Судья Давыдчик Я.Ф. Дело № 33-3032/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 октября 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,
судей Бондаревой Н.А., Фоминой Е.А.,
при секретаре Горбуновой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционной жалобе областного государственного бюджетного учреждения «Центр социальной поддержки населения Верхнекетского района» на решение Верхнекетского районного суда Томской области от 07 августа 2014 года
дело по иску прокурора Верхнекетского района Томской области к областному государственному бюджетному учреждению «Центр социальной поддержки населения Верхнекетского района» о признании бездействий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Бондаревой Н.А., объяснения директора ОГБУ «ЦСПН Верхнекетского района» ФИО1, поддержавшей апелляционную жалобу, возражения прокурора Федько П.С., считавшего решение не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
прокурор Верхнекетского района Томской области обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Центр социальной поддержки населения Верхнекетского района» (далее – ОГБУ «ЦСПН Верхнекетского района», учреждение), в котором просил признать бездействия по непринятию мер по предупреждению коррупции незаконными; возложить обязанность разработать стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, разработать и принять Кодекс этики и служебного поведения работников учреждения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Верхнекетского района Томской области в ходе проведения проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции установлено, что в нарушение требований статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в ОГБУ «ЦСПН Верхнекетского района» предусмотренные законом меры по предупреждению коррупции не разработаны и не приняты. 10.06.2014 директору ОГБУ «ЦСПН Верхнекетского района» внесено представление об устранении выявленных нарушений, в ответ на которое было сообщено, что разработка и принятие указанных в представлении мер по предупреждению коррупции является не обязанностью, а правом учреждения. При этом сотрудники учреждения руководствуются государственными стандартами услуг и разработанными в соответствии с действующим законодательством административными регламентами предоставления услуг. Разработать положение о взаимодействии с правоохранительными органами и Кодекс этики служебного поведения работников учреждения не представляется возможным, поскольку сотрудники обязаны неукоснительно соблюдать ведомственные правовые акты по данному направлению работы. 10.07.2014 ответчиком сообщено, что в организации назначено должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений. Вместе с тем иные меры по предупреждению коррупции приняты не были.
В судебном заседании заместитель прокурора Верхнекетского района Кузьмин А.Н. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Директор ОГБУ «ЦСПН Верхнекетского района» ФИО1 иск не признала, указала, что в учреждении разработаны и приняты меры по предупреждению коррупции: определены должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений; принят Кодекс этики и служебного поведения работников организации, с которым все работники учреждения ознакомлены под роспись; внедряются в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, разработан и исполняется ряд других мер по предупреждению коррупции в учреждении.
Обжалуемым решением суд на основании пункта 2 статьи 1, статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе ОГБУ «ЦСПН Верхнекетского района» просит решение суда отменить и принять по делу новое об отказе в удовлетворении иска. Считает, что судом ошибочно сделан вывод о неисполнении ответчиком требований представления прокурора. Учреждением до рассмотрения дела в суде были приняты все меры по предупреждению коррупции, а именно: приказ о назначении ответственных лиц за профилактику коррупции (от 26.04.2013 № 55 и от 10.07.2014 № 71); приказ о Кодексе этики и служебного поведения работников (от 19.02.2014 № 14); приказ об утверждении стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации (от 14.07.2014 № 72). Полагает, что суд при оценке названных приказов учреждения не исследовал их антикоррупционную составляющую.
Относительно апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного постановления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для его отмены.
Из содержания подпункта «а» пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» следует, что под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, в том числе по предупреждению коррупции, по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ дополнен статьёй 13.3, вступившей в силу с 01 января 2013 года, часть 1 которой обязывает организации разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
В пункте 2 статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ федеральный законодатель закрепил примерный перечень мер по предупреждению коррупции, принимаемых в организациях, которые заключаются в реализации шести основных направлений, а именно: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие Кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В соответствии с вышеуказанной статьей, для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, 08.11.2013 Министерством труда и социальной политики Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, целью которых является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Из содержания Методических рекомендаций следует, что антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.
Из системного анализа указанных положений следует, что федеральный законодатель возлагает на организации обязанность принимать меры по предупреждению коррупции, в пункте 2 статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ перечислены такие возможные меры.
При этом такая обязанность лежит на любых организациях (юридических лицах), независимо от формы собственности.
В Уставе ОГБУ «ЦСПН Верхнекетского района» закреплено, что учреждение является некоммерческой организацией, юридическим лицом. Учреждение самостоятельно выступает истцом и ответчиком в суде (пункты 1.1, 1.6, 1.8, 2.1 Устава).
Таким образом, ОГБУ «ЦСПН Верхнекетского района» является организацией, на которую распространяются положения статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ об обязанности разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Из материалов дела следует и судом установлено, что прокуратурой Верхнекетского района Томской области в период с 09.06.2014 по 17.06.2014 на территории Верхнекетского района Томской области по заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации, указанию прокуратуры Томской области проведена проверка исполнения организациями требований статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ в ОГБУ «ЦСПН Верхнекетского района» предусмотренные законом меры по предупреждению коррупции не разработаны и не приняты.
На момент проверки в ОГБУ «ЦСПН Верхнекетского района» не было определено лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не принят Кодекс этики и служебного поведения работников организации, не разработаны и не внедрены в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации.
10.06.2014 прокурором Верхнекетского района Томской области директору ОГБУ «ЦСПН Верхнекетского района» внесено представление об устранении нарушений закона с требованием безотлагательно рассмотреть настоящее представление на оперативном совещании при руководителе учреждения, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, их причин и условий, им способствующих, и недопущению их впредь, о результате его рассмотрения и принятых мерах сообщить прокурору района в письменной форме в месячный срок со дня его внесения.
В ответ на представление прокурора ОГБУ «ЦСПН Верхнекетского района» в своих сообщениях от 18.06.2014 за № 725, от 10.07.2014 за № 821, от 15.07.2014 за № 831 указало, что разработка и принятие названных в представлении мер по предупреждению коррупции является не обязанностью, а правом учреждения. Сотрудники учреждения руководствуются государственными стандартами услуг и разработанными в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации административными регламентами предоставления услуг. Разработать положение о взаимодействии с правоохранительными органами и Кодекс этики служебного поведения работников учреждения не представляется возможным, поскольку сотрудники обязаны неукоснительно соблюдать ведомственные правовые акты по данному направлению работы. Все предусмотренные законом меры приняты до внесения представления.
Кроме того, из ответа от 10.07.2014 следовало, что во исполнение требований, указанных в представлении от 10.06.2014, учреждением 10.07.2014 издан приказ № 71 о назначении ответственного лица за профилактику коррупционных и иных правонарушений.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства и правильно применив положения закона, регулирующего спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу о том, что меры по предупреждению коррупции, предусмотренные статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», до настоящего времени ОГБУ «ЦСПН Верхнекетского района» не разработаны и не приняты в полном объеме.
Выводы суда подробно мотивированы и изложены в решении суда, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со статьями 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы, направленные на критику судебного решения, выводов суда не опровергают и основанием к отмене решения не являются.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что в учреждении на момент проведения проверки были приняты меры по предупреждению коррупции, а именно: определены должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений (приказ учреждения № 55 от 26.04.2013, обновленный приказ учреждения № 71 от 10.07.2014); принят Кодекс этики и служебного поведения работников организации, с которыми все работники учреждения ознакомлены под роспись (приказ учреждения № 14 от 19.02.2014); внедряются в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации (административные регламенты по предоставлению государственных услуг), являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно им отвергнуты по мотивам, приведенным в решении.
Так, ссылка ОГБУ «ЦСПН Верхнекетского района» на приказ учреждения от 26.04.2013 № 55 верно признана судом необоснованной, поскольку указанным приказом внесены изменения в состав Комиссии по предоставлению материальной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, указанным приказом не назначались.
Приказ учреждения № 71, которым заместитель директора ОГБУ «ЦСПН Верхнекетского района» С. назначена ответственным должностным лицом за профилактику коррупционных и иных правонарушений, был издан 10.07.2014, т.е. через месяц после внесения представления. Названный приказ принят во исполнение статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ и в целях устранения выявленных нарушений, указанных в представлении, что указывает на частичное удовлетворение представления прокурора.
Утверждение ОГБУ «ЦСПН Верхнекетского района» о том, что в учреждении приказом № 14 от 19.02.2014 принят Кодекс этики и служебного поведения работников организации, правомерно признано судом не состоятельным.
Указанным приказом создана комиссия по повышению качества предоставления социальных услуг ОГБУ «ЦСПН Верхнекетского района», утвержден ее состав и положение о комиссии, а также определено ознакомить работников учреждения с Кодексом этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания, утвержденным приказом Минтруда России от 31.12.2013 № 792.
Однако наличие указанного приказа Минтруда России не снимает с ОГБУ «ЦСПН Верхнекетского района» обязанности утвердить Кодекс этики локальным нормативным правовым актом, поскольку сам приказ Минтруда России рекомендует руководствоваться утвержденным Кодексом этики и брать его за основу при нормативном регулировании на локальном уровне.
Доводы ОГБУ «ЦСПН Верхнекетского района» о том, что применение административных регламентов предоставления государственных услуг в работе учреждения относится к мерам противодействия коррупции, верно отклонены судом как несостоятельные.
Под государственными услугами следует понимать деятельность органов исполнительной власти (учреждения) в соответствии со своей компетенцией по исполнению запроса физического и юридического лица о признании, установлении, изменении или прекращении его прав и обязанностей, установлении юридических фактов, получении материальных и финансовых средств в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством, а также о предоставлении документированной информации (статья 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).
Стандарт государственной услуги включает в себя требования, обеспечивающие необходимый уровень доступности и качества оказываемой услуги в целом, а также на каждом этапе ее предоставления.
При этом, исходя из структуры административного регламента по предоставлению государственных услуг, антикоррупционные стандарты поведения работников организации не входят в состав административных регламентов.
Вместе с тем в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2011 к стандартам и процедурам, направленным на обеспечение добросовестной работы организации, относится, прежде всего, внедрение антикоррупционных стандартов поведения работников в организации (разработка и принятие правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства; введение процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений; и т.д.).
Доказательств того, что в учреждении разработаны и внедрены в практику антикоррупционные стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, заявителем представлено не было. Вопреки доводам апелляционной жалобы, приказ учреждения от 14.07.2014 № 72 таковым также быть признан не может, так как не утверждает стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации.
В целом доводы апелляционной жалобы не ставят под сомнение правильность выводов суда первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, и не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции, принятого при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального законодательства.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верхнекетского районного суда Томской области от 07 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения «Центр социальной поддержки населения Верхнекетского района» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: