим право пользования жилым помещением и снят с регистрационного учета. Несмотря на то, что бывший собственник освободил принадлежащую истцу квартиру ДД.ММ.ГГГГ, а истец зарегистрировалась в квартире ДД.ММ.ГГГГ, ответчики незаконно начисляют ей долги за оплату коммунальных услуг. Изложенное является основанием для возложения на ответчиков обязанности по перерасчету истцу платы за коммунальные услуги со дня ее регистрации -ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе рассмотрения дела истец уточнила исковые требования, указав, что на ответчиков подлежит возложению обязанность по перерасчету платы за коммунальные услуги с учетом положений ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», кроме того, ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» должно пересчитать плату за электроэнергию, начисляемую на нескольких человек; а ОАО «Газпром межрегионгаз Ижевск» должно произвести перерасчет платы за газ, в связи с отсутствием в квартире истца счетчика.

В суде первой инстанции ФИО1 доводы и требования, изложенные в иске, поддержала, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Региональная управляющая компания» - ФИО6, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.

Представители ответчиков ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» и ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, представили заявления о рассмотрении дела без их участия.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, как постановленное с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Считает, что обязанность по оплате коммунальных услуг возникла у нее со дня регистрации в приобретенном жилом помещении. Несмотря на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец отсутствовала в г. Ижевске, ответчики не осуществили перерасчет коммунальных платежей. В соответствии с ФЗ «О социальной защите населения» ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» должно начислять плату за коммунальные услуги по льготному тарифу. В связи с тем, что газовая плита в квартире ФИО1 находилась в аварийном состоянии, последняя не пользовалась ею, пока не приобрела новую плиту. В этой связи, учитывая отсутствие счетчика на газ ОАО «Газпром межрегионгаз Ижевск» должно пересчитать плату за газ. Вывод суда о том, что требования о взыскании расходов на оплату коммунальных услуг, начисленных на двух человек, истец должна предъявить бывшему собственнику является неправомерным, так как бывший собственник не производил начисление указанных платежей.

Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО5, ФИО1 стала собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>

Государственная регистрация права собственности ФИО1 на вышеуказанное жилое помещение осуществлена ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирована по вышеуказанному адресу по месту жительства.

На основании решения Первомайского районного суда г. Ижевска от 11.11.2011 года ФИО5 снят с регистрационного учета по адресу: <адрес>

С ДД.ММ.ГГГГ. управление вышеуказанным жилым домом осуществляет ООО «Региональная Управляющая Компания».

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, материалами дела, по существу сторонами не оспариваются.

Разрешая спор, суд исследовал обстоятельства дела, и доказательства, представленные сторонами, дал им соответствующую правовую оценку и правомерно сделал вывод о необоснованности заявленных истцом требований.

Вывод суда о том, что обязанность по оплате жилого помещения по адресу: <адрес> и коммунальных услуг возникла у ФИО1 с даты приобретения жилого помещения является правомерным.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

     В силу статьи 219 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

     Согласно пункту 2 статьи 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

     Таким образом, моментом, определяющим возникновение у собственника обязанности по оплате коммунальных услуг, является дата государственной регистрации его права собственности на жилое помещение, а не дата регистрации собственника в этом жилом помещении.

    В силу приведенных выше норм факт регистрации ФИО1 в принадлежащей ей квартире по истечении двух месяцев со дня возникновения права собственности на указанное жилое помещение не является основанием для освобождения ее от обязанности содержать принадлежащее ей имущество и нести бремя по оплате коммунальных услуг. Регистрация гражданина по месту жительства является административным актом, в связи с чем закон не ставит начисление платы за коммунальные услуги в зависимость от наличия у собственника регистрации по месту жительства в принадлежащем ему жилом помещении. Возможность перерасчета коммунальных платежей в зависимости от даты регистрации собственника в жилом помещении законом не предусмотрена.

В этой связи довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по оплате коммунальных услуг за квартиру по адресу: <адрес> ФИО1 должна нести с даты ее регистрации по месту жительства в указанном жилом помещении судебная коллегия находит несостоятельными.

    В соответствии с пунктом 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, основанием для перерасчета платы за коммунальные услуги может явиться временное отсутствие гражданина в занимаемом им жилом помещении. Вместе с тем из обстоятельств дела не следует, что с даты приобретения вышеуказанной квартиры и до даты регистрации в ней ФИО1 в этом жилом помещении временно не проживала. Истцом представлены доказательства ее временного отсутствия в указанном жилом помещении лишь в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Порядок перерасчета платы за коммунальные услуги определен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее по тексту Правила).

    В соответствии с пунктом 54 Правил при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение.

Согласно пункту 55 Правил перерасчет размера платы за коммунальные услуги, указанные в пункте 54 настоящих Правил, осуществляется при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета по соответствующим видам коммунальных услуг.

    Следовательно, перерасчет платы за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием потребителя возможен только в отношении коммунальных услуг, размер которых определяется исходя из нормативов, а не объемов потребления.

    Материалами дела подтверждено, что в квартире истца установлены индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения и электроэнергии. Следовательно, исходя из содержания приведенной выше нормы, основания для перерасчета платы за указанные коммунальные услуги в связи с непроживанием ФИО1 в принадлежащем ей жилом помещении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют. Тем более из материалов дела видно, что плата за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение за указанный период истцу не начислялась. Начисление платы за перечисленные коммунальные услуги осуществлялось управляющей организацией уже после регистрации ФИО1 в принадлежащем ей жилом помещении, исходя из показаний индивидуальных приборов учета, а не количества зарегистрированных лиц, в связи с чем основания для возложения на управляющую организацию обязанности по перерасчету платы за указанные коммунальные услуги отсутствуют.

Судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в сентябре 2011 года плата за электроэнергию мест общего пользования была начислена истцу с учетом бывшего собственника квартиры, так как данный вывод не подтвержден материалами дела. В то же время начисление управляющей организацией платы за электроэнергию мест общего пользования в период временного отсутствия истца является правомерным, поскольку в силу пункта 88 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

     Согласно пункту 56 Правил перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя; к заявлению прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя. Документом, подтверждающим временное отсутствие потребителя, могут являться в том числе, проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии.

    Таким образом, Правилами установлено императивное правило о подаче потребителем соответствующего заявления и сведений для производства перерасчета в месячный срок, которое по своей сути и является основанием для исполнения обязанностей исполнителем для перерасчета платежей.

Материалами дела подтверждено, что истец в ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" и ОАО "Газпромрегионгаз Ижевск" с заявлениями о перерасчете платы за электроснабжение и газоснабжение в связи с ее временным отсутствием в жилом помещении не обращалась. Следовательно, основания для возложения на указанных ответчиков такой обязанности отсутствуют.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 18 постановления Правительства РФ от 21.07.2008 г. N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" договор на поставку газа, заключаемый газоснабжающей организацией, является публичным.

Согласно пункту 7 вышеуказанного постановления для заключения договора заинтересованное физическое лицо направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить.

    Между тем, став собственником жилого помещения, ФИО1 в ОАО "Газпромрегионгаз Ижевск" с заявлением о заключении договора на поставку газа не обращалась, в связи с чем действия указанного ответчика по начислению платы за газ на предыдущего абонента ФИО7 являются правомерными, так как сведения о смене собственника у ответчика отсутствовали. Поскольку с даты возникновения у ФИО1 права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> начисления за газ осуществлялись на одного человека, исходя из нормативов потребления, при этом задолженность по указанным платежам предыдущим собственником была полностью погашена, оснований для возложения на ОАО "Газпромрегионгаз Ижевск" обязанности по их перерасчету не усматривается.

Доводы жалобы о том, что газовая плита в квартире истца находилась в аварийном состоянии, в связи с чем истец не потребляла газ также не являются основанием для удовлетворения иска, поскольку не подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами.

Не подтверждены материалами дела доводы жалобы о начислении ФИО1 платы за электроэнергию с учетом бывшего собственника квартиры. Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ задолженность по оплате электроэнергии предыдущим собственником была погашена. В связи с тем, что после смены собственника жилого помещения ФИО1 в ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" с заявлением о заключении договора энергоснабжения не обращалась, сведения о показаниях индивидуального прибора учета указанному ответчику не представила, начисление платы за электроэнергию осуществлялось в порядке, предусмотренном пунктом 166 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, то есть расчетным методом, исходя из среднесуточного расхода электроэнергии, расчетного расхода электроэнергии за месяц и установленного органом местного самоуправления тарифа, без учета количества зарегистрированных лиц. В этой связи вывод суда первой инстанции о том, что плата за электроэнергию до октября 2011 года рассчитана ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", исходя из нормативов потребления, подлежит исключению из мотивировочной части решения.

    Довод жалобы о том, что плата за коммунальные услуги подлежит перерасчету с учетом инвалидности истца является несостоятельным.

    В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставлена скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с пунктом 15 которых для получения указанных льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, необходимо было обращаться в организации, осуществляющие сбор платежей за оплату жилья и коммунальных услуг, и приобретаемое топливо (жилищные ремонтно-эксплуатационные предприятия, коммунальные предприятия и т.п.).

В рамках реформирования системы социальной защиты населения приняты Федеральные законы от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, изменившие условия предоставления ряда мер социальной защиты инвалидов, в том числе установленных статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суть которых сводится к замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации и передаче ряда полномочий Российской Федерации субъектам Российской Федерации.

В частности, статьей 5 Федерального закона от 28 декабря 2004 года N 199-ФЗ Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнен статьей 28.2, на основании которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

В целях реализации указанного федерального закона в Удмуртской Республике принято постановление Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 256 "О Порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике", в соответствии с пунктом 7 которого назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется территориальными органами Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики по месту жительства или месту пребывания граждан.

    Таким образом, ответчики не являются субъектами предоставления льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, поэтому на них не может быть возложена обязанность по перерасчету указанной платы в связи с инвалидностью истца.

Доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения апелляционная жалоба не содержит.

Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 4 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий                 Рябов Д.В.

Судьи         Долгополова Ю.В.

Пономарева А.В.