Судья: Зинина И.В.
Докладчик: Мащенко Е.В. Дело №33-3034/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Власкиной Е.С.
Судей Мащенко Е.В., Дмитриевой Л.А.
При секретаре Левицкой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 04 апреля 2017 года дело по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства Новосибирской области – БТМ на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 15 декабря 2016 г., которым постановлено:
«Исковые требования ГОВ к министерству строительства Новосибирской области о признании незаконным решения о предоставлении субсидии, признании права на получение субсидии удовлетворить. Признать незаконным решение министерства строительства Новосибирской области об отказе в предоставлении ГОВ субсидии на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома, выраженное в уведомлении №-Вп от 24 декабря 2015 года. Признать право ГОВ на предоставление субсидии на компенсацию расходов по строительству индивидуального жилого дома».
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Мащенко Е.В. по обстоятельствам дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ГОВ обратилась в суд с иском к ответчику и просила признать незаконным решение об отказе в предоставлении субсидии на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома, признать право на получение данной субсидии.
В обоснование своих требований истец указала, что 16 августа 2012 года ей было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> Яр, <адрес>.
В сентябре 2012 года обратилась заявлением о предоставлении субсидии на строительство индивидуального дома, в соответствии с постановлением губернатора Новосибирской области № 102 от 01.04.2010. Субсидия на строительство была перечислена на счет 31 декабря 2013 года в размере <данные изъяты> руб.
12 ноября 2015 г. ответчику был представлен кадастровый паспорт на объект индивидуального жилищного строительства от 19 октября 2015 г. с приложением копий документов, подтверждающих произведенные расходы на строительство. Однако 24 декабря 2015 г., ей было отказано в предоставлении субсидии, поскольку строительство не было завершено в течение двух лет с даты разрешения на строительство жилого дома.
С основанием отказа истец не согласна, поскольку на дату обращения ее за компенсацией, в Постановление № 102 от 01 апреля 2010 г. были внесены изменения и данная компенсация предоставляется при условии завершения строительства индивидуального жилого дома в течение 2-х лет с момента перечисления целевой субсидии. Строительство жилого дома закончено 19 октября 2015 г., и соответственно она вправе претендовать на получение компенсации расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым представитель Министерства строительства Новосибирской области – БТМ не согласна, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что в п. 7 Положения о порядке и размерах предоставления субсидий застройщикам, осуществляющим строительство индивидуальных жилых домов в муниципальных районах Новосибирской области, утв. Постановлением Губернатора Новосибирской области от 01.04.2010 № 102, предусмотрены условия предоставления субсидий, в том числе: субсидия на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома предоставляется при условии завершения строительства индивидуального жилого дома, подтвержденного кадастровым паспортом на созданный (построенный) объект индивидуального жилищного строительства, в течение 2 лет с даты разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Право на получение субсидии на компенсацию расходов на строительство у ГОВ возникло в соответствии с условиями, установленными редакцией постановления от 01.12.2011 №311: разрешение на строительство должно быть выдано не ранее 01.01.2011, размер субсидий составляет <данные изъяты> руб., а 2-х летний срок, в течение которого необходимо осуществить строительство, начинает течь с даты выдачи разрешения на строительство (16.08.2012).
В связи с тем, что ГОВ подала заявление на получение субсидии (23.08.2012) и была включена в реестр застройщиков-физических лиц (29.09.2012) до принятия постановления Губернатора Новосибирской области от 20.02.2013 № 38, оно не применимо к настоящему спору.
Суд первой инстанции, вынося решение суда, так и не определил размер субсидии, подлежащий выплате истцу.
Сославшись на ст.4 ГК РФ, суд первой инстанции ошибочно посчитал, что право на получение субсидии на компенсацию расходов на строительство у Гасилиной О.В. возникло после получения кадастрового паспорта в период измененной редакции постановления № 102 и для разрешения рассматриваемого спора основополагающее значение имеет, то что субсидия была перечислена после вступления в силу измененной редакции постановления № 102. Суд нарушил принцип равенства гражданского законодательства, а также права иных получателей субсидий.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствии.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствие со ст. ст.2,5 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В целях реализации приоритетных задач жилищной политики Новосибирской области, стимулирования индивидуального жилищного строительства в муниципальных районах Новосибирской области губернатором Новосибирской области Постановлением № 102 от 01 апреля 2010 года утверждено Положение о порядке и размерах предоставления застройщикам, осуществляющим строительство индивидуальных жилых домов муниципальных районам Новосибирской области субсидий на строительство индивидуальных жилых домов.
В силу положений Постановления от 01.04. 2010 г. застройщики (физические лица), осуществляющие строительство индивидуальных жилых домов в муниципальных районах Новосибирской области, имеют право на получение за счет средств областного бюджета Новосибирской области субсидий на строительство индивидуальных жилых домов.
Предоставление субсидий носит заявительный характер и осуществляется в пределах средств, утвержденных на эти цели законом Новосибирской области об областном бюджете Новосибирской области на соответствующий финансовый год.
Пунктом 5 Положения установлено, что застройщикам предоставляются субсидии следующих видов:
1) целевая субсидия на строительство индивидуального жилого дома (далее - целевая субсидия);
2) субсидия на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома (далее - компенсация).
Размер целевой субсидии составляет <данные изъяты> руб. (п. 6 Положения).
Если в составе семьи заявителя трое или более несовершеннолетних детей (собственных и (или) усыновленных), размер целевой субсидии увеличивается на <данные изъяты> руб. на третьего и последующих несовершеннолетних детей.
Размер компенсации составляет <данные изъяты> рублей.
Сумма субсидий не может превышать сметную стоимость строительства индивидуального жилого дома. Величина предоставляемой компенсации определяется с учетом подтвержденных фактических затрат по строительству индивидуального жилого дома (не более сметной стоимости строительства) за вычетом предоставленной целевой субсидии.
Постановлением Губернатора Новосибирской области от 20.02.2013 г. № 38, внесены изменения в Постановление Губернатора Новосибирской области от 01.04.2010 г. № 102, в силу которых размер субсидии был установлен следующий:
целевой субсидии составляет <данные изъяты>) рублей. Если в составе семьи заявителя трое или более несовершеннолетних детей, размер целевой субсидии увеличивается на <данные изъяты>) рублей на третьего и последующих несовершеннолетних детей. Размер компенсации составляет не более <данные изъяты> рублей.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ГОВ 16 августа 2012 года получила разрешение на строительство № RU 54520308-27 индивидуального жилого дома по <адрес>.
23.08.2012 г. ГОВ обратилась с заявлением о предоставлении ей целевой субсидии на строительство индивидуального жилого дома, предоставила подтверждающие документы и была внесена в реестр застройщиков индивидуальных жилых домов.
31.12.2013 г. ей была перечислена целевая субсидия на строительство жилого дома сумме <данные изъяты> рублей.
Пунктом 7 Положения (в редакции на момент обращения за получением субсидии) было предусмотрено, что застройщики имеют право на получение субсидий при соблюдении следующих условий:
-наличие действующего разрешения на строительство индивидуального жилого дома, выданного застройщику после 1 января 2011 года;
-строительство индивидуальных жилых домов осуществляется на территории муниципальных районов Новосибирской области;
-на строительство одного индивидуального жилого дома предоставляются субсидии только одному застройщику;
-каждый застройщик имеет право на получение субсидий на строительство только одного индивидуального жилого дома;
-соблюдение в проекте индивидуального жилого дома условий, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, где осуществляется строительство индивидуального жилого дома;
-субсидия на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома предоставляется при условии завершения строительства индивидуального жилого дома, подтвержденного кадастровым паспортом на созданный (построенный) объект индивидуального жилищного строительства, в течение 2 лет с даты разрешения на строительство индивидуального жилого дома;
-общая площадь индивидуального жилого дома - не более 150 кв. м. При составе семьи заявителя более 8 человек предельная площадь строящегося индивидуального жилого дома рассчитывается исходя из 18 квадратных метров на члена семьи; строительство индивидуального жилого дома осуществляется на земельном участке, относящемся к землям поселений с разрешенным использованием для индивидуального жилищного или ведения личного подсобного хозяйства.
Постановлением губернатора Новосибирской области № 38 от 20 февраля 2013 года «О внесении изменений в постановление губернатора Новосибирской области № 102 от 01 апреля 2010 года» в п.п. 6 п. 7 изменения. Субсидия на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома предоставляется при условии завершения строительства индивидуального жилого дома, подтвержденного кадастровым паспортом на созданный (построенный) объект индивидуального жилищного строительства, в течение 2 лет с даты перечисления целевой субсидии, для семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, в течение 3 лет с даты перечисления целевой субсидии.
П. 10 Положения определено, что субсидия предоставляются застройщику - физическому лицу при условии, что он и (или) его супруг (супруга) ранее не улучшали свои жилищные условия с помощью бюджетных средств (за исключением средств материнского (семейного) капитала). Получателем субсидий является только один из супругов, имеющих право на получение субсидий.
Пунктами 11 и 11.1 предусмотрен порядок получения целевой субсидии и компенсации расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома, а именно для получения компенсации застройщик дополнительно к документам, указанным в пункте 11 Положения, представляет копию кадастрового паспорта на созданный (построенный) объект индивидуального жилищного строительства с приложением копий документов, подтверждающих произведенные расходы на строительство индивидуального жилого дома на сумму не менее разницы между суммой субсидий и суммой подтвержденного целевого использования целевой субсидии.
Согласно уведомлению Министерства строительства Новосибирской области от 24 декабря 2015 года № 4120\45-Вн ГОВ отказано в предоставлении субсидии на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома в связи с несоблюдением подпункта 6 пункта 7 Положения о порядке и размерах предоставления застройщикам, осуществляющим строительство индивидуальных жилых домов в муниципальных районах Новосибирской области, субсидий на строительство индивидуальных жилых домов, утв. Постановлением Губернатора Новосибирской области от 01 апреля 2010 года № 102, на том основании, что субсидия на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома предоставляется при условии завершения строительства индивидуального жилого дома, подтвержденного кадастровым паспортом на созданный объект индивидуального жилищного строительства в течение 2 лет с даты разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
При таких данных, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, оценив доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции, обоснованно исходил из того, что субсидия на строительство индивидуальных жилых домов состоит из двух частей, и для получения компенсации расходов застройщика следует произвести последовательные действия для получения целевой субсидии, в связи с чем, правоотношения между ГОВ и Министерством строительства НСО возникли при подаче заявления на предоставление целевой субсидии и рассмотрения представленных документов, включения в реестр застройщиков индивидуальных жилых домов.
Судом первой инстанции учтено, что целевая субсидия перечислена ГОВ 31.12. 2013 г., то есть после внесения изменений в Положение о порядке и размерах предоставления застройщикам, осуществляющим строительство индивидуальных жилых домов в муниципальных районам Новосибирской области субсидий на строительство индивидуальных жилых домов (т. е. после 20.02.2013 г.) и кадастровый паспорт получен 19.10. 2015 года, то есть до истечения двух лет с момента получения первой части субсидии. Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку право истицы на предоставление субсидии на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома возникло после внесения изменений в постановление Губернатора Новосибирской области от 01 апреля 2010 года № 102, то необходимо руководствоваться редакцией постановления, которая действовала в этот период.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы ответчика в части того, что к настоящему спору не может применяться Постановление Губернатора НСО в редакции от 20.02.2013 г. № 38, в связи тем, что ГОВ подала заявление на получение субсидии 23.08.2012 г. и была включена в реестр застройщиков физических лиц 29.09.2012 г., т. е. до принятия Постановления №. по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 Положения о порядке и размерах предоставления застройщикам (физическим лицам), осуществляющим строительство индивидуальных жилых домов (в ред. от 01.04.2010 г., действовавшего на момент подачи ГОВ)., предоставление субсидий носит заявительный характер и осуществляется в пределах средств, утвержденных на эти цели законом Новосибирской области об областном бюджете Новосибирской области на соответствующий финансовый год. Постановление Губернатора Новосибирской области от 20 февраля 2013 года N 38 не содержит указания о действии данного правового акта во времени.
В соответствии с общими принципами гражданского законодательства, по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
При этом суд учитывает, что с момента подачи ГОВ заявления о предоставлении субсидии на строительство индивидуального жилого дома (16 августа 2012 года) и до ее выдачи (31 декабря 2013 года) прошло более 1 года, что безусловно, не по вине застройщика повлекло увеличение срока завершения строительства.
Ответчиком субсидия предоставлялась ГОВ 31.12.2013 г., уже в период действия Положения в иной редакции.
Суд первой инстанции обосновано применил ст. 4 ГК РФ, признав что право по получение субсидии на компенсацию расходов на строительство у ГОВ возникло после получения кадастрового паспорта объекта 19.10.2015 г. и пришел к воду, что у министерства строительства <адрес> отсутствовали основания для отказа в предоставлении субсидии на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома.
Довод ответчика о том, что суд при принятии решения не определил размер субсидии, судебная коллегия отклоняет на том основании, что судом рассмотрены требования в пределах доводов иска.
Заявленные доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, основаны на верном применении норм материального права, в связи с чем, не могут быть приняты в качестве основания к отмене решения суда, постановленного в соответствие с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 15 декабря 2016 г оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства строительства <адрес> – БТМ оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи